СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Любимая кофейная игрушка"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка занятия по дополнительной общеразвивающей программе "Мягкая игрушка". Изготовление кофейной игрушки-примитива. 

Просмотр содержимого документа
«"Любимая кофейная игрушка"»

КОФЕЙНАЯ ИГРУШКА. Пояснительная записка. Для миллионов людей во всем мире кофе является любимым напитком, а некоторые его просто обожают. Бесподобный кофейный аромат заставляет просыпаться по утрам, а неповторимый вкус поднимает настроение, и заряжает энергией на весь день. Любителям кофейного напитка стало мало использовать данный продукт только лишь в кулинарии, поэтому они решили найти ему применение и в рукоделии. Вы спросите, каким образом? Ответ очень прост: они стали мастерить кофейные игрушки. Их приятный аромат как ничто лучше ассоциируется с домашним уютом. Многим нравится, когда такая вот игрушка лежит у них в сумочке или в ящике рабочего стола. Это позволяет в любое время взять ее в руки, вдохнуть любимый кофейный аромат и окунуться в домашнюю атмосферу. По стилю кофейные игрушки немного напоминают состаренные поделки. Поэтому их легко спутать с чердачными игрушками. Но, к примеру, чердачных кукол специально делают такими, чтобы, ни у кого не было сомнений, что это игрушки бабушек или даже прабабушек, найденные случайно при посещении чердака. Создателями чердачных игрушек используются различные техники, позволяющие состарить поделку. Стоит сказать, что сегодня известно множество подобных техник. Чердачная кукла должна олицетворять игрушку, сшитую бабушкой для своей внучки. Старить любую кофейную игрушку не нужно, она должна быть новой. Поэтому у создающего ее человека есть возможность  наделить ее определенным характером и вложить в сотворенное им чудо кусочек своей души. Возможно, когда-нибудь ее тоже можно будет назвать чердачной. Тогда у нее наверняка появится какая-нибудь своя история. Но сегодня это только лишь кофейная игрушка, ароматно пахнущая кофе. Смешной вид кофейных кукол, заек, мишек, слоников и котиков, непременно поднимет настроение и заставит любого улыбнуться, а их аромат взбодрит и подарит ощущение комфорта. Подобные игрушки предназначены не для детей, а скорее для родителей. Сегодня такие куклы стали очень популярными. ОСОБЕННОСТИ Имея достаточно свободного времени и терпения можно довольно быстро научиться делать кофейные игрушки. Нарисовать самому самую простую выкройку не составит труда. Для первого раза можно воспользоваться интернетом, но в этом случае нужно постараться, чтобы ваше творение имело некую изюминку. Для придания своей поделке неповторимого кофейного аромата, мастер в процессе ее изготовления использует специальные пропитки и натуральные зерна кофе, которые обычно размалывает и смешивает с наполнителем.  У каждого мастера есть свои секреты приготовления наполнителя для кукол. Стоит заметить, что пропитку ткани можно сделать разными способами. Некоторым нравится варить ткань в кофейном растворе, кое-кто даже запекает ее после пропитки. Многие предпочитают делать пропитку с одновременным окрашиванием уже готовой игрушки, нанеся раствор кисточкой и стараясь просушить ее на бельевой веревке, чтобы она набралась свежести.

МАТЕРИАЛЫ

Каждый мастер хранит в секрете свой состав пропитки, который выверен им самим. Подобная  смесь, как правило, состоит из кофе растворимого или натурального молотого, соли, клея ПВА, различных специй, корицы, имбиря, ванили, гвоздики и, конечно воды, взятых в самых разных пропорциях.  Шить кофейных кукол лучше из натуральных тканей: бязи, льна или хлопка. Эти ткани более приятные на ощупь, и долго сохраняют запах кофе. Сшитую и пропитанную кофе игрушку нужно обязательно красиво задекорировать, дав волю своей фантазии. Для этого можно использовать все, что вы найдете у себя дома. Вам пригодятся лоскутки ткани и кожи, бусинки, пуговицы, кружева, ленты, бумажные цветы, акриловые краски и многое другое. Сегодня в магазинах можно купить разнообразные материалы для декорирования. Изобилие таких материалов и разных идей дают огромный простор для творчества.

ВЫКРОЙКИ  Выкройки совсем несложные, так как большинство кофейных игрушек сшиты из двух половинок. Их легко самим нарисовать от руки.

Разработка занятия по дополнительной образовательной программе «Мягкая игрушка»

Тема занятия: «Любимая кофейная игрушка».

Возраст обучающихся: 9-11 лет

Группа обучения: 1г/о

Количество участников: не более 12 человек

Цель занятия: Изготовление кофейной игрушки-примитива

Задачи:

1. Изучить технологическую последовательность и трудовые приемы выполнения кофейной игрушки.

2. Развить творческое мышление, эстетический вкус, самостоятельность в подборе материалов, инструментов и приспособлений.

3. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, бережливость, ответственность за выполняемую работу.

4. Продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук.

Методы обучения: Словесный, наглядный, практическая работа.

Приемы: Рассказ, объяснение, показ, напоминание, самостоятельная работа, помощь, поощрение.

Форма работыколлективная, индивидуальная.

Тип занятия: Комбинированное.

Оснащение занятия: Для обучающихся: Заготовки игрушки, материал для набивки, приспособления для набивки, нитки, иглы, бумага и карандаши для эскизирования, акриловые краски, материалы для тонировки: пастель, акварельные карандаши, тени для век, ватные палочки, кисти, декоративные элементы, клеевой пистолет.

Общий набор: кофе, корица, клей ПВА, горячая вода, ванилин, емкость для разведения тонировочной смеси.

Для педагога: План-конспект, мультимедийное оборудование, презентация к занятию, образцы кофейных игрушек, микроволновая печь со стеклянным поддоном. Список вопросов для проведения рефлексии.

Предполагаемый результат занятия: обучающиеся научатся изготавливать кофейную игрушку-примитив по заданной выкройке, с применением собственных эскизов

Время занятия – 90 минут+ перерыв 10 минут

План занятия:

1.Орг. момент 

- Здравствуйте, ребята, рассаживайтесь поудобнее.

2. Вводная часть 

Рассказ (5 минут)

Давным-давно, в старинном городе, название которого сегодня и не вспомнить, работала на кондитерской фабрике добрая женщина. И была у нее дочка. Чтобы дочке не было скучно, пока мама занята на работе, сшила женщина ей из лоскутков и пуговиц мягкую, теплую куколку. Девочка очень любила свою куколку и могла часами играть с ней на чердаке старой кондитерской фабрики. А потом у нее появилась подруга. Девочкам очень понравилось играть вместе, каждый день они придумывали новые и новые игры и забавы. Вместе росли, ходили в школу. Вместе уехали из старинного городка. А кукла так и осталась лежать на чердаке старой кондитерской фабрики. Прошли годы. Городок вырос, фабрика закрылось, а здание, в котором она находилась, купил богатый человек, у которого тоже было много детей. Разбирая вещи на старом чердаке, они нашли  забытую куклу. Она постарела, пожелтела от времени и навсегда пропиталась запахами кондитерской – корицей, ванилью и другими специями. Такой теплой и уютной была эта старая-старая кукла,  что  дети хозяина дома очень полюбили ее, но это уже совсем другая история.

Конечно, это всего-лишь красивая легенда. Однако, чердачных кукол, действительно состаривают, и пропитывают ароматизаторами. Ароматная чердачная игрушка произошла от тильды (примитивной текстильной куклы, которую сшила норвежская девочка Тоне Финангер). Но чердачная кукла выделилась в отдельное направление.

Примитивная тканевая кукла берет свое начало со времен первых Американских поселенцев и Коренных американцев, которые использовали любые подходящие общедоступные материалы, чтобы производить куклы для своих детей. Изготавливают такие куклы из натуральных материалов в приглушенных, бледных тонах, придавая им простую, часто ассиметричную форму головы и тела. Некоторые не имеют черт лица. Их головы, как правило, редковолосые или совсем лысые. Кроме того используются несовместимые с тканью пуговицы (часто большие пуговицы), которые используются для пришивания частей тела или для нашивания на одежду, что отлично дополняет их внешний вид. Некоторые Примитивные куклы могут держать в руках палки корицы. Иногда куклы держат флаги, мягкую игрушку, домашнюю птицу, гирлянды, шитье и миниатюрные стеганые одеяльца.

Для всех примитивов характерна ручная работа. Эти куклы считаются самыми домашними, хотя некоторые, возможно, даже назвали бы их уродливыми. Эта кукла стала очень популярна в наше время. Те, кто хоть однажды видел чердачную куклу, ощутил волшебный аромат, исходящий от нее, уже не смогут забыть этого волшебного ощущения. 
Такая кукла может стать настоящим талисманом домашнего уюта – исходящий от нее тонкий запах ванили и кофе, корицы и пряных трав придает новые краски и оттенки уже устоявшемуся быту. 
Чердачная кукла – это великолепнейший, и что самое главное, отнюдь не банальный подарок. Сегодня чердачная игрушка – это уже не просто игровая кукла.   Это замечательное украшение интерьера, оберег и  сувенирная продукция. Соответственно расширился диапазон чердачных игрушек – приняв в себя фигурки животных и мифических персонажей. Текстильная игрушка очень хорошо вписывается в любой интерьер от современного до в классического. Интерьерные игрушки очень самостоятельны. Для них не надо какого-то особого антуража, игрушку можно поставить на полочку или на журнальный столик, посадить на спинку дивана или кресла.

На сегодняшний день  я сшила  несколько этих милых, ароматных игрушек.

А теперь предлагаю и вам попробовать свои силы и  подарить себе маленькое чудо -  игрушку старого чердака.

3. Объяснение нового материала (материалы и инструменты, обоснование выбора тематики игрушки, технология выполнения по этапам) (40 минут)

-Для того, чтобы самостоятельно изготовить такую замечательную игрушку вам понадобятся вот такие материалы и инструменты, перечислите их, пожалуйста, и проверьте наличие всего необходимого на ваших рабочих местах.

1 этап: раскроить 2 детали по шаблону

- Перед вами лежат готовые сшитые фигурки. Кого? Правильно, это кошка. Кошка это символ красоты и грандиозности, ловкости и неуязвимости.

В религии Древнего Египта существовал культ Бастет, лунной богини красоты, изображавшейся в образе женщины с кошачьей головой. Египтяне кошек холили и лелеяли, за обиду этого божественного животного, виновный отвечал своим кошельком, а за убийство – собственной жизнью.

Римляне нашли кошкам лучшее применение, сделав из них охотников за домашними мышами. В Риме кошка стала эмблемой свободы спутницей богини Либертас.

Суверенные жители христианской Европы принимали кошек как ведьм, а котов – за оборотней и прислужников самого Сатаны. От суеверных христиан не отставали и мусульмане, которые считали, что в кошке перевоплощен злобный джин.

В конечном итоге каждый народ оставался при своём мнении: если для большинства европейцев, арабов и японцев черная кошка – предвестник беды, то для англичан и американцев – то наоборот. Английские моряки уверяли, что если на корабле есть черная кошка, то не страшна никакая буря.

На Руси к черным кошкам относились с опаской, но массовых гонений на них не устраивали. Что касается кошек других расцветок, то к ним испытывали искреннюю симпатию. Муркам часто приписывали дар ясновидения. Действительно, известно множество случаев, когда кошки тревожно мяуканьем или беспокойным поведением предупреждали своих хозяев об опасности: пожар, наводнение, землетрясение.

У многих народов сегодня кошка считается талисманом домашнего уюта, именно  талисман сегодня мы и будем делать.


2 этап: сшивание деталей швом «через край»

Повторение техники безопасности с ножницами, иглой.

Чтобы детки вам работать

Нужно правила вам знать

Я их с детства точно помню

Коротенько вам напомню.

Помни, иглы и булавки

Не валяются на лавке.

Поработал, не забудь

Их в игольницу воткнуть.

Я про ножницы скажу,

На примере покажу:

Как их надо подавать

Ни острыми конечками,

А круглыми колечками.

Нужно правила всем знать

Аккуратно соблюдать

И получим мы тогда

Наслажденье от труда!


3 этап: Выворачиваем игрушку и набиваем.

- Ваша задача сейчас плотно набить фигурку наполнителем. Начинаем от самых дальних краев – это у нас ушки животного. Наполнитель отрываем небольшими кусочками.

Физпауза: Потянитесь, как кошечки, поиграйте друг с другом руками как лапками котята, помурлыкайте.


4 этап: сшиваем отверстие.

5 этап: приготовление смеси, покрытие игрушек.

- Обычно такие сувениры запекаются в духовке или просушиваются на открытом воздухе. Можно использовать фен, но так как мы работаем в ускоренном режиме, наши игрушки мы будем запекать в микроволновой печи. Там, где игрушки будут соприкасаться друг с другом появятся интересные пятнышки и разводы, которые придадут нашим котятам дополнительный шарм. Однако, я должна предупредить вас, что сушка в микроволной печи опасна – потому что под воздействием микроволн игрушка быстро накаляется и может вспыхнуть. Такую работу лучше предложить взрослым.

6 этап: просушивание

7 этап: работа над эскизом будущей игрушки

- А пока наши  заготовки просыхают, мы с вами, как и положено настоящим художникам поработаем над эскизом будущей игрушки, чтобы избежать ошибок при работе с красками. Подумайте, как вы распишете мордочку животного, будете ли рисовать дополнительные элементы. Вспомните правила расположения и рисования глаз у кошки – об этом мы с вами много говорили на прошлых занятиях при рисовании животных.

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА- ПЕРЕМЕНА – 10 минут

8 этап: самостоятельная работа обучающихся над эскизом игрушки.

Во время работы педагог консультирует обучающихся.

4. Самостоятельная, практическая работа- роспись игрушек, декорирование (40 минут)

Наши с вами заготовки просохли, обратите внимание, какими жесткими на ощупь они стали, это произошло, благодаря добавлению в ароматную смесь клея ПВА. В дальнейшем это поможет нам при росписи, так как  жесткая основа не допустит растекания красок по-поверхности. И все-таки, я прошу вас помнить о том, что мы работаем с тканью и ограничить количество воды на кисточке.

  1. Наносим рисунок простым карандашом, при необходимости, поправляем рисунок стирательной резинкой.

  2. Наносим первоначальный, грунтовый слой краски на область глаз.

  3. Тонируем область вокруг глаз при помощи пастельных карандашей, теней для век  при помощи ватных палочек.

  4. Высветляем этими же материалами область переносицы и щечек.

  5. Прорисовываем радужку и зрачки, нос, рот.

  6. Добавляем белым цветом блики на глаза и нос игрушки

  7. Декорируем игрушки декоративными элементами (бантики, ленточки, цветочные накладки, пуговицы и проч.) при помощи клеевого пистолета

5. Завершение занятия. Рефлексия, мини-выставка – 5 минут

- Наши с вами кофейные ароматные игрушки готовы. Теперь они уже смотрят на свет совсем живыми глазками и, я думаю, подарят своим хозяевам много приятных минут. Ну, а нам необходимо подвести итог нашего занятия. Для этого я попрошу каждого из вас выбрать из предложенного списка одну неоконченную фразу и завершить ее:

  1. сегодня я узнал…

  2. было интересно…

  3. было трудно…

  4. я выполнял задания…

  5. раньше я не знал…

  6. я понял, что…

  7. теперь я могу…

  8. я почувствовал, что…

  9. я приобрел…

  10. я не смог…

  11. я научился…

  12. у меня получилось …

  13. я смог…

  14. я попробую…

  15. меня удивило…

  16. урок дал мне для жизни…

  17. мне захотелось…

- Я благодарю вас всех за плодотворную работу, и пожелаю вам удачного дня. До свидания, до новых встреч.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!