СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лицей в жизни и творческой биографии А.С.Пушкина. 6 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Лицей в жизни и творческой биографии А.С.Пушкина. 6 класс.»

Урок № 12. 6 класс программа Меркина Г.С.

Тема. Лицей в жизни и творческой биографии А.С.Пушкина.

        Цель:        

  • выявить факторы, оказавшие влияние на становление творческой личности поэта;

  • совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать творческие способности учащихся;

  • воссоздать особую атмосферу «лицейского духа»; выявить примеры нравственного поведения, гордой независимости, достоинства; формировать чувство товарищества, уважения к людям.

ХОД УРОКА.

І.        Организационный момент.

II.      Изучение нового материала. «Лицей в жизни А.С.Пушкина».

На доске:

19 октября.

Лицей.

Александр Сергеевич.

 - Как связаны эти элементы между собой? Поделитесь своими предположениями.

 -Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

 -Что нам необходимо узнать или выяснить?

 -А с помощью каких источников мы можем приобрести какие-то знания?

 -Молодцы.

- Из года в год на уроках литературы вы открываете какую-то новую страницу жизни Пушкина, больше читаете, узнаете о творчестве поэта, его окружении, времени. Любой человек в нашей стране знаком с Пушкиным с самого детства. Это имя сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые слышим его в самом раннем детстве от мам и бабушек, которые читают нам его сказки.

 - Как вы думаете, почему лицейский период жизни великого поэта может быть для вас особенно интересен? (Пушкину 12 лет - тот же возраст, его интересуют те же вопросы, что и шестиклассников: кем быть, как жить, может быть, похожие мечты, надежды, планы).

12 августа 1811 - вступительный экзамен в Лицей. В зале роскошного дворца министра просвещения А.К.Разумовского собрались юные кандидаты в сопровождении родственников. Экзаменовали: сам Разумовский, директор департамента Мартынов, директор Лицея Малиновский.

Перед большим собранием экзаменаторов живой, курчавый, быстроглазый мальчик. Отвечает легко и уверенно.

4.Инсценирование «Вступительный экзамен».

Экзаменатор. Какого французского писателя вы знаете лучше всего?

Пушкин. Вольтера!

Экзаменатор. Не родственник ли вам писатель Василий Пушкин?

Пушкин. Точно так, ваше сиятельство, родной дядя.

Экзаменатор. В таком случае вы, конечно, знаете и других русских писателей?

Пушкин. Ещё бы! Дмитриев, Карамзин, Жуковский, Батюшков – у нас в доме свои люди.

Экзаменатор. Примите за правило, молодой человек, выслушивать старших до конца, не прерывая. Итак, я спрашиваю вас, читаете ли вы произведения наших лучших писателей?

Пушкин. Кажется, всё перечитал, что интересного в библиотеке моего отца, а библиотека у него в тысячу с лишним томов.

Экзаменатор. Но если вы всё перечитали, то любопытно знать, кого вы почитаете первым русским поэтом?

Пушкин. По времени первым русским поэтом надо считать Ломоносова…

Экзаменатор. А про Кантемира небось и забыли или не слыхали?

Пушкин. Кантемир – не поэт, у него рубленая проза.

Экзаменатор. Вот как!

Пушкин. Не один я так считаю: я от многих слышал. По качеству же стихов первым поэтом хотя и приято у нас считать Державина, но стих у него чересчур напыщен, у Жуковского он гораздо натуральнее и благозвучнее.

Экзаменатор. Вы прочитали малую толику. Запомнили, несомненно, кое-что наизусть?

Пушкин. Очень многое.

Экзаменатор. Например… ну хотя бы карамзинскую «Марфу Посадницу»…

Пушкин. «Раздался звук вечевого колокола, - и вздрогнули сердца в Новгороде. Отцы семейств вырываются из объятий супруг и детей, чтобы спешить туда, куда зовёт их отечество…»

Экзаменатор. В арифметике, я уверен, вы всего слабее.

Учитель. И он не ошибся.

Экзаменатор. Что вы учили по обязанности, то усвоили плохо, что читали без спроса, то усвоили прекрасно.(Директору Малиновскому) Сей птенец сколь необуздан, столь и даровит.

5.Слово учителя.

Торжественное открытие лицея состоялось 19 октября 1811 года  в Екатерининском дворце Царского Села. На открытии присутствовали: царь Александр I,  царская семья, члены Государственного Совета, министры, придворные. Воспитанниками стали  30 мальчиков 11–14 лет из дворянских семей.

Система обучения в лицее (доклад ученика)

Обучение было рассчитано на 6 лет и состояло из двух курсов по 3 года в каждом. Первый курс назывался начальным и включал в себя следующие предметы: грамматическое изучение языков (российского, латинского, французского и немецкого), науки нравственные (закон Божий, философия и основы логики), науки математические и физические (арифметика, геометрия, тригонометрия, алгебра и физика), науки исторические (история российская, история иностранная, география и хронология), первоначальные основания изящных письмян (избранные места из лучших писателей и правила риторики), изящные искусства и гимнастические упражнения (рисование, чистописание, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).

Второй  курс (окончательный) охватывал следующие разделы: науки нравственные, физические, математические, исторические, словесность, изящные искусства и гимнастические упражнения.

Внутреннее управление  лицея

В лицей принимались лучшие представители дворянского происхождения. Первый список учащихся утвердил лично император.

Внутреннее управление в лицее осуществлял директор, кандидатуру которого также утверждал сам император. Первым директором  был статский советник  В. Ф. Малиновский. Директор был обязан постоянно проживать в здании Лицея и находиться в курсе всех важных дел.

Следует отметить,  что Царскосельский лицей находился под патронажем императора России. Кроме того, граф А. К. Разумовский официально именовался главой лицея со званием его главнокомандующего. Он знал по фамилии и имени каждого лицеиста, бывал на занятиях и участвовал в приеме экзаменов.

7.Слово учителя.

Занятия лицеистов

Лицеисты с большим интересом занимались изящными искусствами, гимнастическими упражнениями и фехтованием.

Обучение юношей ) верховой езде началось с 1816 года, а первым учителем по этому предмету был полковник лейб-гусарского полка А. В. Крекшин. Занятия проводились три раза в неделю посменно, без посторонних зрителей и непременно при гувернере.

Занятия по плаванию начались с лета 1817 года и проводились специально назначенными двумя-тремя матросами. Местом для упражнений была большая купальня в царском саду. После плавания проводился медицинский контроль.  

Уроки танцев давали И. И. Эбергардт и другие иностранцы, специально приглашенные в лицей.

Распорядок дня лицеистов (доклад ученика)

Царскосельский лицей являлся закрытым учебным заведением, а его воспитанники находились на полном пансионе. Выезд из лицея во время учебного года запрещался. Все лицеисты подчинялись строгому распорядку дня.

  • 6 часов - общий подъем, затем воспитанники шли на утреннюю молитву.

  • 8 до 9 часов - урок в классах;

  • 10 до 11-ти — завтрак (чай с белой булкой) и прогулка в парке.

  • 11 до 12 часов в лицее предусматривался второй урок в классах.

  • 13 часов — обед из трёх блюд и короткий перерыв.

  • 14 часов занятия по чистописанию и рисованию.

  • 15 до 17 часов - уроки в классах.

  • 17 до 20 часов - короткий отдых, полдник, прогулка, игры и гимнастические упражнения.

  • 20 часов - ужин, состоящий из двух блюд, потом  прогулка в парке и повторение уроков.

  • 22 часа - вечерней молитвы, сон.

Комнаты учеников. Каждому ученику при поступлении был присвоен номер, который соответствовал номеру его комнаты (у Пушкина был №14).

Комнаты у всех учеников были обставлены одинаково: кровать, письменный стол, один стул, комод, умывальник.

Обстановка была довольно скромной, позже Пушкин будет называть свою комнату «келья».

Форма лицеистов

Отличительной особенностью Царскосельского лицея  являлась единая форма одежды. Мундир лицея состоял из однобортного кафтана темно-синего сукна со стоячим воротником из красного сукна и такими же обшлагами, с золотым и серебряным шитьем. Пуговицы были гладкие, позолоченные, подкладка синяя. Камзол и нижнее платье — из белого сукна.

Лицейская библиотека

Огромное значение в жизни Царскосельского лицея  имела его библиотека.

Первоначально фонд библиотеки лицея сформировался из книг, переданных в дар хозяевами Александровского дворца (1670 единиц).  Затем в библиотеку стали поступать практически все лучшие отечественные и зарубежные книги.  Наибольшим спросом в библиотеке пользовались учебные пособия штатных профессоров лицея.

А еще в лицее была так называемая Газетная комната, где посередине стоял круглый стол. На нём свежие газеты, журналы: «Вестник Европы», «Московские ведомости», «Северная почта», журналы немецкие, французские…

Наступил 1812 г. - началась Отечественная война.

Всё внезапно переменилось. Казалось, рухнули крепкие лицейские стены, ограждавшие от жизни, и открылась им Россия – необъятная, огромная, её города и сёла, её бесконечные дороги, затерянные среди полей и дремучих лесов.

В Газетной комнате появилась большая карта, и лицеисты внимательно следили по ней за ходом военных действий. «Профессора приходили к нам и научили нас следить за ходом дел и событий, объясняя иное, нам недоступное», - вспоминал Пущин. Не лавры победы, а позор поражения пожинал Бонапарт на полях России. Голодные, оборванные, замёрзшие остатки разгромленной «великой армии» шли на запад.

Победоносная русская армия перешла Неман 29 декабря 1812 г.

Испытания лицеистов

 Существенное воспитательное значение имел Табель об успехах, прилежании и дарованиях воспитанников лицея.

8 января 1815 года состоялись первые переводные испытания лицеистов младшего курса. На экзамен по российской словесности приехали   великий поэт Г. Р. Державин и другие любители просвещения.  

И вот наконец вызвали его – Александра Пушкина.

Он стоит посреди зала в двух шагах от знаменитого поэта.

Пушкин сдаёт экзамен Державину на высокое звание российского поэта…

8.Выразительное чтение подготовленным учеником фрагмента стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» от слов «О вы, которых трепетали…» до слов «И благотворный мир земле». 

О вы, которых трепетали

Европы сильны племена,

О Галлы хищные! и вы в могилу пали. -

О страх! О грозны времена!

Где ты, любимый сын и счастья и Беллоны,

Презревший правды глас, и веру и закон,

В гордыне возмечтав мечем низвергнуть троны? -

Исчез, как утром страшный сон!

В Париже Росс! - где факел мщенья?

Поникни Галлия главой. Но что я зрю?

Герой с улыбкой примиренья

Грядет с оливою златой.

Еще военный гром грохочет в отдаленьи,

Москва в унынии, как степь в полночной мгле,

А он идет - несет врагу не гибель, но спасенье

И благотворной мир земле.

9. Слово учителя.

Он читал с необыкновенным воодушевлением. Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер и другие товарищи не спускали с него глаз, затаив дыхание следили за малейшим его движением.

Державин был в восторге. Сколь миролюбиво выбрался он из-за стола, чтобы прижать к груди этого мальчика, но тот убежал.

После экзамена граф Разумовский задал по своему обыкновению  пышный обед для почётных гостей. Приглашён был отобедать и Сергей Львович Пушкин. Все поздравляли его с успехом сына. А министр заявил: «Я бы желал, однако же, образовать вашего сына в прозе».

«Оставьте его поэтом!» - горячо воскликнул Державин.

«Воспоминания в Царском Селе», присланные ему Пушкиным, Державин подшил в особую тетрадь вместе с программой лицейских испытаний.  Приезжавшим к нему не уставал рассказывать, что «скоро явится свету второй Державин: это Пушкин, который ещё в Лицее перещеголял всех писателей».

 Лицейское братство.

Самым светлым чувством для лицеистов первого выпуска дружба была. Она не измерялась ни числом встреч на жизненном пути, ни перепиской, ни литературными интересами.

Дельвиг Антон.  В будущем -  создатель Альманаха «Северная звезда».  Прозвище Тося, Тосенька. Близкий друг Пушкина.   В Лицее он отличался только познаниями в российской словесности. Все остальные занятия и лекции проходили для него  как бы в тумане: он дремал. Он не любил шумные  игры, возню. О  его лени в Лицее ходили легенды. Да он и сам поддерживал репутацию увальня-лентяя, задумчивого и рассеянного.

Пушкин. Пушкин Александр. Прозвища Егоза, Француз.  Самолюбивый и задорный, легко воспламенявшийся, но скоро остывавший. Он  всегда готов  судить себя так же строго, как и другого.  Он был, конечно, тяжелым человеком и для других, и для себя.  Иногда до поздней ночи, когда весь Лицей уже покоился сном, он мучил себя воспоминаниями о  неудачах прожитого дня  и доверял свои муки соседу по комнате, Пущину.

Кюхельбекер.   Вильгельм Кюхельбекер.  Кюхля! Он был предметом для шуток, но все уважали его за трудолюбие и упорство, с которыми он шел к поставленной цели.

  Пушкин ценил в нём любовь к поэзии, литературный вкус и широкую эрудицию. Он всюду носил с собой толстую тетрадь, это был его знаменитый словарь, в который он переписывал все мысли, казавшиеся мне замечательными. Этот словарь стал любимым чтением Пушкина. Особенно он любил одно из выражений словаря: «Кто мечтает о дружбе, тот уже достоин иметь друга.» Восхищение Пушкиным и трогательную любовь к его поэтическому дару Кюхельбекер пронес через всю жизнь. Когда весной 1820 года Пушкину грозила царская расправа, он, как мог, ринулся на защиту друга:

Пущин Иван. Прозвище Большой Жано, Иван Великий.  С хорошими дарованиями. В обращении приятен, вежлив и искренен, но с приличной разборчивостью и осторожностью. Очень близок был ему будущий пароль декабристов: «Честь, польза, Россия».

 14 декабря был на Сенатской площади. Осуждён. Приговорён к 31 году тюрьмы и ссылки. В Лицее учился прекрасно. Лицейское братство было ему близко, лицейское панибратство не всегда.  Лучшим другом был Пушкин.

Малиновский Иван.  Сын первого директора Лицея. Прозвище Казак получил за отчаянность и задиристость.  Знал много пословиц и поговорок. За что один из надзирателей назвал его Санчо-Панса.  С  Пушкиным Малиновского  сблизила смерть его отца.  Пушкин первый подошел к Малиновскому во время похорон, обнял его. В этот день их дружба была скреплена на всю жизнь. А еще их дружба была проверена любовью.

Данзас. Константин Данзас Был не в самых близких отношениях  с Пушкиным в Лицее, и, если бы не трагические обстоятельства в конце января 1837 года,  его имя, скорее всего, было бы нам не известно.  Он стал секундантом Пушкина на дуэли. Дуэль разделила Данзаса жизнь на «до» и «после». Его мучила его роль в роковой для Пушкина дуэли. Он часто обвинял себя в том, что не сумел сохранить жизнь товарищу, сраженному пулей на Черной речке. Данзас превратился в грустного, подавленного человека. При себе Данзас хранил кольцо с бирюзой, которое Пушкин снял со своей руки и оставил ему. Согласно поверью, это был талисман от насильственной смерти.

Генерал-майор Константин Данзас ушел из жизни 3 февраля 1870 года. Он был абсолютно одинок. На католическом кладбище Выборгской стороны его похоронили за казенный счет. Прах Данзаса уже в 1936 году перенесли в Александро-Невскую лавру. 

  УЧИТЕЛЬ. (Слайд 46)Чувству родства между лицеистами можно только позавидовать. Без своих друзей, без их шуток, насмешек, помощи, памяти Пушкин не стал бы Пушкиным. А они без него, без его мыслей, строчек, без того бессмертия, которым он так щедро с ними поделился.

Первый выпуск лицеистов

В 1817 году (Слайд 47) состоялся первый выпуск воспитанников Царскосельского лицея в государственную службу. С чином IX класса были выпущены 9 человек, с чином Х класса — 8 человек, 7 человек стали офицерами гвардии и 5 — офицерами армии.

Лицей окончен. Было грустно и радостно.

Расставаясь, лицеисты поклялись ежегодно отмечать день Лицея – 19 октября. Так и было.

10.Выразительное чтение подготовленным учеником фрагмента стихотворения «19 октября».(Слайд 48)

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен -

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

11. Слово учителя.

В шестидесятилетие первого выпуска – 19 октября 1877 г. телеграмму Горчакову подписал от имени семи курсов Сергей Комовский. Их осталось двое от первого выпуска.

Кому ж  из нас под старость день лицея

Торжествовать придётся одному?

В годовщину 1880 г. из первых лицеистов в живых остался один Горчаков.

В 1883 г. А.М.Горчаков скончался. У него было 35 правительственных наград. Всего же 29 лицеистов получили 200 русских и иностранных орденов. А Пущин, Кюхельбекер и Пушкин – ни одного.

Наградой Пушкину стали вечная память народная и слава великого русского национального поэта.

11. Просмотр видеофильма об А.С.Пушкине «Мой живой журнал».

III.  Подведение итогов урока.

IV. Домашнее задание.        

1.Прочитать и пересказать вводную статью учебника об А.С. Пушкине.

2.Составить рассказ о лицейских годах А.С.Пушкина с использованием материалов учебника и урока.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!