СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературный вечер во 2 "А" классе, посвященный Коста Хетагурову, на тему "Мой Коста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературный вечер во 2 "А" классе, посвященный Коста Хетагурову, на тему "Мой Коста". Литературный вечер провели в МКОУ СОШ№1 с. Эльхотово.

Просмотр содержимого документа
«Литературный вечер во 2 "А" классе, посвященный Коста Хетагурову, на тему "Мой Коста"»





Литературный вечер , посвященный Коста Хетагурову

на тему «Мой Коста» во 2 «А» классе



















Учитель: Дудиева Р.Л.

«Мой Коста»

Коста: Не спрашивай, кто я,—
Ведь я не уздень.
Я не из красавцев,
Хоть в шелк разодень.
Рубашка — холстина,
Бешмет — полотно,
И выткано грубо
Черкески сукно.
Прутом подпоясан,
Арчита ношу...
А кто я? Ну, слушай —
Вниманья прошу

Коста уходит со сцены и присаживается на стул в углу сцены. Звучит приглушенная музыка для фона (хъисынфæндыр) выходят два ведущих мальчик и девочка.

1. ведущий :У подножия белоснежных вершин Кавказа, на могучем скалистом кряже, омываемом горными потоками, приютилось небольшое осетинское селение Нар, (Пезентация. Слайд №3) где в октябре 1859 года в семье прапорщика русской армии и уважаемого всеми человека Левана Хетагурова и Марии Губаевой родился сын. Старейшины села Нар дали ему имя-Коста.

СЦЕНКА: "КЪОСТАЙЫ РАЙГУЫРД"(РОЖДЕНИЕ КОСТА)

АРХАЙД ГУЫБАТЫ ХӔДЗАРЫ

МАРИЯЙЫ МАД: МӕзӕрдӕхсайыНарма.Цымӕкуыд у Мариӕ?Чидӕртӕӕрбацӕуы. Хорз хабар хӕссӕгуӕнт.

ФЫД: Куывд хъӕуы,Маккиан, куывд!!!

МАД: Цавӕр куывды кой кӕныс,нӕ зӕронд?!

ФЫД: Хӕрӕфырт нын райгуырд хӕрӕфырт!

МАД: Амондджын гуырд ӕй хохы дзуӕрттӕ фӕкӕнӕт! Ном ыл ӕвӕрын хъӕудзӕн!

ФЫД: Ном ыл Нары хистӕртӕ сӕвӕрдтой.

МАД: Цы?

ФЫД: Къоста.Де ртӕ кӕрдзыны ӕфсин.

ЛӔГТӔ КУВЫНЦ.

Стыр Хуыцау ӕппӕт дӕр ды сккодтай ӕмӕ нӕ дӕ хорзӕх уӕд! Ноггуырд хӕдзары фӕзынд ӕмӕ амондджын гуырд чи фӕци, уый ӕмбал фӕуӕд! Мады Майрӕм, нӕ хӕрӕфырт хорзӕй байрӕзӕд! Хетӕджы Уастырджи, нӕ ног гуырд дӕ фӕдзӕхст уӕд!

МАД ӔМӔ ИУ ЛӔГ КАФЫНЦ.

ӔРБАХЫЗТ САУ ДАРӔСЫ,ГАЛИУ КЪУХЫ ЕХС, АФТӔМӔЙ ЛӔУУЫ. КАФТ ФӔУРӔДТОЙ ӔДЗӔМӔЙ ЛӔУУЫНЦ.

-- Уӕ хӕрӕфырт цӕринаг уад,фӕлӕ уӕ чызг....

ӔНКЪАРД МЕЛОДИ...СӔРГУЫБЫРӔЙ ЦӔУЫНЦ.



2. ведущий: Не насладился маленький Коста материнской лаской:

1. ведущий: Его мать Мария Гавриловна Габуева подарила жизнь своему сыну,но сама …

Выходит Коста.

Коста: Блажен, кто с младенческих лет
Был солнцем весенним согрет
И ласкою матери милой!

1 ведущий: Воспитание маленького Коста поручили дальней родственнице Чендзе Хетагуровой, женщине доброго нрава и золотого сердца, которая всей душой занималась воспитанием ребенка.

Коста: Чужая младенца

В свой дом приняла,

И грудью кормила,

И доброй была.
Дитя баловала
Заботой своей,—
Те ранние годы
Всего мне милей

2 ведущий: Но не долго длилось там его счастливое детство: отец Коста женился во второй раз. Его женой была дочь местного священника Сохиева. 

Коста:Он снова женился,—
Пришел я домой,
Всего натерпелся
От мачехи злой...
Подарки — побои,
И ласки — пинки,
Изведал я тяжесть
Жестокой руки.


1.ведущий: Отец использовал все свои возможности дать образование сыну. Вскоре Коста определили в церковно-приходскую школу. Затем - во Владикавказскую прогимназию.

2. ведущий: Несмотря на трудное детство, он стремился к знаниям, проявлял способности к творчеству.С 11 летнего возраста  Хетагуров десять лет учился в Ставропольской губернской гимназии. Тут стал заниматься литературой.

Он писал не только для взрослых, но и для детей. Послушайте стихи Коста, написанные детям.

(Дети рассказывают стихи Коста на осетинском языке)

ДЗЫВЫЛДАР

Æнгуырдар – дзывылдар,

Кæм хæтыс зымæг?

Цы бæстæ, цы хæхтæ

Фæтæхыс уынæг?



Кæм рæзынц, кæм цæрынц

Дæ хотæ, дæ мад?

Тæхуды, тæхуды,

Кæмæн ис дæ цард!







КÆМÆН ЦЫ...

Алы куыстæн – рад.

Дзидзидайæн – мад.

Хорз фыййауæн – фос;

Бирæ фосæн – хос.

Хоры кæндæн – зад,

Хоры хæрдæн – кад.

Сонт рæдыдæн – барст;

Хорз зæрдæйæн – уарзт.

Рагон мастæн – тад;

Загъдкъахæгæн – над.

Магусайæн – цæф;

Цырд лæппуйæн – кæф!..

БАЛЦЫ ЗАРÆГ

Цæйут, æфсымæртау,

Радтæм нæ къухтæ

Абон кæрæдзимæ,

Иры лæппутæ!..



Скæнæм нæ тырыса

Дзыллæйы номæй.

Рухсмæ æнæзивæг

Цомут æнгомæй!..



Растдзинад уарзынæй

Скæнæм нæ фæндаг...

Гъе, мардзæ, магуса!

Фесæф, нæуæндаг!..



ÆРРА ФЫЙЙУ

Раджы хохы цъуппæй касти

Иу æрра фыййау,

Мигъ æнгом йæ быны бадти,

Урс цагъд къуымбилау.

Бахъазыд дын æм йæ зæрдæ, –

Тæккæ былгæрон,

Дурыл авæрдта йæ къæхтæ:

“Агæпп æм кæнон, –

Загъта, – фос уал ам мæ сæрмæ

Хизæд уæзæгыл,

Æз фæхуысдзынæн изæрмæ

Уыцы бæмбæгыл...”

Дардыл йе уæнгтæ фæхаста, –

Гъопп! – зæгъгæ, йæхи

Пуртийы зыввытт фæласта...

Лæг ныххæррæгъ и!

УАСÆГ

О, уасæг, уасæг,

Сызгъæрин къоппа!

О, уасæг, уасæг,

Сырхзæлдаг боцъо!



Куыд раджы фестыс,

Куыд хъæрæй зарыс?

Нæ буц лæппуйы

Хуыссын нæ уадзыс!



ЛÆГАУ

Фест райсомæй, лæгау,

Ныхс сапонæй дæхи

Æмæ–иу скув: Хуыцау,

Фæдзæхсын дыл мæхи!



Дзул к'уаид, уæд бæргæ,

Дæу дæр дзы хай фæуид!

Куы нæ уа, уæд хæргæ!

Кæрдзынæй стонг æрвит!



Цæттæ дæ хызын дар,

Тагъд де скъоламæ уай!

Æнæзивæг куы уай, –

Хуыздæр бынат дæ бар!



Зондамонæгмæ хъус,

Цы зæгъа, уый–иу кæн,

Зæрдæхъæлдзæгæй кус,

Æмæ бæззайлæгæн!..







ЗÆРВАТЫКК

Зæрватыкк – æнæхъыг,

Æнæмаст цæрæг!

Дæ зарæг – нæ дарæг,

Нæ уалдзæггæнæг!

Хъæлдзæгæй, æвзыгъдæй

Фæхæтай фæрнæй

Нæ хæхты, нæ бæсты,

Æлдар кæмæн нæй!



ФÆЗЗÆГ

Æхсæлы ызгъæлы,

Лæджирттæг фæбур...

Мигъ бады цæгаты, –

Нæ йæ тавы хур...



Æркарстам, æрластам

Нæ хортæ, нæ хос...

Чи кусы йæ мусы,

Чи 'лвыны йæ фос...



Хор бирæ, фос бирæ

Хуыцауы фæрцы...

Нæ хохбæсты бæркад,

Цы диссаг дæ, цы!..

1.ведущий: Здесь он начал и рисовать. Со слов людей, знавших его мать, нарисовал ее портрет.(показ презентации слайд №6)



2.ведущий: Отец прочил сыну военную карьеру. Но в 1881 году, отлично сдав экзамены, Коста был принят в Петербургскую академию художеств. Но ему не удалось завершить учебу, так как он вместе с демократически настроенной студенческой молодежью Петербурга открыто выступал против несправедливости. Ему перестали выплачивать стипендию, и он вынужден был вернуться на родину.



Коста: Сказал я: неси же домой –
В Осетию, в край наш родной,
Свое одинокое горе...
И хлынули слезы из глаз,
И радость в груди разлилась:

Увидел я снежные горы.



1. ведущий: В очень плачевном положении застал он свой народ:

Коста: Но более бедным, чем я,
Вернувшись, нашел я тебя,
Народ, изнуренный заботой.

Додой

Додой фæкæнат, мæ райгуырæн хæхтæ,

Сау фæныкæй уæ куы фенин фæлтау!

Зæй уæ фæласа, нæ тæрхонылæгтæ, –

Иу ма уæ фезмæлæд искуы лæгау!..



Искæй зæрдæ уæ дзыназгæ нырризæд,

Искæмæ бахъарæд адæмы хъыг,

Дзыллæйы мæстæй уæ исчи фæриссæд,

Иумæ уæ разынæд иу цæстысыг!..

1ведущий. Полный энергии и обуреваемый творческими порывами, молодой поэт и художник приехал во Владикавказ. Тут он писал стихи, поэмы, пьесы, выставлял свои картины, но все это не удовлетворяло Коста,он не мог по настоящему проявить свои разносторонние дарования. Кроме того народ Осетии, задавленный нуждой, ждал прямого заступничества больше, чем общекультурной просветительской деятельности. И Коста был готов к такому заступничеству.

Коста: Люблю я целый мир, люблю людей ,бесспорно,

Люблю беспомощных, обиженных сирот.

Но больше всех люблю, чего скрывать позорно-

Тебя родной аул и бедный наш народ!

За вас отдам я жизнь... Все помыслы и силы

Всего себя лишь вам я посвятить готов.



2 .ведущий.: В те годы Коста написал потрясающее стихотворение «Мать сирот», где показал нищенское существование людей.

МАТЬ СИРОТ

Коченеет ворон...

Страшен бури вой...

Спит на круче черной

Нар, аул глухой.

Долгой ночью лучше,

Чем тяжелым днем...

Светится на круче

Сакля огоньком.

На краю аула

В брошенном хлеву

Нищета согнула

Горькую вдову.

Горе истерзало –

Где уж тут до сна?

Над огнем устало

Возится она.

На полу холодном –

Кто в тряпье, кто так –

Пять сирот голодных

Смотрят на очаг.

Даже волка косит

Голод в холода.

Злая смерть уносит

Слабых без труда.

«Ну, не плачьте! – грустно

Говорит им мать, –

Накормлю вас вкусно,

Уложу вас спать...»

Можжевельник саклю

Дымом обволок...

Капают по капле

Слезы в котелок...

«Сгинув под обвалом

В день злосчастный тот,

Ты, кормилец, малых

Обманул сирот.

Пятерых покинул...

Что же впереди?

Лучше б сердце вынул

Из моей груди!

Видно, муж мой милый,

Ты жены умней, –

Что бежал в могилу

От семьи своей.

Сохнет и хиреет

Сын любимый твой:

Лечь бы нам скорее

Рядышком с тобой!»

Капают по капле

Слезы в котелок...

Можжевельник саклю

Дымом обволок...

Засыпает младший

Раньше всех детей, –

Изнемог от плача

Лучший из людей.

Подожди ты малость! –

Лягут все подряд.

Голод и усталость

Скоро победят.

«Мама, не готово ль?

Дай похлебки! Дай!» –

Всем вам будет вдоволь,

Хватит через край!

Котелок вскипает,

Плещет на золу...

Дети засыпают

У огня в углу...

Ветер воет глуше,

Горе крепко спит.

Сон глаза осушит,

Голод утолит.

На солому клала

Малышей своих,

Грея, укрывала

Чем попало их.

И покуда мрачно

Теплилась зола,

Все насытить плачем

Сердце не могла.

Детям говорила:

«Вот бобы вскипят!»

А сама варила

Камни для ребят.

Над детьми витает

Сон, и чист и тих, –

Ложь ее святая

Напитала их...

1. ведущий: Талантливый поэт, писатель, художник, Коста еще был и великолепным танцором – его приглашение на танец почиталось большой честью.

2. ведущий: За то что Коста открыто выступал против власти, его несколько раз высылали за пределы родного края, где он был лишен средств существования. Но открытый и отзывчивый к чужой беде, прекрасно владевший и осетинским, и русским языком, В Карачаево-Черкесии есть осетинское село Лаба, основанное переселенцами из сел Нарской котловины Алагирского ущелья. Самую известную поэму «Фатима» Коста написал на русском языке.



1 ведущий: Коста в любом краю становился уважаемым человеком, но очень тосковал по Родине. Во время его ссылки в Херсон под руководством известного мецената Гаппо Баева была издана его первая книга «Ирон фæндыр», (Осетинская лира), которая и легла в основу современной осетинской литературы.

(Презентация .слайд № 8)

Стихи для взрослых и детей, басни, сказки разошлись в народе песнями, пословицами и поговорками.

2. ведущий: В 1891 году поэт пережил тяжелые удары судьбы .Скончался его отец. Сватовство к любимой Анне Цаликовой закончился вежливым отказом.

Вжизни Коста были две горяче любимые женщины- Анна Цаликова и Анна Попова,к сожалению ,ни одна их них не захотела посвятить свою жизнь поэту.

1. ведущий: Тем временем от нелегкой жизни Коста заболел костным туберкулезом. Здоровье его ухудшалось с каждым днем. В1901 году Коста переехал во Владикавказ решив поселиться здесь навсегда. Продолжает работать над поэмой "Хетаг ".Пытается открыть школу рисования. Однако его начинания остались незавершенными .Тяжелое заболевание дало о себе знать. Первые месяцы 1903 года Коста ,больной и одинокий, в нетопленной квартире, лишенный не только медицинской помощи, но и элементарного присмотра

2. ведущий: 19 марта 1906 года перестало биться благородное сердце великого человека - поэта и художника Коста Хетагурова.

1. ведущий: Похоронили его в селении Лаба (Карачаево-Черкесия), рядом с могилой отца. Но затем осетинской интеллигенцией было принято решение перевезти его во Владикавказ, где похоронили его во дворе осетинской церкви.

2 .ведущий: Коста вечно будет жить в памяти народа!

1. ведущий: Коста это солнце Осетии, путеводная звезда на его небосклоне!

2 .ведущий :Коста стал основоположником осетинского языка и литературы.

1 .ведущий: На небосклоне, в созвездии Дракона появилась звезда ,названная именем КОСТА.

2. ведущий: Наше мероприятие заканчивается песней " АЛ-ЛО-ЛАЙ" слова Коста Хетагурова.

А–ЛОЛ–ЛАЙ!

Къух дæ ауызын фæразы...

Мæй дæ авдæнимæ хъазы.

Стыр лæг мын ысуай!..

А–лол–лай!..

Ракæндзынæн дын мæ зарæг...

Искуы кæд ысуис мæ дарæг,

Урс уæрыкк дын уон!..

О, мæ бон!..

Зындонæй фыддæр нæ цæрæн...

Нал у ныр дæ фыд йæ сæрæн

Сау хæххон куыстæй...

Ахуысс,цæй!..

Искуы мын куы схъомыл уаис,

Уæд ды дæр дзы цух нæ заис,

Бирæ мын цæрай!..

А–лол–лай!..

Скæнис хъугдзармæй æрчъитæ,

Къахис митбынæй мæхъитæ,

Стонг æмæ сыдæй...

Ахуысс, цæй!..

Сугтæ мын хæссис æргъомæй...

Бадзурин дæм уæд æргомæй:

Мады зæрдæ зон,

О, мæ бон!..

Бадзурин дæм: уарз нæ бæстæ,

Ма цæ суæлдайкæ нæ фæстæ,

Ма цæ бафæллай!..

А–лол–лай!..




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!