2 3 I. Вводное (вступительное) слово учителя. Итак, в нашем расписании урок литературного чтения. А значит, к нам опять приходит Книга. Конечно, каждому из нас книги нужны по-разному: кому-то меньше, а кому-то – больше. И вообще нельзя определить, какой ты читатель, простыми измерениями. Кто-то читает много – кто-то мало. Один быстро – другой медленно. Можно читать новые книги – можно перечитывать старые. Можно читать одну книгу – можно сразу пять. Иногда неумную книгу прочитаешь 620 раз, а умную бросишь, едва начав. Можно читать, не пропуская ни одного слова, – можно сразу же заглянуть в конец. И каждый имеет право читать по-своему! – Интересно, что вы думаете о себе как о читателях? II. Выступления учащихся на тему «Я как читатель». 1) Ответы детей. 2) Учитель подводит итог, обозначая главные вопросы: – Зачем нужны книги? – Может ли отдельный человек обойтись без книг? А всё человечество? – Может ли наступить такое время, когда человек скажет: «Я уже всё знаю, всему научился, всё постиг – книги больше не нужны!» 3) Выполнение заданий в тетради (Т). • Чтение дополнительных текстов П. Утевской следует рекомендовать хорошо читающим детям. Возможно предложить их для домашнего чтения (в этом случае учащиеся сами выбирают домашнее задание). • Игра со стихотворением В. Орлова строится на соотнесении заглавия и героя: ежонок – колючий ребёнок. Дети сами придумывают, каким ребёнком можно назвать слонёнка, акулёнка и т.д. • Правильно заполненная библиографическая карточка – № 2. По этому образцу в конце урока ребята могут выполнить творческое задание – заполнить карточку самостоятельно. III. Обобщение читательского опыта учащихся. Беседа с опорой на ранее прочитанные произведения. – Вспомним, какой путь мы прошли как читатели. а) 1-й класс. Учебник по литературному чтению назывался «Капельки солнца». Он научил нас не просто читать, а читать внимательно, задавая вопросы автору по ходу чтения, находить ответы, проверять себя. Прочитаем вместе весёлое стихотворение Г. Сапгира «Змей»: Однажды я увидел змея И задал сам себе вопрос. – Интересно, какой вопрос можно задать, увидев змея? Попробуем это сделать. (Варианты детских вопросов.) – А теперь проверим себя по авторскому тексту. Где у него кончается шея, И где у него начинается хвост? – Текст задал нам, читателям, вопрос. (Варианты ответов детей.) – Послушайте, как на этот вопрос отвечает автор: Рулеткой я измерил змея. Ответ был абсолютно прост: Где у него кончается шея, Там у него начинается хвост. б) А как назывался учебник во 2-м классе? Приоткрыв маленькую дверь в большой мир, мы с удовольствием путешествовали по стране Вообразилии. Кстати, замечали ли вы, что придумывать что-то вместе – веселей и интересней? Знакомая вам поэтесса Ю. Мориц так об этом сказала: Я валяюсь на траве, Сто фантазий в голове. Помечтай со мною вместе, Будет их не сто, а двести. Послушайте весёлое стихотворение В. Берестова «Заяц-барабанщик». Вот только последнюю строчку попробуйте придумать вместе с соседями по парте, пофантазируйте вместе! За уши зайца Несут к барабану. Заяц ворчит: – Барабанить не стану! Нет настроения, Нет обстановки, Нет подготовки, . . . . . . . . . . . . . . (Не вижу морковки.) в) Учебник по литературному чтению в 3-м классе назывался... Да, именно в счастливом детстве происходит открытие удивительного и разнообразного мира литературы. Сколько нового узнал каждый из вас в прошлом году! Но одно открытие мы делаем постоянно и не устаём ему удивляться. Я имею в виду волшебную силу художественного слова. Помните Никиту из повести А.Н. Толстого «Детство Никиты»? Это о нём писатель сказал: «Никита сунул голову под подушку. Подушка эта была тёплая, мягкая, битком набитая...» – Чем, по-вашему, могла быть набита подушка? (Ответ: снами.) Вот ещё одно предложение из повести: «… Ночью в чулане кот Василь Васильевич орал хриплым ...» – Закончите, как можете. (Ответ: мявом.) г) Выполнение творческого задания в «Тетради по литературному чтению» (урок 1, III. 2). д) Учебник для 4-го класса называется «В океане света». – Какие вопросы вы хотите задать авторам и книге, прежде чем заглянуть в неё? (Вопросы и предположения учащихся.) Ответы на некоторые из них (О чём книга? Почему она так называется?) мы узнаем, прочитав обращение авторов к нам. | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. |