Литературное чтение
3-Б класс
урок №96
Тема урока: Внеклассное чтение. Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка».
Цель урока: Научить эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание текста; сформировать навык сравнения и анализа; развивать восприятие, память, внимание, навыки выразительного чтения; прививать интерес к информации, извлекаемой из текста; воспитывать любовь к животным; умение сострадать и быть добрым.
Планируемые результаты:
предметные: уметь прогнозировать содержание произведения; давать оценку героям произведения;
личностные: проявлять умение слушать и слышать собеседника, умение правильно излагать свою точку зрения, свою оценку прочитанного произведения;
системно-деятельностные: применять приемы анализа текста, умение определять главную мысль произведения; находить средства выразительности.
Тип урока: урок формирования навыков и умений.
Материальное обеспечение урока: портрет писателя, презентация к уроку, стикеры – цветы с поляной.
Методы и приемы: словесный, беседа, прием «прогнозирование», стратегия «Кластер», «Мозговой штурм», частично-поисковый, наглядный.
Результат обучения: учащиеся должны познакомиться с автором, прочитать текст.
Продукт: ответ на поставленный вначале урока проблемный вопрос.
Ход урока
1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.
На меня все посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
2.Актуализация опорных знаний.
Прием «прогнозирование»:
-Прочитайте название рассказа, с которым мы будем сегодня знакомиться.
«Тема и Жучка».
-Как вы думаете, о чем будет этот рассказ? Кто это может быть?
-Давайте проверим ваши предположения.
Литературное чтение –прекрасный урок!
Много полезного в каждой из строк!
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их, они учат вас!
-Пусть этот урок принесет вам радость общения и наполнит ваши души прекрасными чувствами!
У нас сегодня гости – подарите им улыбку. Ну а урок у нас будет необычным – мы покажем своим гостям, как мы умеем читать и высказывать свои мысли.
У каждого из вас есть лист самооценки.
Не забывайте вписывать в него свои правильные ответы в виде кружочков.
К концу урока мы сможем поставить оценки самым внимательным, самым активным, самым находчивым.
3.Подготовка к чтению – пятиминутка быстрого чтения
Дыхательная гимнастика «33 Егорки» (вдох-как на горке, на пригорке, стоят 33 Егорки, счет…)
Чтение скороговорок по таблицам (раздаточный материал)
4.Постановка цели урока
-Что же вы должны ЗНАТЬ и УМЕТЬ к концу урока?
(карточка-помогайка:
ПОЗНАКОМИТЬСЯ
НАУЧИТЬСЯ
ОТВЕЧАТЬ
ВЫСКАЗЫВАТЬ)
ЗНАТЬ (познакомиться с творчеством и биографией автора; с содержанием рассказа; темой и идеей произведения)
УМЕТЬ (выразительно бегло и осознанно читать, отвечать на поставленные вопросы)
Постановка проблемного вопроса:
-Вспомните название раздела, который мы изучаем в «Литературном чтении».
ЗОЛОТАЯ ДУША
-Про какого человека можно сказать: у него «золотая душа»?
(на доске – качества характера: добрый, отзывчивый, милосердный, смелый, отважный, ленивый, трусливый)
Составление «Кластера»
-В конце урока вы мне должны будете ответить:
-Можно ли Тёму назвать человеком с «золотой душой»?
5.Усвоение новых знаний и способов действий.
Знакомство с творчеством Н.Гарина-Михайловского.
Родился Николай Георгиевич в Петербурге, где служил его отец - боевой офицер.
Окончив гимназию, он поступал на юридический факультет университета, но не сдал один из экзаменов. Он перешел в институт путей сообщения, и специальность инженера-путейца стала его призванием на всю жизнь.
Писателем он стал только к 40 годам, писал часто в дороге, в вагоне, в каюте парохода или номере гостиницы.
Он создал автобиографичную повесть «Детство Тёмы», куда и вошёл рассказ «Тёма и Жучка».
Предварительная словарно-лексическая работа:
Ирод – изверг, мучитель.
Ставни – створки для прикрытия окна.
Брезжить – чуть светиться.
Истома-чувство приятной расслабленности.
Каретник- сарай для карет.
Вожжи – ремни для управления лошадью.
Жердь – шест из длинного тонкого ствола дерева.
Трехсаженная глубина (сажень) - русская мера длины, равная 2,13м.
Смрад – вонь, отвратительный запах.
Чаять – ожидать, надеяться.
Чтение рассказа комбинированное (учитель, сильные дети, на слайдах – вместе).
В середине чтения – релаксация (гимнастика для глаз)
1)Закройте глаза, сильно зажмурясь на 15-20 секунд, откройте глаза, посмотрите вдаль;
2)глаза подымите к потолку, начертите на потолке мысленно большую восьмерку;
-Какое впечатление произвел на вас этот рассказ?
-Как вы оцениваете поступок Темы?
-Почему он спас собачку?
6.Первичная проверка понимания.
-С чего начинают разворачиваться события в рассказе?
-Почему Тема решил спасти Жучку?
-Легко ли мальчику было исполнить задуманное? Почему?
-Как ты думаешь, почему Тема не попросил помощи у взрослых?
-Что его заставило преодолевать физическую усталость?
-Какой момент рассказа был для вас самым волнующим?
-Что было бы с Жучкой, если бы Тема ее не спас?
-Как бы ты поступил на месте Темы? Почему?
-Хотели бы вы иметь такого друга, как Тема? Почему? (он смог побороть свой страх)
-Подберите пословицу, подходящую по смыслу этому рассказу.
(Друг познается в беде. Собака - друг человека.)
Физкультминутка.
7.Подведение итогов урока
-Вспомните цели, которые мы поставили в начале урока (слайд)
-Достигли ли мы их? Докажите.
-Ответьте на проблемный вопрос, поставленный в начале урока:
-Можно ли о Теме сказать, что у него «золотая душа»?
-Заполните «лист самооценивания» твоей работы на уроке (работал отлично; хорошо; надо постараться). Можно заслушать несколько мнений.
-У кого много ответов? Похвалить активных ребят на уроке.
8.Рефлексия
-Какое настроение было на уроке? С чем это связано? (желающие высказываются)
-Оцените свое отношение к материалу урока. У нас скоро любимый праздник всех женщин - 8 Марта, а женщины, как известно любят цветы.
Выберите один из цветков, лежащих на парте:
РОЗОВЫЙ –ЗАТРОНУЛО ЗА ДУШУ
ЗЕЛЁНЫЙ – ПОУЧИТЕЛЬНО
ЖЁЛТЫЙ – ИНТЕРЕСНО
Прикрепите цветок на свою поляну (лист зеленого цвета).
-Спасибо большое за работу на уроке!
7.Домашнее задание
Прочитать рассказ, подготовить его сжатый пересказ.
ГУ «Аксайская средняя школа отдела образования Есильского района»
Урок внеклассного чтения
в з классе
Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка»
Провела учитель начальных классов
Шаникова Т.В.
2016 г.