СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературно-музыкальная композиция "Музы вели в бой"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

            Есть события, значения которых не тускнеют от неминуемого бега времени. К ним относится победа нашего народа в Великой Отечественной войне, 70-летие которой будет отмечать наша страна в этом году.

            Что поможет нашим воспитанникам, по истечении такого большого периода времени, наиболее полно почувствовать атмосферу тех горячих сороковых? Конечно же, воспоминание очевидцев, а также произведения искусства – кино, живопись, музыка. Искусство в любых условиях способно выразить самые сокровенные чувства. Произведения искусства, созданные очевидцами по горячим следам событий, вызывают поразительный эффект присутствия.

             Песня помогала фронтовику преодолеть трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов, сплачивала их. Как верный друг она не покидала фронтовика в минуту грусти, скрашивала разлуку с родными и близкими. Она шла с солдатом в бой, вливала в него новые силы, отвагу, смелость. С первого дня войны до последнего праздничного салюта песня всегда была с солдатом.

Цель мероприятия – познакомить с песнями Великой Отечественной войны;   формирование патриотических качеств личности средствами  военной песни.

   Задачи:

  1. Выяснить в ходе бесед с ветеранами место песни на войне и ее влияние на духовное состояние бойцов.
  2. Пробудить у подростков интерес к истории военной песни.
  3. Формировать гордость за отечественную историю, народных героев, сохранять историческую память поколений в памяти потомков.
  4. Воспитывать уважение к песням военных лет.

Ожидаемые результаты:

  1. Интерес воспитанников к военной песне и её истории.
  2. Понимание детьми роли военной песни в сплочении советского народа.
  3. Сохранение исторической памяти поколений в памяти потомков.
  4. Проявление чувства благодарности ветеранам Великой Отечественной войны.

Оформление зала: Окна заклеены крест – на крест, как в военное время. Под потолком маскировочная сетка.  Деревянный стол, на столе стоит керосиновая лампа, алюминиевый чайник, алюминиевая кружка. Макет печки – буржуйки. На другой половине зала весенние живые цветы, фотографии ветеранов.

Техническое оснащение:  компьютер, экран, записи песен Великой Отечественной войны, документальные кадры  Великой Отечественной войны, метроном.

Ход мероприятия:

1 ведущий   Здравствуйте,  дорогие друзья! Здравствуйте, гости нашего клуба! Мы рады видеть вас на нашем празднике – встрече с  военной песней под названием «Музы вели в бой».

2 ведущий  Особые слова приветствия мы адресуем ветеранам войны, тем, кто ковал победу на фронтах Великой Отечественной войны.

Ведущие по очереди представляют ветеранов, гостей праздника.

1 ведущий  Предлагаю почтить минутой молчания всех, кто погиб, защищая нашу Родину. (Звучит метроном)

2 ведущий  Песня! Как много она значит в жизни каждого из нас, в судьбе все страны. Песня была участницей многих великих свершений. В ней

отразилась история, судьба нашей страны. Сегодня  в канун великого праздника Дня Победы, мы поведем разговор о песне – участнице  Великой Отечественной войны.

1 ведущий  Я бы с песни начал свой рассказ

                    Пусть узнают все в ХХI веке,   

                    Как в суровый предрассветный час

                    Песня стала боевым солдатом.

                           Дали ей по росту сапоги,

                           Песне никакой размер не тесен

                           И шагали к западу полки

                           В четком ритме наших грозных песен.

Звучит песня «Священная война» муз. А. Александрова, сл. В. Лебедя-Кумача.

Постепенно музыка становится тише, на фоне песни звучат слова:

1 ведущий    С этой песней все и началось –

                      Первые сраженья и победы…

                      Сколько нам их петь ни довелось,

                      Эта песня- с нами, до Победы!

Громко звучит песня «Священная война». На экране документальные кадры  Великой Отечественной войны.

2 ведущий  Часто эту песню называют музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Голос этой песни звучал  подобно набату, клятве, присяге.

С песней «Священная война» шли солдаты на фронт. Так с первых дней войны вместе с красной армией в бой вступила военная песня.

1 ведущий   Я о песне  продолжаю сказ,

                     Той, которая на всех фронтах звучала…

                     В холод, в стужу сколько раз

                     Эта песня нас в землянке согревала.

                    Если песня. Значит рядом друг,

                    Значит, смерть отступит, забоится,

                    И казалось, нет войны вокруг,

                    Если песня над тобой кружится.

Ветеранам  предлагается вспомнить и  исполнить вместе с ребятами  одну из самых любимых песен военных лет «Катюшу» муз. М. Исаковского,

 сл. М. Блантера.

2 ведущий  «Катюша» - самая   популярная и любимая песня нашего народа.

Первые  дни своего пребывания на фронте  эта боевая машина  получила сердечное и дорогое имя – Катюша по названию песни, так как впервые эта машина прямой наводкой стреляла в скопление фашистов с высокой крутой горы, у бойцов сразу возникла ассоциация – высокий крутой берег в песне. Разве это не доказательство великой роли песни на фронте.

Инсценировка песни «Землянка»  муз. К. Листова, сл. А. Сурикова. В зале гаснет свет. Горит огонь в буржуйке. На столе чайник, кружка, горит керосиновая лампа. Бойцы отдыхают.  Солдат пишет письмо. Солистка исполняет песню.

2 ведущий   Поэт Алексей Суриков не писал специально песню – просто сложил письмо из наиболее пронзительных слов, просто рассказал жене, где находится. О чем думает, какая, наконец,  погода в тех местах. Где он сейчас находится и какая обстановка. Военная поэзия повествовала людям суровую правду. За это и полюбили песню «Землянка».

1 ведущий  Привезли солдата в медсамбат

                  Врач сказал: не доживет до ночи

                  - Мне бы песню,  прошептал солдат

                  Я до песен с давних пор охотчий

                  Боль невыносима и остра.

                  Сто осколков раскрошило тело

                  И сестра, усталая сестра,

                  До рассвета над солдатом пела.

Раненный  лежит в постели. Рядом сидит девочка в костюме медсестры  и исполняет песню «Огонек» муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского.

2 ведущий   Я о песне продолжаю сказ

                     С той нехитрой песней, сокровенной,

                     Что, как символ радости, неслась

                     Над Варшавой, Будапештом, Венной

                     Пешим ходом и в грузовике,

                     Жарким днем и зимнею порошей

                     Вы ее носили в вещмешке

                     Самой легкой драгоценной ношей…

                     В час затишья сядешь, запоешь,

                     И подтянут весело солдаты:

Звучит фонограмма песни «Дороги»

На экране документальные кадры  Великой  Отечественной войны. Ветераны поют вместе с ребятами.

1 ведущий    1943 год. Победа над врагом стала ближе, ощутимее, и эта уверенность сразу отразилась в песнях, многочисленных частушках, сочиненных бойцами на фронте.

В исполнении ребят  звучат частушки военных лет.

2 ведущий    Слава тем, кто с песней дружит,

                      В пляске тоже свой успех.

                      Но всегда в концерте нужен

                      Боевой солдатский смех.

 1 ведущий    Смех – подмога,  смех – забава.

                       А особо на войне –

                       Он как повару приправа,

                       Как каптерка старшине.

2 ведущий    Товарищ, смех, тобой гордятся роты.

                      С тобой мы шли сквозь бури напролом,

                      Ты первый друг прославленной пехоты

                      Ты в каждом экипаже боевом.

1 ведущий    Май, набуханье вешних почек,

                      В победных подписях Рейхстаг.

                      Узнал теперь Российский почерк

                      Разбитый наголову враг.

2 ведущий    Был враг добит. Советская держава

                      Смела с лица Отчизны злую  тень.

                      София, Прага, Берлин, Варшава

                      Солдат встречала с песней в этот день.

1 ведущий   «Я горд тем, что мне довелось написать песню, ставшую последней песней Великой Отечественной войны» - писал Дмитрий Покрасс, вспоминая о песне «Казаки в Берлине». А мы удивлены тем, что эта песня о наших земляках – Донских казаках, и  с удовольствием поем ее.

1 ведущий   Я о песне рассказал сейчас

                     Пусть узнают юные солдаты

                     Как в суровый предрассветный час

                     Песни взяли в руки автоматы

                    Им  наград не вешали на грудь,

                    И портретов не был в газете

                    Трижды славен их нелегкий путь

                    И народ, создавший эти песни!

2 ведущий    Идут годы,  и тема верности и любви вновь звучат в песнях о Великой Отечественной войне, написанных уже в послевоенное время.

Исполняется песня «Ты эхо» в исполнении солистки.

1 ведущий   Сегодня праздник входит в каждый

                     И радость к ним приходит следом

                     Мы поздравляем всех  с великим днем

                     С днем нашей славы, с днем Победы!

Звучит песня «День Победы».  Дети дарят  цветы подарки, вручают георгиевские ленточки ветеранам. Праздник заканчивается чаепитием и дружеской беседой детей с ветеранами.

После чаепития все вместе выходят на улицу и возносят к небу воздушные белые шары.   

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Долматовский Е. Рассказы о твоих песнях.- М., 1973.
  2. Луковников А. Друзья-однополчане. Рассказы о песнях, рожденных войной. -М., Музыка, 1980.
  3. Лебедев П. В боях и походах. Песни Великой Отечественной войны.- М., 1975.
  4. Лебедева Л.А. Музы вели в бой. Деятели литературы и искусства в годы Великой Отечественной войны.- М.,АПН, 1985.
  5. Цифровые ресурсы (режим доступа)

http://www.mon.gov.ru

http://www.fipi.ru

http://www.probaege.edu.

www.it-n.ru

www.zvucoff.ru

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!