СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературно-музыкальная композиция "Дети и война"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературно-музыкальная композиция "Дети и война". ? Апробирована: - в 02 февраля 2015г., 21 апреля 2015г. на Вахте Памяти в МОУ СШ № 84; - в МОУ детский сад № 198 Центрального района г. Волгограда ? Адресована для педагогов средних общеобразовательных школ и учащихся 1-11 классов; ? Цели и задачи: - расширить знание учащихся о Сталинградской битве и Великой Отечественной войне, ее юных участниках; - стимулировать интерес к изучению истории своей страны; - формировать патриотическое отношение к Родине; - используя краеведческий материал, составить представление о юных героях нашего края; - повысить гордость за свою малую Родину; ? Методические советы по предварительной подготовке, организации и проведению литературно-музыкальной композиции «Дети и война»: Эта композиция может быть приурочена к празднованию 2 февраля – Дню разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом и к Дню Победы 9 Мая. Для оформления используются плакаты, презентация с фотографиями военных лет и репродукциями картин, книжная выставка «Была война…» Заранее готовится музыкальный монтаж с необходимыми стихами и песнями (советую песни внутри монтажа использовать не целиком). В композиции задействовано 8 человек. Приглашаются гости: ветераны войны и родители учащихся. ? Необходимое техническое оборудование – компьютер, проектор, экран, колонки.

Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальная композиция "Дети и война"»

7




  1. Ф.И.О. автора – Комиссарова Елена Ивановна

  2. МОУ СШ № 84 г. Волгоград

  3. Учитель истории и обществознания



Литературно-музыкальная композиция «Дети и война».



Для оформления используются плакаты, фотографии военных лет, репродукции картин: А.Константинопольский «На рассвете», В.Сафронов «Клятва», Н.Толкунов «Бессмертие» (Брест. 1941 год), М.Самсонов «Сестрица», П.Кривоногов «Победа», Г.Логинов, В.Панфилов «Знамя Победы» (Фрагмент), презентация «Была война…»


Звучит в записи марш «Прощание славянки» (музыка В.Агапкина). II вариант: исполняется марш из к/ф «Белорусский вокзал».


Ведущий. С каждым днем становятся все дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Совсем скоро, мы, как и все жители России, будем отмечать 71-ю годовщину Победы над фашистской Германией. А сегодня, отмечая праздник Победы в нашей школе, давайте вспомним тех, кто воевал, кто погиб во имя мира и свободы – героев войны. Из истории мы знаем, что плечом к плечу – вместе с взрослыми воевали, шли в бой и погибали юные герои войны.


Ученик. Его я узнал не из книжки –

Жестокое слово – война!

Прожекторов яростной вспышкой

К нам в детство врывалась она.

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной.

В те дни мы в войну не играли –

Мы просто дышали войной.

(А.Иоффе)


Ведущий. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу. Давайте сейчас вспомним имена хоты бы некоторых юных героев – жителей нашего края.


Ученик. КОСТЯ БЕЛИКОВ «СМЕЛЫЙ ПАРТИЗАН»

На оккупированной территории Городищенского района Костя, раздобыв в разбитой автомашине оружие и обосновавшись рядом с немецкой комендатурой, почти две недели из своей засады расстреливал врага. Он уничтожил 36 немецких солдат и офицеров. 27 октября 1942г. он был схвачен фашистскими автоматчиками. После допросов и жестоких пыток 30 октября 1942г. он был повешен. «Партизан Константин Беликов повешен за стреляние в немецких солдат» – табличку с такой надписью гитлеровцы повесили на груди шестнадцатилетнего героя. Посмертно был награжден орденом Красной Звезды.


Ученик. ЖЕНЯ СЕРЕДА «ВЫЗЫВАЮ ОГОНЬ НА СЕБЯ»

16-летний сталинградец Женя Середа ползком пробрался в разбитое здание райкома комсомола (ныне здесь Площадь им. Ленина). Из развалин дома, с помощью передатчика он сообщил нашей артиллерии о местонахождении орудий и подразделений фашистов. Его обнаружили немцы. Они окружили юного разведчика, пытались взять его живым. Женя отбивался до последнего патрона, затем по рации вызвал огонь на себя. Гитлеровцы были уничтожены. После боя, среди развалин наши бойцы нашли погибшего героя. Своим телом он прикрыл передатчик.


Ученик. МИША РЯЗАНОВ (12-ЛЕТНИЙ ЗАЩИТНИК)

Среди защитников Сталинграда были и совсем юные. Они не взрывали поездов, не пускали на воздух склады с боевыми припасами, но те маленькие подвиги, которые они совершали, служили великому делу – изгнанию врага с родной земли. 12-летний Миша Рязанов в Краснооктябрьском районе обнаружил двух немецких автоматчиков, проникших к нам в тыл. Миша, хорошо зная местность, провел советских солдат скрытными тропинками по оврагу к домику, где они прятались и предупредил, что фашисты переодеты в женское платье… В бою «дамы» были взяты в плен. Ими оказались немецкие офицеры, окончившие специальную диверсионную школу.


Ученик. ВИТЯ ПЕРФИЛЬЕВ. «СЫН ПОЛКА»

Витя Перфильев родился в 1929г. в поселке Краснослободск (ныне город Краснослободск). Витя учился в школе № 73, а затем в школе № 34. Витя жил с тетей в Сталинграде. Во время бомбежки в 1942г. был разрушен дом, где они жили, пришлось перебраться в подвал. Шли жестокие бои.

17 сентября 1942г. с левого берега Волги переправилась 92-я отдельная стрелковая бригада морской пехоты. Три тысячи моряков североморцев укрепились на небольшом пятачке берега волги в районе элеватора.

После жестоких кровопролитных боев 92-я бригада, будучи обескровленной, была выведена на переформирование, а затем опять брошена в бой в районе завода «Красный Октябрь».

Бойцы предприняли первую попытку вылазки. На дне оврага они заметили парнишку в грязной оборванной одежонке.

Бойцы взяли его в свою часть. Так Витя Перфильев стал сыном бригады, сыном полка.

Вот как об этом вспоминает сам Витя…

«В октябре 1942г. тетка погибла от бомбежки, я был ранен и контужен. Раненный я стал спускаться к Волге. Шел, останавливался, терял сознание… пока меня не подобрали минометчики под командованием ст. лейтенанта Н.Г. Глушенко…»

бойцы перенесли Витю в землянку, перевязали раны.

Оправившись от ранений, Витя получил задание быть дежурным у телефонного аппарата. Затем по заданию командования Витя ходил в разведку в тыл врага, добывая ценные сведения о расположении огневых точек врага.

За отличное выполнение заданий и хорошую службу ему было присвоено звание гвардии ефрейтор.

Он прошел боевой путь от Волги до Праги. Был награжден медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией».

После войны Виктор Перфильев работал на Волгоградском тракторном заводе.

В апреле 1966г. принимал участие в закладке «Аллеи дружбы» в парке у подножия Мамаева кургана.



Ученик. СТЕПАН НИКИФОРОВ «МАЛЕНЬКИЙ ГЕРОЙ»

Он жил с отцом и мачехой. Когда отца забрали на фронт, восьмилетний Степан убежал из дома. Шел 1941 год. Мальчик жил где придется, ночевал в подвалах домов. 21 июня 1942г. враг прорвал оборону под Ростовом и на следующее утро уже бомбил Клетскую. В начале июля в станицу вошли фашисты. Все трудоспособные жители были угнаны в Германию. Остались старики и дети. И мальчик, слишком рано ставший взрослым, почувствовал себя бойцом. Вместе с другими ребятами, среди которых он был самым младшим, Степан собирал разведанные для армейской части, находящейся в лесу за Доном.

В конце сентября несколько маленьких партизан, в том числе и Степан, получили задание разрушить многоствольный кабель связи, проложенный фашистами между хуторами на большом расстоянии. Ребята прошли много хуторов и обнаружили кабель. Они разрезали кабель и укрывшись травой, улеглись спать. Когда немецкие связисты обнаружили разрыв кабеля, они быстро обнаружили виновников. Ребят схватили, жестоко избили и заперли в сарай. Другие ребята смогли убежать, а Степу фашисты нашли. Степу расстреляли в овраге около хутора. Его звали Степанов Захаровичем Никифоровым. И прожил он на свете всего восемь лет.


Ведущий. О подвигах юных защитников можно говорить много. О них написаны документальные и художественные книги. Например: повести И.Гуммера и Ю.Харина «Это было в Калаче», Л.Сорокиной «Дети Сталинграда», В.Дроботова «Босоногий гарнизон». О юных героях написано и стихотворение волгоградского поэта Евгения Талалина «Мальчишка»


Ученик. Солдаты в селе подобрали

Мальчишку пятнадцати лет.

Его Погорельцем прозвали,

Точнее назвать бы – Скелет.

Еду проглотил, задыхаясь,

Мгновенно исчезла она

И, ласково всем улыбаясь,

Забылся в объятиях сна.

Внезапно вокруг загудело.

И грохот, и стоны, и дым,

Окопную пыль завертело,

Погнало к своим и чужим.

Бойцу искалечило ногу,

Упал, порываясь вперед.

Найденыш приполз на подмогу,

Опять застучал пулемет.

Атака ночная отбита,

И снова пришла тишина.

Погибших тела не зарыты,

Над ними склонилась луна.

Вповалку заснула пехота.

По небу крадется рассвет.

В обнимку заснул с пулеметом

Мальчишка пятнадцати лет…


Ведущий. Разными путями ребята попадали на войну. Самые обездоленные дети – герои войны – это малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли – дом, хлеб, материнскую ласку, Родину, свободу.


Ученик. В обители смерти молчат о смерти,

И только крик

Парит и кружит под крышею блока,

Бьется о твердые кулаки стен:

Жить!

Тяга к жизни – сорняк живущий –

Дает нам силу

Сломить бессилие.


Ведущий. Вот один фрагмент из воспоминаний о своем военном детстве одного человека – сейчас уже пожилой женщины, рабочей из Таллинна:


Ученица. В сентябре 1941г. немцы заняли деревню. Бабушка от ранения умерла, а меня, 12-летнюю отправили в концлагерь «Красное село», где дедушку расстреляли, а меня – отправили в лагерь «Балтийский». Детей в лагере было много. Поселили нас при госпитале, сделали донорами. У многих выкачивали кровь до капли прямым переливанием. Когда я вконец обессилела, меня заразили туберкулезом и отправили на уничтожение в лагерь «Клоога». Выжила чудом…


Звучит песня «Священная война». На фоне приглушенной ее мелодии ученики начинают читать стихи.


1-й ученик. Сквозь годы беспокойные,

Сквозь подвиги бессмертные

Шли наши годы стройные,

Шли наши души светлые.


2-й ученик. Мы презирали трудности,

Не признавали холода,

Не замечали юности,

Пока мы были молоды.


3-й ученик. Пути вперед летящие,

Вбирали сердцем любящим.

Шли в бой за настоящее,

А жили … жили будущим!


Звучит 1-й куплет и припев песни «Алеша».


4-й ученик. Слушайте, это мы говорим – мертвые, мы!

Слушайте, это мы говорим – оттуда, из тьмы!

Мы забыли, как пахнут цветы,

Как шумят тополя.

Мы и землю забыли, какой она стала – земля!


Ведущий. Несмотря на четыре страшных года (1418 дней и ночей), наш народ верил, - что придет светлый День Победы – и на нашей земле всегда будет звучать родная русская речь.


Ученик. Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем.

Навеки!


Ведущий. Права была Анна Ахматова, бессмертные стихи которой вы только что услышали.

И вот он настал – долгожданный День Победы!


Звучит песня «День Победы» (муз. Д.Тухманова, ст. В.Харитонова). II вариант – учащиеся школы исполняют 1 куплет и припев.


Ученик. Мы здесь с тобой не потому, что дата,

Как злой осколок, память жжет в груди.

К могиле неизвестного солдата

Ты в праздники и в будни приходи,

Он защищал тебя на поле боя,

Упал, ни шагу не отступив назад.

И имя есть у этого героя –

Великой Армии простой солдат.


Ведущий. Отчизна, Родина была для них – взрослых или юных – самым дорогим!


Ученик. Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города.

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда!

И здесь нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти мы нашли

Ту горсть земли, которая гордится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.


(выносится репродукция И..И.Левитана «Опушка леса»)

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть,

Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать!


Ведущий. И в наши дни многие и многие люди, которым не безразлична судьба Родины, честно выполняют свой долг, часто жертвуя собственной жизнью. Это был и Афганистан, и наши границы и ликвидация аварии на Чернобыльской АЭС, и Чечня.


Ведущий. Сегодня по традиции, у нас в зале находятся участники Великой Отечественной войны. Им представляется слово…

(выступление одного-двух ветеранов).


Ведущий. Мы благодарны вам за чистое мирное небо, мы горды за вашу Победу. С праздником вас, дорогие ветераны! Здоровья вам и вашим близким.


(Гостям-ветеранам вручают цветы)


Сегодня мы вспомнили всего лишь несколько имен защитников Отечество, а ведь их были миллионы, только погибших – 27 млн. человек. их общий подвиг привел к Победе над врагом. Вечная им слава! Вечная им память!


Мы заканчиваем наше выступление стихотворением 13-летнего поэта Сергея Самушенкова «Старый фильм»


Звучит в записи исполняемая инструментальным ансамблем мелодия песни «Журавли» (муз .Я.Френкеля). на ее фоне читаются стихи.


Ученик. Я недавно смотрел старый фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить,

Почему нашим людям и нашей стране

Столько горя пришлось пережить.

Почему сыновья не вернулись домой,

Столько жен потеряли мужей?

Отчего красны девицы ранней весной

Шли гулять без любимых парней?

Дети детство узнали в руинах домов,

Эту память вовек не убить,

Лебеда – их еда и землянка – их кров,

А мечта – до Победы дожить.

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,

Чтобы не было войн и смертей,

Чтобы мамам страны не пришлось

Хоронить

Вечно юных своих сыновей.


Звучит в записи песня «С чего начинается Родина.





Список используемой литературы:


  1. Агашина М. Песня: Стихи. – М.: Сов. Россия, 1974. – 176с.

  2. Город-герой Волгоград: Экскурсии, путешествия, Справочник-путеводитель. – Волгоград, 1982. – 416с.

  3. Желтова Л. Геннадий Сталинградович и другие. // Отчий край, 1998. - № 1. – стр.202 – 205.

  4. Нефедова В. Узнаешь меня по самой радостной улыбке. // Отчий край, 1998. - № 1. – стр. 196 – 201

  5. Прописаны в Волгограде навечно. Сборник. – Волгоград: Ниж.-Волж.изд-во, 1975. – 156с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!