СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная гостиная "Страницы великой жизни" (М.Ю. Лермонтов).

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие позволяет расширить представления учащихся о жизненном и творческом пути М.Ю. Лермонтова, а также углубить знания об идейно-художественных особенностях и своеобразии лирических произведений поэта. Использованный литературный материал даёт возможность определить значимость и актуальность творчества М.Ю. Лермонтова в наши дни.

Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиная "Страницы великой жизни" (М.Ю. Лермонтов).»

(Слайд 1)

Литературная гостиная: «Страницы великой жизни» (М.Ю. Лермонтов).

Цели и задачи:

  1. Расширить представления о жизненном и творческом пути М.Ю. Лермонтова.

  2. Познакомить с идейно-художественными особенностями и своеобразием лирических произведений поэта.

  3. Определить значимость и актуальность творчества М.Ю. Лермонтова в наши дни.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, фонограммы, выставка сборников стихов М.Ю. Лермонтова.

Оформление: эпиграф, портрет поэта, горящие свечи и цветы, столики в шахматном

порядке.

(Щелчок) Бог нашей драмой коротает вечность,

Сам сочиняет, ставит и глядит.

Омар Хайям

Ход занятия:

Приветственное слово педагога: «Добрый день, друзья! Сегодня в нашей литературной гостиной собрались любители и ценители поэзии (Щелчок) М.Ю. Лермонтова. Имя его известно не только в нашей стране, но и за рубежом, хотя жизненный и творческий путь его прервался очень давно. Однако его произведения продолжают волновать всё новые и новые поколения людей.

(Слайд 2)

Вед. 1: (Щелчок) Страницы жизни и творчества М.Ю. Лермонтова. (Щелчок) «Семейный дневник».

(Звучит мелодия ноктюрна №1 Ф. Шопена)

Вед. 2: (Щелчок) В ту ночь в мире творилось что-то странное: над Московским домом у Красных ворот позабыли зажечь звезду, и волхвы не искали сюда дорогу.

Вед. 1: Зато почти всю ночь в самом доме горел свет и суетились люди. Спали беззаботно лишь хозяева дома – семья генерал-майора Фёдора Толя, сдававшего несколько комнат отставному капитану Юрию Петровичу Лермонтову. Поздней ночью капитану сообщили, что он стал отцом: жена родила сына.

Вед. 2: (Щелчок) Тяжело перенесла роды мать.

Вед. 1: (Щелчок) От тревог, переживаний и от бессонной ночи осунулся отец.

Вед. 2: Но была в доме женщина, (Щелчок) сохранявшая даже в эти трудные часы спокойствие и твёрдую решимость. Она молча, без суетливости, подавала воду или лекарство, не теряя присутствия духа, ухаживала за роженицей, отдавала распоряжения прислуге. (Портрет Е.А. Арсеньевой)

Вед. 1: В эту тревожную ночь в доме у Красных ворот мы знакомимся с главными действующими лицами семейной драмы, перепетии которой окажут существенное влияние на характер, душу, а может быть, и на всю судьбу одного из величайших поэтов России – (Щелчок) Михаила Юрьевича Лермонтова.

Вед. 2: (Щелчок) Ему дали жизнь Мария Михайловна и (Щелчок) Юрий Петрович.

Вед. 1: Но та статная женщина, готовая оказать любую помощь в этом доме , поставит (Щелчок) его на ноги, воспитает, окружит такой несказанной любовью и заботой, на которую способна только любящая бабушка.

Вед. 2: Тугой узел семейной драмы завязался именно в ту пору, когда Юрий Петрович попросил руки Марии Михайловны, а Елизавета Алексеевна, её мать, произнесла слово «нет». «Нет!» - повторила за нею вся родня, потому что считала: они не пара, слишком беден по нынешним временам этот отставной капитан.

Вед. 1: Но Мария Михайловна сказала «да» и сумела настоять на своём. И он стал её мужем.

Вед. 2: А что же Елизавета Алексеевна? Ради дочери она пошла на уступки, но неприязнь к Юрию Петровичу сохранилась и нарастала с каждым днём.

Вед. 1: Рождение Мишеля – так назвали родившегося мальчика – на какое-то время примирило враждующие стороны.

(Слайд 3)

(Звучит часть сонаты №2 Л. Бетховена)

Вед. 2: Здоровье Марии Михайловны вызывало опасение. Годы болезни закончились трагедией: 24 февраля 1817 г. Она скончалась. Лермонтову не было ещё и трёх лет, но день похорон матери он запомнил на всю свою жизнь:

1 чтец: (Щелчок) Он был дитя, когда в тесовый гроб

Его родную с пеньем уложили.

Он помнил, что над нею чёрный поп

Читал большую книгу, что кадили

И прочее… и что, закрыв весь лоб

Большим платком, отец стоял в молчание…

Вед. 1: 5 марта, спустя положенные по христианскому обычаю девять дней, Юрий Петрович Лермонтов вынужден был покинуть (Щелчок) Тарханы. Взять с собой сына Елизавета Алексеевна ему не позволила. В духовном завещании бабушка сделала внука наследником своего состояния, но с тем условием, что до полного совершеннолетия он будет воспитываться только ею. (Щелчок) Капитан должен был уступить…

(Муз. затихает)

(Слайд 4)

Вед. 2: Шли годы. Мишель болезненно переживал разлуку с отцом. Юрий Петрович

изредка приезжал в Тарханы, чтобы повидаться с сыном, но… изменить ничего не

мог. В день, когда будущему поэту исполнилось семнадцать лет, он получил

известие о скоропостижной смерти отца.

Вед. 1: (Щелчок) Из завещания Юрия Петровича Лермонтова: «Прошу тебя уверить свою бабушку, что я вполне отдавал ей справедливость во всех благоразумных поступках её в отношении твоего воспитания и образования, и к горести моей, должен был молчать, когда видел противное, дабы избежать неминуемого неудовольствия… Скажи ей, что несправедливости её ко мне я всегда чувствовал очень сильно и сожалел о её заблуждении, ибо, явно, она полагала видеть во мне своего врага, тогда когда я был готов любить её всем сердцем, как мать обожаемой мною женщины». Так разрешился первый акт драмы. (Щелчок)

(Стих. Лермонтова «Ужасная судьба отца и сына…», 1831 г.,

фрагмент прелюдии Шопена).

(Слайд 5)

Вед. 2: Страницы короткой жизни Михаила Лермонтова. (Щелчок) «На перепутье».

2 чтец: (Щелчок) Москва! Москва! Люблю тебя как сын,

Как русский, сильно, пламенно и нежно…

(Слайд 6)

Вед. 1: В 1827 г. Лермонтов становится москвичом, (Щелчок) успешно выдержав экзамены в Благородный пансион при столичном университете.

Вед. 2: Переезд в древнюю столицу принёс поэту много новых сильных впечатлений.

Первые стихи… Первая любовь… Первые столкновения с миром зла и

несправедливости.

Вед. 1: 11 марта 1830 г. Благородный пансион неожиданно посетил (Щелчок) император. Он был один, без свиты. Во время перемены ученики всех возрастов с криком устремились из классных комнат в широкий коридор, превратив его в арену для гимнастических упражнений. На царя никто не обращал внимания Вдруг один из воспитанников, узнав его, стал истошно приветствовать. Все сочли это выходкой, фамильярностью. Николай бал взбешён… Через две недели прибыло высочайшее распоряжение: пансион преобразовать в гимназию.

Вед. 2: Это было первым столкновением поэта с царём. И первым крушением.

Вед. 1: 16 августа 1830 г., за полгода до окончания учёбы, Лермонтов был уволен из пансиона. В сентябре того же года учёный совет «подверг проверке знания Михаила Лермонтова» и, найдя их достаточными, допустил к слушанию университетских лекций.

Вед. 2: И.А. Гончаров: (Щелчок) «Нас, первогодичных, помнится, было человек 40. Между прочим, тут был и Лермонтов, впоследствии знаменитый поэт, тогда смуглый, одутловатый юноша, с чёрными выразительными глазами. Он казался апатичным, говорил мало и сидел всегда… опершись на локоть».

Вед. 1: Вистенгоф: «Он садился постоянно на одном месте, отдельно от других, в углу аудитории, у окна, облокотившись, по обыкновению, на один локоть и углубясь в чтение принесённой книги, не слушая лекции».

Вед. 2: (Щелчок) Каким запомнился университет Лермонтову?

3 чтец: Святое место! Помню я, как сон,

Твои кафедры, залы, коридоры,

Твоих сынов, заносчивые споры

О Боге, о вселенной…

Вед. 1: «Святое» место! Но на экзамене по риторике, продемонстрировав начитанность сверх программы, он неожиданно вступил в пререкания с экзаменатором, недовольным его пренебрежительным отношением к основному лекционному материалу. И после объяснения с администрацией в списке студентов против фамилии Лермонтов появилась угрожающая запись: «Посоветовано уйти!»

(Щелчок) (Мелодия ноктюрна №13 Ф.Шопена)

4 чтец: Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Талант и и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употребить не можем?

1 чтец: Как страшны жизни сей оковы

Нам в одиночестве влачить.

Делить веселье все готовы:

Никто не хочет грусть делить.

2 чтец: … ищу спокойствия напрасно

Гоним повсюду мыслию одной.

Гляжу назад – прошедшее ужасно;

Гляжу вперёд – там нет души родной!

(Щелчок) (Муз. Ноктюрн № 13 Ф. Шопена)

Вед. 2: Вот и новый поворот в судьбе поэта! Лермонтов уезжает в Петербург, надеясь

завершить образование в тамошнем университете.

(Слайд 7)

Вед. 1: И вот – Петербург…

3 чтец: Увы! Как скучен этот город

С его туманом и водой!

Куда ни глянешь: красный ворот,

Как шишь, торчит перед тобой.

Нет милых сплетен – всё сурово,

Закон сидит на лбу людей.

Всё удивительно и ново

И нет не пошлых новостей!

Вед. 2: По приезде. Однако, выяснилось, что Михаил Лермонтов не может учиться в Петербургском университете, т.е. устав университета «позволял перевод не иначе как с условием, чтобы проситель начал сызнова», т.е. выдержал вступительные экзамены! Лермонтов оказался на перепутье…

Вед.1: А.С. Пушкин писал в «Пророке»: «И шестикрылый Серафим на перепутье мне

явился».

Вед. 2: Но к Лермонтову явился не небесный посланец. А родственник и друг (Щелчок) Алексей Столыпин, тот самый «Монго», который избрал для себя военную карьеру. Он был моложе Лермонтова, но его советы действовали неотразимо. Жребий был брошен: Лермонтов поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров…

Вед. 1: Как тут не вспомнить мудрого (Щелчок) Омара Хайяма: (Щелчок) «Небрежен ветер: в вечной книге жизни мог и не той страницей шевельнуть». Что значит учиться в школе подпрапорщиков? Прежде всего, надо было полностью изменить уклад жизни

Вед. 2: Как можно глубже спрятать свои «учёные наклонности».

Вед. 1: Как можно лучше подогнать к своей невоенной внешности мундир и постараться стать настоящим гусаром, бесшабашным, пьющим, свято чтящим традиции своего полка, вплоть до самых нелепых и глупых.

Вед. 2: Из воспоминаний поэтессы Ростопчиной: (Щелчок) «Его жизнь и вкусы приняли другой характер, насмешливый, едкий, ловкий. Проказы, шалости, шутки двоякого рода сделались его любимым занятием. Вместе с тем полный ума, самого блестящего в разговоре, богатый. Независимый, он сделался душою общества молодых людей высшего круга, он был запевалой в беседах, удовольствиях, кутежах».

Вед. 1: Но были не только «шалости» и «шутки». Были и стихи. Стихи, от которых он не смог отказаться. Только писать их надо было тайком. Писать и прятать…

(Слайд 8)

(Мелодия ноктюрна №1 Шопена.)

Исполняются стихи (Щелчок) «Нет, я не Байрон…,» 1832, (Щелчок) «Белеет парус одинокий…», 1832, (Щелчок) «Желанье» («Отвори мне темницу…», 1832), (Щелчок) «Желание» («Зачем я не птица, не ворон степной…», 1831), (Щелчок) «Юнкерская молитва», 1833)

(Слайд 9)

Вед. 2: Перевернём ещё одну страницу жизни поэта. (Щелчок) «Любовь и свет».

Вед. 1: В школе гвардейских подпрапорщиков Лермонтов проведёт два года и назовёт их «страшными». За то, что внешне придётся стать таким, как все. За то, что придётся надеть на себя маску легкомысленного и немного циничного горбуна Маёшки. И ещё за многое… Единственной отрадой во всех его превращениях будут стихи и воспоминания о своей первой – последней любви…

(Слайд 10)

(Соната №11 Моцарта)

Вед. 2: Из воспоминаний Акима Гирея: «Будучи студентом, он был страстно влюблён…(Щелчок) в молоденькую, милую, умную, светлую, ка день, и в полном смысле восхитительную Варвару Александровну Лопухину. Это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная. Как теперь помню её ласковый взгляд и светлую улыбку. Эту любовь Лермонтов пронёс через всю свою жизнь».

(Слайд 11)

Вед. 1: Они познакомились весной 1831 г. Компания аристократической молодёжи собиралась ехать в Симонов монастырь ко всеночной. Уселись на длинные «линейки», запряжённые шестёркой лошадей, и покатили вверх по Арбату весёлым караваном. Случайно Лермонтов в этой поездке оказался рядом с Варенькой Лопухиной…

Вед. 2: С наступлением лета Лопухины поехали погостить в подмосковное имение к Столыпиным. Сюда же приехала и Елизавета Алексеевна с внуком. Уединённые прогулки в аллеях середниковского парка сблизили Вареньку с юным Лермонтовым.

(Муз. стихает)

Вед. 1: А летом того же года она расстались: Лермонтов уезжал в Петербург. Словно предчувствуя, что она расстаются навсегда, что в будущем судьба подарит им всего лишь несколько коротких встреч, Варенька тяжело переживала предстоящую разлуку. Она призналась Лермонтову в любви, обещала ждать его возвращения…

Вед. 2: Чувством любви было переполнено и сердце поэта. По приезде в Петербург он буквально засыпает (Слайд 12) письмами её старшую сестру – Марию. Но адресованные старшей сестре письма предназначались для Вареньки, и читать их нужно между строк.

(Звучит соната № 14 «Лунная» Бетховена)

Вед. 1: «Мне бы хотелось задать Вам небольшой вопрос, но не решаюсь написать. Коли догадываетесь – хорошо, я буду доволен, а нет, значит, если бы я и написал вопрос, Вы не смогли бы на него ответить. Это такой вопрос, какой, быть может, Вам и в голову не приходит. ( 2 октября 1832 г.)

Вед. 2: «Прощайте же, любезный друг, не говорю до свидания, потому что не надеюсь увидеть Вас здесь. А между мною и милой Москвой стоят непреодолимые преграды, и, кажется, судьба с каждым днём воздвигает их всё больше… Теперь я более, чем когда-либо, буду нуждаться в Ваших письмах, они доставят мне величайшую радость в моём заточении, они одни могут связать моё прошлое и моё будущее, которые расходятся в разные стороны, оставляя между собою барьер из двух печальных тяжёлых лет… Возьмите на себя этот скучный, но милосердный подвиг, и Вы спасёте мне жизнь. Я прошу у Вас не любезности, а благодеяния…» (15 октября 1832 г.)

(Муз. стихает)

Вед. 1: (Щелчок) В эти трудные дни образ Вареньки Лопухиной возникал перед ним не только в письмах, но и в стихах. Это была особая тема лирики Лермонтова.

(Звучат стихи «Она не гордой красотою», «К» («Мы случайно сведены судьбою…»), «Послушай, быть может, когда мы покинем…»).

Вед. 2: И вдруг, как гром среди ясного неба: Варенька Лопухина выходит замуж. Тяжело перенёс Лермонтов это известие.

Вед. 1: Что же всё-таки произошло? Почему «милая, умная, как день, пылкая, восторженная, поэтическая» Варенька приняла предложение немолодого, во всех отношениях «бесцветного» господина Бахметева? Предала? Разлюбила? Настояли родители?

Вед. 2: Выходя замуж за сорокалетнего Бахметева, она сразу всех освобождала: Лермонтова – от каких бы то ни было обязательств, себя – от мучительных надежд на новую встречу и новое чувство. Она выходила замуж так, как уходят в монастырь.

Вед. 1: Чтобы не нарушить полудетской клятвы, чтобы остаться верной той романтической любви

4 чтец: Я понял, что душа её была

Из тех, которым рано всё понятно.

Для мук и счастья, для добра и зла

В них пищи много – только невозвратно

Они идут, куда их повела случайность

Без раскаянья, упрёков и жалобы

Им в жизни нет уроков,

Их чувствам повторяться не дано…

Вед. 2: Эти строки будут написаны позднее. А в те дни была обида, горькая, невыносимая. Пройдут ещё не один день и не один месяц, прежде чем Лермонтов сделает шаг к примирению. Весной 1838 года он напишет письмо Марии Лопухиной и вложит в конверт стихи. Они будут обращены к её младшей сестре. В них прозвучит страстная мольба о прощении и признание в страстной вечной любви. За этими стихами последуют другие…

(Звучат стихи, посвящённые Лопухиной: «Молитва»

(«Я, матерь божия, ныне с молитвою…»),

«Они любили друг друга так долго и нежно…»,

отрывок из «Валерика» с начала и до слов «Забыть мне было невозможно»).

(Слайд 13)

Вед. 1: Летом 1841 г. В Пятигорске Лермонтов встретит свою кузину (Щелчок) Екатерину Григорьевну Быховец. По свидетельству близких поэту людей, она была очень похожа на Лопухину. И уже перед самой гибелью, обращаясь к кузине, Лермонтов искренне скажет (стих. «Нет, не тебя так пылко я люблю…»)

Вед. 2: В.А. Лопухина-Бахметева пережила Лермонтова на 10 лет. Она умерла в 1851 г., тридцати шести лет от роду и похоронена в Москве, в соборе Донского монастыря. Так разрешилась ещё одна драма.

Вед. 1: И вот последняя страница жизни Михаила Юрьевича Лермонтова: (Щелчок) «Слава и смерть».

Вед. 2: (Щелчок) Напрасно молился поэт: Царю небесный! Спаси меня от куртки тесной, как от огня. От маршировки меня избавь. В парадировки меня не ставь». Господь не внял молитве, «тесная куртка» цепко обхватила стан молодого гусара, мундир сковывал движения, не давал свободно дышать. 1834-1836 годы. Юнкер Лермонтов, произведённый «по экзамену» в корнеты Лейб-гвардии гусарского полка, служил исправно, но неумолимо приближался январь 1837 года.

(Слайд 14)

(Мелодия прелюдии № 20 Шопена)

Вед. 1: На всю Россию прогремел злодейский выстрел: 27 января в Петербурге, за Чёрной речкой, был смертельно ранен Александр Пушкин.

Вед. 2: Свершилось изречённое поэтом: (Щелчок) «Восстань, пророк! И виждь, и внемли, исполнись волею моей и, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей…»

(Стих. «Смерть поэта»)

Вед. 1: Лермонтовская лира зазвучала, как набат в день народной беды. «Воззванием к революции» назовёт его стихи полицейский осведомитель.

(Слайд 15)

Вед. 2: 19 февраля 1837 г. Шеф Третьей его императорского величества собственной канцелярии граф Бенкендорф доложит императору о стихах Лермонтова как о чрезвычайном происшествии: «Вступление к этому сочинению дерзко, а конец – бесстыдное вольнодумство, более чем преступное».

Вед. 1: Высочайшее повеление последовало 25 февраля 1837 года: «Корнета Лермонтова перевести (Щелчок) тем же чином в Нижегородский драгунский полк». Тот самый Нижегородский, что стоял на Кавказе: царю не терпелось отправить «дерзкого» поэта под пули горцев.

Вед. 2: К счастью, первая ссылка продолжалась недолго. Одно за другим появляются

новые стихотворения. Россия внимательно прислушивалась к голосу своего певца.

(Слайд 16)

(Прелюдия Шопена, стихи «Когда волнуется желтеющая нива…»,

(Щелчок) «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), (Щелчок) «Есть речь – значенье…»)

Вед. 1: Казалось, литературная слава поэта вот-вот достигнет своего зенита. Имя Лермонтова у всех на устах, его приглашают в аристократические салоны, он в центре всеобщего внимания… Внешне он доволен происходящим, но внутренне… Нет, он не был счастлив.

(Щелчок) (Ноктюрн № 13 Шопена, стих. «И скучно, и грустно…»)

(Слайд 17)

Вед. 2: Надвигалась катастрофа. Она разразилась 16 февраля 1840 года на балу у графини Лаваль. (Аккорды финала 2-й части прелюдии Рахманинова). Произошло столкновение с сыном французского посланника Эрнестом де Барантом, которому показалось, что стихотворение «Смерть поэта» оскорбляет достоинство французской нации. Он подошёл к Лермонтову и бросил с вызовом: «Вы слишком пользуетесь тем, что мы в стране, где дуэль воспрещена».

Вед. 1: Ответ был столь же недвусмысленным: «В России следуют правилам чести так же строго, как и везде. И мы меньше других позволяем оскорблять себя безнаказанно».

Вед. 2: И снова чёрные сани, теперь уже с Лермонтовым, скользят по снегу к Чёрной речке. И снова дуэль. А за ней арест и новая ссылка. И вновь Лермонтов едет на (Щелчок) Кавказ, на сей раз уже в Тенгинский пехотный полк, расположенный в одном из самых опасных пунктов войны с горцами. О чём думал поэт?

1 чтец: (Щелчок) Стих. «Тучи».

(Слайд 18)

Вед. 1: Впереди всего один год жизни. Лермонтов проведёт его в походах и в сражениях. Смерть будет ходить по пятам. Но он не погибнет в бою: у него другая судьба. Ещё раз Елизавета Алексеевна добьётся для него разрешения приехать в Петербург. Как мгновение , пролетит трёхмесячный отпуск. В последний раз обнимут его друзья, провожая на Кавказ.

2 чтец: Камни шепчутся возмущённо:

Как стерпели друзей сердца?

Как оставили неотмщённой

Благородную кровь певца?

Почему же никто от имени

Оскорблённых людских сердец

Не сумел возвратить Мартынову

Тот проклятый его свинец?!

(И. Кобзев)

3 чтец: Но разве время повернётся вспять?

Но разве звёзды можно расстрелять?

Но разве в силах царь и палачи

Сказать мятежной песне: «Замолчи!»?

4 чтец: Вереницей идут года,

И не видно их черты конечной.

Лермонтов… Он с нами, навсегда,

В строй живых записан он навечно!

…Это жизни дни его вернулись,

Он в неё хозяином вошёл

Именем библиотек и улиц,

Пароходов, институтов, школ…

В книгах – трудным временем проверен,

В ярком блеске добрых, смелых глаз

Он – живой, - не памятником в сквере

Вновь и вновь рождается для нас!

(П. Алдахин)

(Щелчок) (Вальс Хачатуряна к драме Лермонтова «Маскарад»)


Учитель русского языка и литературы I категории

Ищенко Ольга Николаевна


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!