СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная гостиная "Храни тепло родного очага"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный исследовательский проект ориентирован на комплексное представление описания истории жизни и быта русского крестьянина в сопоставлении с современностью. Работая над проектом, ребята учатся самостоятельно извлекать и обрабатывать информацию из различных источников сопоставлять её, представлять. А главное- знакомятся с историей русской культуры.

Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиная "Храни тепло родного очага"»

Урок-проект «Литературная гостиная. «Храни тепло родного очага».

Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект, и смежные с ним дисциплины: русский язык, литература, история России, музыка, ИЗО, технология.

Тип проекта: межпредметный, группой, кратковременный.

Цель проекта: формировать целостное представление о семье и побудить к осмыслению общечеловеческой ценности семьи.

Личностные результаты:

-осмыслить социально - нравственный опыт предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа.

Метапредметные результаты:

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в т.ч. материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;

- освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Предметные результаты:

-умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности и народов в истории своей страны и человечества в целом;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны мира.

Задачи проекта:

1 )Собрать информацию о жизни и традициях русских крестьян, о судьбе женщины, о традициях современной семьи, о русской избе.

2)Подготовить иллюстративный материал для проекта (фотографии, рисунки, декорации и др.); музыкальный (песни русские народные, песни о матери), литературный материал (стихотворения о маме, женщине, семье).

3)Отобрать тексты для урока-проекта (сочинения учащихся, стихотворения, документальная информация о русской избе, воспоминания крестьян о традициях).

4) Научить школьников работать над содержанием и оформлением литературной гостиной, продумать соотношение текста и интерактивного сопровождения, придумать название, отражающее тему гостиной, подготовить оригинальную форму проведения, оформление.

5) Подготовить театрализованные миниатюры, поставить танцы, отработать выразительное чтение стихотворений, продумать оформление кабинета.

Возраст участников проекта 5 кл.

Аннотация проекта. Данный исследовательский проект ориентирован на комплексное представление описания истории жизни и быта русского крестьянина в сопоставлении с современностью. Работая над проектом, ребята учатся самостоятельно извлекать и обрабатывать информацию из различных источников сопоставлять её, представлять. А главное- знакомятся с историей русской культуры.

Предполагаемый продукт проекта: литературная гостиная.

Распределение обязанностей по группам:

1 группа: сбор информации о русской крестьянской избе, о жизни крестьян; подготовка текстового материала.

2 группа: сбор информации о современной семье, доме, женщине, маме; подготовка текстового материала;

3 группа: создание иллюстраций, декораций;

4 группа:подбор материала и оформление интерактивного сопровождения;

5 группа: подготовка театрализованных миниатюр, постановка танцев.

Оборудование: мультимедийное сопровождение, музыкальное оформление.

Крестьянская изба: стол, накрытый вышитой скатертью, кухонные принадлежности, ухват, прялка, рядом лавка, на полу самотканые половики.

Ход мероприятия

1.Организационный момент. Актуализация.

Учитель: мы проделали огромный путь, исследуя и собирая материал о жизни простого крестьянина, о его доме, о традициях и обычаях. Сегодня вам представится возможность защитить свои проекты.

2. Выступление групп. Защита проектов.

Выступление группы «История русской избы».

Звучит песня «В Горнице». Транслируются слайды с полями, жизнью крестьян. Песня сменяется голосами возвращающихся с работы крестьян.

На сцену выходят дети, одетые по-крестьянски. Они возвращаются после трудового дня. Садятся на лавки перед сценой.

1-ый: Ох, и тяжёлый был день сегодня, Дуня! Много накосили травы.

2-ой: Да. Поработали мы на славу! Теперь можно и отдохнуть.

3-ий: Умный сильный наш народ свою землю бережёт.

А преданья старины забывать мы не должны!

2-ой: Давным-давно, в далёкие времена жили-были добрые молодцы - могучие богатыри русские и девицы красавицы. А у них добрые матушки и мудрые батюшки.

3-ий: Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских.

4-ый: И в старину, и в настоящее время у каждого человека должен быть дом. Ведь недаром говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше».

2-ой: Все мы приходим в свой дом, чтобы отдохнуть, набраться сил. Дом связан с семьей, с продолжением рода. Уже в глубокой древности человек стремится построить для себя жилище, в котором можно укрыться от непогоды, согреться у домашнего очага.

4-ый: Русская народная пословица гласит: «Не дом хозяина красит, а хозяин дом». Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала!

(На экране показывается презентация про русскую народную избу. Ведущие сопровождают презентацию рассказом).

1-ый: Дом имел три вертикальных яруса, напоминавших о трех мирах. Потолок, чердак и крыша уподоблялись миру вышнему, светлому.

2-ой: Подполье напоминало о жизни недоброй, нечистой силы.

3-ий: Все крыльцо украшалось резными ажурными подзорами. На крыльцо вели ступеньки. Крыльцо - «распахнутые руки» дома. Оно связывает его с улицей, соседями. «Жить в соседях - быть в беседах».

1-ый: Входя в избу, волей-неволей каждый должен поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить: дверь в избу низкая.

4-ый: А порог, наоборот, высокий, чтоб меньше дуло. Порогу придавали особое значение: он считался рубежом между миром внутренним и внешним. Переступали его с молитвой и крестным знамением.

2-ой: Войдя в избу, сразу обратишь внимание на печь, она занимает почти пол-избы. С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Не даром говорится: «Печь греет и варит, печет и жарит. Она накормит, обсушит и порадует душу».

3 -ий: Перед устьем печи ладно устроен шесток - широкая толстая доска, на которой разместились и, чугунки. Рядом с устьем печи стоят навытяжку железные ухваты, которыми ставят в печь и достают горшки. А у печи устраивали деревянные настилы - полати, на них спали. Правый от печки угол назывался бабий кут. Здесь командовала хозяйка, все было приспособлено для приготовления пиши.

4-ый: Другой, левый от печки угол назывался красный, то есть красивый. Он принимал первые лучи солнца. В красном углу ставили стол, за которым обедала вся семья. Эта часть дома была самой почетной. Если хозяин хотел оказать гостю особое почтение, он приглашал его в передний угол.

2-ой: Стол - одна из основных частей избы. «Божья ладонь» называли его. По нему нельзя было бить, влезать на него детям, садиться. Это место семейной трапезы. Семья, собираясь за столом, показывала свое единство.

3-ий: От двери до боковой стены была устроена лавка - конник, это было место мужской половины.

1-ый: По полу тянулись радужные домотканые половики-дорожки. Они и впрямь напоминали дорогу, стелющуюся по земле.

2-ой: Украшали избу не только внутри, но и снаружи, (слайды о внешнем убранстве избы).

3-ий: Спасти свои хоромы помогал солнечный конь - высшая точка дома (слайд).

4-ый: На оконных и дверных наличниках изображались обереги. Они защищали дом от дурного слова (слайд).

3-ий: Все знаки символизировали солнце, звёзды, воду, что означало «дающие жизнь всему живому на Земле».

4-ый: Мужчины занимались хозяйственными работами, женщины работали за прялкой, за вышиванием, за вязанием. Рядом с лавками стояли сундуки, украшенные разными узорами. В сундуках не только хранили одежду, бельё, но и ценные вещи.

1-ый: Простая деревенская изба, а сколько мудрости и смысла в себя она вобрала!

3-ий: Интерьер избы — это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

1-ый: Дом напоминает корабль, на котором по неспокойному житейскому морю плывет и спасается семья, где все живут в ладу друг с другом и в согласии.

2-ой: Давайте поднимемся на крыльцо и откроем дверь.

(Ведущие уходят, на сцене появляется хозяйка дома. Картина оживает: девочка рубит капусту, вымешивает тесто, суетится, торопится закончить работу. Стук в дверь, входят крестьяне. Здороваются, кланяются).

Выступление группы. Защита проекта «Жизнь крестьян». Инсценирование.

Гость 1(с поклоном): Счастья вам, хозяин с хозяюшкой.

Гость 2: Крепкого здоровьица.

Гость 3: Веселья вам да радости.

Хозяйка: Добрый вечер, гости званные и желанные. Рады гостям, как добрым вестям!

Хозяин: Проходите, не тушуйтесь! Добрый гость всегда в пору!

Хозяин:

По обычаю, да оп русскому

Для гостей добрых самовар кипит,

Белой скатертью стол резной накрыт!

Разоставили мы яства сахарные,

Приготовили забавы веселые.

Хозяйка:

Приглашаем вас отведать чая ароматного,

Бубликов да пряников сахарных.

Хозяйка:

Вы уж отведайте, да покушайте,

Да на нас посмотрите, послушайте!

(чай пьют, а ведущие играют с залом)

Г ость 1: Ребята, мы познакомились со старинной русской избой. В старину не было ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. Как же люди свободное время поводили, чем занимались? (ответы)

Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогали игры. Давайте сыграем и мы. Попробуйте отгадать мои загадки.

Летом спит Не бык, а бодает, Воду дед носил с утра,

Зимой горит Не ест, а еду хватает, Каждый раз по два ведра,

Рот открывает, Что схватит - отдаёт, На плечах дугой повисло

Что дают - глотает (печь). А сам в угол идёт (ухват). Держит ведра... (коромысло).

Хозяйка: Молодцы! Загадки знаете. А справитесь ли вы с пословицами? Я начинаю пословицу, а вы ее заканчиваете.

1:- Без хозяина дом - сирота. 4:- Кто родителей почитает - вовек не погибает.

2:- Не красна изба углами, а красна пирогами. 5:- Коли в семье лад, так не надобен и клад.

3: - Семья сильна, когда на ней крыша одна. 6: -Вся семья вместе, так и душа на месте.

Гость 1:

Коли народ невесел
Низко голову повесил
Знаю я, нужна игра:

Распотешится пора.

Я предлагаю вам немного поиграть. (3 раза с ускорением) Я буду произносить слова и показывать движения, а ваша задача - повторять за мной.

За дровами мы идём
И пилу с собой несём,

Вместе пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Чтобы печку протопить,

Много надо напилить!

Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки!

Гость 2: Красна изба не только пирогами, но и делами.

(Гости начинают заниматься ручным трудом: вышивают, вяжут, прядут, шьют Во время работы девочки запевают русскую народную песню «Пошла млада за водой»)

3-ья: А не засиделись ли мы, девицы-красавицы? Станцуем?

1-ая: Отчего же не сплясать?

(исполняется русский народный танец «Березка»)

3.Выступление группы. Защита проекта «Хранительница домашнего очага»

1-ый: Вот и раскрыла нам свои тайны простая русская изба, рассказала, что любили, чем жили в старину, как создавался семейный очаг. А кто же хранил и берёг этот семейный очаг? (женщина, мама).

2-ой: С первых дней жизни ребёнок слышит мамин голос, именно от неё слышит первое пение. Для новорожденного подвешивали к потолку нарядную люльку. Мягко покачивая люльку, она убаюкивала младенца под напевную песнь.

Звучание колыбельной. Изображение колыбельки (слайд). На фоне колыбельной читается стихотворение.

3-ий:

В низенькой светелке со створчатым окном
Светится лампадка в сумраке ночном:

Слабый огонечек то совсем замрет,

То дрожащим светом стены обольет.

2-ой:

Новая светелка чисто прибрана:

В темноте белеет занавес окна;

Пол отструган гладко; ровен потолок;

Печка развальная стала в уголок.

1-ый:

По стенам - укладки с дедовским добром,

Узкая скамейка, крытая ковром,

Крашеные пяльцы с стулом раздвижным
И кровать резная с пологом цветным.

4-ый: Мама, мамочка... Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют человека-самого близкого, дорогого и единственного.

2-ой: Мама следит за нашей дорогой. Материнская любовь греет нас до старости. Мама учит нас
быть мудрыми, даёт советы, заботится о нас, оберегает.

7 участников, каждый читает по четверостишию.

1: Кто может быть дороже мамы?!
Кто свет и радость нам несёт?!
Когда больны мы и упрямы,
Кто пожалеет и спасёт?!

2: Кто пустит по ветру невзгоды,
Развеет страхи, грусть и стыд?!
Кто скрасит серость непогоды,
Стушует тяжкий груз обид?!

3: Следит за домом и бюджетом,
Уютом, модой, чистотой
Лихой зимой и жарким летом,
Легко справляясь с суетой?!

4: Украсит будни вечерами,
А к празднику накроет стол!
Спасибо беспокойной маме,
Никто из нас ни сир, ни гол.

5: Непринуждённо улыбаясь,
Заварит утром свежий чай.
Авоськой тяжкой надрываясь,
Спешит домой в январь и май

6: Ответственна её работа,
Быть мамой – это сложный труд!
Ежесекундная забота —
Её все помнят, любят, ждут.

7: Полна раздумий жизнь у мамы,
Хозяйки дома и семьи,
И потому все мамы – правы!
А виноваты всюду – МЫ!

3-ий: В школе был проведён конкурс сочинений о маме, некоторые мы сейчас для вас прочтём (читают отрывки из сочинений)

Защита проекта четвертой группы.

Звучит песня о маме: (слайды с фотографиями мам).

Ведущий: И сегодня мы хотим сказать добрые слова в адрес хранительниц очага, в адрес наших мам.

1: Стихотворение «Человек, на котором держится дом». В.Куликов
Отшумит и умчится любая беда,
Как весенней порой грохочущий гром,

Если с вами она, если рядом всегда
Человек, на котором держится дом.

2:Может быть, тридцать три ей,

Или семьдесят три -

Сколько б ни было ей, возраст тут ни при чём:

В беспокойстве, в делах от зари до зари
Человек, на котором держится дом.

3: Очень редко, но всё же бывает больна,

И тогда всё идёт кувырком, кверху дном.

Потому что она, потому что она -
Человек, на котором держится дом.

4:Нас куда-то уносит стремительный век.

В суете мы порой забываем о том,

Что она не фундамент, она - Человек,

Человек, на котором держится дом.

5: Чтобы было и в сердце, и в доме светло,

На её доброту отвечайте добром.

Пусть всегда ощущает любовь и тепло
Человек, на котором держится дом.

1-ый: У каждого человека есть свой дом, место, где он родился, сделал свои первые шаги,
произнёс первые слова. Родной дом - это и детство в нём, и любовь и забота отца и матери.«Когда семья вместе, и душа на месте», - говорили наши предки.

Защита проектов об увлечениях в семье, о традициях.

Выходят все группы.

1-ый: Храни огонь родного очага

2-ой: И не позарься на костры чужие.

3-ий: Таким законом наши предки жили

4-ый: И завещали нам через века:

5-ый: Храни огонь родного очага!

Исполняется песня «Мимо текла река...»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!