СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литература музыка театр 19 в 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литература музыка театр 19 в 8 класс. Презентация

Просмотр содержимого документа
«Литература музыка театр 19 в 8 класс»

Тема урока: Литература, театр и музыка в первой половине XIX в.

Тема урока: Литература, театр и музыка в первой половине XIX в.

План урока  Литература и журналистика.  Музыка. 3. Театр.

План урока

  • Литература и журналистика.
  • Музыка.

3. Театр.

В первой половине XIX века русская культура переживала процесс становления национального самосознания. Значительную роль в этом чрезвычайно сложном процессе сыграла Отечественная война 1812  г., заставившая передовое российское общество по - новому взглянуть на свою страну, ее народ и ее историю. Не менее важную роль в становлении национального самосознания сыграли и дискуссии между западниками и славянофилами о судьбах России в прошлом и о перспективах ее развития в будущем.

В первой половине XIX века русская культура переживала процесс становления национального самосознания. Значительную роль в этом чрезвычайно сложном процессе сыграла Отечественная война 1812 г., заставившая передовое российское общество по - новому взглянуть на свою страну, ее народ и ее историю. Не менее важную роль в становлении национального самосознания сыграли и дискуссии между западниками и славянофилами о судьбах России в прошлом и о перспективах ее развития в будущем.

1.ЛИТЕРАТУРА   Важной особенностью развития литературы этого периода была быстрая смена художественных направлений и одновременное существование различных стилей (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, критический реализм). В первой половине XIX века русская литература вступила в свой «Золотой век». Она поднимала важнейшие общественные проблемы. Одной из главных в их числе была проблема укрепления национального самосознания. Писатели и поэты обращались к историческому прошлому страны, пытались найти в нем ответы на современные вопросы.

1.ЛИТЕРАТУРА

Важной особенностью развития литературы этого периода была быстрая смена художественных направлений и одновременное существование различных стилей (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, критический реализм). В первой половине XIX века русская литература вступила в свой «Золотой век». Она поднимала важнейшие общественные проблемы. Одной из главных в их числе была проблема укрепления национального самосознания. Писатели и поэты обращались к историческому прошлому страны, пытались найти в нем ответы на современные вопросы.

Сентиментализм Романтизм Сентиментальная идеализация действительности; Чувствительность; Внимание к личности человека, его внутреннему миру, душевным переживаниям. противопоставление романтического, идеального образа реальной жизни Интерес к национальной самобытности, традициям отечественной истории; Интерес к утверждению сильной, раскрепощённой личности   Классицизм Реализм Правдивое отражение реальной жизни различных социальных слоёв; Истинная, а не показная народность; Широкая постановка социальных и нравственных проблем;  Идея служения государю и Отечества; Обращение к образам античной литературы и искусства; Интерес к русской летописной истории

Сентиментализм

Романтизм

  • Сентиментальная идеализация действительности;
  • Чувствительность;
  • Внимание к личности человека, его внутреннему миру, душевным переживаниям.
  • противопоставление романтического, идеального образа реальной жизни
  • Интерес к национальной самобытности, традициям отечественной истории;
  • Интерес к утверждению сильной, раскрепощённой личности

Классицизм

Реализм

Правдивое отражение реальной жизни различных социальных слоёв;

Истинная, а не показная народность;

Широкая постановка социальных и нравственных проблем;

  • Идея служения государю и Отечества;
  • Обращение к образам античной литературы и искусства;
  • Интерес к русской летописной истории
Ярким примером сочетания литературной работы и деятельности историка стало произведение Н.М.Карамзина «Марфа Посадница, или Покорение Новгорода». Сентиментализм Карамзина и других литераторов проявлялся в идеализации сельской жизни, взаимоотношений крестьян и помещиков, нравственных черт человека прежних эпох . Н.М.Карамзин

Ярким примером сочетания литературной работы и деятельности историка стало произведение Н.М.Карамзина «Марфа Посадница, или Покорение Новгорода».

Сентиментализм Карамзина и других литераторов проявлялся в идеализации сельской жизни, взаимоотношений крестьян и помещиков, нравственных черт человека прежних эпох .

Н.М.Карамзин

Появление романтизма в русской литературе связано с именами В.А.Жуковского, К.Ф.Рылеева, В.К.Кюхельбекера, А.И.Одоевского. А.И.Одоевск ий В.А.Жуковск ий К.Ф.Рылеев

Появление романтизма в русской литературе связано с именами В.А.Жуковского, К.Ф.Рылеева, В.К.Кюхельбекера, А.И.Одоевского.

А.И.Одоевск ий

В.А.Жуковск ий

К.Ф.Рылеев

В начале своего творческого пути романтические произведения создали наши великие поэты А.С.Пушкин («Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Цыганы») и М.Ю . Лермонтов («Демон»,). От этих произведений наметился переход к реализму, ставшему основным стилем 30 -40-х гг. А.С.Пушкин М.Ю . Лермонтов

В начале своего творческого пути романтические произведения создали наши великие поэты А.С.Пушкин («Руслан и Людмила»,

«Кавказский пленник», «Цыганы») и М.Ю . Лермонтов («Демон»,). От этих произведений наметился переход к реализму, ставшему основным стилем 30 -40-х гг.

А.С.Пушкин

М.Ю . Лермонтов

Выдающимися образцами реализма стали работы позднего Пушкина: историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», « Дубровский», «Повести Белкина», поэма «Медный всадник» и др., а также роман Лермонтова «Герой нашего времени».

Выдающимися образцами реализма стали работы позднего Пушкина: историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», « Дубровский», «Повести Белкина», поэма «Медный всадник» и др., а также роман Лермонтова «Герой нашего времени».

Основателем «натуральной школы» (критического реализма) явился Н.В.Гоголь: повесть «Шинель», «Мертвые души», «Ревизор» и др.  Н.В.Гоголь

Основателем «натуральной школы» (критического реализма) явился Н.В.Гоголь: повесть «Шинель», «Мертвые души», «Ревизор» и др.

Н.В.Гоголь

Новый, незнакомый и реалистический мир русского купечества показал читателю и зрителю в первой своей драме «Свои люди - сочтемся» А.Н.Островский.  А.Н.Островский

Новый, незнакомый и реалистический мир русского купечества показал читателю и зрителю в первой своей драме «Свои люди - сочтемся» А.Н.Островский.

А.Н.Островский

В 40 - 50 х гг. центральное место в литературе заняла тема крепостной деревни, ее обычаев и нравов, новых явлений жизни. Подлинным литературным событием стал выход в свет «Записок охотника» И.С.Тургенева.  И.С.Тургенев

В 40 - 50 х гг. центральное место в литературе заняла тема крепостной деревни, ее обычаев и нравов, новых явлений жизни. Подлинным литературным событием стал выход в свет «Записок охотника» И.С.Тургенева.

И.С.Тургенев

Заметную роль в жизни общества стали играть газеты и журналы («Вестник Европы» Н.М.Карамзина, «Телескоп» Н.И.Надеждина, «Современник» А.С.Пушкина, «Москвитянин» М.П.Погодина и др.), т.к. в них наряду с художественными произведениями печатались критические и публицистические статьи.  М.П.Погодин Н.И.Надеждин

Заметную роль в жизни общества стали играть газеты и журналы («Вестник Европы» Н.М.Карамзина, «Телескоп» Н.И.Надеждина, «Современник» А.С.Пушкина, «Москвитянин» М.П.Погодина и др.), т.к. в них наряду с художественными произведениями печатались критические и публицистические статьи.

М.П.Погодин

Н.И.Надеждин

2.Музыка .

2.Музыка .

Вся первая половина XIX в. прошла под знаком усиления русской национальной тематики и влияния народных мелодий в музыкальных произведениях. Народные мотивы отчетливо звучали в музыкальных творениях А.Е.Варламова, А.А.Алябьева, А.Л.Гурилева и др.  А.Е.Варламов А.А.Алябьев А.Л.Гурилев

Вся первая половина XIX в. прошла под знаком усиления русской национальной тематики и влияния народных мелодий в музыкальных произведениях. Народные мотивы отчетливо звучали в музыкальных творениях А.Е.Варламова, А.А.Алябьева, А.Л.Гурилева и др.

А.Е.Варламов

А.А.Алябьев

А.Л.Гурилев

Бытовая опера уступила место героико - исторической: К.А.Кавоса «Иван Сусанин» (1815  г.), М.И.Глинка «Жизнь за царя» (1836  г.)  К.А.Кавоса

Бытовая опера уступила место

героико - исторической: К.А.Кавоса «Иван Сусанин» (1815 г.), М.И.Глинка «Жизнь за царя» (1836 г.)

К.А.Кавоса

М.И.Глинка заложил основы русской национальной школы в музыке: «Создает музыку народ, - говорил он, - а мы, художники, т о лько ее аранжируем».  М.И.Глинка

М.И.Глинка заложил основы русской национальной школы в музыке: «Создает музыку народ, - говорил он, - а мы, художники, т о лько ее аранжируем».

М.И.Глинка

А.С.Даргомыжский стал родоначальником народно - бытовой психологической драмы. Его опера «Русалка» отличается богатой социальной насыщенностью.  А.С.Даргомыжский

А.С.Даргомыжский стал родоначальником народно - бытовой психологической драмы. Его опера «Русалка» отличается богатой социальной насыщенностью.

А.С.Даргомыжский

3.Театр.

3.Театр.

В русском театре смена художественных направлений происходила так же быстро, как и в литературе. В конце XVIII - начале XIX в. на сцене русских театров господствовал классицизм с присущими ему античными и мифологическими сюжетами, внешней парадностью.

В русском театре смена художественных направлений происходила так же быстро, как и в литературе. В конце XVIII - начале XIX в. на сцене русских театров господствовал классицизм с присущими ему античными и мифологическими сюжетами, внешней парадностью.

В 20 - 30- е гг. в театре все активнее заявляет о себе романтическая школа с характерным для нее акцентом актеров на внутренних переживаниях героев и героико - трагедийной тематикой пьес. Крупнейшим представителем романтизма в русском театре стал Павел Степанович Мочалов (Шекспир -«Гамлет», Шиллер - «Коварство и любовь»).

В 20 - 30- е гг. в театре все активнее заявляет о себе романтическая школа с характерным для нее акцентом актеров на внутренних переживаниях героев и героико - трагедийной тематикой пьес. Крупнейшим представителем романтизма в русском театре стал Павел Степанович Мочалов (Шекспир -«Гамлет», Шиллер - «Коварство и любовь»).

В 40 - х гг. начинается новая страница в истории русского театра, связанная с развитием реалистического направления. Основоположником реализма на русской сцене стал великий актер Московского Малого театра Михаил Семенович Щепкин (выходец из крепостных). Реалистическое направление в драматургии было связано с произведениями Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Островского.  М . С . Щепкин

В 40 - х гг. начинается новая страница в истории русского театра, связанная с развитием реалистического направления. Основоположником реализма на русской сцене стал великий актер Московского Малого театра Михаил Семенович Щепкин (выходец из крепостных). Реалистическое направление в драматургии было связано с произведениями Пушкина, Грибоедова, Гоголя, Островского.

М . С . Щепкин

Другим, не мене, замечательным актером школы сценического реализма был Александр Евстафьевич Мартынов, творчество которого связано Александрийским театром в Петербурге.  А . Е . Мартынов

Другим, не мене, замечательным актером школы сценического реализма был Александр Евстафьевич Мартынов, творчество которого связано Александрийским театром в Петербурге.

А . Е . Мартынов

Важной особенностью развития театра в те годы было то, что единый прежде Петровский театр в Москве был разделен на Большой (для оперных и балетных постановок) и Малый (драматический). В Москве в 1806 г. открылся Малый театр, а в 1825 г. принял своих зрителей воссозданный после пожара 1812 г. Большой театр (основан в 1776 г.)  Малый театр Большой театр

Важной особенностью развития театра в те годы было то, что единый прежде Петровский театр в Москве был разделен на Большой (для оперных и балетных постановок) и Малый (драматический). В Москве в 1806 г. открылся Малый театр, а в 1825 г. принял своих зрителей воссозданный после пожара 1812 г. Большой театр (основан в 1776 г.)

Малый театр

Большой театр

Театр был значительным явлением в культурной жизни России первой половины XIX в. Благодаря достижениям русской драматургии, мастерству выдающихся актёров в русском театре утверждался реализм. Многие традиции театрального искусства, заложенные в те годы, стали основой русской национальной театральной школы

Театр был значительным явлением в культурной жизни России первой половины XIX в. Благодаря достижениям русской драматургии, мастерству выдающихся актёров в русском театре утверждался реализм. Многие традиции театрального искусства, заложенные в те годы, стали основой русской национальной театральной школы

Составьте синквейн Тема урока Прилагательные (2-3) Глаголы (2-3) Моё отношение Вывод

Составьте синквейн

Тема урока

Прилагательные (2-3)

Глаголы (2-3)

Моё отношение

Вывод

Синквейн Культура России первой половины XIX века Интересна, многогранна, патриотична Развивается, совершенствуется, вдохновляет Мне понравились произведения культуры первой половины XIX века Это «золотой век» русской художественной культуры.

Синквейн

Культура России первой половины XIX века

Интересна, многогранна, патриотична

Развивается, совершенствуется, вдохновляет

Мне понравились произведения культуры первой половины XIX века

Это «золотой век» русской художественной культуры.

Домашнее задание Параграф 16 Вопросы стр.

Домашнее задание

  • Параграф 16
  • Вопросы стр.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!