СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литература 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

7  класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 1.       

       

        Тема.  Любите читать! Знакомство со структурой и содержанием учебника. Литературные роды (эпос, лирика, драма).

        Цель:    

  • познакомить учащихся со структурой и содержанием учебника-хрестоматии для 7 класса; выявить круг читательских интересов школьников, подготовить ребят к восприятию курса литературы в 7 классе; повторить литературные роды;
  • формировать навыки работы с учебником, лексической работы, выразительного чтения, развивать коммуникативные умения  учащихся;
  • воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.

        Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 7 класса, мультимедийная презентация.

Просмотр содержимого документа
«Урок 1. Любите читать!»

7 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 1.

Тема. Любите читать! Знакомство со структурой и содержанием учебника. Литературные роды (эпос, лирика, драма).

Цель:

  • познакомить учащихся со структурой и содержанием учебника-хрестоматии для 7 класса; выявить круг читательских интересов школьников, подготовить ребят к восприятию курса литературы в 7 классе; повторить литературные роды;

  • формировать навыки работы с учебником, лексической работы, выразительного чтения, развивать коммуникативные умения учащихся;

  • воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.

Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 7 класса, мультимедийная презентация.


ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.


II. Проверка домашнего задания.

Анкетирование:

- перечислите названия книг, прочитанных вами летом, и назовите имена их авторов;

- назовите имена героев произведений, которые оставили яркое впечатление в вашем сознании;

- какие книги вы хотели бы прочитать в течение учебного года.


III. Изучение нового материала.

  1. Выявление темы, цели, плана урока.

2.Знакомство со структурой и содержанием учебника-хрестоматии для 7 класса.

Автор учебника – Меркин Геннадий Самуилович (р. 23.11.1940 г., Витебск), доктор педагогических наук, профессор кафедры литературы и методики её преподавания Смоленского государственного университета, заслуженный учитель России, автор свыше 20 книг (монографий, учебных пособий, учебников литературы для средней школы и т.п.), а также свыше 400 статей по проблемам литературоведения, краеведения и методики преподавания литературы.


3.Беседа

- Какие художественные произведения включены в учебную хрестоматию? Обратитесь к «Содержанию».

- Укажите название рубрик учебника. Как вы думаете, почему рубрики так называются?

- Какие справочные материалы содержатся в учебнике?

- Какие произведения, предназначенные для домашнего чтения, вы уже читали? О чём эти книги?

- Прочитайте названия словарных статей из краткого словаря литературоведческих терминов. Какие понятия вы уже знаете?

- Что такое обложка книги, титульный лист, форзац?

- Кто авторы картин, репродукции которых помещены на обложках?


4. Слово учителя.

- Прочитайте фрагменты статьи Д.С.Лихачёва «Как писать?» на 4-ой сторонке обложки второй части учебника.


5. Обращение к фотографиям Д.С.Лихачёва и выставке его трудов.

6. Слово о Д.С.Лихачёве.

Дми́трий Серге́евич Лихачёв (1906 г. - 1999 г.) — советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН.

Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Автор работ (в том числе более сорока книг) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на разные языки. Автор 500 научных и около 600 публицистических трудов. Лихачёв внёс значительный вклад в развитие изучения древнерусской литературы и искусства.

На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности.


7. Обращение к учебнику. Чтение статьи «Любите читать!». Ответы на вопросы 1-3.


8. Повторение сведений по теории литературы. Роды литературы.

Роды литературы – наиболее общее деление литературных произведений по способу изображения действительности.

Эпос – изображение событий.

Лирика – изображение переживаний и раздумий лирического героя.

Драма – изображение действия, происходящего на глазах у зрителя.

IV. Подведение итогов урока.

- Согласны ли вы с утверждением Д.С.Лихачёва, что для чтения одной классики мало? Свой ответ аргументируйте.

V. Домашнее задание.

1.Выразительное чтение былины «Святогор и Микула Селянинович».

2.Прочитать статью учебника «Былины», подготовить рассказ о художественном мире былин по плану в учебнике.

3.Индивидуальные задания:

- подготовить сообщение о Т.Г.Рябинине;

- подготовить сообщение о Святогоре и Микуле;

- подготовить сообщение о картинах русских художников, посвящённых Святогору и Микуле Селяниновичу;

- подготовить выразительное чтение варианта былины о Святогоре и Микуле Селяниновиче, в котором Святогор погибает.


3


Просмотр содержимого презентации
«Презентация»

Любите читать! Знакомство со структурой и содержанием учебника. Литературные роды (эпос, лирика, драма).

Любите читать! Знакомство со структурой и содержанием учебника. Литературные роды

(эпос, лирика, драма).

Анкетирование:  перечислите названия книг, прочитанных вами летом, и назовите имена их авторов;  назовите имена героев произведений, которые оставили яркое впечатление в вашем сознании;  какие книги вы хотели бы прочитать в течение учебного года.

Анкетирование:

  • перечислите названия книг, прочитанных вами летом, и назовите имена их авторов;

  • назовите имена героев произведений, которые оставили яркое впечатление в вашем сознании;

  • какие книги вы хотели бы прочитать в течение учебного года.

Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже его внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова. Д.С.Лихачёв

Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже его внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова.

Д.С.Лихачёв

Дми́трий Серге́евич Лихачёв (1906 г. - 1999 г.) — советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН. Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности.

Дми́трий Серге́евич Лихачёв (1906 г. - 1999 г.) — советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик РАН.

Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры.

На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности.

Литературные род ы и жанры эпос драма лирика рассказ повесть роман эпопея поэма басня стихотворение песня поэма трагедия драма комедия

Литературные род ы и жанры

эпос

драма

лирика

рассказ

повесть

роман

эпопея

поэма

басня

стихотворение

песня

поэма

трагедия

драма

комедия

Различия эпоса и лирики Литературный род Эпос Какую роль играет художественное слово Лирика изображение событий и людей Герой выражение чувств, переживаний, отношения автора к чему-нибудь, кому-нибудь Жанры он, она, они я рассказ повесть стихотворение роман песня эпопея лирическая поэма эпическая поэма басня

Различия эпоса и лирики

Литературный род

Эпос

Какую роль играет художественное слово

Лирика

изображение событий и людей

Герой

выражение чувств, переживаний, отношения автора к чему-нибудь, кому-нибудь

Жанры

он, она, они

я

рассказ

повесть

стихотворение

роман

песня

эпопея

лирическая поэма

эпическая поэма

басня

В литературе, как в торте у мамы, Три слоя: лирика, эпос и драма!

В литературе, как в торте у мамы,

Три слоя: лирика, эпос и драма!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!