СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературный вечер "Певец замли Кошкинской"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка содержит материал для проведения литературного вечера о поэте-земляке м.р. Кошкинский Самарской области, члене Союза писателей и Союза литераторов России – И.Ф. Акулиничеве. В Год литературы данный сценарий будет актуален, так как знание литературного наследия своей малой родины прививает любовь к родному краю, позволяет популяризировать имя поэта, привлечь интерес к его творчеству.

Просмотр содержимого документа
«Литературный вечер "Певец замли Кошкинской"»






















Методическая разработка

внеклассного мероприятия по литературе

вечер

Певец земли Кошкинской






Подготовила: Татаренкова Наталья Викторовна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ ООШ с. Нижняя Быковка,

первая квалификационная категория





с. Нижняя Быковка

2015 г.


Пояснительная записка


2015 год в нашей стране объявлен Годом литературы не случайно. В России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры. Кризис детского чтения указывает на проблему, решение которой необходимо, ведь литература и чтение являются залогом качественного образования. Моя задача, как учителя русского языка и литературы, - пробудить интерес у школьников к чтению, помочь им полюбить художественное слово.

Современное общество практически перестало читать отечественную литературу, отдавая предпочтение зарубежной. Молодое поколение мало интересуется культурным наследием своей страны, своего родного края. А ведь одной из главных обязанностей граждан РФ является забота о сохранении исторического и культурного наследия нашей страны (Конституция РФ, ст. 44.3).

Я считаю, что мы не только хорошо должны знать общероссийскую литературу, но и знакомиться с талантливыми художниками слова, которые жили и живут рядом с нами, пишут о том, что нам близко и дорого. Между тем в учебной программе по литературе не предусмотрено времени на изучение творчества писателей и поэтов – земляков. Поэтому данное внеклассное мероприятие поможет ребятам глубже познать творчество местного поэта, члена Союза писателей и Союза литераторов России, И.Ф. Акулиничева, вызвать интерес через его лирику к истории и культуре родной земли, задуматься о смысле жизни. Знание литературного наследия своей малой родины прививает любовь к родному краю, позволяет популяризировать имя поэта, привлечь интерес к его творчеству. Обращение к литературе, а, значит, и к культуре своего народа поможет сохранить нам историю страны для будущего поколения. Творчество поэта-земляка И.Ф. Акулиничева способствует воспитанию чувства любви к Родине, которое невозможно без трепетного отношения к тому уголку на планете, где ты родился и вырос.

Данное мероприятие рассчитано на 40-50 минут и соответствует уровню детей старших классов.



План проведения мероприятия

  1. Вступление.

Знакомство с личностью поэта-земляка И.Ф. Акулиничева.

  1. Основная часть.

Образ малой родины и средства его воплощения в творчестве И.Ф. Акулиничева.

2.1. «Край мой соловьиный».

2.2. «Река нашего детства». Образ Кондурчи в творчестве И.Ф. Акулиничева.

III. Заключение.

Значение творчества И.Ф. Акулиничева в наши дни.

















Сценарий вечера


Цели:

  1. Познакомить учащихся с творчеством поэта-земляка И.Ф. Акулиничева.

  2. Развивать навыки выразительного чтения наизусть и анализа лирического произведения.

  3. Формировать устойчивый интерес через лирику поэта к истории и культуре родной земли.

  4. Воспитывать любовь к художественному слову, уважение к книге.


Оборудование:

  1. Портрет И.Ф. Акулиничева и выставка его поэтических сборников.

  2. Карта Кошкинского района Самарской области.

  3. Слайдовая презентация.

  4. Распечатки стихотворений поэта.


Ход мероприятия


  1. Вступление


Учитель (Слайды 1-3)

«Чтобы лучше понять поэта, надо побывать на его родине», - сказал великий немецкий поэт Гете. В нашем селе Кошки живет замечательный поэт-самородок, член Союза писателей и Союза литераторов России, автор двенадцати сборников, переведенных на украинский и болгарский языки, И.Ф. Акулиничев. Его творчество питается соками родной земли. В своих стихотворениях он воспел красоту нашего степного края. Иван Акулиничев обладает уникальной возможно­стью увидеть и запечатлеть в своих стихотворениях необычное в окружающем его ми­ре. Любое природное явление под его пером превращается в свой неповторимый образ. Оперируя простыми, привычными словами, автору удается создавать удивительные картины, волнующие душу и надолго остающиеся в сердце. В каждом таком образе запечатлена неповторимая красота родной природы:

Мой Кошкинский район,

Мой северный район

Зимой почти до крыш

Снегами занесен.


Зато весной сады

Купаются в цвету.

Где ты еще найдешь

Такую красоту? [6, с. 9]


Сегодня мы познакомимся с творчеством И.Ф. Акулиничева и проследим, как раскрывается поэтическое мастерство певца земли Кошкинской в создании образа малой родины, организации языковых средств выразительности, благодаря которым создается неповторимый колорит живой народной речи, схожей с кружевами деревянной резьбы.


  1. Основная часть

Образ малой родины и средства его воплощения в творчестве И.Ф. Аку-линичева.

2.1. «Край мой соловьиный».


Ученик (Слайд 4)

С чего начинается родина для человека? С самого простого - того, что окружает его с детства. И.Ф. Акулиничев родился в селе Кошки. Это северный район Самарской области. В душе поэта живет светлым лучом любовь к тому месту, где он появился на свет. Свою малую родину он называет “соловьиным краем”. При любом удобном случае возвращаются сюда его земляки полюбоваться родными просторами, надышаться свежим воздухом, отдохнуть от городской суеты. Как бы ни было хорошо в другом месте, родные пенаты все же милей:


В Кошкинском районе –

Солнце в каждом доме.

Соловьиной трелью

Каждый куст звенит.

Радугу березы

Заплетают в косы.

И блестит дождями

Вымытый зенит.

Тот, кто здесь родился,

Всей душой влюблен

В край мой соловьиный,

Северный район.

И в какие б дали

Мы ни улетали,

Как бы ни был сладок

Дальних странствий хмель,

Разве с ним сравнится

Радость возвратиться

Под родную крышу

Из чужих земель?

(«Край мой соловьиный») [10, с. 30]


Ученица (Слайды 5-6)

Живя на окраине села, он часто сравнивает его с деревней, где “лужайки все пахнут молоком”. Поэт трепетно и нежно вспоминает свое босоногое детство, проведенное на лоне природы:

Трель жаворонка в небе

Рассыпалась, звеня.

И ветер в догонялки

Зовет играть меня.


В полуденную речку

Я прыгаю с мостков,

Вспугнув стрекоз дремавших

С макушек тростников.

(«В детстве») [10, с. 96]


Ученик (Слайд 7)

Душистая черемуха, вековая липа, синеглазая Кондурча, ландыши, гроза – трогательные живые образы, частичка малой родины, живущая в душе поэта. И эти образы зримо встают перед читателем, напоминая ему о собственном доме. В стихотворении «Соловей» автор олицетворяет этот образ, наделяет его человеческим чувством:

Среди сиреневых ветвей

В сияньи лунном

В любви клянется соловей

Подружке юной.


Прикрыв избранницу крылом,

Нот ворох звонкий

Раскачивает над ручьем

На ветке тонкой. [6, с. 29-30]

Ученица (Слайд 8)

И.Ф. Акулиничев на протяжении всей своей жизни (82 лет!) живет в родном селе Кошки, которое любит беззаветно и преданно. Вместе с поэтом мы учимся видеть и чувствовать прекрасное в окружающем нас мире. И если кто-то не видел красоты нашей земли, то, читая стихотворение «Родина моя», с удивлением открывает для себя радостный и многоцветный мир:

Край мой земляничный!

Речка, лес да луг.

Гам на ветках птичий.

Тополиный пух.


Солнце в небе синем

Плавит туч края…

Звездная Россия-

Родина моя! [6, с. 8-9]


Ученик

Родина-природа заставляет нас в нее влюбиться, прозреть, восхититься и нести в душе эту красоту. Природа у Ивана Федоровича Акулиничева неотделима от человека, от его настроения, радостей и тревог. Лирический герой ищет утешения среди лесной тишины:

По чаще лесной, где на ветках

Висят погремки бересклета,

Люблю я бродить не спеша.

Вдали от житейского шума

Светлее становятся думы

И словно спокойней душа.

Здесь, над ручейком безымянным,

По гроздьям калины румяной

Бежит созреванья огонь.

И липнет к щеке моей впалой

Кленовый листок пятипалый,

Как матери доброй ладонь. [1, с. 15]


Ученица (Слайд 9)

Воспевая природу, поэт тем самым превозносит свою родину, так как родимый сердцу уголок – это источник любви к родине. Природа у него живая, и слова идут из самого сердца. Хочется нежно улыбаться, ощущая тепло в груди, когда читаешь эти светлые, щемящие душу строки:

Благодарю, ромашковая родина,

Тебя за эти облака в реке,

За веточку зеленую смородины,

За ямочку на девичьей щеке.

(«Благодарю») [4, с. 3]

Ученик (Слайд 10)

Перед нами проходит весь цикл времен года: весна, лето, осень, зима. Весна у поэта ассоциируется с пробуждением, чистотой, рождением чего-то нового:

Поселяется весною

Жизнь моя с надеждой рядом.

На окне в консервных банках

Зацветают огурцы.

(«Весной») [ 5, c. 53]

Звуки весенней природы звонкие, озорные, и на душе становится радостно: «Что на дворе творится!/ Напор тепла таков,/ Что неохота злиться/ На самых злых врагов». («Весна») [5, с. 33]


Ученица (Слайд 11)

Стихи о лете описывают полуденный зной, пору сенокоса и жатвы, свежесть и чистоту воздуха после дождя, медовый аромат полей и лугов. Для описания летнего пейзажа поэт использует яркие, насыщенные краски:

На парусину неба лето

Наносит алых зорь мазки.

В помятой шляпе из газеты

Картошку полет у реки.


В ладони косарей усталых

Дождинки сыплет на бегу.

Колосьев жесткими усами

Щекочет солнышку щеку.

(«Лето») [ 6, с. 61]

Ученик (Слайд 12)

Осень предстает перед нами в образе ''босой девчонки в пестром платье'', ''властной, но в то же время доброй хозяйкой'': «Благословенна та пора, когда/ В наш дом хозяйкой доброй входит осень!» («Осень») [6, c. 68]. Настроение поэта меняется: на смену радостным эмоциям приходит грусть: «Звон журавлиных гуслей/ Кругами плыл в зенит,/ На сердце тихой грусти/ Затягивая нить». («Осенью») [6, c. 71]. Яркий наряд осени – листья клена и рябиновые бусы – придает ее образу особую выразительность и эффектность: «Осень в рябиновых бусах/ Вышла из чащи лесной… /…Осень с плеч листья роняет. /Клином взрыхлив облака…». [9, c. 84-85]

Ученица (Слайд 13)

Зима – это удивительное и сказочное время года. В своих стихотворениях автор создает яркий, необычный образ зимы-волшебницы, проказницы, способной творить чудеса: «На салазках съехав с неба,/ Тут же принялась зима/ Строить изо льда и снега/ Расписные терема./ Мост соорудив хрустальный/ Через речку, дед мороз/ По нему из странствий дальних/ Сказок целый воз привез…» [8, с. 70-71]

Ученик

Поэт принимает жизнь такой, какая она есть, идет в ногу со временем, отмечает позитивные и негативные изменения в стране и родном селе:

Что же с нами все-таки стряслося?

На любимой родине моей

Под навесами ржавеют косы,

На лугу не видно косарей….

… Перестройка всем глаза затмила

Пылью демагогии и лжи,

Варварского разрушенья мину

Под наш дом коварно подложив…

…Что ни год, в селе неумолимо

Численность скота ползет к нулю.

Ну, не жизнь, а ягода-малина,

Как в каком-нибудь Йорке-Нью!

(«Весело живем!») [8, с. 99]

Ученица (Слайд 14)

Гимном неброской, но удивительно простой красоте родного края, который навсегда взял в плен душу поэта, звучат и строки из стихотворения «Село родное Кошки», положенного на музыку нашего земляка Н.И. Калашникова, который был исполнен на праздновании 270-летия села Кошки:

Село всеми окнами смотрит на солнце.

Как лебеди, в небе плывут облака.

И это всё родиной малой зовётся,

Которая сердцу до слёз дорога.

Мой солнечный край тополей и черёмух!

Его не любить всей душою нельзя:

Отсюда, из окон родимого дома

Видна необъятная Родина вся…

…И над Кондурчою играет гармошка.

И просится радость сама из груди:

Цвети же, родное село моё Кошки, -

Все лучшие песни твои впереди! [7, с. 35-36]


2.2. «Река нашего детства». Образ Кондурчи в творчестве И.Ф. Акулиничева.

Ученик (Слайд 15)

У каждого человека формула «Родины» складывается из своих слагаемых. Для поэта-земляка Акулиничева И.Ф. это понятие неразрывно связано с темой родной природы, где особое место занимает образ реки Кондурчи, воспетой в его стихотворениях.

С незапамятных времен течет Кондурча по нашему краю. Ее берега затенены дубравами и светло-зелеными осиновыми рощами, густым ольшаником, чащами ивняка. А то вдруг она выбежит на простор лугов и засверкает серебром на солнце. Летом река бывает тихая, спокойная, гладь воды радует взор, манит к себе отдохнуть или посидеть с удочкой.

Простой, скромный и в то же время чудесный пейзаж предстает перед нами в стихотворении «Кондурча»:

Голубую майку

Скинув у мостка,

В Кондурче полощет

Лето облака.


Солнышко ромашкой

Светится над ней,

В омуте купая

Лепестки лучей. [5, с. 69]


Ученица

Даже в обычном неприглядном пейзаже поэт находил красоту, мог ей наслаждаться, заставлял невольно ощущать эти чувства и читателя. Все это говорит об особом умении видеть, о тонком проникновении в мир природы:

Ее зеленый берег

В моем родном селе

На поводках тропинок

Крылечки держит все.

Позаросли травою

Речные валуны.

Под ними раков ловят

Руками пацаны.

Вон облако белеет

В речонке голубой.

В него мальки ныряют

Мальчишечьей гурьбой.

(«На Кондурче») [2, с. 22]

Ученик

И.Ф. Акулиничев описывал реку Кондурчу как часть природы, восторженно любовался ее красотою, одушевлял и поэтизировал, ласково называя то “речонка”, то “речушка”. Она будто мостик, связывающий поколения, века, время. Это жемчужина нашего села, “капелька любви к России”:

Что-то сокровенное ракушкам

На своем наречьи бормоча,

Тихо льется по лесу речушка

С именем журчащим Кондурча.

Булькая, петляя меж коряжин,

По ракитнику бежит она.

Лилий оперение лебяжье

Чистая качает глубина…

…Льется вдаль, просвеченная синью,

Ласковое что-то лепеча,

Капелька моей любви к России,

Солнечная речка Кондурча.

(«Кондурча») [12, с. 27-28]

Ученица (Слайд 16)

В любое время года живописна и разнообразна наша река. Летом ее берега утопают в пышном зеленом наряде, осенью наряд становится еще краше и богаче - пурпурно-золотистым. Хороша река Кондурча и зимой... Зимняя река  по-своему красива и притягательна. Потрескивая узорными льдинками, она, словно спящая красавица, ждет поцелуя весеннего солнца, чтобы снова ожить и зашуметь вешними водами под щебет вернувшихся в родные края птиц. Поэт посвящает ей несколько стихотворений в это время сезона: «Кондурча течет по снегу», «Кондурча зимой», «На Кондурче зимой»:

Спит природа. А речонка

Голенастою девчонкой

Нагишом по снегу мчится,

Солнышко зажав в горсти.

Некогда остановиться

Даже дух перевести.

Белый пар над ней клубится,

В тонкую свиваясь пряжу.

У ракитовых коряжин

Звонко булькает вода,

Что-то берегу лопочет.

Залезать под панцирь льда

Речка шустрая не хочет…

…И она стремглав по лесу,

Грудь о кромки льда порезав,

Мчится, тает вдалеке

С красным солнышком в руке.

(«Кондурча течет по снегу») [5, с. 32-33]

  1. Заключение

Учитель (Слайд 17)

Родина… в этом небольшом слове заключен глубокий смысл. Это понятие многогранно в поэзии И.Ф. Акулиничева. Центральным образом его лирики стала малая родина — страна детства, юности, творческого становления. Белые березки, песни жаворонка, прозрачный воздух, задумчивые холмы, степные миражи — вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные любви к своей земле.

В каждом стихотворении поэта чувствуется любовь к родине. Она выражена не отвлеченно, а конкретно, в зримых образах, через картины родного пейзажа.  Небывалая искренность тона, редкий дар непосредственного видения мира, способность смотреть на явления и вещи непредвзятым взглядом, неожиданно извлекать красоту и радость из предметов, давно стершихся бытом, особое умение выражать чувства человека и простые, и сложные - вот что мы видим в стихотворениях Ивана Федоровича Акулиничева. И эти стихи так близки для каждого из нас: в них описано все то, что нас окружает, но в другом свете, более приятном. После прочтения любого из его стихотворений на душе становится светлее и радостнее, ведь в этих строках мы находим то спокойствие, которого так нам не хватает в наше напряженное и жестокое время. В нашем сознании поэт И.Ф. Акулиничев останется навсегда певцом земли Кошкинской.


Все участники мероприятия получают буклет «Иван Федорович Акулиничев – певец земли Кошкинской». (Приложение)










Список литературы


  1. Акулиничев И.Ф. Когда уходит август: Стихи.- Куйбышев: Кн. изд-во, 1975.

  2. Акулиничев И.Ф. Ржаное солнце: Стихи.- Куйбышев: Кн. изд-во, 1979.

  3. Акулиничев И.Ф. Вербы над водой: Стихи.- Куйбышев: Кн. изд-во, 1982.

  4. Акулиничев И.Ф. Бабушкины жаворонки: Стихи.- Самара: Кн. изд-во, 1993.

  5. Акулиничев И.Ф. Сенокос: Стихи.- Самара: издат. комплекс ГУВД Самарской области, 2000.

  6. Акулиничев И.Ф. Земляничный край: Стихи.- Самара: издат. комплекс ГУВД Самарской области, 2003.

  7. Акулиничев И.Ф. Родная земля: Стихи.- Димитровград: изд-во  “Посад Мелекесс”, 2005.

  8. Акулиничев И.Ф. Васильки во ржи: Стихи.- Димитровград: ООО “Издательский центр “ЮНИПресс”, 2007.

  9. Акулиничев И.Ф. Осень в рябиновых бусах: Стихи. – Русское эхо: Самара, 2009.

  10. Акулиничев И.Ф. Полынь: Стихи. – Самара. – Русское эхо, 2011.

  11. Акулиничев И.Ф. «Снегири». Д.: Издательский Центр “ЮНИПресс”, 2012.

  12. Акулиничев И.Ф. «Ромашковая Родина». – Д.: Издательский Центр “ЮНИПресс”, 2014.


Интернет-ресурсы


1. Большая электронная библиотека http://www.big-library.info/

2. Сайт газеты «Северные нивы» Кошкинского района Самарской области http://koshki-news.com/

3. Музей истории Самарского края http://museum.samgd.ru/mo/koshkinsky/symbols/

4. Информационный портал Кошкинского района http://vkoshkah.ru/





Скачать

© 2020 657 2

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!