СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературный суд над романтическим чувством

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературный суд над романтическим чувством

Форма: импровизированный суд. Представляется два различных суждения о любви: любовь-болезнь, любовь-вдохновение. Из участников этой игры заранее выбираются: судья, прокурор, адвокат, подсудимая. И только двух свидетелей играют библиотекари. Они по ходу дела представляют суду и присяжным заседателям вещественные доказательства Романтической Любви: фотографии и стихи о любви.

Суд окончательного решения не выносит. Завершает дело мнение присяжных заседателей, т. е. всех остальных участников, не задействованных в представлении.

Цель мероприятия: Вольно или невольно ребята вовлекаются в спор.

Игра поможет определиться им в своем мнении,

заставит задуматься, научит не бояться высказывать собственное суждение,

отстаивать и доказывать его на примерах.

Просмотр содержимого документа
«Литературный суд над романтическим чувством»

Литературный суд над романтическим чувством

Форма : импровизированный суд. Представляется два различных суждения о любви: любовь-болезнь, любовь-вдохновение. Из участников этой игры заранее выбираются: судья, прокурор, адвокат, подсудимая. И только двух свидетелей играют библиотекари. Они по ходу дела представляют суду и присяжным заседателям вещественные доказательства Романтической Любви: фотографии и стихи о любви.

Суд окончательного решения не выносит. Завершает дело мнение присяжных заседателей, т. е. всех остальных участников, не задействованных в представлении.

Цель мероприятия: Вольно или невольно ребята вовлекаются в спор.

Игра поможет определиться им в своем мнении,

заставит задуматься, научит не бояться высказывать собственное суждение,

отстаивать и доказывать его на примерах.

Оформление студии, костюмы и атрибуты довольно просты. Имитация зала суда. На столе подсудимой стоит потухшая свеча. Свидетели находятся в зале с присяжными заседателями.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Сегодня мы с вами будем говорить о любви. На протяжении столетий поэты, писатели, философы искали ответ на извечный вопрос: «Что такое любовь?» Для начала вспомним, что нам о ней известно. Любовное чувство считается чисто романтическим, т. е. неподвластным рассудку. Ведь не зря же в ходу обыденное противопоставление: «женился по любви», «вышла замуж по расчету». Более того, нередко бывает, что человек просто не может жить без любимого или любимой, хотя прекрасно видит его или ее недостатки.

Бывает, что это чувство появляется буквально с первых минут или часов знакомства. И тогда говорят о любви с первого взгляда. Традиционно она считается чем-то мистическим, предопределенным свыше. Считается, что браки заключаются на небесах. Однако чувство любви чаще нарастает незаметно и постепенно, пока в один прекрасный день человек вдруг не обнаруживает, что он влюблен. Наконец, есть еще и неразделенная любовь. Как это ни парадоксально, но ив этом случае человек тоже испытывает радость от того, что любит, хотя и не встречает ответного чувства.

Так что же такое любовь? Может, это тайна? Светлый, уютный мир приходит к человеку, когда пробуждается любовь, когда существование ради Любимого или Любимой становится смыслом жизни. Или это сродни болезни, когда пробуждаются страсти и страхи? Попробуем разобраться? Итак, встать! Суд идет!

Входят судья, прокурор, адвокат, подсудимая.

СУДЬЯ: Господа присяжные заседатели, сегодня мы рассматриваем дело подсудимой гражданки Романтической Любви. Призываю вас к справедливости. Вы должны по окончании слушания судебного дела вынести приговор. Господин прокурор, ваше обвинительное слово.

ПРОКУРОР: Двадцать лет назад выдающийся американский психотерапевт высказал предположение, что подсудимая гражданка Романтическая Любовь - не что иное, как болезнь. И сегодня есть исследователи человеческой психики, которые считают, что он близок к истине: в сложнейшем комплексе переживаний и поступков, обозначаемом как романтическая любовь, очень много болезненного. Пробуждение неосознанных влечений, потребностей, страстей и страхов, примитивных защитных механизмов — это все от подсудимой гражданки Романтической Любви!

Вспомните, сколько людей пострадало от подсудимой. Яркий пример тому княжна Мери из повести «Герой нашего времени» М. Лермонтова. Сколько пришлось выстрадать этой милой девушке из-за Романтической Любви к Печорину. Руками Печорина Романтическая Любовь погубила Мери. Послушайте: «…ее большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти, казалось, искали в моих что-нибудь похожее на надежду; ее бледные губы напрасно старались улыбнуться; ее нежные руки, сложенные на коленях, были так худы и прозрачны...». Как можно назвать это состояние девушки, если не болезнью? Все признаки налицо: похудение, бескровные губы, лихорадочный блеск глаз.

Другой пример. Героиня рассказа А. Куприна «Allez!» вовсе покончила жизнь самоубийством из-за Романтической Любви. Список пострадавших огромен, его можно продолжать и продолжать. Я привел только два факта, потому что они хорошо известны присяжным заседателям, и думаю, когда они будут выносить справедливый приговор, то вспомнят князя Мышкина, Анну Каренину, Ромео и Джульетту, Отелло и Дездемону.

Печальный итог ждет всех, кто отдаст себя в руки Романтической Любви. И потому, чтобы избежать пополнения списка истерзанных сердец, нужно прекратить безобразие и осудить Романтическую Любовь.

РОМАНТИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ: Это неправда! За мной читатель! Кто сказал, что нет на свете настоящей любви, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!

СУДЬЯ: Подсудимая гражданка Романтическая Любовь, вам слово не давали. Господин адвокат, ваше защитное слово.

АДВОКАТ: В защиту гражданки подсудимой могу сказать одно: для романтического брака не страшны разлуки и расстояния. Ему присуши сильный накал чувств, загадка, тайна, окрыленность. Многие поэты своим творчеством обязаны Романтической Любви. Она подарила им идеал, возвышенную жизнь, мечту, помогла развить образное мышление и богатое воображение. Поэзия без романтических поисков невозможна, как и невозможна без второго человека, того «соавтора», который порождает неземную любовь... и неземное вдохновение. Для доказательства вызываю на ваш суд свидетелей.

СУДЬЯ: Вызываю первого свидетеля. Входит первый свидетель.

СВИДЕТЕЛЬ (1): А мне ни один не радостен звон, кроме звона твоего любимого имени.

Лиля Брик была источником вдохновения поэта. Если бы не ее влияние, как знать, может, ушел бы он в актеры, художники, глядишь, и прожил бы сто лет. Но Маяковский всегда возвращался к поэзии, всегда возвращался к Лиле Брик. Надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа...

«До самого последнего дня его жизни она была для Маяковского женщиной номер один, предметом безоговорочного восхищения и неустанного поклонения. Об этом знали решительно все, в том числе и те немногие женщины, которым судьба его была небезразлична... Но она зорко берегла свое первенство и легко относилась к его увлечениям, не терпела намека на нечто всерьез глубокое, на чье-либо владение его душой и самое главное — его стихами» (Ю. Карабчиевский). Без ее любви не было поэтического взлета, не было стихов. Маяковский требовал от Лили Брик любви постоянно и настойчиво. «Любишь ли ты меня? — писал он ей. — Для тебя, должно быть, это странный вопрос - конечно, любишь... Но... любишь ли ты так, чтобы это мною постоянно чувствовалось?»

...Кроме любви твоей, мне нету солнца...

Между Маяковским и Лилей Брик всегда сохранялось необходимое для романтических иллюзий расстояние. Если Маяковский пытался его сократить, то Лиля мгновенно отходила дальше, пытаясь держать прежнюю дистанцию. Такова цена романтических отношений.

Знаменитое домашнее заточение Маяковского, в результате которого была написана поэма «Про это», длилось от 28 декабря 1922 г. по 28 февраля 1923 г. Лиля Брик, настоявшая на этой разлуке, позже так объясняла ее необходимость: «...жилось хорошо. Привыкли друг к другу, к тому, что обуты, одеты, живем в тепле, едим вкусно и вовремя, пьем много чая с вареньем. Установился «старенький, старенький бытик». Лиля почувствовала главную опасность, ибо нет ничего более страшного для романтических отношений, чем обыденность. Разлуки, свидания, страдания... — что угодно, но только не обыденность.

На два года старше Александра Блока была актриса Наталья Волохова. Ей посвятил он циклы стихотворений «Снежная маска», «Фаина».

Вот явилась. Заслонила

Всех нарядных, всех подруг,

И душа моя вступила

В предназначенный ей круг.

Зима 1907 г. была одним из самых плодотворных периодов в творчестве поэта: за две недели он написал тринадцать стихотворений.

Женщина-звезда, женщина-комета на год ворвалась в жизнь Блока и повела его за собой. «Скажу одно, - писала М. Бекетова, — поэт не приукрасил свою «снежную деву». Кто видел ее тогда, в пору его увлечения, тот знает, как она была дивно обаятельна. Высокий, тонкий стан, бледное лицо, тонкие черты, черные волосы и глаза, именно «крылатые», черные, широко открытые «маки злых очей». И еще поразительная улыбка, сверкавшая белизной зубов, какая-то торжествующая, победоносная улыбка. Кто-то сказал тогда, что ее глаза и улыбка, вспыхнув, рассекают мглу...» Она была из тех женщин, что рождены для обожествления, для поклонения, для вдохновенной поэзии.

Вдохновленный ею Блок создал образ недоступный Снежной маски. А потом сам же страдал оттого, что Наталья Николаевна приняла условия игры. Она запретила Блоку сопровождать ее на гастролях. Волохова не хотела в суете повседневности превращаться в обычную женщину. Блок не понял ее и обиделся — так началась их размолвка.

Жизненные пути двух художников разошлись, но память о зиме 1907г, они пронесли через всю жизнь. «Впоследствии Наталья Николаевна встречалась с Блоком раза два и всегда замечала волнение и смущение, которых он не мог скрыть», — вспоминала подруга Волоховой В. Веригина.

Художник Борис Анреп был на шесть лет старше Анны Андреевны Ахматовой. Их отношения - настоящий романтический союз: короткие встречи, слишком долгие расставания, много нежности и света, трепетного уважения. Борис Анреп вспоминал: «При встрече с ней я был очарован: волнующая личность, тонкие острые замечания, а главное — прекрасные, мучительно трогательные стихи... Мы катались на санях, обедали в ресторане, и все это время я просил ее читать мне стихи, она улыбалась и напевала тихим голосом. Часто мы молчали и слушали всякие звуки вокруг нас». Если до знакомства с Анрепом у Ахматовой не было ни одного стихотворения о счастливой любви, то уже в «Белой стае» и «Подорожнике» любовь — это счастье и свет.

Ждала его напрасно много лет.

Похоже это время на дремоту.

Но воссиял неугасимый свет

Тому три года в Вербную субботу.

Мой голос оборвался и затих —

С улыбкой предо мной стоял жених.

В их воспоминаниях — гармония, счастье, покой. А ведь реальная жизнь была диаметрально противоположна - революция, гражданская война, сложные личные обстоятельства. Как и другие романтические союзы, их союз породил легенду, легенду о черном кольце - талисмане их любви.

«Я закрыл глаза. Откинул руку на сиденье дивана. Внезапно что-то упало в мою руку: это было черное кольцо. «Возьмите, — прошептала А. А, — Вам». Я хотел что-то сказать. Сердце билось. Я взглянул вопросительно на ее лицо. Она молча смотрела вдаль».

Словно ангел, возмутивший воду,

Ты взглянул тогда в мое лицо,

Возвратил и силу, и свободу,

А на память чуда взял кольцо.

Так, в 1916г. начиналась история черного кольца. Во время второй мировой войны, после бомбежки кольцо было потеряно («Не уберег святыни, слезы отчаяния наполнили глаза...». И вот в 1965 г. — возможность встречи, но Анреп уезжает в Париж («Я оказался трусом и бежал, чтобы А. А. не спросила о кольце...»). И это 50 лет спустя, в возрасте 82 лет! Воистину - для романтических отношений нет возраста!

СУДЬЯ: Вызываю второго свидетеля. Входит второй свидетель.

СВИДЕТЕЛЬ (2): Это подтверждает и сказочная история.

Ранней весной 1819г. в Петербурге у Олениных Пушкин познакомился с Анной Петровной Керн.

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадёжной,

В тревогах шумной суеты.

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Через 6 лет летом 1825 г. Анна Петровна неожиданно приехала в Тригорское к своей тётке Осиповен, куда приезжал Пушкин, чтобы как-то скрасить своё пребывание в Михайловском. Эта встреча с Керн произвела на Пушкина ещё большее впечатление, чем встреча у Олениных в Петербурге.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви!

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьётся в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Мгновенье оказывается сильнее годов. Стихотворение увековечило имя А. П. Керн. Она же оставила свои «Воспоминания».

С этой историей любви связана ещё одна, не менее поэтичная. Композитор Глинка, влюбившись в дочь А. П. Керн, написал музыку на стихи «Я помню чудное мгновенье». Из одного шедевра родился второй. (прослушать романс «Я помню чудное мгновенье».)

3. Москва, 1826. Е. Ушакова.

Пушкин приехал для свидания с новым царём Николаем I. Радушно встречали поэта гостеприимные дома Римской-Корсаковой, Ушаковой, Урусовой.

Видеосюжет можно заменить сообщением ученика и показом портрета Е. Ушаковой.)

На Арбате в Москве до сих пор стоит дом, который помнит приемы Екатерины Ушаковой, на которых с большим удовольствием бывал Александр Сергеевич, увлечённый хозяйкой. На увлечение поэта Ушакова ответила преданным и самоотверженным чувством. В доме всё напоминало о Пушкине: на столе лежали его сочинения и ноты на его слова.

Когда я вижу пред собой

Твой профиль, и глаза, и кудри золотые,

Когда я слышу голос твой

И речи резвые, живые,

Я очарован...

Пушкин собирался соединить судьбу с Ушаковой, но вспыхнувшее чувство к Олениной, а потом знакомство с Натальей Николаевной Гончаровой помешали этому.

4. Петербург. А. Оленина.

Сообщеоше. Он не так давно вернулся из ссылки. Все мужчины и женщины старались оказывать ему внимание, которое всегда питают к гению...

Анета тоже захотела отличить знаменитого поэта: она подошла и выбрала его на один из танцев... Она подала ему руку, отвернув голову и улыбаясь, потому что это была честь, которой все завидовали.

Зачем твой дивный карандаш

Рисует мой арапский профиль?

Рисуй Олениной черты.

В жару сердечных вдохновений

Лишь юности и красоты

Поклонником быть должен гений.

Олениной посвятил Пушкин стихи: «Её глаза», «Увы!», «Язык любви болтливый», «Ты и вы», «Не пой, красавица, при мне». Он даже сватался к ней, однако этот брак не состоялся, так как против него была мать Олениной. По этому случаю Пушкин говорил, что недаром же ему светила луна с левой стороны, когда приезжал он в Приютино. Так родилось стихотворение «Приметы». А стихотворение «Я вас любил» - это прощание с любовью. Это стихотворение поражает силой человеческого достоинства, самопожертвования во имя любимого человека. Здесь любовь - это светлая печаль расставания, в которой нет, и намёка на чувство обманутого собственника:

Я вас любил, любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем,

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

А заканчивается стихотворение молитвой о женщине: «...дай вам Бог любимой быть другим...»

А Екатерина Ушакова на вопрос Пушкина: «С чем я остался?» - ответила: «С оленьими рогами». Но она простила его, и снова начались приготовления к свадьбе, которые были прерваны знакомством с Натальей Николаевной Гончаровой.

5. «Чистейшей прелести чистейший образец». Н. Гончарова, Сообщение. Нелегко было Пушкину получить у родных согласия. Мать не хотела выдать свою дочь за небогатого, неблагонадёжного человека.

6 мая 1830 г. состоялась помолвка.

Вначале успехи жены в светском обществе, литературных салонах радовали поэта. Все восторгались её красотой, элегантностью. Поэт писал о своей жене: «Она очень красива, и во всём облике есть что-то поэтическое».

Отношения между супругами установились сердечные и дружеские. Письма мужа к жене (числом 78) проникнуты заботой о любимой женщине: «Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничто не могло сравниться, - а душу твою я люблю ещё более». Писем Натальи Николаевны к Пушкину не сохранилось, но письма её к брату Дмитрию полны заботой о муже и благополучии семьи.

Печален 1836 год. Травля светской черни, реакционной печати. Увлечение Дантеса переполнило чашу терпения Пушкина. При всей сдержанности поведения его Натальи в обществе светские сплетни сыграли роковую роль. Драма назревала быстро, и выстрелы на Чёрной речке завершили неизбежную развязку...

Пушкин был уверен в невиновности жены, но предвидел нападки со стороны других людей. Наталье Николаевне пришлось нелегко. В Лавре Александра Невского в Петербурге, где она похоронена как Ланская, лишь сравнительно недавно появилась табличка с надписью: «Жена Пушкина». Мы, всякий раз бывая в Петербурге, обязательно возлагаем цветы на могилу «Мадонны» А. С. Пушкина. (Видеосюжет из Лавры А. Невского.)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!