СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературный праздник: "МУЗЕЙ СКАЗОК ДЕДУШКИ КОРНЕЯ" (к 135- летнему юбилею писателя К. И. Чуковского) для учащихся 1-4 классов

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя К. И. Чуковского. Вспомнить с детьми названия и содержание произведений К. И. Чуковского, с которыми они знакомились, пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями, развивать воображение.  Формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям.

Просмотр содержимого документа
«Литературный праздник: "МУЗЕЙ СКАЗОК ДЕДУШКИ КОРНЕЯ" (к 135- летнему юбилею писателя К. И. Чуковского) для учащихся 1-4 классов»










(к 135 - летнему юбилею писателя)

(для 1 – 4 классов)


Подготовила:

заведующая библиотекой

МОО «ОШ №25 г. Енакиево»

Царёва Елена Николаевна

Енакиево - 2017

ЦЕЛИ:


• Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя

К. И. Чуковского.

• Вспомнить с детьми названия и содержание произведений К. И. Чуковского, с которыми они знакомились, пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями, развивать воображение.

• Формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям.

• Побуждать “помогать” героям этих произведений – вместе с ними проговаривать знакомые стихи, используя интонационные средства выразительной речи.

• Учить детей читать наизусть стихотворения.


МАТЕРИАЛ: портрет К. И. Чуковского, оформлена выставка книг К. И. Чуковского и детских рисунков по его произведениям.


ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: чтение сказок К. И. Чуковского “Мойдодыр”, “Доктор Айболит”, “Муха-Цокотуха”, “Федорино горе” и др.


Библиотекарь:

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня необычный день - мы отмечаем Книжкины именины. А еще, сегодня мы отметим юбилей того, чья лира воспела звучно "Мойдодыра" и с нами справят этот юбилей и Айболит, и Бармалей, и очень бойкая старуха, и наша "Муха - цокотуха". Я думаю, что вы все поняли, чей праздник мы сегодня отмечаем. И сейчас дружно все вместе мы произнесем имя автора книг, перечисленных в стихах: Корней Иванович Чуковский!

Давайте любимые книжки откроем. И снова пойдем от страницы к странице: Всегда ведь приятно с любимым героем. Опять повстречаться, сильней подружиться: Мы пригласили вас на юбилей Корнея Ивановича Чуковского, которому исполнилось 135 лет со дня рождения.

Корней Иванович был всегда жизнерадостным человеком. И хотя он родился 31 марта, День рождения свой он отмечал 1 апреля. А 1 апреля, как известно, считается днем шуток, веселья и смеха.

Так давайте же вместе вспомним этого чудесного писателя и его замечательные книги.


Группа детей читает стихи:

Вот и начнутся каникулы вскоре,

Много за год прочитали мы в школе –

Даля, Жуковского, Фета, Толстого,

Бианки, Чарушина, Храмса, Крылова.

Повести, сказки, рассказы, стихи –

Все это сами мы в школе прочли.


В детстве читать не умели мы сами

И приставали к папе и маме.

Слушали сказки все дни напролет

Были те сказки наперечет;

Про Тараканище и Крородила,

Про Айболита и Мойдодыра,

Про Бармалея в сказочном море

Про Телефон и Федорино горе


Мамы и папы нам рассказали,

Что этих героев давно они знали.

Бабушки в детстве им сказки читали –

От них они этих героев узнали.


К бабушкам долго мы приставали –

Откуда они эти сказки узнали?

Про Тараканище и Крокодила,

Про Айболита и Мойдодыра,

Про Бармалея в сказочном море,

Про Телефон и Федорено горе.


Бабушки вот что нам рассказали –

Сказки они эти в детстве читали.

Книжечки эти писал дед Корней –

Сказочник, критик, поэт, чародей.


Жалко нам стало деда Корнея –

В детстве своем он не знал Бармалея.

Сколько же в жизни он потерял,

Что этих сказок в детстве не знал.

Про Тараканище и Крокодила,

Про Айболита и Мойдодыра,

Про Бармалея в сказочном море,

Про телефон и Федорено горе.


Нам жалко дедушку Корнея

В сравненье с нами он отстал,

Поскольку в детстве «Бармалея»

И «Мойдодыра» не читал,

Не восхищался «Телефоном»

И в «Тараканище» не вник,

Как вырос он таким ученым,

Не зная самых главных книг?


По ним мы учились все понемногу

Тому, чтоб друзьям приходить на подмогу,

Чтобы животных жалеть и любить,

Чтобы не хвастаться и не хитрить.

Чтоб не хлебнуть нам Федорено горе-

Надо порядок поддерживать в доме?

Чтоб не попасть на обед к Бармалею –

Слушаться надо того, кто умнее.


Хорошие книжки писал дед Корней –

Воспитывал взрослых он и детей.

Будут и внуки наши и дети

Сказки читать веселые эти.


Ведущий: Итак, дорогие наши гости! Как вы уже, наверное, поняли, речь сегодня пойдёт о Корнее Ивановиче Чуковском.


Ведущая: У-у-у-у Чуковский,- скажите вы! О нём с детства каждый всё знает. Сначала его произведения читают нам, потом мы будем читать своим детям, потом внукам, потом правнукам и так далее. Да, наизусть всё знаем! А вот мы сейчас и проверим, действительно ли всё? Вот попробуйте, угадайте из каких сказок Чуковского пришли к нам эти гости?


( Выходят дети, одетые в костюмы Крокодила, Медведя, Бармалея, Лисы, а гости должны назвать произведения Чуковского, где эти герои участвуют).


Ведущий: Хорошо! Но это ещё не всё. У меня в мешке находятся разные вещи. Их кто- то потерял и вы должны помочь найти владельцев. Но вы должны не только назвать, кому принадлежит эта вещь, но и прочитать строчку из произведения, в котором о ней говорится:

(Ведущий из мешка достаёт)

«Мешок с потерянными вещами».
Телефон (У меня зазвонил телефон)
Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
Мыло (Вот и мыло подскочило)
Блюдце
(А за ними блюдца)
Калоша
(Пришли мне дюжину новых калош)
Термометр (И ставит им градусник)
Сито (Скачет сито по полям)
Перчатки
(А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки? »)
Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
Шоколадка
(И всем по порядку даёт шоколадку)
Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)
Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)

Термометр (И ставит, и ставит им градусники).


Ну, вы, конечно, молодцы! Но всё же убедились, что помните и знаете не совсем всё! Так давайте же сегодня все вместе вспомним Корнея Ивановича Чуковского.


Ведущая: Корней Иванович всегда был весёлым и жизнерадостным человеком. Всю его жизнь вокруг него ни на миг не смолкая слышалась звонкая детская речь. « Милая детская речь! Никогда не устану ей радоваться!» - писал Чуковский. Свою книгу « От двух до пяти» он посвятил детям. (Читает отрывок из книги):

- Когда Ляле было 2,5 года, её спросил какой – то незнакомец: « Ты хотела быть моей дочкой?» Она величаво ответила: « Я мамина и больше никовойная.» А однажды, гуляя по взморью, она впервые в жизни увидела вдали пароход и закричала: « Мама, мама, паровоз купается!»

Да, приятно узнавать от детей, что у лысого голова босиком, что муж стрекозы – стрекозёл. Очень забавляли Чуковского детские высказывания: - Папа, смотри, как твои брюки нахмурились! – Наша бабуля зарезала зимой гусей, чтобы они не простудились. – Жил был пастух, его звали Макар. И была у него дочь Макарона. – Ну, Нюра, довольно, не плачь! – Я плачу не тебе, а тёте Симе!

Ведущий: Вот здорово! Правда? Не меньшую радость приносят нам стихи Корнея Ивановича. Давайте их сейчас вспомним! Но перед тем, как ребята прочитают нам несколько стихотворений Чуковского, попробуйте вспомнить названия хотя бы некоторых стихотворений. Что трудно? Ну, ничего. Сейчас маленькие дети нам помогут.

(Дети читают стихи Чуковского про Обжору, про бутерброд, про Свинку.)

Ведущая: А вы знаете, что Корней Иванович был очень трудолюбивым человеком. «Всегда, - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди, в приёмной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей». Сейчас мы с вами будем вместе их угадывать.

(Группа детей загадывает загадки).

Алые двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб – всю добычу мою

Я с радостью этим зверям отдаю. (Рот и зубы).

На машину налетели,

Поклевать ее хотели.

Но увидели урода -

И скорей из огорода!

А урод сидит на палке

С бородою из мочалки.

(Птицы и огородное чучело).


Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят (Еж).


Комочек пуха

Длинное ухо.

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц).


Мудрец в нём видел мудреца,

Глупец - глупца,

Баран – барана,

Овцу в нём видела овца,

И обезьяну – обезьяна.

Но вот подвели к нему

Федю Баратова,

И Федя неряху

Увидел лохматого. (Зеркало)


Паровоз без колёс!

Вот так чудо – паровоз!

Не с ума ли он сошёл –

Прямо по морю пошёл. (Пароход).


Я одноухая старуха,

Я прыгаю по полотну,

И нитку длинную из уха

Как паутинку я тяну. (Иголка).


Ах, не трогайте меня:

Обожгу и без огня! (Крапива).


Лежу я у вас под ногами,

Топчите меня сапогами,

А завтра во двор унесите меня

И бейте меня, колотите меня,

Чтоб дети могли поваляться на мне,

Барахтаться и кувыркаться на мне. (Ковер)


Растёт она вниз головою.

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт-

Заплачет она и умрёт. (Сосулька).


Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо, -

Такое тёплое, такое

Пушистое и золотое.

(Белый дом-яйцо, живое чудо – цыплёнок).


Ведущий: Детским поэтом и сказочникам Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы его хоть как -нибудь развлечь, отец стал рассказывать ему сказку. Мальчик неожиданно затих и стал слушать: « Жил да был крокодил, он по улицам ходил…»

Ведущая: А сейчас мы услышим голос Чуковского Корнея Ивановича , сам читает свою сказку « Муха – Цокотуха»… И хотя эта сказка немного грустная, в ней два праздника - именины и свадьба. Так давайте сейчас вместе с героями сказки отметим эти события.

( Звучит музыка. В зал выбегают участники с праздничным столом).


Чтец: Веселится народ Муха замуж идёт

За лихого, удалого, молодого Комара!

Прибегали Светлячки – зажигали огоньки…

То – то стало весело, то – то хорошо!

Эй, сороконожки, бегите по дорожке,

Зовите музыкантов будем танцевать!!!

( Муха с Комаром танцуют бальный танец).


Ведущий: Нужно отметить, что сказки Чуковского очень музыкальны. Почти на все из них написаны музыкальные оперы. Давайте послушаем маленький отрывок из музыкальной сказки Чуковского «Телефон».


( Звучит звонок телефона).


Ведущий: У меня зазвонил телефон. И, обращаясь к залу, спрашивает.

«Кто говорит?»

Зал: Слон.

Ведущий: Кто ещё звонил по телефону?

Зал: Медведь, Газели, Зайчатки.


( Звучит отрывок и одновременно идёт танец).


Ведущая: Ну вот, ребятам так понравилась мелодия, что они просто не могли удержаться от танца.

Вспоминая Чёрное море, Корней Иванович писал: « А однажды вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:

О, если я утону, если пойду я ко дну,

Что станется с нами, больными,

С моими зверями лесными?»


( Показывается инсценировка из сказки о добром Айболите, при этом звучат стихи из произведения, и исполняется танец обезьяны Чичи и пиратов).


Ведущий: Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжелыми и их приходилось поддерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, он на ходу сочинял стихи. Это было « Федорено горе».


(В зале ставится самовар, чашки, блюдца и показывается сцена из сказки, в которой принимают участие утюги, ножи, кастрюли, чайник, блюдца).


Ведущая: А вот и другой случай из жизни Корнея Ивановича. Он рассказывал: « Однажды, работая в своём кабинете. Я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал:

« Надо, надо умываться по утрам и вечерам,

А нечистым трубочистам стыд и срам!

Стыд и срам!»

(Показывается инсценировка Мойдодыра с завершающим танцем, который славит воду.)


Ведущие выходят в зал с библиотекарем.

Библиотекарь: Ребята, еще много раз мы будем встречаться с произведениями Корнея Ивановича Чуковского. Мы познакомимся с его воспоминаниями о писателе Житкове, с которым он учился в одном классе, прочитаем в старших классах повесть « Серебряный герб». И всегда Чуковский останется для нас замечательным переводчиком. Он подарил нам радость встречи с такими героями как барон Мюнхгаузен, Робинзон Крузо, Том Сойер, Гекльберри Финн, маленький Оборвыш, Принц и Нищий, Рикки – Тикки Тави и другими.

Произведения Корнея Ивановича воспитывает драгоценную способность сопереживать, сострадать, радоваться. Без этой способности человек – не человек.

Ираклий Андронников писал, что талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, весёлый, праздничный. Не расставайтесь с этим писателем всю жизнь!











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!