СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературный классный час.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Литературный классный час.»

Сценарий внеклассного мероприятия на тему:

«Осень в стихах С.Есенина».

Цели и задачи:

  • Становление духовного мира человека.

  • Развитие творческих способностей и дарований.

  • Повышение познавательной активности.

  • Воспитание чувств патриотизма, любви к своей малой родине.

  • Формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной речью.

  • Развитие интеллектуальных способностей учащихся, познавательных потребностей и интересов.

  • Развитие культуры общения и взаимодействия в ходе совместной деятельности.

  • Повышение уровня образованности учащихся.

  • Повышение качества подготовки учащихся по литературе.

Оборудование: портреты и фотографии Есенина, звукозапись.


Ход мероприятия.

Здравствуйте, дорогие друзья!

За окном золотая осень и день рождения великого русского поэта. Наш разговор в литературной гостиной посвящен творчеству Есенина. По-старому календарю – 3 октября было день рождение великого поэта. Это один из наиболее читаемых в наше время поэтов. Он остается всегда современным, потому что близок к народу. Есенина по праву считают самым народным, самым русским поэтом.

Лирика Есенина повествует о любви к родной природе, родной стране, к близким людям.

Есенин - оригинальный мастер пейзажа, он дает почувствовать живую силу окружающего мира. Иного поэта можно любить, иным восхищаться, у иного учиться. Есенин входит в сердце просто и спокойно. Остается в нем где-то рядом с тем чувством, которое принято называть любовью к России.

Посмотрите на портрет, всмотритесь в это лицо, в эти голубые глаза. Попробуйте представить, каким он был человеком? (Молодой, красивый, глаза умные и добрые, устремленные вдаль. Он задумчивый и мечтательный.)

Как вы думаете, с какими словами созвучна фамилия Есенин? (Осень, ясень). Может быть поэтому его стихи проникнуты тоской.

Фамилия Есенин - легко рифмуется осенний гений.

И в нем действительно есть что-то осеннее. Его стихи как живой родник, наполненные жизнью. Это все мы сегодня с вами прочувствуем и увидим…

Чтец1.

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком…
Скажите так… что роща золотая
Отговорила милым языком.


2. Доклад-сообщение библиотекаря о жизни и творчестве Есенина

С.А. Есенин родился в Рязанской губернии в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас-Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник «Больные думы» (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. «Береза» - первое напечатанное стихотворение С. Есенина.

2-й чтец. (ученик)

Чтение стихотворения «Хорошо под осеннюю свежесть...»

Хорошо под осеннюю свежесть

Душу-яблоню ветром стряхать

И смотреть, как над речкою режет

Воду синюю солнца соха.

Хорошо выбивать из тела

Накаляющий песни гвоздь

И в одежде празднично белой

Ждать, когда постучится гость.

Я учусь, я учусь моим сердцем

Цвет черемух в глазах беречь,

Только в скупости чувства греются,

Когда ребра ломает течь.

Молча ухает звездная звонница,

Что ни лист, то свеча заре.

Никого не впущу я в горницу,

Никому не открою дверь.


3.Слово учителя. С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы родины и революции. Поэтический мир становится более сложным, многомерным, значительное место в нем начинают занимать библейские образы, христианские мотивы.

С августа 1912 г. живет в Москве, работает в лавке, потом в типографии Сытина. Учился на историко-философском отделении Московского городского Народного университета им. Шанявского, не закончил. В конце 1913 года сближается с Суриковским литературно-музыкальным кружком, избирается в редакционную комиссию. С 1914 г. публикует стихи в детских журналах «Мирок», «Проталинка», «Доброе утро».

В 1915 году Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком, который оценил «свежие, чистые, голосистые» стихи «талантливого крестьянского поэта-самородка», помог ему, познакомил с писателями и издателями. Осенью 1915 г. он входит в литературную группу «Краса» и литературно-художественное общество «Страда».

В начале 1916 года выходит первая книга «Радуница», в которую входят стихи, написанные Есениным в 1910-1915 годах. Есенин позже признавался: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве». Один из основных законов мира Есенина - это всеобщий метаморфизм. Люди, животные, растения, стихии и предметы - все это, по Есенину, дети одной матери-природы. Он очеловечивает природу. Книга пропитана фольклорной поэтикой (песня, духовный стих), ее язык обнаруживает немало областных, местных слов и выражений, что тоже составляет одну из особенностей поэтического стиля Есенина.


Чтение стихотворения 

1 чтец - стихотворение «Буря»

Дрогнули листочки, закачались клены,

С золотистых веток полетела пыль...

Зашумели ветры, охнул лес зеленый,

Зашептался с эхом высохший ковыль...

Плачет у окошка пасмурная буря,

Понагнулись ветлы к мутному стеклу,

И качают ветки, голову понуря,

И с тоской угрюмой смотрят в полумглу...



А вдали, чернея, выползают тучи,

И ревет сердито грозная река,

Подымают брызги водяные кручи,

Словно мечет землю сильная рука.



2 чтец - стихотворение "Нивы сжаты, рощи голы"

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.



Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.



Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

3 чтец - стихотворение «Пороша»

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.



Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

Повязалася сосна.



Понагнулась, как старушка,

Оперлася на клюку,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку.



Скачет конь, простору много.

Валит снег и стелет шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой вдаль.


5. Слово учителя.

«Спасибо нашим чтецам!» Они прочитали прекрасные стихотворения С.Есенина о Родине, о природе, которую писатель очеловечивал в своих произведениях.

«У меня все стихи о России», - писал Есенин. - «Я люблю нашу красивую русскую природу. В березке я вижу девушку «с зеленой прической- она символ русской красоты, стройности , юности и целомудрия. Мое самое первое стихотворение так и называется – «Береза». С Родиной связана лучшая метафора Есенина - «страна березового сердца». Природу Есенин всегда воспринимал чутким сердцем русского человека, очеловечивал ее: «Спит черемуха в белой накидке», «Словно белою косынкой подвязалася сосна», «Отговорила роща золотая березовым, веселым языком…»

Сейчас мы услышим романс на стихи С. Есенина «Клен ты мой опавший» (на гитаре исполнила Щерба Екатерина). Все присутствующие экспромтом исполняют известный нам романс…

Поэзия С. Есенина - своеобразная книга судьбы, полная открытий, драматических ошибок, горя и любви. В наше сегодняшнее время, когда катастрофически снижается уровень духовности и культуры, возникает потребность подробнее рассмотреть есенинское отношение к миру и человеку. Именно поэзия Есенина сейчас способна раскрыть радость жизни и вернуть в наш мир надежду, свет и тепло.

На стихи великого поэта, наши современники пишут романсы, песни, делают стихотворно – музыкальные композиции. В репертуаре выступлений И.Кобзона , А.Малинина, Н.Бабкиной, Е.Гесевой, С.Безрукова всегда звучат произведения С.Есенина. И в этот осенний день – день 125-летия великого поэта, я предлагаю послушать и посмотреть видеоряд, записанный нашей современницей Ольгой Стельмах «Закружила осень золотая...»


6. 3аключительное слово учителя.

«Большое видится на расстоянии», - справедливо заметил как-то поэт. И, наверное, более всего эта истина самого поэта и касается. Чем больше проходит лет, тем явственнее прозревает читатель: кто из поэтов призван был прийти на время, за пределы которого не вышел, а кто – чтобы сквозь время пройти, став частью не только нашей жизни, но и нашей души.

Об этом поэте Н.Тихонов сказал так: « Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сего дня. Сила и яркость его стиха говорят сами о себе. Его стихи не могут состариться. В их жилах течет вечно молодая кровь вечно живой поэзии».

Вот и закончилась наша литературная гостиная. Прозвучали стихи об осени русских поэтов. Я уверена, что равнодушным не остался никто.

Осень — пора листопада, симфония музыки и грусти опавшего сада. Это пора яркого взгляда на жизнь, сезон творчества и созидания. Пора мечтаний и время преображения. Именно поэтому осень – любимое время года художников и поэтов, воспевших её красоту. Это всё – осень…




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!