Просмотр содержимого документа
«Литературные направления»
Литературные направления
Литературное направление — это художественный метод, формирующий общие идейно-эстетические принципы в творчестве множества писателей на определённом этапе развития литературы. Основания, необходимые для того, чтобы отнести творчество различных авторов к одному литературному направлению:
Следование одним и тем же культурно-эстетическим традициям.
Единые мировоззренческие установки (т.е. однотипность миропонимания).
Общие или близкие принципы творчества.
Обусловленность творчества единством социальной и культурно-исторической ситуации.
К литературным направлениям, наиболее значительным для русской литературы, относятся:
Классицизм - литературное направление XVII – начала XIX веков, основанное на подражании античным образцам.
Сентиментализм - литературное направление второй половины XVIII – начала XIX века. От французского слова «Sentiment» - чувство, чувствительность.
Романтизм - литературное направления конца XVIII – второй половины XIX в. Романтизм возник в 1790-е гг. сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому культурному региону Наибольшее развитие получил в Англии, Германии, Франции (Дж. Байрон, В. Скотт, В. Гюго, П. Мериме)
Реализм - направление в литературе и искусстве XIX века, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах.
Модернизм - литературное направление, эстетическая концепция, формировавшаяся в 1910-е годы. Основоположники модернизма: М. Пруст «В поисках утраченного времени», Дж. Джойс «Улисс», Ф. Кафка «Процесс».
Классицизм |
Периодизация и место зарождения | XVII - XIX вв. (17-19 вв) Зародился в Италии, большую популярность приобрел во Франции. |
Представители в русской литературе | А. Д. Кантемир; В. К. Тредиаковский; А. П. Сумароков; М. В. Ломоносов; |
Представители в зарубежной литературе | Н. Буало; П. Корнель; Ж. Расин; Ж.-Б. Мольер |
Особенности | разум - превыше всего (метод рационализма Р. Декарта); строгое соблюдение жанровых особенностей (не изображались бытовые ситуации в "высоких жанрах", а философские конфликты в "низких"); использование металогической (возвышенной речи) и автологической (речь, лишенная тропов и фигур языка) речи в соответствии с жанром; герои делятся на строго положительных и отрицательных; главный конфликт - конфликт разума и чувства (разум, соответственно, преобладает); соблюдение "трех единств" для драматических произведений (места, времени, действия); изображаются и утверждаются положительные черты власти и государства. |
Жанры | Высокие: трагедия, ода, поэма. Низкие: комедия, басня, эпиграмма, сатира. |
Сентиментализм |
Периодизация и место зарождения | Вторая половина XVIII века. |
Представители в русской литературе | Н. М. Карамзин; А .Н. Радищев. |
Представители в зарубежной литературе | Лоренс Стерн; Ричардсон; Жан-Жак Руссо. |
Особенности | чувства - превыше всего; деление героев по способности их чувствовать и переживать (положительные с богатой душевной организацией, отрицательные с бедной); особый интерес к чувствам героя; изображение разнообразных чувств персонажей в большом количестве (слезы, восклицания, самоубийства, обмороки). |
Жанры | Роман, дневник, повесть, элегия, послание, исповедь. |
Романтизм |
Периодизация и место зарождения | конец XVIII - первая половина XIX века. Зародился в Германии. |
Представители в русской литературе | В. А. Жуковский; М. Ю. Лермонтов (ранние произведения); А. С. Пушкин (ранние произведение); К. Н. Батюшков; Е. А. Баратынский; Н. М. Языков. |
Представители в зарубежной литературе | Ф. Шлегель; Ф. Шеллинг; Ж.Сталь; Ламартин; Виктор Гюго; Альфред де Виньи; Проспер Мериме. |
Особенности | двоемирие, бегство от действительно в идеальный мир, деление света на "здесь" и "там" ("здесь" - притеснения, несчастная жизнь по чужой воле, "там" - воплощение мечт о жизни); углубленный анализ внутреннего мира героя (психологизм); новый тип героя - исключительный, одинокий, выступает против действительности, обычно с трагичной судьбой; использование автором фольклора, упоминание исторических событий. |
Жанры | роман, поэма, баллада. |
Реализм |
Периодизация и место зарождения | XIX век. Зародился в европейских странах. |
Представители в русской литературе | А. С. Пушкин; Л. Н. Толстой; Ф. М. Достоевский; А. П. Чехов. |
Представители в зарубежной литературе | О. де Бальзак; Ч. Диккенс; Э. Золя |
Особенности | достоверность изображаемых событий ("Война и мир" Л. Н. Толстого); типизация характеров и явлений, несмотря на их индивидуальность (воспитание Обломова или Татьяны Лариной); характеры героев обусловлены общественной средой, их социализацией (взросление Штольца, Обломова и их разное будущее); персонажи изображены с особым психологизмом (Портрет, речевая характеристика героев Достоевского); принципы историзма, народности ("Тихий Дон" М. А. Шолохова); новые типы героев (тип «маленького человека» (Девушкин, Башмачкин, Мармеладов), тип «лишнего человека» (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов), тип «нового героя» (нигилист Базаров, герои Н. Г. Чернышевского). неоднозначность авторской позиции (нет явного деления на положительных и отрицательных героев) |
Жанры | роман, роман-эпопея, рассказ, повесть. |
Типы реализма
Название | Черты | Период | Примеры из русской литературы | Примеры из зарубежной литературы |
Просветительский реализм | вера в разум человека, развитие творческих черт. | XVII - XVIII век | А. Н. Радищев; Д. И. Фонвизин; Г. Р. Державин; | Д. Дефо; Дж. Свифт; Вольтер. |
Критический реализм | произведения направлены на обличение людей, авторская критика пороков и воссоздание жизни до мелочей. | 1840 - 1890-е гг. | В. Г. Белинский; Н. Г. Чернышевский; Н. А. Добролюбов; А. П. Чехов | Оноре де Бальзак; Джордж Элиот |
Социалистический реализм | изображался общественно-политический идеал, вера в социализм и коммунизм. | 1920-1980-е гг. | Н. А. Островский, М. А. Шолохов, А. Н. Толстой, Д. Бедный, позднее творчество В. В. Маяковского | А. Барбюс; М. Андерсен-Нексе; И.-Р. Бехер; В. Бредель. |
Модернизм |
Авангардизм | Различные течения, оппозиционные по своему настроению традиционной культуре. |
Символизм | Одно из крупнейших течений в искусстве, характеризуемое экспериментаторством, стремлением к новаторству, использованием символики, недосказанности, намёков, таинственных и загадочных образов. |
Акмеизм | Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова. Акмеизм — это культ конкретности, «вещественности» образа, «искусство точно вымеренных и взвешенных слов». |
Футуризм | Основную задачу нового искусства футуристы видели в отказе от всех традиций, в разрыве с идеологией и этическими взглядами, выраженными в творчестве всех литературных предшественников. |
Импрессионизм Возник в 1860 г. Активно развивался в 1870 - 1920 гг. | Течение, в основу которого положено изображение мгновенных впечатлений от реальности. |
Экспрессионизм Возник в 1910 г. Развивался на протяжении XX века. | Ассоциативность, "эстетика морального шока", эмоциональная насыщенность. |
Кубизм Возник в 1907 г. Развивался на протяжении XX века. | Аналитическое восприятие вещей и явлений, отсутствие органических образов. |
Имажинизм Возник в 1918 гг. Активно развивался в 1910 - 1920 гг. | Литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. |
Сюрреализм Возник в 1910-1920 гг. Развивался на протяжении XX века. | Хаотичное отображение действительности, алогизм. |