СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературные направления

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Литературные направления»

Литературные направления


п/п

Литературное направление

Основные признаки литературного направления

Представители литературы

1.

Классицизм XVII – начало XIX века

Основное свойство – обращенность к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам; нормативная поэтика.

В основе эстетики – принцип рационализма и «подражания природе».

Черты:

  • культ разума;

  • художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое;

  • строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм;

  • жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные черты и свойства;

  • человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются;

  • идеализация героев, утопизм, абсолютизация идей;

  • подчеркивается объективность повествования;

  • активное обращение к общественной гражданской проблематике;

  • строгая иерархия жанров (высокие и низкие); смешение высокого и низкого не допускается. Ведущий жанр – трагедия.


Появился в России в 30-х годах XVIII века

Особенности русского классицизма:

  • сатирическая направленность (активное развитие низких жанров);

  • преобладание национально-исторической тематики (трагедии А.П.Сумарокова, Я.Б.Княжнина и др.);

  • преимущественное развитие жанров оды (М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин) и поэмы (М.М.Херасков, В.К.Тредиаковский)

М.В.Ломоносов, А.Д.Кантемир, В.К.Тредиаковский А.П.Сумароков, Я.Б.Княжнин, Г.Р.Державин

2.

Сентиментализм XVIII – начало XIX века

Идейная основа – протест против испорченности аристократического общества.

Основное свойство – стремление представить человеческую личность в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях.

В основе эстетики – «подражание природе» ( как и в классицизме); элегические и пасторальные настроения; идеализация патриархального быта.

Черты:

  • уход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и их оценке;

  • подчеркнутая субъективность подхода к миру;

  • культ чувств;

  • культ природы;

  • культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности;

  • утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий.


Появился в России в 60-70 годы XVIII века.

Особенности русского сентиментализма:

  • сильная дидактическая установка;

  • выраженный просветительский характер;

  • активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм.

Н.М.Карамзин, М.Н.Муравьев, В.В.Капнист, Н.А.Львов, молодой В.А.Жуковский

3.

Романтизм первая четверть XIX века

Основные свойства:

  • доминанта субъективного над объективным (открытая субъективность);

  • стремление не воссоздавать, а пересоздавать действительность;

  • тяга к выдвижению на первый план исключительного (в характерах и обстоятельствах).

Черты:

  • провозглашение человеческой личности сложной, глубокой, утверждение внутренней бесконечности человеческой индивидуальности;

  • взгляд на жизнь «сквозь призму сердца»;

  • интерес ко всему экзотическому, сильному, яркому, возвышенному;

  • склонность отражать «ночную» сторону движений души, тяга к интуитивному и бессознательному;

  • тяготение к фантастике, условности форм, смешению высокого и низкого, комического и трагического, обыденного и необычного;

  • мучительное переживание разлада с действительностью;

  • отказ от обыденного;

  • стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, к недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира.

Новый тип мировоззрения – эстетический (творческий в своей основе).

В основе эстетики – отказ от «подражания природе», провозглашение творческой активности художника и права на преображение реальности. Защита творческой свободы автора. Произведение искусства воспринимается как живой организм, где содержание и форма неразрывно связаны (форма не является оболочкой для содержания).

Романтизм связан с обновлением жанров: формирование исторического романа, лиро-эпической поэмы, фантастической повести; бурное развитие лирики.

Синтез искусств, разрушение устоявшихся норм, догм и канонов. Переоценка ценностей.

Особенности русского романтизма:

  • доминирующий пафос вольнолюбия и борьбы;

  • придание усиленно-социального звучания общеромантическим мотивам;

  • синтез элементов (отдельных свойств классицизма, Просвещения, доромантической поэтики и др.);

  • активнейшее развитие лирики.

В.А.Жуковский, А.И.Одоевский, К.Н.Батюшков, П.А.Вяземский, молодой А.С.Пушкин, молодой М.Ю.Лермонтов

4.

Реализм XIX – XX века

Основное свойство – посредством типизации отражать жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.

Черты:

  • стремление к широкому охвату действительности в ее противоречиях, глубинных закономерностях и развитии;

  • тяготение к изображению человека в его взаимодействии со средой: внутренний мир персонажей, их поведение несут на себе приметы времени; большое внимание уделяется социально-бытовому фону времени;

  • универсальность в изображении человека;

  • социальный и психологический детерминизм (объективная закономерность и причинная обусловленность всех явлений природы и общества);

  • историческая точка зрения на жизнь.

Ведущий критерий художественности – верность действительности; стремление к непосредственной достоверности изображения, «воссозданию» жизни «в формах самой жизни». Признается право художника освещать все стороны жизни без каких-либо ограничений. Большое разнообразие художественных форм.

Этапы развития в России:

  • просветительский реализм (Д.И.Фонвизин, Н.И.Новиков, А.Н.Радищев, молодой И.А.Крылов);

  • «синкретический» реализм: сочетание реалистических и романтических мотивов, при доминанте реалистического (А.С.Грибоедов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов);

  • критический реализм – обличительная направленность произведений; решительный разрыв с романтической традицией (И.А.Гончаров, И.С.Тургенев, Н.А.Некрасов, А.Н.Островский и др.);

  • социалистический реализм – проникнут революционной действительностью и ощущением социалистического преобразования мира (М.Горький).

Особенности русского реализма:

  • активное освоение социально-психологической, философской и моральной проблематики;

  • выраженный жизнеутверждающий характер;

  • особый динамизм;

  • синтетичность (более тесная связь с предшествующими литературными эпохами и направлениями: просветительством, сентиментализмом, романтизмом).

А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов

5.

Натурализм последняя треть XIX века

Творческие задачи и черты «натуральной школы»:

  • стремление эпмирически (через чувственный опыт) описывать действительность, а не преобразовывать ее при помощи творческой фантазии;

  • критическая направленность;

  • антиромантические настроения;

  • снятие всех тематических запретов;

  • установка на социальное обобщение;

  • гуманизм и демократизм;

  • аналитические тенденции.

Н.А.Некрасов «Петербургский углы», Д.В.Григорович «Петербургские шарманщики», В.И.Даль «Уральский казак», нравоучительные очерки Г.И.Успенского, М.Е.Салтыкова-Щедрина

6.

Модернизм (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм)

Основное свойство - стремление художников нереалистического направления к обновлению устаревших художественных систем (объединяет различные нереалистические течения и школы: экспрессионизм, футуризм, акмеизм, сюрреализм, абстракционизм и др.); тяга к построению такой художественной реальности, которая была бы мало связана с действительностью или даже противопоставлена ей.

Черты:

  • восприятие действительности как данности, раз и навсегда устоявшейся;

  • склонность к сложному формальному эксперименту;

  • внимание не столько к противоречивости общества, сколько к отражению этих противоречий в сознании человека;

  • представление о том, что судьбу человека формируют непреодолимые обстоятельства.

Система изобразительно-выразительных средств существенно обогащается:

  • «поток сознания»;

  • внутренний монолог;

  • ассоциативный монтаж;

  • пересечение памяти с сиюминутными переживаниями.

В.В.Маяковский, И.Северянин, Н.С.Гумилев, В.Хлебников

7.

Символизм 1890-е – 1920-е годы

Выражал мировоззрение эпохи кризиса.

Основное свойство – освоение «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия.

В основе эстетики – символ (должен заменить конкретный образ). Считалось, что символ связывает земное с миром иным, духовным. Главным в художественном творчестве полагалось индивидуальное.

Общие особенности:

  • крайний индивидуализм (повышенный интерес к проблеме личности);

  • противопоставление социального и индивидуального;

  • утверждение равнозначности реального и идеального;

  • культ таинственного; представление о непознаваемости мира;

  • утверждение интуитивности постижения мира через мистические прозрения, откровения;

  • сближение духовно-нравственного с религиозным;

  • поэтика условности и иносказаний;

  • выделение в слове иррационального: звучание, ритм должны заменить значение; вера в иррационально-магическую силу поэтического слова.

Особенности русского символизма:

  • повышенное внимание к проблеме личности и истории, ко внутреннему миру личности;

  • героико-трагическое переживание социальных и духовных конфликтов рубежа веков;

  • сочетание противоречивых тенденций;

  • многочисленные открытия в поэтике (обновление жанров лирики, новые принципы циклизации, смысловая полифония и др.);

  • идея самоценности искусства (независимости от всего), ухода от социальных задач; искусство – чисто художественное явление.

Старшие символисты: Д.С.Мережковский, З.Н.Гиппиус, В.Я.Брюсов, К.Д.Бальмонт

Младшие символисты: А.А.Блок, А.Белый, С.В.Соловьев, Вяч.Иванов

8.

Акмеизм 1910-е годы

Общие особенности:

  • самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления;

  • предназначение искусства – в облагораживании человеческой природы;

  • стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений;

  • ясность и точность поэтического слова («лирика безупречных слов»), камерность, эстетизм;

  • идеализация чувств первозданного человека (Адама);

  • отчетливость, определенность образов (в противовес символизму);

  • изображение предметного мира, земной красоты.

Н.С.Гумилев

9.

Футуризм 1909 г. (Италия), 1910-1912 гг. (Россия)

Общие особенности:

  • утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир;

  • опора на новейшие научные и технологические достижения;

  • атмосфера литературного скандала, эпатаж;

  • установка на обновление поэтического языка; изменение отношений между смысловыми опорами текста;

  • отношение к слову как к конструктивному материалу, словотворчество;

  • поиск новых ритмов, рифм;

  • установка на произносимый текст (декламация).

И.Северянин, В.Хлебников (раннее творчество), Д.Бурлюк, А.Крученых, В.Маяковский

10.

Экспрессионизм 1910 – 1920-е годы (Германия)

Общие особенности:

  • сочетание критического пафоса с ужасом перед неприглядной картиной бытия;

  • главные темы: гибель человека в мире, утрата человечности в человеке;

  • тяготение к абстрактности;

  • использование приема фантастического гротеска.

Л.Андреев, Ф.К.Сологуб, А.Белый



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!