№ п/п | Литературное направление | Основные признаки литературного направления | Представители литературы |
1. | Классицизм XVII – начало XIX века | Основное свойство – обращенность к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам; нормативная поэтика. В основе эстетики – принцип рационализма и «подражания природе». Черты: культ разума; художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое; строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм; жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные черты и свойства; человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются; идеализация героев, утопизм, абсолютизация идей; подчеркивается объективность повествования; активное обращение к общественной гражданской проблематике; строгая иерархия жанров (высокие и низкие); смешение высокого и низкого не допускается. Ведущий жанр – трагедия. Появился в России в 30-х годах XVIII века Особенности русского классицизма: сатирическая направленность (активное развитие низких жанров); преобладание национально-исторической тематики (трагедии А.П.Сумарокова, Я.Б.Княжнина и др.); преимущественное развитие жанров оды (М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин) и поэмы (М.М.Херасков, В.К.Тредиаковский) | М.В.Ломоносов, А.Д.Кантемир, В.К.Тредиаковский А.П.Сумароков, Я.Б.Княжнин, Г.Р.Державин |
2. | Сентиментализм XVIII – начало XIX века | Идейная основа – протест против испорченности аристократического общества. Основное свойство – стремление представить человеческую личность в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях. В основе эстетики – «подражание природе» ( как и в классицизме); элегические и пасторальные настроения; идеализация патриархального быта. Черты: уход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и их оценке; подчеркнутая субъективность подхода к миру; культ чувств; культ природы; культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности; утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий. Появился в России в 60-70 годы XVIII века. Особенности русского сентиментализма: сильная дидактическая установка; выраженный просветительский характер; активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм. | Н.М.Карамзин, М.Н.Муравьев, В.В.Капнист, Н.А.Львов, молодой В.А.Жуковский |
3. | Романтизм первая четверть XIX века | Основные свойства: доминанта субъективного над объективным (открытая субъективность); стремление не воссоздавать, а пересоздавать действительность; тяга к выдвижению на первый план исключительного (в характерах и обстоятельствах). Черты: провозглашение человеческой личности сложной, глубокой, утверждение внутренней бесконечности человеческой индивидуальности; взгляд на жизнь «сквозь призму сердца»; интерес ко всему экзотическому, сильному, яркому, возвышенному; склонность отражать «ночную» сторону движений души, тяга к интуитивному и бессознательному; тяготение к фантастике, условности форм, смешению высокого и низкого, комического и трагического, обыденного и необычного; мучительное переживание разлада с действительностью; отказ от обыденного; стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, к недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира. Новый тип мировоззрения – эстетический (творческий в своей основе). В основе эстетики – отказ от «подражания природе», провозглашение творческой активности художника и права на преображение реальности. Защита творческой свободы автора. Произведение искусства воспринимается как живой организм, где содержание и форма неразрывно связаны (форма не является оболочкой для содержания). Романтизм связан с обновлением жанров: формирование исторического романа, лиро-эпической поэмы, фантастической повести; бурное развитие лирики. Синтез искусств, разрушение устоявшихся норм, догм и канонов. Переоценка ценностей. Особенности русского романтизма: доминирующий пафос вольнолюбия и борьбы; придание усиленно-социального звучания общеромантическим мотивам; синтез элементов (отдельных свойств классицизма, Просвещения, доромантической поэтики и др.); активнейшее развитие лирики. | В.А.Жуковский, А.И.Одоевский, К.Н.Батюшков, П.А.Вяземский, молодой А.С.Пушкин, молодой М.Ю.Лермонтов |
4. | Реализм XIX – XX века | Основное свойство – посредством типизации отражать жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни. Черты: стремление к широкому охвату действительности в ее противоречиях, глубинных закономерностях и развитии; тяготение к изображению человека в его взаимодействии со средой: внутренний мир персонажей, их поведение несут на себе приметы времени; большое внимание уделяется социально-бытовому фону времени; универсальность в изображении человека; социальный и психологический детерминизм (объективная закономерность и причинная обусловленность всех явлений природы и общества); историческая точка зрения на жизнь. Ведущий критерий художественности – верность действительности; стремление к непосредственной достоверности изображения, «воссозданию» жизни «в формах самой жизни». Признается право художника освещать все стороны жизни без каких-либо ограничений. Большое разнообразие художественных форм. Этапы развития в России: просветительский реализм (Д.И.Фонвизин, Н.И.Новиков, А.Н.Радищев, молодой И.А.Крылов); «синкретический» реализм: сочетание реалистических и романтических мотивов, при доминанте реалистического (А.С.Грибоедов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов); критический реализм – обличительная направленность произведений; решительный разрыв с романтической традицией (И.А.Гончаров, И.С.Тургенев, Н.А.Некрасов, А.Н.Островский и др.); социалистический реализм – проникнут революционной действительностью и ощущением социалистического преобразования мира (М.Горький). Особенности русского реализма: активное освоение социально-психологической, философской и моральной проблематики; выраженный жизнеутверждающий характер; особый динамизм; синтетичность (более тесная связь с предшествующими литературными эпохами и направлениями: просветительством, сентиментализмом, романтизмом). | А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, А.П.Чехов |
5. | Натурализм последняя треть XIX века | Творческие задачи и черты «натуральной школы»: стремление эпмирически (через чувственный опыт) описывать действительность, а не преобразовывать ее при помощи творческой фантазии; критическая направленность; антиромантические настроения; снятие всех тематических запретов; установка на социальное обобщение; гуманизм и демократизм; аналитические тенденции. | Н.А.Некрасов «Петербургский углы», Д.В.Григорович «Петербургские шарманщики», В.И.Даль «Уральский казак», нравоучительные очерки Г.И.Успенского, М.Е.Салтыкова-Щедрина |
6. | Модернизм (символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм) | Основное свойство - стремление художников нереалистического направления к обновлению устаревших художественных систем (объединяет различные нереалистические течения и школы: экспрессионизм, футуризм, акмеизм, сюрреализм, абстракционизм и др.); тяга к построению такой художественной реальности, которая была бы мало связана с действительностью или даже противопоставлена ей. Черты: восприятие действительности как данности, раз и навсегда устоявшейся; склонность к сложному формальному эксперименту; внимание не столько к противоречивости общества, сколько к отражению этих противоречий в сознании человека; представление о том, что судьбу человека формируют непреодолимые обстоятельства. Система изобразительно-выразительных средств существенно обогащается: | В.В.Маяковский, И.Северянин, Н.С.Гумилев, В.Хлебников |
7. | Символизм 1890-е – 1920-е годы | Выражал мировоззрение эпохи кризиса. Основное свойство – освоение «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия. В основе эстетики – символ (должен заменить конкретный образ). Считалось, что символ связывает земное с миром иным, духовным. Главным в художественном творчестве полагалось индивидуальное. Общие особенности: крайний индивидуализм (повышенный интерес к проблеме личности); противопоставление социального и индивидуального; утверждение равнозначности реального и идеального; культ таинственного; представление о непознаваемости мира; утверждение интуитивности постижения мира через мистические прозрения, откровения; сближение духовно-нравственного с религиозным; поэтика условности и иносказаний; выделение в слове иррационального: звучание, ритм должны заменить значение; вера в иррационально-магическую силу поэтического слова. Особенности русского символизма: повышенное внимание к проблеме личности и истории, ко внутреннему миру личности; героико-трагическое переживание социальных и духовных конфликтов рубежа веков; сочетание противоречивых тенденций; многочисленные открытия в поэтике (обновление жанров лирики, новые принципы циклизации, смысловая полифония и др.); идея самоценности искусства (независимости от всего), ухода от социальных задач; искусство – чисто художественное явление. | Старшие символисты: Д.С.Мережковский, З.Н.Гиппиус, В.Я.Брюсов, К.Д.Бальмонт Младшие символисты: А.А.Блок, А.Белый, С.В.Соловьев, Вяч.Иванов |
8. | Акмеизм 1910-е годы | Общие особенности: самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления; предназначение искусства – в облагораживании человеческой природы; стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений; ясность и точность поэтического слова («лирика безупречных слов»), камерность, эстетизм; идеализация чувств первозданного человека (Адама); отчетливость, определенность образов (в противовес символизму); изображение предметного мира, земной красоты. | Н.С.Гумилев |
9. | Футуризм 1909 г. (Италия), 1910-1912 гг. (Россия) | Общие особенности: утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир; опора на новейшие научные и технологические достижения; атмосфера литературного скандала, эпатаж; установка на обновление поэтического языка; изменение отношений между смысловыми опорами текста; отношение к слову как к конструктивному материалу, словотворчество; поиск новых ритмов, рифм; установка на произносимый текст (декламация). | И.Северянин, В.Хлебников (раннее творчество), Д.Бурлюк, А.Крученых, В.Маяковский |
10. | Экспрессионизм 1910 – 1920-е годы (Германия) | Общие особенности: сочетание критического пафоса с ужасом перед неприглядной картиной бытия; главные темы: гибель человека в мире, утрата человечности в человеке; тяготение к абстрактности; использование приема фантастического гротеска. | Л.Андреев, Ф.К.Сологуб, А.Белый |