План-конспект урока русской литературы в 6 классе
___________________
Тема: Литературное творчество. Сочинение рассказа по пословице из басни
Цель и задачи:
- сообщить сведения о пословице;
- формировать умение составлять тексты повествования с элементами описания по заданной пословице;
- развивать наблюдательность, мышление, обогащать словарный запас, развивать устную и письменную речь;
- воспитывать любовь к устному народному творчеству русского народа.
Тип урока: литературное творчество
Оборудование: листы с заданиями, выставка книг « Пословицы, поговорки», записи на доске
Ход урока
1. Организационный момент
2. Мотивация учебной деятельности
3. Речевая разминка.
- Прочитайте текст: (записан на доске)
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота,
Выскочила бабка с палкою в руке
И давай дубасить коня на мужике.
Лошадь ела сало, а мужик овёс,
Лошадь села в сани, а мужик повёз.
- Что вы прочитали? (это перевёртыш)
- Прочитайте с удивленной интонацией
-С утвердительной.
- Какие жанры устного народного творчества вы знаете (пословицы, поговорки, скороговорки, считалки, сказки и т.д.)
4. Подготовительная беседа.
- Прочитайте запись с доски
Пословица-мудрость народная.
Пословица недаром молвится.
- Как вы понимаете эти выражения?
- Что такое пословица?
- Сообщение ученицы.
Пословица - это краткое народное изречение с назидательным содержанием. В пословицах мудрость народа, то есть люди подмечали и слагали пословицы. Если кто-то говорит пословицу вам, то он недаром ее произносит: либо хвалит, либо ругает вас.
- Правильно, ребята, в каждой пословице свой скрытый смысл, своя скрытая правда жизни. Каждую пословицу нужно понять, объяснить её. Народ давно стал сочинять пословицы. Их можно разделить на группы: о труде, о родине, о матери, о человеке и его качествах, о дружбе, об учении и другие.
5. Работа в парах
- Помните ли вы, что многие русские писатели и педагоги создавали литературные произведения по пословице. У вас на партах даны тексты Е. Ефимовского « Яма», Р. Сефа «Ворона и лисица», «Сани». Вы должны прочитать текст и узнать пословицы на которые они написаны.
Рыл яму злодей на дороге лесной,
Чтоб ночью свалился прохожий.
Вот яма готова.
Он вылез.
— Постой!
Прохожий ведь вылезет тоже!
Ещё двое суток разбойник потел.
Летела из ямы землица.
Попробовал вылезти,
Но не сумел.
Тогда усмехнулся:
— Годится! (Не рой другому яму - сам в неё попадёшь).
- Неприятность может случиться с тем, кто желает или делает её другим
Присела на куст,
Подумав, что куст
Безопасен и пуст.
Но в этом кусте
Притаился украдкой
Отважный охотник
Со страшной рогаткой.
Он тихо прицелился
— Бах! —
И с куста
Взлетела ворона
Уже без хвоста.
Что стало с вороной?
Другой разговор,
Но очень пуглива
Ворона с тех пор.
(Пуганая ворона куста боится)
- Говорится, когда кто-то проявляет излишнюю осторожность, тревогу, хотя для этого нет основания)
Только справиться не смог,
Сани полетели сами-
Вправо, влево-
Вниз и вбок.
Через пень перелетели,
Подскочили раз другой.
Наш Иван лежит в постели
С забинтованной ногой. ( Не в свои сани не садись)
- Не берись за работу с которой не сможешь справиться.
6. Устное составление рассказа и плана сочинения.
1) Выбор понравившейся пословицы
- Прочитайте пословицу и объясните её смысл
2) Выбор главного действующего лица. Можно придумать своему герою имя и фамилию.
3) - О чем будет ваша история?
4) -О чем напишем в основной части?
5) Чем закончим сочинение?
7. Написание сочинения
- Обдумайте сначала про себя историю, затем сделайте наброски на черновиках и приступайте к выполнению. Важно, чтобы главная идея вашей истории совпала со смыслом пословицы.
8. Подведение итогов урока
9. Домашнее задание
Закончить свой рассказ