Муниципальное казенное учреждение «Центр развития образования»
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Краеведческий музей»
Научно-практическая конференция
«Патриотическое воспитание на уроках и во внеурочной деятельности как средство формирования духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения»
Литературное краеведение в школе: современное состояние,
проблемы и «точки роста»
Автор
Соболева Елена Валентиновна,
учитель русского языка и литературы,
МАОУ «СОШ № 5»
Усть-Илимск, 2022 г.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………………....3
Литературное краеведение. Современное состояние и проблемы……………………4
«Точки роста»………………………………………………………………………………...5
Заключение……………………………………………………………………………………9
Введение
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы. Школа призвана постепенно формировать у учащихся любовь к своей Родине, постоянную готовность к её защите, активную гражданскую позицию, осознание своего места в обществе. Это неустанная работа педагогов по воспитанию у школьников гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим вершинам и достойным страницам прошлого.
Актуальность
Основные нравственные качества человека закладываются в школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть свой город растущим и расцветающим – все эти чувства в основном зависят от того, как они были заложены в детях в этот период. Чем глубже, ярче и содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенными будут они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, любовь к литературе своей «малой родине».
Обращение к литературному краеведению является основой для современных подходов к изучению творчества писателей, художественных текстов. Изучение литературы родного края - это одно из важных направлений преподавания литературы в школе.
Цель: Распространение краеведческих знаний, формирование у детей любви к родному краю, городу и его творческому наследию, воспитание патриотизма и толерантности у подрастающего поколения.
Задачи:
Формирование интереса учащихся через книгу к истории родного края (популяризация чтения литературы по краеведению);
формирование и развитие краеведческих информационных потребностей у детей и подростков;
воспитание культуры чтения у подрастающего поколения;
привлечение внимания к своему городу и краю,
воспитание уважения и любви к своей малой родине.
Литературное краеведение. Современное состояние и проблемы.
Литературное краеведение – изучение местной литературной жизни, биографии писателей, связанных с той или иной местностью («литературные места»), где писатель родился, жил, бывал и т. п.; литературных произведений и художественных образов, навеянных природой, историческими событиями, бытом и людьми того или иного края.
В настоящее время литературному краеведению в школах уделяется, на мой взгляд, недостаточно внимания. Если еще недавно в региональном компоненте были выделены на это часы и в школах учителя успешно внедряли курс «Писатели Восточной Сибири», то сейчас мы и этого лишились. Целью курса «Писатели Восточной Сибири» было как раз формирование представлений об истории и культуре родного края; воспитание патриотизма на основе представлений о литературе и культуре родного края. Данный курс
расширял и дополнял знания учащихся о литературном процессе, давал представление о жизни народностей региона как в прошлом, так и в настоящее время.
В настоящее время, к сожалению, из обязательной школьной программы убрали часы на изучения творчества русского прозаика, поэта и философа XVIII века Александра Николаевича Радищева, мы перестали праздновать юбилейные даты писателей-земляков, да и интерес к ЕГЭ не мотивирует учащихся на изучение литературы родного края.
Учителей русского языка и литературы данные факты не могут не настораживать. Как воспитать в ребенке настоящего гражданина и патриота своей страны, если он не знает истории и традиций своего края, если в нем спит чувство любви к своему городу, литературе и культуре своей малой родины. Ведь история и культура родного края составляют единое целое с историей и культурой всего народа, страны.
«Точки роста»
Как же изменить непростую ситуацию, связанную с литературным краеведением в современной школе? Как и, самое главное, за счет чего ввести эту работу в учебный процесс?
Один из способов – интеграция учебного материала по литературе с краеведческим с целью формирования у учащихся чувства единения с родной землей, местной литературой. Например, при изучении на уроках литературы средств художественной выразительности (эпитеты, олицетворения, сравнения и т.д.) можно использовать стихотворения писателей Восточной Сибири. А при изучении фольклора использовать наряду с программным материалом местный и т.п.
Уроки внеклассного чтения тоже целесообразно проводить на краеведческом материале. Например, в 6 классе ребятам после изучения произведения М. Пришвина «Кладовая солнца» предлагается прочитать рассказ В.Распутина «В тайге над Байкалом». На уроке анализируем произведение, сравниваем природу западной России и Восточной Сибири, ищем сходства и различия, используя художественные средства выразительности.
Использование литературного краеведения на уроках литературы предоставляет неограниченные возможности для формирования у школьников познавательного интереса. Познавательный интерес является одним из главных мотивов учебной деятельности, возникающей в процессе обучения. Он не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных задач. Все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к предмету познания, помогает им усвоить любой учебный материал.
Введение в учебный план часов внеурочной деятельности – еще один способ усилить краеведческую работу в школе. Теперь у ребят появляется дополнительная возможность заняться изучением родного края, прикоснуться к наследию писателей Иркутской области.
На таких занятиях у нас преобладают нестандартные формы работы: заочные экскурсии, проведение конкурсов, викторин, создание кластеров. Здесь ребята узнают о Марке Сергееве, Анатолии Шастине, Геннадии Михасенко и многих других наших писателях-земляках.
Многие книги сибирских писателей, написанные достаточно давно, как никогда стали актуальны в наши дни. Например, повесть Геннадия Машкина «Синее море – белый пароход» (о дружбе русских и японских детей на о. Сахалин)
Леонид Бородин «Год чуда и печали» (замечательная сказочная повесть о Байкале)
Прекрасным подспорьем для учащихся 1-6 классов стал журнал «Сибирячок», выпускаемый в г. Иркутске. В журнале публикуются произведения литературной классики и современная проза для детей, устное народное творчество народов Сибири, драматургия, краеведческие материалы, сказки, приключения, стихи и комиксы, игры, инструкции для поделок, кроссворды, ребусы, загадки, песни.
К каждому номеру журнала прилагаются тематические вкладки: серия карт Сибирячка «Мир дикой природы» («Первоцветы Байкала», «Пернатые жители зимнего леса», «Живые цветы Байкала», «Гости весеннего леса», «Млекопитающие Восточной Сибири», «Дикорастущие ягоды Сибири»); «Детские писатели Сибири», «Сибирь мастеровая», а также вкладки, посвященные народной культуре и традициям. Тематические вкладки – это своеобразная проверка знаний, которые ребята получили из очередного выпуска журнала.
Редакция журнала периодически проводит различные литературные квесты, викторины, творческие конкурсы, в которых ребята нашей школы активно принимают участие.
В начальной школе ведутся занятия внеурочной деятельности «Наш друг – журнал «Сибирячок». Опыт сотрудничества школы с журналом представлен в 2021 году на творческой мастерской «Читаем с Сибирячком», организатор - ОГБУК «Редакция журнала «Сибирячок», 16.11.2021 г.
Изучение учащимися 5-8 классов курса ОДНКНР (Основы духовно-нравственной культуры народов России) по региональной программе, разработанной ГАУ ДПО ИРО. – еще одна возможность для краеведческой работы. Ребята, в первую очередь изучают культуру, обычаи и традиции Восточной Сибири. Результаты этой работы – призовые места в олимпиаде по МХК и конкурсе «Искусство Отечества», который ежегодно организует и проводить городская Картинная галерея.
Еще одним шагом по вовлечению детей в литературную краеведческую деятельность стало создание дополнительных секций (по краеведению) на научно-практической конференции (в разные годы) «Усть-Илим, твои ветры в дорогу зовут!», организуемых нашей школой.
Например, на секции медийного направления ребята демонстрировали свои буктрейлеры, видеоролики, видеопрочтения по произведениям писателей Иркутской области:
- буктрейлер «Публицистика Распутина. Книга очерков «Сибирь, Сибирь…» (2 место). Видеоролик рассказывает об особенностях сибирского региона, его неописуемой красоте и богатстве. Невольно, с одной стороны, возникает чувство гордости за родной край, с другой – ощущается некое чувство грусти. Главная мысль – «хозяина бы тебе, хозяина…».
- Художественное видеопрочтение « … Людей должна помнить та земля, где они жили» по повести В. Распутина «Прощание с Матерой» (призер)
ТЕМЫ исследовательских работ на НПК «Усть-Илим, твои ветры в дорогу зовут!», секция «Краеведение»
- «Моя родословная. Петровы из рода П.П. Петрова, сибирского партизана и писателя»(призер)
- «Гордись! Ты строишь Усть-Илимскую ГЭС» (Г. Михасенко «Пятая четверть») (победитель)
«…От рожденья мне, видимо, в кровь беспокойство вливает Россия!» (о поэте М. Рябикове) (победитель)
- «Я умею видеть то, мимо чего мы можем пройти». Поэтический мир М.М. Рябикова» (победитель)
- «Усть-Илим – судьба, мечта и счастье» (о поэте М.М. Рябикове) (призер)
- «Утесы Николая Туркова» (призеры)
- «Я родом из Усть-Илимска» (Максим Сергеевич Сафиулин) (победитель)
- «Максим Сафиулин и его социально-культурная деятельность» (победитель)
- «Добрые книги Владислава Огаркова» (призер)
- «История забытых книг (Н.С. Клестов-Ангарский)»
- «Образ дома в произведениях В.Г. Распутина» (победитель)
-« Концепт души в рассказах В.Г. Распутина» (призер)
- «Публицистика В.Г. Распутина. Книга очерков «Сибирь, Сибирь…»» (призер)
- «Жизнь и судьба: к 270-летию со дня рождения Александра Николаевича Радищева» (призер)
- «Деятельность А.Н. Радищева в Илимском остроге» (победитель)
Учащиеся школы все чаще стали выходить на НПК «Шаг в будущее» с работами по литературному краеведению:
- «С чего начинается Родина» (призер)
История создания города. «Письмо на Усть-Илим» - визитная карточка города.
- «Илимский острог – частичка души» (поощрительный диплом)
Жизнь А.Н.Радищева в остроге (ищет полезные ископаемые; организует в собственном доме школу, где обучает детей местных жителей; оказывает крестьянам «срочную юридическую помощь», составляя для них заявления на имя иркутского губернатора и пишет)
- «Три острова, три каменные брата: Легенда о Лосятах» (поощрительный диплом)
- В работе анализируются стихотворения Марка Сергеева и А.Хоменко «Лосята». Поэты плачут, прощаясь с островами, понимая неизбежность такого вмешательства в природу. Лосята смиренно уходят под воду, уступая место человеку.
Вот уже несколько лет ребятам предоставляется возможность участия в литературно-исследовательском конкурсе «ЛИК…», учредителями которого являются Иркутский государственный университет, Институт филологии, иностранных языков и медиакоммуникаций, Государственное автономное учреждение культуры Иркутской области:
- «ЛИК. Владимир Гуркин», 2020
- «ЛИК. Геннадий Михасенко», 2021
- «ЛИК. Валентин Распутин и Александр Вампилов», 2022 (призеры)
Наша школа тесно сотрудничает с городской детской библиотекой «Родничок» и ЦГБ им. Н.С. Клестова-Ангарского. В этих библиотеках всегда оформлены выставки, собрано огромное количество материала по краеведению, чем пользуются наши учащиеся, например, при подготовке к конференциям или конкурсам. Сотрудники библиотек - частые гости нашей школы, проводят литературные встречи с учащимися.
До пандемии школа систематически устраивала встречи с Максимом Сафиулиным и Ольгой Фокиной - одаренными современными поэтами, поднимающими на страницах своих книг актуальные проблемы, ставящими акценты на то, что тревожит душу человека, — любовь к близким и родным людям, к своему родному краю и его богатейшей природе. Частым гостем нашей школы был и Михаил Михайлович Рябиков, чье творчество навсегда вошло в фонд литературы Иркутской области.
Опыт работы показывает, что изучение краеведческого материала очень увлекает детей. Кроме того, подобная работа способствует развитию гражданской позиции учащихся. У них возникает желание изучать историю, литературу родного края, проявляется интерес к проблемам охраны природы малой Родины. Таким образом, в современных условиях очевидна необходимость изучения краеведения, литературного краеведения, так как это способствует реализации гражданского и духовно-нравственного воспитания, стержнем которого является формирование гражданской ответственности, патриотизма, высокой нравственности, уважительного отношения к традициям и культуре как своего, так и других народов.
Заключение
Знание истории и культуры родного края воспитывает стремление к высшей человечности, формирует у школьников патриотическое сознание и чувство патриотизма, воспитывает человека как гражданина. Знание истории и культуры своей малой родины является одним из определяющих качеств образованного человека, гражданина как субъекта национального самосознания, нравственно-правовой воли и ответственности. ... У них возникает желание изучать историю, литературу родного края, проявляется интерес к проблемам охраны природы малой Родины.
Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания учащихся о своей «малой родине», пробуждает интерес и любовь к родному краю, его традициям, литературе родного края, истории, помогает ощутить и осознать связь литературы с окружающей действительностью. Краеведение создает условия для исследовательской работы, помогает развитию активной проектной деятельности.
Курс литературного краеведения закладывает основы формирования у каждого обучающегося системы знаний о своеобразии своего региона, способствует формированию личности, которая могла бы ставить целью своей деятельности развитие и процветание родного края.
9