СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение, 2 класс. Технологическая карта урока. Тема урока: Обобщение по теме «О настоящем и ненастоящем богатстве».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературное чтение, 2 класс. Технологическая карта урока. Тема урока: Обобщение по теме «О настоящем  и ненастоящем  богатстве». УМК "Перспективная начальная школа"

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение, 2 класс. Технологическая карта урока. Тема урока: Обобщение по теме «О настоящем и ненастоящем богатстве».»

Технологическая карта урока


Тема урока: Обобщение по теме «О настоящем и ненастоящем богатстве».

Класс: 2 класс.

Учитель: Глушкова Лариса Алексеевна

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Главная проблема урока: настоящее богатство - это общение и дружба.

Формы, приемы, методы:

Формы: фронтальная работа, индивидуальная работа.

Приёмы: анализ художественных произведений, работа с учебником.

Методы: поиск информации, чтение, самопроверка, самооценка.

Использовались методы репродуктивной и поисковой деятельности:

- прочитай выделенные строки, объясни, почему они выделены этим цветом,

- докажи что общение является настоящим богатством,

- подтверди строчками из текста своё мнение,

- перескажи этот эпизод,

- проверь и оцени свою работу.

Цель урока:

Образовательная цель: учить определять мотивы поведения героев произведения, высказывать свое мнение.

Воспитательная цель: через анализ стихотворных произведений, С. Махотина, Я.Акима, М. Бородицкой, сказку Дж. Родари провести сравнение мира материальных вещей и того, что связано с общением, и определить, что дружба – настоящее богатство.

Развивающая цель: обучать младших школьников деловому общению.

Задачи урока:

- на анализе стихотворения С.Махотина «Груша», стихотворений М. Бородицкой «Ракушки», «Уехал младший брат», Якова Акима «»Яблоко», сказки Джанни Родари «Приезжает Дядюшка Белый медведь» подвести к выводу, что настоящее богатство – это общение и дружба.

Предполагаемый результат:

знать:

знать стихотворения С. Махотина, Я.Акима, М. Бородицкой, сказку Джанни Родари «Приезжает Дядюшка Белый медведь».

уметь

Анализировать художественные произведения, делать выводы по теме произведения, высказывать своё мнение, работать с дополнительной литературой

Компетенции/УУД

учебно-познавательная, информационная, коммуникативная.

Формирование УУД:

Предметные: формировать умение работать с дополнительной литературой.

Личностные УУД: понимать чувств других людей и сопереживать к им.

Метапредметные:

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений.

Коммуникативное УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуации, строить монологическое доказательное высказывание.

Регулятивные УДД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию.

Педагогические технологии:

метод проблемного обучения, обучения в сотрудничестве, дискуссия.

Оборудование: мультимедийное оборудование, интерактивная доска, учебник и хрестоматия «Литературное чтение» для 2 класса по УМК «Перспективная начальная школа».

Ход урока

Этап урока, время

Виды деятельности

УУД, формирующиеся на данном этапе

I этап. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 минуты)



Речевая разминка.


Работать с пословицей.

Мотивирует учащихся к учебной деятельности.

- Здравствуйте ребята!

Прозвенел звонок,

Начался урок,

Секреты Барсука опять

Сегодня будем раскрывать. (Настраиваются на предстоящую работу на уроке.)


На слайде скороговорка:

У боярина Бобра

Нет богатства, нет добра.

Два бобрёнка у Бобра

Лучше всякого добра!

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

(Дети читают скороговорку:

- с удивлением;

-с восхищением;

- грустно;

- весело;

- быстро.

Объясняют, как они понимают смысл пословицы.)

Л УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи


К УУД: устная коммуникация, учатся выражать сои эмоции.


II этап: Актуализация знаний. Формулировка темы урока: Обсуждение стихотворения С. Махотина «Груша». (5-6 минут)

Создаёт условия для формулирования цели урока.

- Ребята, с вами случались такие ситуации, когда вы собираетесь съесть конфету, и вдруг к вам приходит ваш друг? Как вы поступаете, прячете конфету или делитесь ею с другом? (Дети рассматривают слайд. Высказывают свои суждения. Дети рассказывают, как они поступают или поступили бы в подобной ситуации.)


- Прочитайте стихотворение Сергея Махотина «Груша».


– Какие разные «богатства» борются в душе героя стихотворения? (Читают и обсуждают стихотворение. Дети: С одной стороны, сладкая груша, а с другой – хорошее отношение друга, его дружба.)


- Какая проблема стоит перед героем этого стихотворения? (Дети: герой должен решить, что важнее – груша или друг?)


- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке, какая задача стоит перед нами? (Дети отвечают: мы должны определить, что является настоящим богатством, а что – ненастоящим.)

- Итак, сформулируйте тему нашего урока, где ключевое слово будет...??? (Богатство)

- Из слово ключевого слова"БОГАТСТВО" и других предложенных слов соберите тему урока (Работа в парах)

( Дети формулируют тему урока: «О настоящем и ненастоящем богатстве».)


- Как вы думаете вы знаете все о настоящем богатстве? Оцените себя.

(САМООЦЕНКА ПО ШКАЛЕ)



Р УУД: принимать и сохранять учебную задачу.

П УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

К УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Л УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

III этап: Основная часть урока. Совместное исследование проблемы. (15 минут)



(Обсудить стихотворения, рассказы. Сделать выводы по каждому произведению.

Прочитать и обсудить стихотворение «Яблоко»)

Организует ситуацию решения проблемы.


– Герою нравится яблоко? Прочитайте строки об этом.

(Учащиеся читают стихотворение Я. Акима «Яблоко», читают первые три строчки, из которых видно, что герой говорит о яблоке как о необыкновенном сокровище: он рассказывает о том, какое оно красивое и вкусное.)


– Как вы думаете, герой съел бы это яблоко с удовольствием?


– А что для него важнее? (Дети: Для героя дружба, его хорошие отношения с другом, важнее, чем возможность съесть это чудесное яблоко в одиночестве.)


Прием "Диалог с автором"

- Как вы думаете автор этого стихотворения думает также , давайте зададим вопросы автору этого стихотворения используя незаконченные предложения.

Хочу задать вопрос автору, я не понял, почему.........

А правда ли ......

Я думаю, что вы.......


- Вы своими вопросами к автору подтвердили своё предположение , что главного героя самое главное хорошее отношение с другом. В другом стихотворении "Ракушки" мы поговорим о отношениях родственников. Вернёмся к теме нашего урока («О настоящем и ненастоящем богатстве».) это стих-ие говорит о каком богатстве?


- Как вы думаете вы знаете все о настоящем богатстве? Оцените себя.

(САМООЦЕНКА ПО ШКАЛЕ)

- Совпала ваша оценка? Как вы думаете почем?

Р. УУД: принимать и сохранять учебную задачу

П. УУД: проводить сравнение, строить речевое высказывание в устной форме.

К. УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

(Прочитать и обсудить стихотворение «Ракушки».)

- Как вы думаете, кто собирает ракушки: Два брата или брат и сестра?

-Прочитайте 2-3-4 четверостишье.

-Каких по форме ракушек увидели дети?

- Какое новое слово вы прочитали в тексте? Как вы думаете, что оно обозначает?

(Отвечают на вопросы учителя, самостоятельно находят и подтверждают свои ответы строками из стихотворения.

Рассматривают слайд.

Приходят к выводу, что для того чтобы узнать, что такое «перламутр», нужно обратиться к толковому словарю.)

-Около какого водоёма оказались дети?

- Как вы догадались?

-Хорошо ли герой описывает ракушки? Вы можете их представить?

-Я предлагаю вам посмотреть на экран. Посмотрите, как их много и как они разнообразны.

–Являются ли ракушки богатством?

– Вы что-нибудь собираете? Показываете свои сокровища друзьям?

– Как вы думаете, важно ли то, что братья вдвоем собирали ракушки?


Игра "Верю не верю" (Каждая группа составляет по 3 вопроса и по очереди задают соперникам).

- Вернёмся к теме нашего урока («О настоящем и ненастоящем богатстве».) это стих-ие говорит о каком богатстве? - Подходит к нашей теме?


Р. УУД: принимать и сохранять учебную задачу.

П. УУД: находить нужную информацию, используя текст произведения.

К. УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.


Физминутка (2 мин.)

Поиграем игру: Море волнуется раз… (Выполняют упражнения вслед за учителем, предлагают свои варианты морских фигур.)


Обсуждить сказку Джанни Родари «Приезжает дядюшка Белый медведь».


- В следующем произведении мы узнаем о другом богатстве. Для этого прочитаем сказку Джанни Родари «Приезжает дядюшка Белый медведь».

- Докажите, что Бурые Медведи с нетерпением ждали в гости дядюшку Белого Медведя. Найдите и прочитайте нужные строчки. (Учащиеся читают отрывок по цепочке. Находят строки на цветном фоне, определяют, что обозначает тот или иной цвет.)

- Подтвердите, что приезд дядюшки Белого Медведя – большое событие для всех жителей селения. Прочитайте нужные строчки.

- Прочитайте ту часть сказки, которая подтверждает мнение Барсука о том, что подарок Белого Медведя – настоящее богатство. (Последняя часть рассказа.)


- Вспомним тему нашего урока («О настоящем и ненастоящем богатстве».) это стих-ие говорит о каком богатстве? Подходит к нашей теме? Докажите.

- Оцените себя?

(САМООЦЕНКА ПО ШКАЛЕ)

Р.УУД: сохранять учебную задачу.

П. УУД: быстро находить выделенный фрагмент текста.

К. УУД: выполнять работу по цепочке, находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

Информационная компетенция, устная коммуникация.

(Самостоятельно прочитать стихотворение и выполнить задание к нему.

Взаимопроверка по образцу.)

Инструктирует учащихся по выполнению задания. Откройте тетрадь для самостоятельной работы, найдите и прочитайте стихотворение Надежды Подлесовой «Чудак с лукошком». (Читают стихотворение, самостоятельно выполняют заданиех в пара. Объясняют, почему они считают содержимое лукошка богатством.

Рассказывают о своих впечатлениях от похода в лес)

- Что оказалось у чудака в лукошке? Строчки, в которых об этом говорится, подчеркните двумя чертами. Если вы считаете содержимое лукошка настоящим богатством, то закрасьте эти строчки жёлтым карандашом, если нет – голубым. (Взаимопроверка по образцу)

Р. УУД: сохранять учебную задачу.

П. УУД: находить нужную информацию, используя текст произведения.

К. УУД: учитывать разные мнения.

Учебно-познавательная, информационная компетенции, устная коммуникация.

4 этап: Обобщение и систематизация знаний(5 минут).

- Тема нашего урока («О настоящем и ненастоящем богатстве».)

- Вам удалось разгадать самый главный секрет Гостеприимного Барсука?

- Ракушки – богатство? Обоснуйте в группе свой ответ. (Примерные ответы детей: Если собираешь их с другом или с братом, если их рассматриваешь, ими любуешься, меняешься, они могут стать ценностью для тебя.)


– Посмотрите в окно? Что вы видите? Как вы думаете, снег – это богатство? (Дети отвечают: Когда этот снег сгребают собственными лапами, набивают им фургон, везут его за много километров, чтобы порадовать своих близких, значит, тем самым делают из него богатство.)


- Что же это такое – настоящее богатство? (Богатством предметы и явления окружающего мира делает сам человек – своим отношением, любованием, любовью.)


- Вспомните, какая проблема стояла перед нами в начале урока? Как вы думаете, нам удалось её решить. (Определить, что является настоящим богатством.)


- Ребята, посмотрите на доску и скажите, какие из этих пословиц подходят к теме нашего урока и почему?

Доброе братство дороже всякого богатства.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Друга ищи, а найдёшь – береги.

Не дорог подарок, а дорога дружба.( Говорят, какие пословицы более подходят к теме данного урока, обосновывают свой ответ.)

Р. УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

П. УУД: учиться основам смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текста.

К. УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Л.УУД: знать основные моральные нормы и ориентироваться на их выполнение, ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. (5 минут)

Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков.

Учитель организует выполнение КОЗ.

-учитель зачитывает строки из изученных по этой теме произведений, учащиеся записывают название. Приложение 1



Письменная коммуникация.

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 минуты).

Домашнее задание с. 154- 148, читать.


7. Рефлексия деятельности на уроке (2 минуты).

Оценивает работу учащихся на уроке.


На доске лист:

Продолжи предложение «Сегодня на уроке…

Я понял…

Я узнал…

Я смог…

У меня получилось…

Мне понравилось…»

-Какая главная цель сегодня на урока? (Дружба – настоящее богатство. Настоящее богатство – это общение и дружба.)

-Как вы думаете мы сегодня смогли на это ответить и доказать?


- Как вы думаете много вы узнали о настоящем богатстве? Оцените себя.

(САМООЦЕНКА ПО ШКАЛЕ)

Л. УУД: высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Оценивают свою работу и работу одноклассников на уроке.


Приложение1

1. Ракушки в полоску, и в крапинку тоже,
И те, что на радугу цветом похожи,
И розовые, как утро,
С изнанкой из перламутра.

2. Вот жизнь-то! Вот подарок!
Никто не пристаёт,
Значков моих и марок
Без спросу не берёт.

3. А вообще подарков Мишке понанесли видимо-невидимо: и поезд, и книжки, и краски. И Мишкина мама сказала:
– Ох сколько подарков у тебя, Мишук! А тебе какой больше всех нравится?
– Какой может быть разговор? Конечно,( …)!
И покраснел от удовольствия. А я так и знал.

4. Только труднее,
Труднее всего,
Если он скажет:
«Не мучайся! Кушай...»,
Бросив тебя
С этой глупою (…)

5.Внутри у меня газировка шипит

И медленно тает пломбир

6. (…) пополам разломлю

(…) с другом своим разделю.

(По ключу к тесту оценивают правильность своих ответов.


По листу самооценки учащиеся оценивают себя

«5» - отлично.

«4» - хорошо.

«3» - постарайся ещё.

«2» - перечитай все произведения ещё раз.)

Ключ к тесту (модельный ответ):

1.Ракушки (М.Бородицкая)

2. Уехал младший брат (М.Бородицкая)

3. Гусиное горло (В.Драгунский).

4. Груша (С.Махотин)

5.»Воскресенье»

С. Махотин).

6. Яблоко (С.Махотин)

Критерии оценки:

1 балл за каждое правильное название произведения, 1 балл – за указание автора каждого произведения. Максимальное количество баллов -12.

Шкала перевода баллов в оценку:

12 -10 баллов – «5»,

9-7 баллов – «4»,

7-4баллов – «3»,

3-0баллов – «2».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!