Технологическая карта урока
Тема урока: Обобщение по теме «О настоящем и ненастоящем богатстве».
Класс: 2 класс.
Учитель: Глушкова Лариса Алексеевна
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Главная проблема урока: настоящее богатство - это общение и дружба.
Формы, приемы, методы:
Формы: фронтальная работа, индивидуальная работа.
Приёмы: анализ художественных произведений, работа с учебником.
Методы: поиск информации, чтение, самопроверка, самооценка.
Использовались методы репродуктивной и поисковой деятельности:
- прочитай выделенные строки, объясни, почему они выделены этим цветом,
- докажи что общение является настоящим богатством,
- подтверди строчками из текста своё мнение,
- перескажи этот эпизод,
- проверь и оцени свою работу.
Цель урока:
Образовательная цель: учить определять мотивы поведения героев произведения, высказывать свое мнение.
Воспитательная цель: через анализ стихотворных произведений, С. Махотина, Я.Акима, М. Бородицкой, сказку Дж. Родари провести сравнение мира материальных вещей и того, что связано с общением, и определить, что дружба – настоящее богатство.
Развивающая цель: обучать младших школьников деловому общению.
Задачи урока:
- на анализе стихотворения С.Махотина «Груша», стихотворений М. Бородицкой «Ракушки», «Уехал младший брат», Якова Акима «»Яблоко», сказки Джанни Родари «Приезжает Дядюшка Белый медведь» подвести к выводу, что настоящее богатство – это общение и дружба.
Предполагаемый результат:
знать:
знать стихотворения С. Махотина, Я.Акима, М. Бородицкой, сказку Джанни Родари «Приезжает Дядюшка Белый медведь».
уметь
Анализировать художественные произведения, делать выводы по теме произведения, высказывать своё мнение, работать с дополнительной литературой
Компетенции/УУД
учебно-познавательная, информационная, коммуникативная.
Формирование УУД:
Предметные: формировать умение работать с дополнительной литературой.
Личностные УУД: понимать чувств других людей и сопереживать к им.
Метапредметные:
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений.
Коммуникативное УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуации, строить монологическое доказательное высказывание.
Регулятивные УДД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию.
Педагогические технологии:
метод проблемного обучения, обучения в сотрудничестве, дискуссия.
Оборудование: мультимедийное оборудование, интерактивная доска, учебник и хрестоматия «Литературное чтение» для 2 класса по УМК «Перспективная начальная школа».
Ход урока
Этап урока, время | Виды деятельности | УУД, формирующиеся на данном этапе |
I этап. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 минуты) Речевая разминка. Работать с пословицей. | Мотивирует учащихся к учебной деятельности. - Здравствуйте ребята! Прозвенел звонок, Начался урок, Секреты Барсука опять Сегодня будем раскрывать. (Настраиваются на предстоящую работу на уроке.) На слайде скороговорка: У боярина Бобра Нет богатства, нет добра. Два бобрёнка у Бобра Лучше всякого добра! - Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Дети читают скороговорку: - с удивлением; -с восхищением; - грустно; - весело; - быстро. Объясняют, как они понимают смысл пословицы.) | Л УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи К УУД: устная коммуникация, учатся выражать сои эмоции. |
II этап: Актуализация знаний. Формулировка темы урока: Обсуждение стихотворения С. Махотина «Груша». (5-6 минут) | Создаёт условия для формулирования цели урока. - Ребята, с вами случались такие ситуации, когда вы собираетесь съесть конфету, и вдруг к вам приходит ваш друг? Как вы поступаете, прячете конфету или делитесь ею с другом? (Дети рассматривают слайд. Высказывают свои суждения. Дети рассказывают, как они поступают или поступили бы в подобной ситуации.) - Прочитайте стихотворение Сергея Махотина «Груша». – Какие разные «богатства» борются в душе героя стихотворения? (Читают и обсуждают стихотворение. Дети: С одной стороны, сладкая груша, а с другой – хорошее отношение друга, его дружба.) - Какая проблема стоит перед героем этого стихотворения? (Дети: герой должен решить, что важнее – груша или друг?) - Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке, какая задача стоит перед нами? (Дети отвечают: мы должны определить, что является настоящим богатством, а что – ненастоящим.) - Итак, сформулируйте тему нашего урока, где ключевое слово будет...??? (Богатство) - Из слово ключевого слова"БОГАТСТВО" и других предложенных слов соберите тему урока (Работа в парах) ( Дети формулируют тему урока: «О настоящем и ненастоящем богатстве».) - Как вы думаете вы знаете все о настоящем богатстве? Оцените себя. (САМООЦЕНКА ПО ШКАЛЕ) | Р УУД: принимать и сохранять учебную задачу. П УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Л УУД: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи |
III этап: Основная часть урока. Совместное исследование проблемы. (15 минут) (Обсудить стихотворения, рассказы. Сделать выводы по каждому произведению. Прочитать и обсудить стихотворение «Яблоко») | Организует ситуацию решения проблемы. – Герою нравится яблоко? Прочитайте строки об этом. (Учащиеся читают стихотворение Я. Акима «Яблоко», читают первые три строчки, из которых видно, что герой говорит о яблоке как о необыкновенном сокровище: он рассказывает о том, какое оно красивое и вкусное.) – Как вы думаете, герой съел бы это яблоко с удовольствием? – А что для него важнее? (Дети: Для героя дружба, его хорошие отношения с другом, важнее, чем возможность съесть это чудесное яблоко в одиночестве.) Прием "Диалог с автором" - Как вы думаете автор этого стихотворения думает также , давайте зададим вопросы автору этого стихотворения используя незаконченные предложения. Хочу задать вопрос автору, я не понял, почему......... А правда ли ...... Я думаю, что вы....... - Вы своими вопросами к автору подтвердили своё предположение , что главного героя самое главное хорошее отношение с другом. В другом стихотворении "Ракушки" мы поговорим о отношениях родственников. Вернёмся к теме нашего урока («О настоящем и ненастоящем богатстве».) это стих-ие говорит о каком богатстве? - Как вы думаете вы знаете все о настоящем богатстве? Оцените себя. (САМООЦЕНКА ПО ШКАЛЕ) - Совпала ваша оценка? Как вы думаете почем? | Р. УУД: принимать и сохранять учебную задачу П. УУД: проводить сравнение, строить речевое высказывание в устной форме. К. УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов |
(Прочитать и обсудить стихотворение «Ракушки».) | - Как вы думаете, кто собирает ракушки: Два брата или брат и сестра? -Прочитайте 2-3-4 четверостишье. -Каких по форме ракушек увидели дети? - Какое новое слово вы прочитали в тексте? Как вы думаете, что оно обозначает? (Отвечают на вопросы учителя, самостоятельно находят и подтверждают свои ответы строками из стихотворения. Рассматривают слайд. Приходят к выводу, что для того чтобы узнать, что такое «перламутр», нужно обратиться к толковому словарю.) -Около какого водоёма оказались дети? - Как вы догадались? -Хорошо ли герой описывает ракушки? Вы можете их представить? -Я предлагаю вам посмотреть на экран. Посмотрите, как их много и как они разнообразны. –Являются ли ракушки богатством? – Вы что-нибудь собираете? Показываете свои сокровища друзьям? – Как вы думаете, важно ли то, что братья вдвоем собирали ракушки? Игра "Верю не верю" (Каждая группа составляет по 3 вопроса и по очереди задают соперникам). - Вернёмся к теме нашего урока («О настоящем и ненастоящем богатстве».) это стих-ие говорит о каком богатстве? - Подходит к нашей теме? | Р. УУД: принимать и сохранять учебную задачу. П. УУД: находить нужную информацию, используя текст произведения. К. УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
Физминутка (2 мин.) | Поиграем игру: Море волнуется раз… (Выполняют упражнения вслед за учителем, предлагают свои варианты морских фигур.) | |
Обсуждить сказку Джанни Родари «Приезжает дядюшка Белый медведь». | - В следующем произведении мы узнаем о другом богатстве. Для этого прочитаем сказку Джанни Родари «Приезжает дядюшка Белый медведь». - Докажите, что Бурые Медведи с нетерпением ждали в гости дядюшку Белого Медведя. Найдите и прочитайте нужные строчки. (Учащиеся читают отрывок по цепочке. Находят строки на цветном фоне, определяют, что обозначает тот или иной цвет.) - Подтвердите, что приезд дядюшки Белого Медведя – большое событие для всех жителей селения. Прочитайте нужные строчки. - Прочитайте ту часть сказки, которая подтверждает мнение Барсука о том, что подарок Белого Медведя – настоящее богатство. (Последняя часть рассказа.) - Вспомним тему нашего урока («О настоящем и ненастоящем богатстве».) это стих-ие говорит о каком богатстве? Подходит к нашей теме? Докажите. - Оцените себя? (САМООЦЕНКА ПО ШКАЛЕ) | Р.УУД: сохранять учебную задачу. П. УУД: быстро находить выделенный фрагмент текста. К. УУД: выполнять работу по цепочке, находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения. Информационная компетенция, устная коммуникация. |
(Самостоятельно прочитать стихотворение и выполнить задание к нему. Взаимопроверка по образцу.) | Инструктирует учащихся по выполнению задания. Откройте тетрадь для самостоятельной работы, найдите и прочитайте стихотворение Надежды Подлесовой «Чудак с лукошком». (Читают стихотворение, самостоятельно выполняют заданиех в пара. Объясняют, почему они считают содержимое лукошка богатством. Рассказывают о своих впечатлениях от похода в лес) - Что оказалось у чудака в лукошке? Строчки, в которых об этом говорится, подчеркните двумя чертами. Если вы считаете содержимое лукошка настоящим богатством, то закрасьте эти строчки жёлтым карандашом, если нет – голубым. (Взаимопроверка по образцу) | Р. УУД: сохранять учебную задачу. П. УУД: находить нужную информацию, используя текст произведения. К. УУД: учитывать разные мнения. Учебно-познавательная, информационная компетенции, устная коммуникация. |
4 этап: Обобщение и систематизация знаний(5 минут). | - Тема нашего урока («О настоящем и ненастоящем богатстве».) - Вам удалось разгадать самый главный секрет Гостеприимного Барсука? - Ракушки – богатство? Обоснуйте в группе свой ответ. (Примерные ответы детей: Если собираешь их с другом или с братом, если их рассматриваешь, ими любуешься, меняешься, они могут стать ценностью для тебя.) – Посмотрите в окно? Что вы видите? Как вы думаете, снег – это богатство? (Дети отвечают: Когда этот снег сгребают собственными лапами, набивают им фургон, везут его за много километров, чтобы порадовать своих близких, значит, тем самым делают из него богатство.) - Что же это такое – настоящее богатство? (Богатством предметы и явления окружающего мира делает сам человек – своим отношением, любованием, любовью.) - Вспомните, какая проблема стояла перед нами в начале урока? Как вы думаете, нам удалось её решить. (Определить, что является настоящим богатством.) - Ребята, посмотрите на доску и скажите, какие из этих пословиц подходят к теме нашего урока и почему? Доброе братство дороже всякого богатства. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Друга ищи, а найдёшь – береги. Не дорог подарок, а дорога дружба.( Говорят, какие пословицы более подходят к теме данного урока, обосновывают свой ответ.) | Р. УУД: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. П. УУД: учиться основам смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текста. К. УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Л.УУД: знать основные моральные нормы и ориентироваться на их выполнение, ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей. |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. (5 минут) Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков. | Учитель организует выполнение КОЗ. -учитель зачитывает строки из изученных по этой теме произведений, учащиеся записывают название. Приложение 1 | Письменная коммуникация. |
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 минуты). | Домашнее задание с. 154- 148, читать. | |
7. Рефлексия деятельности на уроке (2 минуты). | Оценивает работу учащихся на уроке. На доске лист: Продолжи предложение «Сегодня на уроке… Я понял… Я узнал… Я смог… У меня получилось… Мне понравилось…» -Какая главная цель сегодня на урока? (Дружба – настоящее богатство. Настоящее богатство – это общение и дружба.) -Как вы думаете мы сегодня смогли на это ответить и доказать? - Как вы думаете много вы узнали о настоящем богатстве? Оцените себя. (САМООЦЕНКА ПО ШКАЛЕ) | Л. УУД: высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Оценивают свою работу и работу одноклассников на уроке. |
Приложение1
1. Ракушки в полоску, и в крапинку тоже,
И те, что на радугу цветом похожи,
И розовые, как утро,
С изнанкой из перламутра.
2. Вот жизнь-то! Вот подарок!
Никто не пристаёт,
Значков моих и марок
Без спросу не берёт.
3. А вообще подарков Мишке понанесли видимо-невидимо: и поезд, и книжки, и краски. И Мишкина мама сказала:
– Ох сколько подарков у тебя, Мишук! А тебе какой больше всех нравится?
– Какой может быть разговор? Конечно,( …)!
И покраснел от удовольствия. А я так и знал.
4. Только труднее,
Труднее всего,
Если он скажет:
«Не мучайся! Кушай...»,
Бросив тебя
С этой глупою (…)
5.Внутри у меня газировка шипит
И медленно тает пломбир
6. (…) пополам разломлю
(…) с другом своим разделю.
(По ключу к тесту оценивают правильность своих ответов.
По листу самооценки учащиеся оценивают себя
«5» - отлично.
«4» - хорошо.
«3» - постарайся ещё.
«2» - перечитай все произведения ещё раз.)
Ключ к тесту (модельный ответ):
1.Ракушки (М.Бородицкая)
2. Уехал младший брат (М.Бородицкая)
3. Гусиное горло (В.Драгунский).
4. Груша (С.Махотин)
5.»Воскресенье»
С. Махотин).
6. Яблоко (С.Махотин)
Критерии оценки:
1 балл за каждое правильное название произведения, 1 балл – за указание автора каждого произведения. Максимальное количество баллов -12.
Шкала перевода баллов в оценку:
12 -10 баллов – «5»,
9-7 баллов – «4»,
7-4баллов – «3»,
3-0баллов – «2».