СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение»

 МБОУ «Супоневская СОШ № 1

им. Героя Советского Союза Н. И. Чувина»




РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО зам. директора по УВР И.о. директора школы

учителей начальных классов

_______________ ____________________ ______________

Цыганков А. Н. Ковалева С. С. Ковалева С.С.

«___» _________20___ г. «___»________ 20 __ г. «__»________20___г.

Приказ № ______

 










 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

по учебному предмету «Литературное чтение»









Класс: 2 «В»




Учебный год: 2019-2020

Программу разработал:

учитель начальных классов Прохоренкова Наталья Сергеевна

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования по литературному чтению, авторской программы по литературному чтению Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной (М.: Просвещение, 2011).

Программа адресована обучающимся 2 класса МБОУ «Супоневская СОШ № 1 им. Героя Советского Союза Н. И. Чувина», которые осваивают курс литературного чтения на уровне начального общего образования по программе «Образовательная система «Школа России».

Литературное чтение как учебный предмет входит в предметную область «Русский язык и литературное чтение».

Рабочая программа соответствует учебному плану, календарному учебному графику и расписанию учебных занятий образовательной организации на 2019-2020 учебный год.

При разработке и реализации рабочей программы используются программы и учебники:

1. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 кл.: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. - М.: Просвещение, 2011.

2. Учебник: Литературное чтение. 2 класс. Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. – М.: Просвещение, 2019. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации

Программа обеспечена учебно-методическими пособиями, экранно – звуковыми, электронными (цифровыми) образовательными и интернет – ресурсами в соответствии с перечнем учебников и учебных пособий на 2019-2020 учебный год для реализации основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Супоневская СОШ № 1 им. Героя Советского Союза Н. И. Чувина».

В учебном плане образовательной организации на изучение предмета «Литературное чтение» выделено 136 часов (4 часа в неделю из обязательной части, 34 учебные недели). В связи с тем, что проведение урока № 122 совпадает с праздничным днем 5 мая 2020 года, объединены уроки № 122-123, урок № 126 совпадает с праздничным днём 11 мая 2020 года, поэтому объединены уроки №126-127. Программа разработана на 134 часа.

Срок реализации данной программы - 1 год.

Литературное чтение — один из основных предметов в об­учении младших школьников. Он формирует общеучебный на­вык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Важнейшим аспектом литературного чтения является фор­мирование навыка чтения и других видов речевой деятельно­сти учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окру­жающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повыша­ется уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различ­ными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, спра­вочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами рабо­ты с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащих­ся к чтению художественных произведений. Внимание начи­нающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • способность к оценке своей учебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Метапредметные универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.


Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

  • использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

  • устанавливать аналогии;

  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;

  • контролировать действия партнёра;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.


Предметными результатами освоения рабочей программы по литературному чтению являются:

Виды речевой и читательской деятельности

Выпускник научится:


Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

  • прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

  • читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

  • различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

  • читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

  • использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

  • ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно‑популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):

  • для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

  • для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

  • использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:

  • для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

  • для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;

  • использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

  • для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

  • для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;

  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);

  • различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);

  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

  • высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

  • устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;

  • составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Выпускник научится:


Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;

  • вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

  • составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.


  • работать с тематическим каталогом;

  • работать с детской периодикой;

  • самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме)


Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Выпускник научится:


Выпускник получит возможность научиться:

  • распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

  • отличать на практическом уровне прозаический текст
    от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

  • различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

  • находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);

  • определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.



Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

  • восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;

  • составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;

  • составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

  • вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

  • писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

  • создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

  • создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

  • работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).





В рабочую программу включено следующее обязательное количество контрольных и диагностических работ на выявление уровня

достижения планируемых результатов

Виды работы

Количество

Тестирование

3

Проверочные работы по темам

4

Контрольные работы

3

Сочинение

1

Итоговая контрольная работа

1

Проекты

3

Итоговая комплексная работа на межпредметной основе

1


Содержание учебного предмета " Литературное чтение"

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно‑познавательному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения, чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга‑произведение, книга‑сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.


Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.


Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Изучаемый материал

Количество часов

1

Вводный урок по курсу "Литературное чтение"

1

2

Самое великое чудо на свете

4

3

Устное народное творчество

15

4

Люблю природу русскую. Осень

8

5

Русские писатели

14

6

О братьях наших меньших

12

7

Из детских журналов

9

8

Люблю природу русскую. Зима

9

9

Писатели детям

17

10

Я и мои друзья

10

11

Люблю природу русскую. Весна

9

12

И в шутку и всерьез

15

13

Литература зарубежных стран

13


Итого

136

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Изменения в программе: Резервные часы (2 ч.) распределены на итоговую контрольную работу (1ч.) и итоговую комплексную работу на межпредметной основе (1ч.)

п/п

Наименование тем

Всего часов

Дата план

Дата факт

Примечание

1

Вводный урок по курсу "Литературное чтение".

1

2.09.19




Самое великое чудо на свете

4




2

Знакомство с названием раздела «Самое великое чудо на свете». Любимые книги. Герои любимых книг. Творчество читателя, талант читателя.

1

4.09.19



3

Проект №1: «О чем может рассказать школьная библиотека».

1

5.09.19


Проект №1

4

Старинные и современные книги. Сравнение книг. Высказывание о книгах К.Ушинского, М.Горького, Л.Толстого. Классификация высказываний

1

6.09.19



5

Напутствие читателю Р.Сефа.

1

9.09.19




Устное народное творчество

15




6

Знакомство с названием раздела «Устное народное творчество».

Устное народное творчество. Малые и большие жанры устного народного творчества.

1

11.09.19



7

Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа.

1

12.09.19



8

Даль-собиратель пословиц русского народа. Сочинение № 1 по пословице.

1

13.09.19


Сочинение № 1

9

Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма.

1

16.09.19



10

Потешки и прибаутки- малые жанры устного народного творчества. Отличия прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа.

1

18.09.19



11

Считалки и небылицы- малые жанры устного народного творчества. Ритм- основа считалки. Сравнение считалки и небылицы.

1

19.09.19



12

Загадки- малые жанры устного народного творчества. Распределение загадок по тематическим группам.

1

20.09.19



13

Сказки. Русские народные сказки.

«Петушок и бобовое зернышко».

1

23.09.19



14

Русские народные сказки. «У страха глаза велики».

1

25.09.19



15

Использование приема звукозаписи при создании кумулятивной сказки. «Лиса и тетерев».

1

26.09.19



16

Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом.

«Лиса и журавль».

1

27.09.19



17

Герои сказок. Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера. «Каша из топора».

1

30.09.19



18-19

Творческий пересказ: рассказывание сказки от лица ее героев.

«Гуси-лебеди».

2

02.10.19

03.10.19



20

Обобщение по теме: «Устное народное творчество».

Проверочная работа № 1 по теме: «Устное народное творчество».

Оценка достижений.

1

04.10.19


Проверочная работа №1


Люблю природу русскую. Осень

8




21

Знакомство с название раздела «Люблю природу русскую. Осень». Картины осенней природы.

1


07.10.19



22

Осенние загадки. Образ осени в загадках. Соотнесение загадки и отгадки.

1

09.10.19



23

Настроение. Интонация стихотворения. Лирические стихотворения

Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной...».

1

10.10.19



24

Осенние картины природы. К.Бальмонт «Поспевает брусника...».

1

11.10.19



25

Средства художественной выразительности. Сравнение.

А. Плещеев «Осень наступила...».

1

14.10.19



26

Прием звукописи как средство выразительности.

А.Фет «Ласточки пропали...», А.Толстой «Осень».

1

16.10.19









27

Осенние картины природы.

С.Есенин «Закружилась листва золотая», В.Берестов «Хитрые грибы».

1

17.10.19



28

Обобщение по теме: «Люблю природу русскую. Осень»

Контрольная работа № 1 по теме «Люблю природу русскую. Осень».

Оценка достижений.

1

18.10.19


Контрольная работа № 1








Русские писатели

14




29

Знакомство с названием раздела «Русские писатели». А.С. Пушкин - великий русский писатель.

1

21.10.19



30

Сказочные чудеса. А.С.Пушкин. Вступление к поэме «Руслан и Людмила».

1

23.10.19



31

Картины природы. Настроение стихотворения А.С.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя...», «Зима! Крестьянин торжествуя...».

1

24.10.19



32-33

Средства художественной выразительности. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

2

25.10.19

28.10.19



34-35

Сравнение литературной и народной сказок. Картины моря в сказке. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

2

07.11.19

08.11.19



36

И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука».

Нравственный смысл басен И.А.Крылова.

1

11.11.19



37

Сравнение басни и сказки. Структура басни, модель басни.

И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей».

1

13.11.19



38

Нравственный смысл басен.

Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек».

1

14.11.19



39-40

Герои произведений. Л.Н.Толстой «Филипок»

2

15.11.19

18.11.19



41

Характеристика героев произведений.

Л.Н.Толстой «Котенок», «Правда всего дороже».

1

20.11.19



42

Обобщение по теме: «Русские писатели».

Тестирование №1 по теме: «Русские писатели».

Оценка достижений.

1

21.11.19


Тестирова-ние №1


О братьях наших меньших

12




43

Знакомство с названием раздела «О братьях наших меньших».

1

22.11.19



44

Заголовок стихотворения. Настроение стихотворения.

Б.Заходер «Плачет киска в коридоре...», И.Пивоварова «Жила-была собака».

1

25.11.19



45

Приемы сказочного текста в стихотворении.

В.Берестов «Кошкин щенок».

1

27.11.19



46-47

Герои рассказа. Нравственный смысл поступков.

М.Пришвин «Ребята и утята».

2

28.11.19

29.11.19



48-49

Характеристика героев. Е.Чарушин «Страшный рассказ».

2

02.12.19

04.12.19



50

Б.Житков «Храбрый утенок».

1

05.12.19



51-52

В.Бианки «Музыкант».

2

06.12.19

09.12.19



53

В.Бианки «Сова».

1

11.12.19



54

Обобщение по разделу «О братьях наших меньших».

Проверочная работа № 2 по теме: «О братьях наших меньших».

Оценка планируемых достижений.

1

12.12.19


Проверочная работа №2


Из детских журналов

9




55

Знакомство с названием разделом «Из детских журналов». Придумывание своих вопросов по содержанию, сравнение их с необычными вопросами из детских журналов.

1

13.12.19



56-57

Игра в стихи. Д.Хармс «Игра», «Вы знаете?..».

2

16.12.19

18.12.19



58

Д.Хармс, С.Маршак «Веселые чижи».

1

19.12.19



59

Д.Хармс «Что это было?».

1

20.12.19



60

Подбор заголовка в соответствии с содержанием, главной мыслью.

Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог».

1

23.12.19



61

Ю.Владимиров «Чудаки».

1

25.12.19



62

А.Веденский «Ученый Петя», «Лошадка» Обобщение по разделу: «Из детских журналов».

1

26.12.19



63

Проект №2: «Мой любимый детский журнал».

Контрольная работа № 2 по теме: «Из детских журналов».

Оценка своих достижений.

1

27.12.19


Проект №2

Контрольная работа № 2


Люблю природу русскую. Зима

9




64

Знакомство с названием раздела «Люблю природу русскую. Зима». Прогнозирование содержания раздела.

1

09.01.20









65

Зимние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой.

1

10.01.20



66

Лирические стихотворения. Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою...».

1

13.01.20



67

С.Есенин «Поет зима - аукает...», «Береза».

1

15.01.20



68

Русская народная сказка. «Два Мороза». Главная мысль произведения. Соотнесение пословицы с главной мыслью произведения.

1

16.01.20



69

С.Михалков «Новогодняя быль».

1

17.01.20



70

А.Барто «Дело было в январе...».

1

20.01.20



71

С.Дрожжин «Улицей гуляет...».

1

22.01.20



72

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима».

Тестирование №2 по теме: «Люблю природу русскую. Зима».

Оценка достижений.

1

23.01.20


Тестирова-ние №2


Писатели детям

17




73

Знакомство с названием раздела «Писатели детям». Прогнозирование содержания раздела.

1

24.01.20



74

К.Чуковский «Путаница».

1

27.01.20



75

К.Чуковский «Радость».

1

29.01.20



76-77

К.Чуковский «Федорино горе». Авторское отношение к изображаемому.

2

30.01.20

31.01.20



78

Герои произведений С.Маршака. «Кот и лодыри».

1

03.01.20



79

Эпическое стихотворение. Заголовок.

С.В.Михалков «Мой секрет», «Сила воли».

1

05.02.20



80

С.В.Михалков «Мой щенок».

1

06.02.20



81

Характеристика героя произведения с опорой на его поступки.

А.Барто «Веревочка».

1

07.02.20



82

А.Барто «Мы не заметили жука...», «В школу».

1

10.02.20



83

А.Барто «Вовка — добрая душа».

1

12.02.20



84

Юмористические рассказы для детей.

Н.Н.Носов «Затейники».

1

13.02.20



85-86

Герои юмористического рассказа. Авторское отношение к ним.

Н.Н.Носов «Живая шляпа».

2

14.02.20

17.02.20



87-88

Н.Н.Носов «На горке».

2

19.02.20

20.02.20



89

Обобщение по разделу «Писатели – детям».

Проверочная работа № 3 по теме: «Писатели-детям».

Оценка достижений.

1

21.02.20


Проверочная работа №3


Я и мои друзья

10




90

Знакомство с названием раздела «Я и мои друзья». Прогнозирование содержания раздела.

1

24.02.20



91

Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова «За игрой», Э.Мошковской «Я ушел в свою обиду». Соотнесение пословиц и смысла стихотворения.

1

26.02.20



92

В.Берестов «Гляжу с высоты», В.Лунин «Я и Вовка».

Соотнесение пословиц и смысла стихотворения.

1

27.02.20



93

Н.Булгаков «Анна, не грусти!»

1

28.02.20



94

Ю.Ермолаев «Два пирожных».

1

02.03.20



95-96

Смысл названия рассказа. Соотнесение названия рассказа с пословицей. В.Осеева «Волшебное слово».

2

03.03.20

04.03.20



97

В.Осеева «Хорошее».

1

05.03.20

06.03.20


98

В.Осеева «Почему».

1


99

Обобщение по разделу «Я и мои друзья».

Контрольная работа № 3 по теме: «Я и мои друзья».

Оценка достижений.

1

10.03.20


Контрольная работа № 3


Люблю природу русскую. Весна

9




100

Знакомство с названием раздела «Люблю природу русскую. Весна». Весенние загадки. Соотнесение загадки с отгадкой. Сочинение весенних загадок.

1

10.03.20



101

Лирические стихотворения. Прием контраста в создании картин зимы и весны. Стихи Ф.Тютчева о весне «Зима недаром

злится...», «Весенние воды».

1

11.03.20



102

Стихи А.Плещеева о весне «Весна», «Сельская песенка».

1

12.03.20



103

А.Блок «На лугу».

1

13.03.20



104

С.Маршак «Снег теперь уже не тот...».

1

16.03.20



105

И.Бунин «Матери».

1

18.03.20



106

А. Плещеев «В бурю».

1

19.03.20



107

Е.Благинина «Посидим в тишине». Э.Мошковская «Я маму мою обидел...»

1

20.03.20



108

Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна».

1

01.04.20




И в шутку и всерьез

14 +1




109

Знакомство с названием раздела «И в шутку и всерьез». Прогнозирование содержания раздела.

1

02.04.20



110

Веселые стихи. Анализ заголовка. Заголовок - «входная дверь» в текст.

Б.Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?»

1

03.04.20



111-112

Б.Заходер «Песенки Вини- Пуха».

2

06.04.20

08.04.20



113

Итоговая комплексная работа на межпредметной основе


+1

09.04.20


Итоговая комплексная работа на межпредметной основе

114-115

Герой авторского стихотворения. Э.Успенский «Чебурашка».

2

10.04.20

13.04.20



116

Стихи Э.Успенского «Если был бы я девчонкой…», «Над нашей квартирой», «Память».

1

15.04.20



117

Итоговая контрольная работа.

+1

16.04.20


Итоговая контрольная работа

118

Стихи В.Берестова «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка».

1

17.04.20



119

Стихи И.Токмаковой «Плим», « В чудесной стране».

1

20.04.20



120-121

Г.Остер «Будем знакомы».

2

22.04.20

23.04.20


122-123

В.Драгунский «Тайное становится явным».

2

24.04.20



- 1

Объединены уроки №№ 122-123

124

Обобщение по разделу «И в шутку и всерьез»

Тестирование №3 по теме: «И в шутку и всерьез».

Оценка планируемых результатов.

1

27.04.20


Тестирова-ние №3


Литература зарубежных стран

12+1




125

Знакомство с названием раздела «Литература зарубежных стран». Прогнозирование содержания раздела.

1

29.04.20



126-127

Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С.Маршака, В.Викторова, Л.Яхнина.

2

30.04.20

06.05.20



-1

Объединены уроки №№ 126-127

128-129

Герои зарубежных сказок. Ш.Перро «Кот в сапогах».

2

07.05.20

08.05.20



130

Сравнение героев зарубежных и русских сказок.

Ш.Перро «Красная Шапочка».

1




11.05.20




131-132

Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине».

2

13.05.20

15.05.20




133-134

Эни Хогарт «Мафин и паук».

Соотнесение смысла сказки с русской пословицей.

2


18.05.20

20.05.20



135

Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран».

Проверочная работа № 4 по теме: «Литература зарубежных стран».

Оценка достижений.

1

21.05.20


Проверочная работа №4


136

Проект №3: «Мой любимый писатель-сказочник».

1

22.05.20


Проект №3


ИТОГО

136-2=134








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!