МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13 д. МУХИНО
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы ____________/К.С. Голосов/
Приказ № ___ от «_____»__________2023г.
Рабочаяпрограмма
по литературномучтению
на родном языке
1класс
Автор:
Сидорова Ильсиярь Ризвановна,
учитель начальных классов
2023 год
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Литературное чтение на родном языке» для 1 класса составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке».
Место учебного предмета в учебном плане
Учебныйпредмет«Литературноечтениенародномязыке»входитвпредметную область«Литературноечтение»УчебногопланаМОКУООШ №13м д. Мухино.
В 1 классе рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке»разработана на меньшее количество часов, учитывая ступенчатый режим обучения, гарантирующий выполнение учебной программы в полном объёме. На изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»в 1 классе 17 часов в год. (0,5 часа в неделю, 33 учебные недели).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Однимизрезультатовобучениялитературногочтениянародномязыке(русском)является решение задач воспитания – осмысление и присвоение младшими
школьникамисистемыценностей.
Ценностьдобра–осознаниесебякакчастимира,вкоторомлюдисоединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка, основывается на признании постулатов нравственной жизни.
Ценностьобщения–пониманиеважностиобщениякакзначимойсоставляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частного природного мира, любовь к природе – это бережное отношение к
среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Ценность красоты и гармонии - осознаниекрасоты и гармоничностирусского языка, его выразительных возможностях.
Ценность истины осознания научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений, приоритетность знания, установления истины самого познания как ценности.
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким,
взаимной ответственности, уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества. Труд естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии
трудолюбияребёнкаиграетего учебная деятельность.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей
стране:еёистории,языку,культуре,еёжизнииеё народу.
Ценность человечества – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы
каксредыобитания.
Личностнымирезультатамиизученияпредметно-методическогокурса
«Литературное чтение на родном языке» во втором классе является формирование следующих умений:
самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе исотрудничестве (этические нормы).
Метапредметнымирезультатамиизучениякурса «Литературноечтение народном языке» в 1 классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
РегулятивныеУУД
Ученикнаучится;
определятьцельдеятельностинаурокеспомощьюучителяисамостоятельно;
учитьсясовместносучителемобнаруживатьиформулироватьучебную проблему совместно с учителем учиться планировать учебнуюдеятельность на уроке;
высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки, работая попредложенномуплану,использоватьнеобходимыесредства(учебник,простейшие
приборы иинструменты).
ПознавательныеУУД:Ученик научится:
ориентироватьсявсвоейсистемезнаний:понимать,чтонужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи водин шаг;
делатьпредварительныйотбористочников информациидлярешения учебной задачи;
добыватьновыезнания:находитьнеобходимуюинформацию,каквучебнике, так и в предложенных учителем словарях иэнциклопедиях;
добыватьновыезнания:извлекатьинформацию,представленнуювразных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
КоммуникативныеУУД:
Ученикнаучится:
доноситьсвоюпозициюдодругих:оформлятьсвоюмысльвустнойи письменной речи (на уровне одного предложения или небольшоготекста);
слушатьипониматьречьдругих;
вступатьвбеседунаурокеи вжизни.
Предметнымирезультатамиизучениякурса«Литературноечтениенародномязыке» являются формирование следующих умений:
осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению;
пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение вдиалоге автор – читатель);
выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя;
читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст;
причтенииотражатьнастроениеавторачитаемоготекста;
ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги;
находитьсходныеэлементывкнигехудожественной;
просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по советувзрослых; — фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению»;
осмыслятьнравственноесодержаниепословиц,поговорок,мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;
соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется);
определять характер литературных героев, приводить примеры их поступковв соответствии с качествами героя прочитанного илипрослушанного текста.
Содержаниеучебногопредмета
Раздел 1. Мир детства.
Я и книги.
Не красна книга письмом, красна умом
Произведения, отражающие первые шаги в чтении. Например:
С. А. Баруздин. «Самое простое дело».
Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент).
Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»).
Я взрослею.
Без друга в жизни туго
Пословицы о дружбе.
Произведения, отражающие представление о дружбе как нравственно-этической ценности, значимой для национального русского сознания. Например:
Н. К. Абрамцева. «Цветы и зеркало».
И. А. Мазнин. «Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент).
С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг».
Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный
Пословицы о правде и честности.
Произведения, отражающие традиционные представления о честности как нравственном ориентире. Например:
В. А. Осеева. «Почему?».
Я фантазирую и мечтаю
Необычное в обычном
Произведения, отражающие умение удивляться при восприятии окружающего мира. Например:
С. А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент).
М. М. Пришвин. «Осинкам холодно».
Раздел 2. Россия - родина моя.
Что мы Родиной зовём.
С чего начинается Родина?
Произведения, отражающие многогранность понятия «Родина». Например:
Ф. П. Савинов. «Родное» (фрагмент).
П. А. Синявский. «Рисунок».
К. Д. Ушинский. «Наше Отечество».
О родной природе.
Сколько же в небе всего происходит
Поэтические представления русского народа о солнце, луне, звёздах, облаках; отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например:
Русские народные загадки о солнце, луне, звёздах, облаках.
И. А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной…»
Планируемые образовательные результаты
Результаты изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» в составе предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» соответствуют требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, сформулированным в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.
Личностные результаты
В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты, представленные по основным направлениям воспитательной деятельности:
гражданско-патриотического воспитания:
— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение художественных произведений, отражающих историю и культуру страны;
— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений и фольклора;
— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в фольклорных и художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
— проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств, для выражения своего состояния и чувств; проявление эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
— сотрудничество со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе с опорой на примеры художественных произведений;
эстетического воспитания:
— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации;
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
— неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира, формируемые в том числе в процессе усвоения ряда литературоведческих понятий;
— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к чтению художественных произведений, активность и самостоятельность при выборе круга чтения.
Метапредметные результаты
В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
— сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;
— объединять объекты (тексты) по определённому признаку;
— определять существенный признак для классификации пословиц, поговорок, фразеологизмов;
— находить в текстах закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при анализе текста, самостоятельно выделять учебные операции при анализе текстов;
— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
— устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
— с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения собственного высказывания в соответствии с речевой ситуацией;
— сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
— проводить по предложенному плану несложное мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого смыслового анализа текста; формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного текстового материала;
— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
— выбирать источник получения информации: нужный словарь, справочник для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
— согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
— соблюдать с помощью взрослых (педагогических работ-ников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;
— анализировать и создавать текстовую, графическую, видео, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
— понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления результатов работы с текстами.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные
универсальные учебные действия.
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
— признавать возможность существования разных точек зрения;
— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
— готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность:
— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
— ответственно выполнять свою часть работы;. оценивать свой вклад в общий результат;
— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
— выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
— корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок и ошибок, связанных с анализом текстов;
— соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по анализу текстов;
— находить ошибку, допущенную при работе с текстами;
— сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
Предметные результаты
К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:
— осознавать значимость чтения родной русской литературы для познания себя, мира, национальной истории и культуры;
— владеть элементарными приёмами интерпретации произведений русской литературы;
— применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста;
— использовать словарь учебника для получения дополнительной информации о значении слова;
— читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору.
Тематическое планирование рабочей программы, 1 класс
№ раздела | Название раздела | Количество часов |
всего | К.работы | Пр., лаб. работы |
1 | Мир детства | 12 | 0 | 0 |
2 | Россия — родина моя | 5 | 0 | 0 |
| Итого: | 17 | 0 | 0 |
Календарно-тематическое планирование. 1 класс
№ урока | Тема раздела, урока | Дата |
план | факт |
«Мир детства».12часов |
1. | Не красна книга письмом, краснаумом. С. А. Баруздин «Самоепростоедело» | | |
2. | Л. В. Куклин. «Как я научился читать»(фрагмент) | | |
3. | Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца»(фрагментглавы «Волшебныесказки») | | |
4. | М.Ю. Лермонтов «Парус». Т.В.Толстая«ДетствоЛермонтова» | | |
5. | Без друга и в жизни туго.Пословицы о дружбе. С.Л.Прокофьева «Самый большойдруг» | | |
6. | М.Л. Михайлов «Лесныехоромы» | | |
7. | И.А. Мазнин «Давайте будемдружить друг с другом». Н.К.Абрамцева«Цветыизеркало» | | |
8. | В.А.Осеева«Почему?» | | |
9. | Необычное в обычном. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке ирыбке»(отрывок).Р.С.Сеф «Чудо» | | |
10 | С.А. "Иванов «Снежныйзаповедник" | | |
11 | М.М.Пришвин«Закатсолнца», «Осинкамхолодно» | | |
12 | М.С. Харитонов «Учитель вранья» | | |
13 | Защитапроекта.Сборник«Фольклорнашегонарода» | | |
«Россия — родина моя».5часов |
14 | В.Ф. Тендряков «Весенние перевёртыши». Г.А.Скребицкий «Пушок» | | |
| С чего начинается Родина? В.А.Осеева «Колыбельная песенка». П.А.Синявский«Рисунок» | | |
15 | В.Ф. Боков «Откуда начинаетсяРоссия?». К.Д. Ушинский «Наше Отечество» | | |
16 | Сколько же в небе всегопроисходит. Русские народныезагадки о солнце, луне, звездах,облаках | | |
17 | Русские народные загадки о лунеизвёздах.С.В. Востоков «Месяц» | | |
Материально-техническоеобеспечениеобразовательнойдеятельности
Рекомендуемаялитература:
Родничок:Книгадлявнеклассногочтенияв3классе.-Тула:Арктоус,-223с.:ил.
Родничок:Книгадлявнеклассногочтенияв4классе.-Тула:Арктоус,-316с.:ил.
Родничок: Книга для внеклассного чтения во 2 классе. - Тула: Арктоус, - 316с. 4. Новейшаяхрестоматияполитературе.1класс.Москва:Эксмо5.Новейшаяхрестоматия политературе.2класс. Москва:Эксмо6.Новейшаяхрестоматияполитературе.3класс. Москва: Эксмо 7. Новейшая хрестоматия по литературе. 4 класс Москва: Эксмо
Единаяколлекцияцифровыхобразовательныхресурсов | http://school-collection.edu.ru/ |
Российскоеобразование | http://www.edu.ru |
Российскийобразовательныйпортал | http://www.school.edu.ru |
ИКТв образовании | http://www.ict.edu.ru |
Российскийпорталоткрытогообразования | http://www.openet.edu.ru |
Ресурсыдляоткрытоймультимедиасреды | http://fcior.edu.ru |
Детскиеэлектронныекнигии презентации: | http://viki.rdf.ru/ |
Учительскийпортал | http://www.uchportal.ru/, http://www.zavuch.info/ |
Материально-техническоеобеспечение
Оснащениеучебныхкабинетов | количество |
Интерактивнаядоска | 1 |
Персональныйкомпьютер | 1 |
Телевизор | 1 |
Принтер+сканер | 1 |
DVD-плейер | 1 |
Короткофокусныйпроекторс креплением | 1 |
Программноеобеспечение,втомчислеCD,DVDдискипоИЗО | 1 |
Системазвукоусиления | 1 |