СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературное чтение. 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Литературное чтение» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по литературному чтению. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения литературного чтения, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Литературное чтение» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по литературному чтению. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения литературного чтения, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Литературное чтение» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по литературному чтению. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения литературного чтения, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам.

Просмотр содержимого документа
«Литературное чтение. 1 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13 д. МУХИНО


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы ____________/К.С. Голосов/

Приказ № ___ от «_____»__________2023г.








Рабочаяпрограмма

по литературномучтению

на родном языке

1класс










Автор:

Сидорова Ильсиярь Ризвановна,

учитель начальных классов















2023 год

Пояснительная записка


Рабочая программа предмета «Литературное чтение на родном языке» для 1 класса составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке».


Место учебного предмета в учебном плане

Учебныйпредмет«Литературноечтениенародномязыке»входитвпредметную область«Литературноечтение»УчебногопланаМОКУООШ №13м д. Мухино.

В 1 классе рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке»разработана на меньшее количество часов, учитывая ступенчатый режим обучения, гарантирующий выполнение учебной программы в полном объёме. На изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»в 1 классе 17 часов в год. (0,5 часа в неделю, 33 учебные недели).


Планируемые результаты изучения учебного предмета

Однимизрезультатовобучениялитературногочтениянародномязыке(русском)является решение задач воспитания – осмысление и присвоение младшими

школьникамисистемыценностей.

Ценностьдобра–осознаниесебякакчастимира,вкоторомлюдисоединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка, основывается на признании постулатов нравственной жизни.

Ценностьобщения–пониманиеважностиобщениякакзначимойсоставляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частного природного мира, любовь к природе – это бережное отношение к

среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

Ценность красоты и гармонии - осознаниекрасоты и гармоничностирусского языка, его выразительных возможностях.

Ценность истины осознания научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений, приоритетность знания, установления истины самого познания как ценности.

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким,

взаимной ответственности, уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества. Труд естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии

трудолюбияребёнкаиграетего учебная деятельность.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей

стране:еёистории,языку,культуре,еёжизнииеё народу.

Ценность человечества – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы

каксредыобитания.


Личностнымирезультатамиизученияпредметно-методическогокурса

«Литературное чтение на родном языке» во втором классе является формирование следующих умений:

    • самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе исотрудничестве (этические нормы).

Метапредметнымирезультатамиизучениякурса «Литературноечтение народном языке» в 1 классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

РегулятивныеУУД

Ученикнаучится;

    • определятьцельдеятельностинаурокеспомощьюучителяисамостоятельно;

    • учитьсясовместносучителемобнаруживатьиформулироватьучебную проблему совместно с учителем учиться планировать учебнуюдеятельность на уроке;

    • высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки, работая попредложенномуплану,использоватьнеобходимыесредства(учебник,простейшие

приборы иинструменты).

ПознавательныеУУД:Ученик научится:

    • ориентироватьсявсвоейсистемезнаний:понимать,чтонужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи водин шаг;

    • делатьпредварительныйотбористочников информациидлярешения учебной задачи;

    • добыватьновыезнания:находитьнеобходимуюинформацию,каквучебнике, так и в предложенных учителем словарях иэнциклопедиях;

    • добыватьновыезнания:извлекатьинформацию,представленнуювразных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

КоммуникативныеУУД:

Ученикнаучится:

    • доноситьсвоюпозициюдодругих:оформлятьсвоюмысльвустнойи письменной речи (на уровне одного предложения или небольшоготекста);

    • слушатьипониматьречьдругих;

    • вступатьвбеседунаурокеи вжизни.

Предметнымирезультатамиизучениякурса«Литературноечтениенародномязыке» являются формирование следующих умений:

    • осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению;

    • пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение вдиалоге автор – читатель);

    • выборочного чтения в соответствии с задачами чтения и под руководством учителя;

    • читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст;

    • причтенииотражатьнастроениеавторачитаемоготекста;

    • ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги;

    • находитьсходныеэлементывкнигехудожественной;

    • просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по советувзрослых; — фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению»;

    • осмыслятьнравственноесодержаниепословиц,поговорок,мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;

    • распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма;

    • соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется);

    • определять характер литературных героев, приводить примеры их поступковв соответствии с качествами героя прочитанного илипрослушанного текста.


Содержаниеучебногопредмета

Раздел 1. Мир детства.

Я и книги.

Не красна книга письмом, красна умом

Произведения, отражающие первые шаги в чтении. Например:

С. А. Баруздин. «Самое простое дело».

Л. В. Куклин. «Как я научился читать» (фрагмент).

Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца» (фрагмент главы «Волшебные сказки»).

Я взрослею.

Без друга в жизни туго

Пословицы о дружбе.

Произведения, отражающие представление о дружбе как нравственно-этической ценности, значимой для национального русского сознания. Например:

Н. К. Абрамцева. «Цветы и зеркало».

И. А. Мазнин. «Давайте будем дружить друг с другом» (фрагмент).

С. Л. Прокофьева. «Самый большой друг».

Не тот прав, кто сильный, а тот, кто честный

Пословицы о правде и честности.

Произведения, отражающие традиционные представления о честности как нравственном ориентире. Например:

В. А. Осеева. «Почему?».

Я фантазирую и мечтаю

Необычное в обычном

Произведения, отражающие умение удивляться при восприятии окружающего мира. Например:

С. А. Иванов. «Снежный заповедник» (фрагмент).

М. М. Пришвин. «Осинкам холодно».


Раздел 2. Россия - родина моя.

Что мы Родиной зовём.

С чего начинается Родина?

Произведения, отражающие многогранность понятия «Родина». Например:

Ф. П. Савинов. «Родное» (фрагмент).

П. А. Синявский. «Рисунок».

К. Д. Ушинский. «Наше Отечество».

О родной природе.

Сколько же в небе всего происходит

Поэтические представления русского народа о солнце, луне, звёздах, облаках; отражение этих представлений в фольклоре и их развитие в русской поэзии и прозе. Например:

Русские народные загадки о солнце, луне, звёздах, облаках.

И. А. Бунин. «Серп луны под тучкой длинной…»


Планируемые образовательные результаты

Результаты изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» в составе предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» соответствуют требованиям к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, сформулированным в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

Личностные результаты

В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты, представленные по основным направлениям воспитательной деятельности:

гражданско-патриотического воспитания:

— становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение художественных произведений, отражающих историю и культуру страны;

— осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;

— сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;

— уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений и фольклора;

— первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в фольклорных и художественных произведениях;

духовно-нравственного воспитания:

— признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;

— проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств, для выражения своего состояния и чувств; проявление эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

— сотрудничество со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе с опорой на примеры художественных произведений;

эстетического воспитания:

— уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

— стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова;

физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:


— соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации;

— бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

трудового воспитания:

— осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;

экологического воспитания:

— бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;

— неприятие действий, приносящих ей вред;

ценности научного познания:

— первоначальные представления о научной картине мира, формируемые в том числе в процессе усвоения ряда литературоведческих понятий;

— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к чтению художественных произведений, активность и самостоятельность при выборе круга чтения.


Метапредметные результаты

В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном (русском) языке» у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.

Базовые логические действия:

— сравнивать различные тексты, устанавливать основания для сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;

— объединять объекты (тексты) по определённому признаку;

— определять существенный признак для классификации пословиц, поговорок, фразеологизмов;

— находить в текстах закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при анализе текста, самостоятельно выделять учебные операции при анализе текстов;

— выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;

— устанавливать причинно-следственные связи при анализе текста, делать выводы.

Базовые исследовательские действия:

— с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения собственного высказывания в соответствии с речевой ситуацией;

— сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

— проводить по предложенному плану несложное мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;

— формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого смыслового анализа текста; формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного текстового материала;

— прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

Работа с информацией:

— выбирать источник получения информации: нужный словарь, справочник для получения запрашиваемой информации, для уточнения;

— согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;

— распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);

— соблюдать с помощью взрослых (педагогических работ-ников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете;

— анализировать и создавать текстовую, графическую, видео, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

— понимать информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления результатов работы с текстами.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные

универсальные учебные действия.

Общение:

— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;

— проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;

— признавать возможность существования разных точек зрения;

— корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

— строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

— создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;

— готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;

— подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

Совместная деятельность:

— формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;


— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;

— ответственно выполнять свою часть работы;. оценивать свой вклад в общий результат;

— выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.

Самоорганизация:

— планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

— выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль:

— устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

— корректировать свои учебные действия для преодоления речевых ошибок и ошибок, связанных с анализом текстов;

— соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по анализу текстов;

— находить ошибку, допущенную при работе с текстами;

— сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.


Предметные результаты

К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

— осознавать значимость чтения родной русской литературы для познания себя, мира, национальной истории и культуры;

— владеть элементарными приёмами интерпретации произведений русской литературы;

— применять опыт чтения произведений русской литературы для речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста;

— использовать словарь учебника для получения дополнительной информации о значении слова;

— читать наизусть стихотворные произведения по собственному выбору.



Тематическое планирование рабочей программы, 1 класс

№ раздела

Название раздела




Количество часов

всего

К.работы

Пр., лаб. работы

1

Мир детства

12

0

0

2

Россия — родина моя

5

0

0


Итого:

17

0

0







Календарно-тематическое планирование. 1 класс

№ урока

Тема раздела, урока

Дата

план

факт

«Мир детства».12часов

1.

Не красна книга письмом, краснаумом. С. А. Баруздин «Самоепростоедело»



2.

Л. В. Куклин. «Как я научился читать»(фрагмент)



3.

Н. Н. Носов. «Тайна на дне колодца»(фрагментглавы «Волшебныесказки»)



4.

М.Ю. Лермонтов «Парус». Т.В.Толстая«ДетствоЛермонтова»



5.

Без друга и в жизни туго.Пословицы о дружбе. С.Л.Прокофьева «Самый большойдруг»



6.

М.Л. Михайлов «Лесныехоромы»



7.

И.А. Мазнин «Давайте будемдружить друг с другом». Н.К.Абрамцева«Цветыизеркало»



8.

В.А.Осеева«Почему?»



9.

Необычное в обычном. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке ирыбке»(отрывок).Р.С.Сеф «Чудо»



10

С.А. "Иванов «Снежныйзаповедник"



11

М.М.Пришвин«Закатсолнца», «Осинкамхолодно»



12

М.С. Харитонов «Учитель вранья»



13

Защитапроекта.Сборник«Фольклорнашегонарода»



«Россия — родина моя».5часов

14

В.Ф. Тендряков «Весенние перевёртыши». Г.А.Скребицкий «Пушок»




С чего начинается Родина? В.А.Осеева «Колыбельная песенка».

П.А.Синявский«Рисунок»



15

В.Ф. Боков «Откуда начинаетсяРоссия?». К.Д. Ушинский «Наше Отечество»



16

Сколько же в небе всегопроисходит. Русские народныезагадки о солнце, луне, звездах,облаках



17

Русские народные загадки о лунеизвёздах.С.В. Востоков «Месяц»




Материально-техническоеобеспечениеобразовательнойдеятельности

Рекомендуемаялитература:

  1. Родничок:Книгадлявнеклассногочтенияв3классе.-Тула:Арктоус,-223с.:ил.

  2. Родничок:Книгадлявнеклассногочтенияв4классе.-Тула:Арктоус,-316с.:ил.

  3. Родничок: Книга для внеклассного чтения во 2 классе. - Тула: Арктоус, - 316с. 4. Новейшаяхрестоматияполитературе.1класс.Москва:Эксмо5.Новейшаяхрестоматия политературе.2класс. Москва:Эксмо6.Новейшаяхрестоматияполитературе.3класс. Москва: Эксмо 7. Новейшая хрестоматия по литературе. 4 класс Москва: Эксмо



Единаяколлекцияцифровыхобразовательныхресурсов

http://school-collection.edu.ru/

Российскоеобразование

http://www.edu.ru

Российскийобразовательныйпортал

http://www.school.edu.ru

ИКТв образовании

http://www.ict.edu.ru

Российскийпорталоткрытогообразования

http://www.openet.edu.ru

Ресурсыдляоткрытоймультимедиасреды

http://fcior.edu.ru

Детскиеэлектронныекнигии презентации:

http://viki.rdf.ru/

Учительскийпортал

http://www.uchportal.ru/,

http://www.zavuch.info/


Материально-техническоеобеспечение

Оснащениеучебныхкабинетов

количество

Интерактивнаядоска

1

Персональныйкомпьютер

1

Телевизор

1

Принтер+сканер

1

DVD-плейер

1

Короткофокусныйпроекторс креплением

1

Программноеобеспечение,втомчислеCD,DVDдискипоИЗО

1

Системазвукоусиления

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!