Литературно-музыкальная композиция «Слово о Пушкине»
(видеоряд – в виде презентации в Microsoft Power Point)
На экран в центре сцены спроецирован слайд с названием композиции, звучит романс Б.Окуджавы «На фоне Пушкина снимается семейство», под музыку выходят на сцену все исполнители ролей поэтов, писателей, мыслителей (за исключением Майкова и Цветаевой) и рассаживаются за длинный стол, покрытой красивой бордовой скатертью, кладут головы на руки…
Появляется слайд с памятником А.С.Пушкину, из зала экскурсовод выводит к сцене современную молодежь.
Экскурсовод:
-Пройдёмте, ребята, перед нами знаменитый памятник Пушкину . Кто-нибудь из вас может назвать автора этой скульптуры? Фамилию знаете?
Молодежь (развязно):
-Не-а…
Экскурсовод:
-А какие мысли, ассоциации вызывает у вас сам Пушкин?
Молодежь, рассаживается на лавочке, на краю сцены, достают телефоны, начинают играть в них, толкать друг друга локтями, хихихать, шалить и т.п.:
- Никаких.
Экскурсовод:
- Лично я всегда вспоминаю слова Н.В.Гоголя: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более назваться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нём, как будто в лексиконе, заключилось всё богатство, сила и гибкость нашего языка…»
Кто-то из опоздавшей молодёжи, бесцеремонно:
- Хей, чувак, чё, как ты?
- Я – норм, а у тя чё?
- Да, скукота…
- Достали все уже со своим Пушкиным…
- Опять сто-пятьсот стихов учить...
(Экскурсовод во время этого диалога продолжает говорить, жестикулировать, но его слов не слышно)
Поднимает голову Фет А. А., подходит к слайду со «своим» изображением, читает стихотворение, обращаясь к молодёжи и в зал (экскурсовод делает восторженные жесты, дети резвятся чуть меньше):
Исполнилось твое пророческое слово;
Наш старый стыд взглянул на бронзовый твой лик,
И легче дышится, и мы дерзаем снова
Всемирно возгласить: ты гений! ты велик!
Но, зритель ангелов, глас чистого, святого,
Свободы и любви живительный родник,
Заслыша нашу речь, наш вавилонский крик,
Что в них нашел бы ты заветного, родного?
На этом торжище, где гам и теснота,
Где здравый русский смысл примолк, как сирота, —
Всех громогласней тать, убийца и безбожник…
Молодёжь:
-Дядя, ты откуда? Чё ругаешься? Ну, какие мы тебе убийцы?! Кончай по ушам ездить!
Фет:
- Да, вы – настоящие убийцы, умертвители русского языка, и Пушкина знать не хотите! Хоть одно его стихотворение можете вспомнить?
- А чё, мы не такие лохи: «Выпьем добрая подружка»…
-«Мой дядя, самых честных правил»
-«Я помню чудное мгновенье»
-«Не жалею, ни зову, не плачу»
Фет:
-Последние строки мне неизвестны
(садится на своё место, уже не кладет голову – так же, немного импровизируя, будут вести себя другие «деятели культуры»)
Есенин (поднимает голову, подходит к «своему» слайду, к молодёжи, в конце – садится в зал):
- Ребята! Ваши слова меня воскресили, я ведь тут тоже когда-то стоял, думал:
Мечтая о могучем даре
Того, кто русской стал судьбой,
Стою я на Тверском бульваре,
Стою и говорю с тобой.
Блондинистый, почти белесый,
В легендах ставший как туман,
О Александр! Ты был повеса,
Как я сегодня хулиган.
Но эти милые забавы
Не затемнили образ твой,
И в бронзе выкованной славы
Трясешь ты гордой головой.
А я стою, как пред причастьем,
И говорю в ответ тебе:
Я умер бы сейчас от счастья,
Сподобленный такой судьбе.
Но, обреченный на гоненье,
Еще я долго буду петь...
Чтоб и мое степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть.
Блок (поднимает голову, встаёт и т.п.):
- Да, все мы в детстве мечтали о славе, любили Пушкина…
Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников ушли из жизни. И рядом с ними - это легкое имя: Пушкин.
Мы знаем Пушкина - человека, Пушкина - друга монархии, Пушкина - друга декабристов. Все это бледнеет перед одним: Пушкин - поэт.
Поэт - величина неизменная.
Цветаева – появляется из зала, сначала исполняет романс «Натали, как Вы могли?»:
-Первое, что я узнала о Пушкине, это - что его убили. Потом я узнала,
что Пушкин - поэт, а Дантес - француз. Дантес возненавидел Пушкина, потому
что сам не мог писать стихи, и вызвал его на дуэль, то есть заманил на снег
и там убил его из пистолета в живот. Так я трех лет твердо узнала, что у
поэта есть живот, и - вспоминаю всех поэтов, с которыми когда-либо
встречалась, - об этом _животе_ поэта, который так часто не-сыт и в который
Пушкин был убит, пеклась не меньше, чем о его душе.
Лермонтов (поднимает голову, выходит, читает, указывая то на молодёжь, то в зал):
Погиб поэт!- невольник чести -
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде... и убит!
Убит!.. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь... Он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок…
Возвращается на своё место, там его встречает Соловьев (слайд – соответствующий):
Владимир Соловьев :
- А я с Вами, Михаил Юрьевич, не согласен категорически!
Враги Пушкина не имеют оправдания; но тем более его вина в том, что он спустился до их уровня, стал открытым для их низких замыслов. Глухая борьба тянулась два года, и сколько было за это время моментов, когда он мог одним решением воли разорвать всю эту паутину, поднявшись на ту _доступную ему_высоту, где неуязвимость гения сливалась с незлобием христианина.
С.Булгаков(слайд – соответствующий):
-Поддерживаю Вас, Владимир Сергеевич:
Жизнь его не враг отъял,
Он своею жертвой пал,
Жертвой гибельного гнева.
Пушкин достоин того, чтобы за ним признана была и личная ответственность за свою судьбу…
Новый слайд – Маяковский.
Маяковский (не разобравшись):
Вот -
пустили сплетню,
тешат душу ею.
Александр Сергеич,
да не слушайте ж вы их!
Может,
я
один
действительно жалею,
что сегодня
нету вас в живых.
Мне
при жизни
с вами
сговориться б надо.
Скоро вот
и я
умру
и буду нем.
После смерти
нам
стоять почти что рядом:
вы на Пе,
а я
на эМ.
Есенин:
- Да, зато какие буквы между Пе и эМ – НО!!!
Ахматова(слайд – соответствующий):
- Не ссорьтесь! История уже всё за нас решила.Он победил и время и пространство.(Есенин и Маяковский садятся в зал)
Говорят: пушкинская эпоха, пушкинский Петербург. И это уже к литературе прямого отношения не имеет, это что-то совсем другое. В дворцовых залах, где они танцевали и сплетничали о поэте, висят его портреты и хранятся его книги, а их бедные тени изгнаны оттуда навсегда. Про их великолепные дворцы и особняки говорят: здесь бывал Пушкин, или: здесь не бывал Пушкин. Все остальное никому не интересно.
Игорь Северянин(слайд – соответствующий) :
-Да что вы все о смерти толкуете?!
Он, это - чудное мгновенье,
Запечатленное в веках!
Он - воплощенье Вдохновенья,
И перед ним бессилен прах...
Лишь он один из всех живущих
Не стал, скончавшись, мертвецом:
Он вечно жив во всех поющих,
И смерть здесь не звучит "концом".
Любовь! Россия! Солнце! Пушкин!-
Могущественные слова!..
И не от них ли на опушке
Нам распускается листва?
И молодеет не от них ли
Стареющая молодежь?..
И не при них ли в душах стихли
Зло, низость, ненависть и ложь?
Да, светозарны и лазорны,
Как ты, весенняя листва,
Слова, чьи звуки чудотворны,
Величественные слова!
Молодежь:
-Да, всем же известно ( и даже нам), что Пушкин – солнце русской поззии… За то его и славят!
Анна Ахматова (слайд – соответствующий):
-Кто знает, что такое слава!
Какой ценой купил он право,
Возможность или благодать
Над всем так мудро и лукаво
Шутить, таинственно молчать
И ногу ножкой называть?..
Экскурсовод:
-Какой ценой? Вы забыли, где взрастал гений Пушкина! Где Пушкин учился?
Молодёжь:
-МММММММММММ,ЭЭЭЭЭЭ.
- В лицейских садах (слайды – соответствующие),
Скажите, ясени шумящие
И царскосельские цветы,
Вы помните глаза горящие
Небесной юной чистоты?
Скажите, вязы великанские
И великанский древний дуб,
Вы помните ли африканские
Крутые очертанья губ?
Вы помните ли встречу с Делией
В венце из роз и звезд златых,
Как Пушкин ей в лицейской келии
Пролепетал свой первый стих!
Экскурсовод:
А знаете, сколько лет в этом году исполняется Лицею?
Молодежь:
-Нет, конечно!
- Между прочим, в этом году 200-летие Лицея празднуется!
Метель шумит в лесах и дышит тяжело,
Как отгул медных труб, как зов победный.
Старинный парк в снегу. Спит Царское Село,
И снова бродит тень тропою заповедной.
О, как свежа еще далекая пора!
Ровесницы стихов, спят сосны вековые.
Был сделан вызов ей велением Петра –
И Пушкиным тогда ответила Россия.
Появляется Островский(слайд – соответствующий):
- Да, ребята, представляете, «русская литература в одном человеке выросла на целое столетие»
Молодежь:
- Это в честь него что ли наша школа названа?
- Ага, кажись, да…
Достоевский(слайд – соответствующий):
-Милостивые государи! Пушкин первый (именно первый, а до него никто) дал нам художественные типы красоты русской, вышедшей прямо из духа русского…но не это главное…
Молодежь (перебивая Достоевского):
-Ну, это всего лишь «слова, слова, слова» (Мы вааще-то в английской школе учимся!), слова же устаревают. Пушкин устарел. Да, пусть он писал красивые стихи, но с современной жизнью они никак не вяжутся.
Маяковский с Есениным:
-Это ж сам Достоевский, как же вы его прерываете!
Молодежь: Извиняйте…
Достоевский:
-Но сначала Пушкин совершил другое: он первый своим глубоко прозорливым и гениальным умом и чисто русским сердцем своим отыскал главнейшее и болезненное явление нашего интеллигентного, исторически оторванного от почвы, от народа общества.
Он выпукло поставил перед нами отрицательный тип наш, человека, беспокоящегося и не примиряющегося, в родную почву и в родные силы ее не верующего, Россию и себя самого отрицающего, ничего делать с другими не желающего и искренно страдающего.
Экскурсовод:
-Ребят, вы что-нибудь из того, что Фёдор Михайлович сказал, поняли?
Молодежь:
-А? Конеечно, болезненное явление -это кто, Онегин что ли?
-Да и не только Онегин… Мы сами из того же самого «отрицательного типа»
Достоевский:
- А вот Пушкин преодолел его в самом себе… Подчас удел современного человека – уныние и скука, а Александр Сергеевич к другому пришел: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать»
Экскурсовод(слайд – соответствующий):
- И за границей в 20 веке русский мир (эмигранты) продолжал жить Пушкиным:
Читает стихотворение Набокова «Изгнанье»(или за столом поднимает голову Набоков):
Я занят странными мечтами
в часы рассветной полутьмы:
что, если б Пушкин был меж нами -
простой изгнанник, как и мы?
Так, удалясь в края чужие,
он вправду был бы обречен
«вздыхать о сумрачной России»,
как пожелал однажды он.
Быть может, нежностью и гневом -
как бы широким шумом крыл,-
еще неслыханным напевом
он мир бы ныне огласил.
А может быть и то: в изгнанье
свершая страннический путь,
на жарком сердце плащ молчанья
он предпочел бы запахнуть,-
боясь унизить даже песней,
высокой песнею своей,
тоску, которой нет чудесней,
тоску невозвратимых дней...
Но знал бы он: в усадьбе дальней
одна душа ему верна,
одна лампада тлеет в спальне,
старуха вяжет у окна.
Голубка дряхлая дождется!
Ворота настежь... Шум живой...
Вбежит он, глянет, к ней прижмется
и все расскажет - ей одной...
А.Н.Островский(слайд – соответствующий):
-Пушкиным[все] восхищались и умнели, восхищаются и умнеют. Поэт ведет за собой публику в незнакомую ей страну изящного, в какой-то рай, в тонкой и благоуханной атмосфере которого возвышается душа, улучшаются помыслы, утончаются чувства.
(слайд – соответствующий):
Майков (выходит из зала):
Перечитывая Пушкина
Его стихи читая – точно я
Переживаю некий миг чудесный –
Как будто надо мной гармонии
небесной
Вдруг понеслась нежданная струя…
Нездешними мне кажутся их звуки:
Как бы, влиясь в его бессмертный
стих,
Земное все – восторги, страсти,
муки,-
В небесное преобразилось в них!
А.Н.Островский(слайд – соответствующий):
-Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет все, что может поумнеть.
Молодёжь:
- В такой компании как не поумнеешь?
Николай Доризо(слайд – портрет Пушкина работы Кипренского):
- А если поумнели, давайте хором произносить строчку, ставшую рефреном стихотворения Николая Доризо:
Все в нем Россия обрела —
Свой древний гений человечий,
Живую прелесть русской речи,
Что с детских лет нам так мила, —
Все в нем Россия обрела.
Мороз и солнце… Строчка – ода.
Как ярко белый снег горит!
Доныне русская природа его стихами говорит.
Все в нем Россия обрела —
Своей красы любую малость.
И в нем увидела себя,
И в нем собой залюбовалась.
И вечность, и короткий миг,
И радость жизни, и страданье…
Гармония – суть мирозданья,
Лишь он один ее постиг!
Все в нем Россия обрела,
Не только лишь его бессмертье, —
Есенина через столетье,
Чья грусть по-пушкински светла.
Есенин:
- Вот в конце не о Маяковском, а обо мне вспомнили!
Маяковский:
-Ладно, сочтемся славою, вспомни-ка, брат, что сказал А. Плещеев:
Все гениальные стихи нашей поэзии —
Братья, дети одной семьи, отец которой – Пушкин (обнимаются)
Ахматова, подходит к молодёжи, садится рядом с ними, гладит кого-то по голове:
-Каждый ребёнок знает имя Пушкина.
Нет и не было ни одной говорящей по-русски семьи, где дети могли бы вспомнить, когда они в первый раз слышали это имя и видели этот портрет.
Но все мы бесчисленное количество раз слышали от трехлетних исполнителей «Кота ученого» и «Ткачиху с поварихой» и видели, как розовый пальчик тянулся к портрету в детской книге: и это называлось - «дядя Пускин».
Стихи Пушкина дарили детям русский язык в самом совершенном его великолепии, язык, который они, может быть, никогда больше не услышат и на котором никогда не будут говорить, но который все равно будет при них, как вечная драгоценность.
В 1937 г., в юбилейные дни, соответственная комиссия постановила снять неудачный памятник Пушкину в темноватом сквере на Пской улице в Ленинграде. Послали грузовик-кран - вообще все, что полагается в таких случаях.
Но затем произошло нечто беспримерное. Дети, игравшие в сквере вокруг памятника, подняли такой вой, что пришлось позвонить куда следует и спросить: «Как быть?» - Ответили: «Оставьте им памятник», и грузовик уехал пустой.
Февраль 37 г. - расцвет ежовщины. Можно с полной уверенностью сказать, что у доброй половины этих малышей уже не было пап (а у многих и мам), но охранять дядю Пускина они считали своей священной обязанностью.
Молодёжь:
- А что Вы думаете, мы тоже будем защищать Пушкина!!
Звучит Окуджава …
Поклоны…
Композицию составила Верещагина Л.Н., учитель-словесник ГОУ СОШ №1262 имени А.Н. Островского с углубленным изучением английского языка (С)
Сейчас учитель ГБОУ Школа № 627 им. генерала Д.Д. Лелюшенко