СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературно-музыкальная композиция, посвященная дню рождения А.С.Пушкина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный файл содержит разработку литературного мероприятия, посвященного дню рождения А.С.Пушкина.

Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальная композиция, посвященная дню рождения А.С.Пушкина»

Литературно-музыкальная композиция «Слово о Пушкине»

(видеоряд – в виде презентации в Microsoft Power Point)

На экран в центре сцены спроецирован слайд с названием композиции, звучит романс Б.Окуджавы «На фоне Пушкина снимается семейство», под музыку выходят на сцену все исполнители ролей поэтов, писателей, мыслителей (за исключением Майкова и Цветаевой) и рассаживаются за длинный стол, покрытой красивой бордовой скатертью, кладут головы на руки…

Появляется слайд с памятником А.С.Пушкину, из зала экскурсовод выводит к сцене современную молодежь.

Экскурсовод:

-Пройдёмте, ребята, перед нами знаменитый памятник Пушкину . Кто-нибудь из вас может назвать автора этой скульптуры? Фамилию знаете?

Молодежь (развязно):

-Не-а…

Экскурсовод:

-А какие мысли, ассоциации вызывает у вас сам Пушкин?

Молодежь, рассаживается на лавочке, на краю сцены, достают телефоны, начинают играть в них, толкать друг друга локтями, хихихать, шалить и т.п.:

- Никаких.

Экскурсовод:

- Лично я всегда вспоминаю слова Н.В.Гоголя: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более назваться национальным; это право решительно принадлежит ему. В нём, как будто в лексиконе, заключилось всё богатство, сила и гибкость нашего языка…»

Кто-то из опоздавшей молодёжи, бесцеремонно:

- Хей, чувак, чё, как ты?

- Я – норм, а у тя чё?

- Да, скукота…

- Достали все уже со своим Пушкиным…

- Опять сто-пятьсот стихов учить...

(Экскурсовод во время этого диалога продолжает говорить, жестикулировать, но его слов не слышно)

Поднимает голову Фет А. А., подходит к слайду со «своим» изображением, читает стихотворение, обращаясь к молодёжи и в зал (экскурсовод делает восторженные жесты, дети резвятся чуть меньше):

Исполнилось твое пророческое слово;

Наш старый стыд взглянул на бронзовый твой лик,

И легче дышится, и мы дерзаем снова

Всемирно возгласить: ты гений! ты велик!

Но, зритель ангелов, глас чистого, святого,

Свободы и любви живительный родник,

Заслыша нашу речь, наш вавилонский крик,

Что в них нашел бы ты заветного, родного?

На этом торжище, где гам и теснота,

Где здравый русский смысл примолк, как сирота, —

Всех громогласней тать, убийца и безбожник…

Молодёжь:

-Дядя, ты откуда? Чё ругаешься? Ну, какие мы тебе убийцы?! Кончай по ушам ездить!

Фет:

- Да, вы – настоящие убийцы, умертвители русского языка, и Пушкина знать не хотите! Хоть одно его стихотворение можете вспомнить?

- А чё, мы не такие лохи: «Выпьем добрая подружка»…

-«Мой дядя, самых честных правил»

-«Я помню чудное мгновенье»

-«Не жалею, ни зову, не плачу»

Фет:

-Последние строки мне неизвестны

(садится на своё место, уже не кладет голову – так же, немного импровизируя, будут вести себя другие «деятели культуры»)

Есенин (поднимает голову, подходит к «своему» слайду, к молодёжи, в конце – садится в зал):

- Ребята! Ваши слова меня воскресили, я ведь тут тоже когда-то стоял, думал:

Мечтая о могучем даре

Того, кто русской стал судьбой,

Стою я на Тверском бульваре,

Стою и говорю с тобой.

Блондинистый, почти белесый,

В легендах ставший как туман,

О Александр! Ты был повеса,

Как я сегодня хулиган.

Но эти милые забавы

Не затемнили образ твой,

И в бронзе выкованной славы

Трясешь ты гордой головой.

А я стою, как пред причастьем,

И говорю в ответ тебе:

Я умер бы сейчас от счастья,

Сподобленный такой судьбе.

Но, обреченный на гоненье,

Еще я долго буду петь...

Чтоб и мое степное пенье

Сумело бронзой прозвенеть.

Блок (поднимает голову, встаёт и т.п.):

- Да, все мы в детстве мечтали о славе, любили Пушкина…

Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников ушли из жизни. И рядом с ними - это легкое имя: Пушкин.

Мы знаем Пушкина - человека, Пушкина - друга монархии, Пушкина - друга декабристов. Все это бледнеет перед одним: Пушкин - поэт.

Поэт - величина неизменная.


Цветаева – появляется из зала, сначала исполняет романс «Натали, как Вы могли?»:

-Первое, что я узнала о Пушкине, это - что его убили. Потом я узнала,

что Пушкин - поэт, а Дантес - француз. Дантес возненавидел Пушкина, потому

что сам не мог писать стихи, и вызвал его на дуэль, то есть заманил на снег

и там убил его из пистолета в живот. Так я трех лет твердо узнала, что у

поэта есть живот, и - вспоминаю всех поэтов, с которыми когда-либо

встречалась, - об этом _животе_ поэта, который так часто не-сыт и в который

Пушкин был убит, пеклась не меньше, чем о его душе.

Лермонтов (поднимает голову, выходит, читает, указывая то на молодёжь, то в зал):

Погиб поэт!- невольник чести -

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде... и убит!

Убит!.. К чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Судьбы свершился приговор!

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

Что ж? веселитесь... Он мучений

Последних вынести не мог:

Угас, как светоч, дивный гений,

Увял торжественный венок…

Возвращается на своё место, там его встречает Соловьев (слайд – соответствующий):

Владимир Соловьев :

- А я с Вами, Михаил Юрьевич, не согласен категорически!

Враги Пушкина не имеют оправдания; но тем более его вина в том, что он спустился до их уровня, стал открытым для их низких замыслов. Глухая борьба тянулась два года, и сколько было за это время моментов, когда он мог одним решением воли разорвать всю эту паутину, поднявшись на ту _доступную ему_высоту, где неуязвимость гения сливалась с незлобием христианина.

С.Булгаков(слайд – соответствующий):

-Поддерживаю Вас, Владимир Сергеевич:

Жизнь его не враг отъял,

Он своею жертвой пал,

Жертвой гибельного гнева.

Пушкин достоин того, чтобы за ним признана была и личная ответственность за свою судьбу…

Новый слайд – Маяковский.

Маяковский (не разобравшись):

Вот -

пустили сплетню,

тешат душу ею.

Александр Сергеич,

да не слушайте ж вы их!

Может,

я

один

действительно жалею,

что сегодня

нету вас в живых.

Мне

при жизни

с вами

сговориться б надо.

Скоро вот

и я

умру

и буду нем.

После смерти

нам

стоять почти что рядом:

вы на Пе,

а я

на эМ.

Есенин:

- Да, зато какие буквы между Пе и эМ – НО!!!

Ахматова(слайд – соответствующий):

- Не ссорьтесь! История уже всё за нас решила.Он победил и время и пространство.(Есенин и Маяковский садятся в зал)

Говорят: пушкинская эпоха, пушкинский Петербург. И это уже к литературе прямого отношения не имеет, это что-то совсем другое. В дворцовых залах, где они танцевали и сплетничали о поэте, висят его портреты и хранятся его книги, а их бедные тени изгнаны оттуда навсегда. Про их великолепные дворцы и особняки говорят: здесь бывал Пушкин, или: здесь не бывал Пушкин. Все остальное никому не интересно.

Игорь Северянин(слайд – соответствующий) :

-Да что вы все о смерти толкуете?!

Он, это - чудное мгновенье,

Запечатленное в веках!

Он - воплощенье Вдохновенья,

И перед ним бессилен прах...

Лишь он один из всех живущих

Не стал, скончавшись, мертвецом:

Он вечно жив во всех поющих,

И смерть здесь не звучит "концом".

Любовь! Россия! Солнце! Пушкин!-

Могущественные слова!..

И не от них ли на опушке

Нам распускается листва?

И молодеет не от них ли

Стареющая молодежь?..

И не при них ли в душах стихли

Зло, низость, ненависть и ложь?

Да, светозарны и лазорны,

Как ты, весенняя листва,

Слова, чьи звуки чудотворны,

Величественные слова!

Молодежь:

-Да, всем же известно ( и даже нам), что Пушкин – солнце русской поззии… За то его и славят!

Анна Ахматова (слайд – соответствующий):

-Кто знает, что такое слава!

Какой ценой купил он право,

Возможность или благодать

Над всем так мудро и лукаво

Шутить, таинственно молчать

И ногу ножкой называть?..

Экскурсовод:

-Какой ценой? Вы забыли, где взрастал гений Пушкина! Где Пушкин учился?

Молодёжь:

-МММММММММММ,ЭЭЭЭЭЭ.

- В лицейских садах (слайды – соответствующие),

Скажите, ясени шумящие

И царскосельские цветы,

Вы помните глаза горящие

Небесной юной чистоты?

Скажите, вязы великанские

И великанский древний дуб,

Вы помните ли африканские

Крутые очертанья губ?

Вы помните ли встречу с Делией

В венце из роз и звезд златых,

Как Пушкин ей в лицейской келии

Пролепетал свой первый стих!

Экскурсовод:

А знаете, сколько лет в этом году исполняется Лицею?

Молодежь:

-Нет, конечно!

- Между прочим, в этом году 200-летие Лицея празднуется!

Метель шумит в лесах и дышит тяжело,

Как отгул медных труб, как зов победный.

Старинный парк в снегу. Спит Царское Село,

И снова бродит тень тропою заповедной.


О, как свежа еще далекая пора!

Ровесницы стихов, спят сосны вековые.

Был сделан вызов ей велением Петра –

И Пушкиным тогда ответила Россия.

Появляется Островский(слайд – соответствующий):

- Да, ребята, представляете, «русская литература в одном человеке выросла на целое столетие»

Молодежь:

- Это в честь него что ли наша школа названа?

- Ага, кажись, да…

Достоевский(слайд – соответствующий):

-Милостивые государи! Пушкин первый (именно первый, а до него никто) дал нам художественные типы красоты русской, вышедшей прямо из духа русского…но не это главное…

Молодежь (перебивая Достоевского):

-Ну, это всего лишь «слова, слова, слова» (Мы вааще-то в английской школе учимся!), слова же устаревают. Пушкин устарел. Да, пусть он писал красивые стихи, но с современной жизнью они никак не вяжутся.

Маяковский с Есениным:

-Это ж сам Достоевский, как же вы его прерываете!

Молодежь: Извиняйте…

Достоевский:

-Но сначала Пушкин совершил другое: он первый своим глубоко прозорливым и гениальным умом и чисто русским сердцем своим отыскал главнейшее и болезненное явление нашего интеллигентного, исторически оторванного от почвы, от народа общества.

Он выпукло поставил перед нами отрицательный тип наш, человека, беспокоящегося и не примиряющегося, в родную почву и в родные силы ее не верующего, Россию и себя самого отрицающего, ничего делать с другими не желающего и искренно страдающего.

Экскурсовод:

-Ребят, вы что-нибудь из того, что Фёдор Михайлович сказал, поняли?

Молодежь:

-А? Конеечно, болезненное явление -это кто, Онегин что ли?

-Да и не только Онегин… Мы сами из того же самого «отрицательного типа»

Достоевский:

- А вот Пушкин преодолел его в самом себе… Подчас удел современного человека – уныние и скука, а Александр Сергеевич к другому пришел: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать»

Экскурсовод(слайд – соответствующий):

- И за границей в 20 веке русский мир (эмигранты) продолжал жить Пушкиным:

Читает стихотворение Набокова «Изгнанье»(или за столом поднимает голову Набоков):

Я занят странными мечтами

в часы рассветной полутьмы:

что, если б Пушкин был меж нами -

простой изгнанник, как и мы?

Так, удалясь в края чужие,

он вправду был бы обречен

«вздыхать о сумрачной России»,

как пожелал однажды он.

Быть может, нежностью и гневом -

как бы широким шумом крыл,-

еще неслыханным напевом

он мир бы ныне огласил.

А может быть и то: в изгнанье

свершая страннический путь,

на жарком сердце плащ молчанья

он предпочел бы запахнуть,-

боясь унизить даже песней,

высокой песнею своей,

тоску, которой нет чудесней,

тоску невозвратимых дней...


Но знал бы он: в усадьбе дальней

одна душа ему верна,

одна лампада тлеет в спальне,

старуха вяжет у окна.

Голубка дряхлая дождется!

Ворота настежь... Шум живой...

Вбежит он, глянет, к ней прижмется

и все расскажет - ей одной...

А.Н.Островский(слайд – соответствующий):

-Пушкиным[все] восхищались и умнели, восхищаются и умнеют. Поэт ведет за собой публику в незнакомую ей страну изящного, в какой-то рай, в тонкой и благоуханной атмосфере которого возвышается душа, улучшаются помыслы, утончаются чувства.

(слайд – соответствующий):

Майков (выходит из зала):

Перечитывая Пушкина

Его стихи читая – точно я

Переживаю некий миг чудесный –

Как будто надо мной гармонии

небесной

Вдруг понеслась нежданная струя…


Нездешними мне кажутся их звуки:

Как бы, влиясь в его бессмертный

стих,

Земное все – восторги, страсти,

муки,-

В небесное преобразилось в них!

А.Н.Островский(слайд – соответствующий):

-Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет все, что может поумнеть.

Молодёжь:

- В такой компании как не поумнеешь?

Николай Доризо(слайд – портрет Пушкина работы Кипренского):

- А если поумнели, давайте хором произносить строчку, ставшую рефреном стихотворения Николая Доризо:

Все в нем Россия обрела —

Свой древний гений человечий,

Живую прелесть русской речи,

Что с детских лет нам так мила, —

Все в нем Россия обрела.

Мороз и солнце… Строчка – ода.

Как ярко белый снег горит!

Доныне русская природа его стихами говорит.

Все в нем Россия обрела —

Своей красы любую малость.

И в нем увидела себя,

И в нем собой залюбовалась.

И вечность, и короткий миг,

И радость жизни, и страданье…

Гармония – суть мирозданья,

Лишь он один ее постиг!

Все в нем Россия обрела,

Не только лишь его бессмертье, —

Есенина через столетье,

Чья грусть по-пушкински светла.

Есенин:

- Вот в конце не о Маяковском, а обо мне вспомнили!

Маяковский:

-Ладно, сочтемся славою, вспомни-ка, брат, что сказал А. Плещеев:

Все гениальные стихи нашей поэзии —

Братья, дети одной семьи, отец которой – Пушкин (обнимаются)

Ахматова, подходит к молодёжи, садится рядом с ними, гладит кого-то по голове:

-Каждый ребёнок знает имя Пушкина.

Нет и не было ни одной говорящей по-русски семьи, где дети могли бы вспомнить, когда они в первый раз слышали это имя и видели этот портрет.

Но все мы бесчисленное количество раз слышали от трехлетних исполнителей «Кота ученого» и «Ткачиху с поварихой» и видели, как розовый пальчик тянулся к портрету в детской книге: и это называлось - «дядя Пускин».

Стихи Пушкина дарили детям русский язык в самом совершенном его великолепии, язык, который они, может быть, никогда больше не услышат и на котором никогда не будут говорить, но который все равно будет при них, как вечная драгоценность.

В 1937 г., в юбилейные дни, соответственная комиссия постановила снять неудачный памятник Пушкину в темноватом сквере на Пской улице в Ленинграде. Послали грузовик-кран - вообще все, что полагается в таких случаях.

Но затем произошло нечто беспримерное. Дети, игравшие в сквере вокруг памятника, подняли такой вой, что пришлось позвонить куда следует и спросить: «Как быть?» - Ответили: «Оставьте им памятник», и грузовик уехал пустой.

Февраль 37 г. - расцвет ежовщины. Можно с полной уверенностью сказать, что у доброй половины этих малышей уже не было пап (а у многих и мам), но охранять дядю Пускина они считали своей священной обязанностью.

Молодёжь:

- А что Вы думаете, мы тоже будем защищать Пушкина!!

Звучит Окуджава …

Поклоны…

Композицию составила Верещагина Л.Н., учитель-словесник ГОУ СОШ №1262 имени А.Н. Островского с углубленным изучением английского языка (С)

Сейчас учитель ГБОУ Школа № 627 им. генерала Д.Д. Лелюшенко







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!