СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературно-музыкальная композиция по творчеству Риммы Казаковой и Беллы Ахмадулиной "Говорили и пели стихами"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальная композиция по творчеству Риммы Казаковой и Беллы Ахмадулиной "Говорили и пели стихами"»

ГОВОРИЛИ И ПЕЛИ СТИХАМИ

(Музыкально-поэтический вечер
по творчеству Беллы Ахмадулиной и Риммы Казаковой)

Бэлла Михайловна:Лучшее, чем обладает каждая нация, это её язык. Лучшее в каждом языке, конечно же, созданная на нём литература. И лучшее в любой литературе – поэзия. Так что поэт является сокровищем нации, тем более, если такой поэт -женщина.

Ведущий1:Здравствуйте! Сегодняшняя наша встреча посвящена памяти сразу двух поэтесс, юбилейные даты которых отмечаются в наступившем году: Белле Ахмадулиной и Римме Казаковой. Мы вместе вспомним эпоху 60-х, подарившую нам этих замечательных поэтов, услышим песни на стихи Риммы Фёдоровны и Беллы Ахатовны, воспоминания современников, узнаем некоторые факты биографии и, конечно, на протяжении всего мероприятия будут звучать их стихи.

(Звучит песня «Ненаглядный мой»)

«Постарею, побелею, как земля зимой.
Я тобой переболею, ненаглядный мой.
Я тобой перетоскую, переворошу,
По тебе перетолкую, что в себе ношу.
До небес и бездн достану, время торопя.
И совсем твоею стану – только без тебя».

Ведущий 2: Эту песню Александры Пахмутовой в 1970-е знала и пела вся наша страна. А автор слов – Римма Казакова - получила всенародную известность и признание. Хотя многие ценители и почитатели советской поэзии уже задолго до появления песни «Ненаглядный мой» знали и успели полюбить эту поэтессу, обладающую удивительной жизненной силой и энергией.

Ведущий 1:Действительно, трудно найти среди немногих российских поэтесс более жизнестойкую и оптимистичную женщину. Наверное, в немалой степени этому способствовало народное признание ей в любви, а возможно и рождение её в самый холодный месяц года: Римма Фёдоровна родилась 27 января 1932 года в Севастополе. Имя, данное родителями изначально, было РЭМО, что означало «Революция, Электрификация, Мировой Октябрь». В 20 лет она взяла имя Римма.

Ведущий 2:Её отец был военным, мать работала секретарём-машинисткой. Раннее детство провела в Белоруссии. Школьные годы прошли в Ленинграде. Окончила исторический факультет ЛГУ. Семь лет жила на Дальнем Востоке, в Хабаровске. Работала лектором, преподавателем, в газете, на киностудии. Здесь, в 1958 году, вышел первый сборник ее стихов «Встретимся на востоке». В 1959 году принята в Союз писателей. С 1961 года живет в Москве. В 1964 – окончила высшие литературные курсы при Литературном институте им. Горького. В 1976–1981 годах – секретарь правления Союза писателей. 
Ведущий 1:Занималась переводами с языков стран ближнего и дальнего зарубежья. Автор более 70-ти популярных песен. Награждена орденами Трудового Красного знамени и Дружбы народов, орденом Кирилла и Мефодия I степени.

Ведущий 2:Отечество, работа и любовь –
Вот для чего и надобно родиться,
Вот три сосны, в которых – заблудиться
И, отыскавшись, – заблудиться вновь.

В этих 4 строках Римма Казакова сама сказала об основных темах своей поэзии: Отечество – Россия.

Ведущий 1: Какая она, Россия Риммы Казаковой?

(Чтение учащимся «Любить Россию нелегко…». Макуашева Альбина)

Любить Россию нелегко,

она - в ухабах и траншеях

и в запахах боев прошедших,

как там война ни далеко.

Но, хоть воздастся, может быть,

любовью за любовь едва ли,

безмерная, как эти дали,

не устает душа любить.

Страна, как истина, одна,-

она не станет посторонней,

и благостней, и проторенней,

тебе дорога не нужна.

И затеряться страха нет,

как незаметная песчинка,

в глубинке города, починка,

села, разъезда, верст и лет.

Отчизны мед и молоко

любую горечь пересилят.

И сладостно - любить Россию,

хотя любить и нелегко.

Ведущий 2: Среди стихов Р. Казаковой есть и такие, в которых она говорит о героическом прошлом России, в них – светлая, святая память о воевавших в годы Великой Отечественной войны. 
Константин Симонов сказал о таких стихах: «И есть в ее стихах что-то, связанное не только с музой дальних странствий, но и с музой фронтового товарищества… мне все-таки порою кажется, что женщина, которая пишет эти стихи, когда-то ходила по фронтовым дорогам, не замеченная нами, людьми того, другого поколения. И если не она сама, то ее стихи – ходили!»

(под музыку А.Герман,минусовка «На фоторгафии в газете…»)

На фотографии в газете

нечетко изображены

бойцы, еще почти что дети,

герои мировой войны.

Они снимались перед боем —

в обнимку, четверо у рва.

И было небо голубое,

была зеленая трава.


Никто не знает их фамилий,

о них ни песен нет, ни книг.

Здесь чей-то сын и чей-то милый

и чей-то первый ученик.

Они легли на поле боя, —

жить начинавшие едва.

И было небо голубое,

была зеленая трава.


Забыть тот горький год неблизкий

мы никогда бы не смогли.

По всей России обелиски,

как души, рвутся из земли.

...Они прикрыли жизнь собою, —

жить начинавшие едва,

чтоб было небо голубое,

была зеленая трава.

Ведущий 1:Я в мире громовых речей —

смущённая заика,

c тавром неизбранности лоб, среди спесивых лбов.

Я — ветер неба и земли, ликующая Ника

Там, где в защите и любви нуждается любовь!

Ведущий 2: Шли годы. Но краски этого автопортрета Риммы Казаковой начала 1970-х ярки и свежи, как и прежде.

Ведущий 1: Любовь, в стихах Казаковой , как – благо, счастье, радость и в то же время – печаль, источник горечи, драматизма, сфера противостояния личностей, неизбежных обид, страданий и борьбы .

( муз. Владимир Мирза минусовка «Моя последняя любовь»))


Моя последняя любовь

Заплаканная,нервная.

Моя последняя любовь,

Ты - первая.


Над пустотою прежних дней

И над ночной загадкою

Звездой единственной моей

Рассветною,закатною.


Над пустотою прежних дней

И над ночной загадкою

Звездой единственной моей..


Гори, даруй светлейший свет,

Он дней моих соцветие,

Моложе на бесчётность лет

И старше на столетия.


Моя последняя любовь

И светлая и чёрная,

Проигранный последний бой,

Надежда обречённая.


Моя последняя любовь

Отчаянная, верная.

Моя последняя любовь,

Ты - первая.


Гори, даруй светлейший свет,

Он дней моих соцветие,

Моложе на бесчётность лет

И старше на столетия.


Ну а потом что там-нибудь..

Ни убыло,а прибыло,

И освещает долгий путь,

Была,на долю выпала

Моя последняя любовь

Отчаянная, верная

Моя последняя любовь,

Ты - первая...


Моя последняя любовь,

Ты - первая!


Ну а потом, что там ни будь,-

Не убыло, не прибыло

И вечно освещает путь:

Была, на долю выпала.



(Шомахова Альбина, фоновая музыка:Э.Морриконе)

Быть женщиной - что это значит?

Какою тайною владеть?

Вот женщина. Но ты незрячий.

Тебе ее не разглядеть.

Вот женщина. Но ты незрячий.

Ни в чем не виноват, незряч!

А женщина себя назначит,

как хворому лекарство - врач.

И если женщина приходит,

себе единственно верна,

она приходит - как проходит

чума, блокада и война.

И если женщина приходит

и о себе заводит речь,

она, как провод, ток проводит,

чтоб над тобою свет зажечь.

И если женщина приходит,

чтоб оторвать тебя от дел,

она тебя к тебе приводит.

О, как ты этого хотел!

Но если женщина уходит,

побито голову неся,

то все равно с собой уводит

бесповоротно все и вся.

И ты, тот, истинный, тот, лучший,

ты тоже - там, в том далеке,

зажат, как бесполезный ключик,

в ее печальном кулачке.

Она в улыбку слезы спрячет,

переиначит правду в ложь...

Как счастлив ты, что ты незрячий

и что потери не поймешь.

Ведущий 2: Лучшие стихи Риммы Казаковой напоминают о сложности и противоречивости любви, о глубине и незащищенности этого чувства.



(Тахушева Амина)

«Наверное, надо любить тоньше.
Наверное, надо любить больше.
А я люблю – как живу – неровно:
то слишком мало, то огромно,
чуть слышно шёпотом - или громко;
навечно, накрепко – иль ломко.
Люблю и беспомощно - и уверенно...
Так, как загадано. Так, как повелено.
Люблю – как воюю и как играю!
Люблю – как будто вот-вот потеряю...
День ото дня - и круче, и гуще.
Всем настоящим и всем грядущим.
Наверное, можно и проще, и глаже...
Но я вот так! Полюби меня так же!»

Ведущий 1: Лирическая героиня Казаковой очень близка ее современницам. Это – личность, в высшей степени разносторонняя, живая, отзывчивая, внимательная ко всему, способная разделить чужое горе, умеющая слушать и слышать .

(Кабардова Джулиана,фоновая музыка-Эннио Морриконе «Музыка души»)

«Перестрадаешь – поймешь…»

Перестрадаешь – поймешь,

станешь добрей и сильнее.

Силу на горе помножь —

и не расстанешься с нею.

Перестрадаешь – поймешь:

ты еще духом воспрянешь.

Встанешь, вспорхнешь, запоешь,

тем, кем задумано, станешь.

Перестрадаешь – поймешь:

хоть велика будет плата,

что неприемлема ложь,

как бы ни ранила правда.

Перестрадаешь – поймешь:

душу не перелицуешь!

Легкой походкой пойдешь,

мимо беды протанцуешь.

…Перестрадаю, пойму.

Все, что сжигало, сжигаю!

Но никому, никому

этого не пожелаю.

Ведущий 2: В любом уголке мира, где только есть носители русского языка, помнят хоть несколько строк Риммы Казаковой, потому что на её стихи написано немало популярных в нашей стране песен («Ненаглядный мой», «Мадонна», «Музыка венчальная», «Ты меня любишь», «Ариадна», «Нет пути назад», «Поздняя женщина»), просто не всегда знают, что это именно строки Казаковой.

(Звучит песня «Мадонна» на стихи Казаковой)

Ведущий 1: Римма Фёдоровна ушла из жизни 19 мая 2008 года в санатории подмосковного посёлка Перхушково, где находилась последние месяцы. Похоронили её на Ваганьковском кладбище. В память о поэтессе с 2008 года для поощрения молодых поэтов учреждена Премия имени Риммы Казаковой "Начало", и объявление имён победителей происходит именно 19 мая.

В какой-то миг неуловимый,

неумолимый на года,

я поняла, что нелюбимой

уже не буду никогда.

Что были плети, были сети

не красных дат календаря,

но доброта не зря на свете

и сострадание не зря.

И жизнь - не выставка, не сцена,

не бесполезность щедрых трат,

и если что и впрямь бесценно

- сердца, которые болят.

Ведущий 2: Сегодня мало таких людей, как Римма Фёдоровна, а поэтов тем более. Мы надеемся, что её светлые, искренние, талантливые стихи найдут читателя в ХХІ веке.

(Музыка: «Королева красоты», в исполнении Муслима Магомаева, твист)

Ведущий 1: Дерзость, безотчетность порыва, свобода… были атрибутами 60-х годов прошлого века, когда в поэзию нашу не просто вошла, а буквально ворвалась молодая и необыкновенно талантливая  Белла Ахмадулина .Автор с обаятельно женственной, колдовской, обволакивающей интонацией. У неё был поставленный от природы лирический голос.

(Звучит запись стихотворения в авторском исполнении)

Ведущий 2: Белла Ахмадулина ясно, вполне отчётливо выделяется на фоне своих предшественников и современников. Круг читателей Ахмадулиной был уже, чем у лидеров «эстрадной поэзии» - Евтушенко и Вознесенского, но поклонение ещё яростнее. В её стихах ценилась не громкость, а, напротив, изящество (иногда переходящее в вычурность).

Ведущий 1: Её стих размышляет, медитирует, отклоняется от темы, явственно отмечен напряжённым женским вниманием к деталям, которое можно назвать любовью. Этим объясняется её популярность у широкого читателя.

(Звучит стихотворение «Она цеплялась за любовь»,фон:Эннио Морриконе,читает Залина Олеговна)

Она цеплялась за любовь,
Как за последнюю надежду,
Что омолаживает кровь
И носит модные одежды.

Она цеплялась за любовь,
Она счастливой быть хотела,
Пусть не хозяйкой, пусть рабой
Чужой души, чужого тела.

Она цеплялась за любовь
Уже стареющей рукою...
Любовь, надменно хмуря бровь,
Китайский чай пила с другою.

Вот дура! Дура ты, любовь,
Не с тем живешь, не тех целуешь -
Тебя как чуда ждёшь, а ты...
Уже балованных балуешь.

Эх, дура, дура ты, любовь,
Вот так умрёшь, не зная рая.
И правда - умерла любовь.
Любовь ведь тоже умирает...

Ведущий 2: Белла (Изабелла) Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года. Как признавалась сама поэтесса, в её родословной не было ничего примечательного: «Дочь таможенного Ахата и переводчицы из КГБ». Отец, Ахат Валеевич Ахмадулин, «таможенный служащий», татарин, выросший в русской семье.

Ведущий 1: Мать—Надежда Макаровна Лазарева, майор КГБ. Известная переводчица, знала несколько языков, работала в Америке в советском посольстве. Белла считала, что литературный дар у неё от матери. А вот воспитанием девочки занималась бабушка, Надежда Митрофановна Баранова, урождённая Стопани, из семьи с итальянскими корнями.

Ведущий 2: Бабушка привила девочке любовь к русской литературе, русскому языку, читая с ней Пушкина, Лермонтова, Гоголя. С этой любовью Ахмадулина и прошла по жизни:

«Влечёт меня старинный слог.
Есть обаянье в древней речи.
Оно бывает наших слов
И современнее, и резче».

Ведущий 1: Среди современных поэтов именно Белла стала хранительницей русской культуры, русского языка. Берегла язык, как священный сосуд.

Ведущий 2: Родилась Ахмадулина в Москве, вот адреса её детства: Маросейка, Покровка, Чистые пруды. Потом война, эвакуация в Уфу, когда в ней «несмышлёныше, трепетало ощущение какого-то всенародного бедствия». Ещё в детстве проявилась у Беллы страсть к сочинительству: в школе, во дворце пионеров, в литературных студиях и кружке.

Ведущий 1: Родители надеялись, что она станет филологом, на худой конец – журналисткой, но уж никак не поэтессой. В Университет, однако, Белла не поступила. Устроилась в многотиражку «Метростроевец». Одновременно занималась в студии поэта Евгения Винокурова при автомобильном заводе имени Лихачёва (тогда ещё имени Сталина). На следующий год (вопреки воле родителей) поступила в литературный институт. Поэзия стала её призванием, её сутью.

(Музыка.Звучит стихотворение «Новая тетрадь»,Каширокова Снежана)

Смущаюсь и робею пред листом
бумаги чистой.
Так стоит паломник
у входа в храм.
Пред девичьим лицом
так опытный потупится поклонник.
Как будто школьник, новую тетрадь
я озираю алчно и любовно,
чтобы потом пером ее терзать,
марая ради замысла любого.
Чистописанья сладостный урок
недолог. Перевернута страница.
Бумаге белой нанесен урон,
бесчинствует мой почерк и срамится.
Так вглубь тетради, словно вглубь лесов,
я безрассудно и навечно кану,
одна среди сияющих листов
неся свою ликующую кару.

Ведущий 2: И вот уже в 59-м, её выгнали из Литинститута за то, что вступилась за Пастернака.

Ведущий 1: Начало 60-х... Это время вспоминается, как бесконечный апрель. Весна. Стихи. Полные залы молодёжи... И  «Она - как была хороша с рыжей чёлкой, звонким, ломким голосом. Мы безоговорочно признавали её превосходство. Она восхищала, дразнила:

«Ты раскосым нездешним бельчонком
Пробегала по всем проводам,
То подобно хипповым девчонкам,
то роскошнее царственных дам»,

— писал поэт Евгений Евтушенко.(Лукожев Кантемир в роли Е.Евтушенко)

Ведущий 2: Тогда, в «оттепель», увлечение поэзией стало «знаменем времени». Молодые люди из хороших семей (Ахмадулина – дочь замминистра, Вознесенский – сын директора Гидропроекта), получившие хорошее образование, сочиняли причудливые, наивные, цветистые, стихи и читали их протяжно, навзрыд, упиваясь восторгом публики.

(Гетигежева Карина)

Не уделяй мне много времени,

вопросов мне не задавай.

Глазами добрыми и верными

руки моей не задевай.

Не проходи весной по лужицам,

по следу следа моего.

Я знаю - снова не получится

из этой встречи ничего.

Ты думаешь, что я из гордости

хожу, с тобою не дружу?

Я не из гордости - из горести

так прямо голову держу.

Ведущий 1: У Ахмадулиной была особая манера чтения своих стихов. Она любила придать томность и говорить с акцентом, как будто унаследованным от пушкинской эпохи.. Вот как об этом говорил А. Вознесенский«Белла, читая, так закидывает подбородок, что не видно ни губ, ни лица, всё лицо оказывается в тени, видна только беззащитно открытая шея с пульсирующим неземным знобящим звуком судорожного дыхания».

(Стихотворение «Дуэль». Видеоролик.)

Ведущий 2: 1962 год…Оттепель…Буквально только что вышел её первый сборник «Струна». Ей покровительствует Павел Антокольский. Она замужем за главной звездой вечеров в Политехническом – Евгением Евтушенко.

Ведущий 1: Ахмадулина снимется в нескольких фильмах «Заставы Ильича» , Марлена Хуциева, в 64-м Василий Шукшин снимет её в фильме«Живёт такой парень» в роли жеманной ленинградской журналистки .В 65-м она будет за кадром читать свои стихи в фильме «Чистые пруды» по произведениям Юрия Нагибина – своего второго мужа.

Ведущий 2: Повезло Ахмадулиной и с режиссёром Эльдаром Рязановым, который использовал её стихи в своих фильмах. Особенно ярко они вписались в культовый фильм»«Служебный роман» Там её стихи-песни перекликались со стихами любимой ею Марины Цветаевой.

(Фон –муз. Андрея Петрова «Дождь»из к/ф «Служебный роман»,читает Светлана Владимировна)

О, мой застенчивый герой,

ты ловко избежал позора.

Как долго я играла роль,

не опираясь на партнера!

К проклятой помощи твоей.

я не прибегнула ни разу.

Среди кулис, среди теней

ты спасся, незаметный глазу.

Но в этом сраме и бреду

я шла пред публикой жестокой -

все на беду, все на виду,

все в этой роли одинокой.

О, как ты гоготал, партер!

Ты не прощал мне очевидность

бесстыжую моих потерь,

моей улыбки безобидность.

И жадно шли твои стада

напиться из моей печали.

Одна, одна - среди стыда

стою с упавшими плечами.

Но опрометчивой толпе

герой действительный не виден.

Герой, как боязно тебе!

Не бойся, я тебя не выдам.

Вся наша роль - моя лишь роль.

Я проиграла в ней жестоко.

Вся наша боль - моя лишь боль.

Но сколько боли. Сколько. Сколько.


Ведущий 1:Кроме этого всеми любимы и прочувствованы стихи Ахмадулиной из кинофильмов «Ирония судьбы, или с лёгким паром, «Жестокий романс».

(Романс «А напоследок я скажу...».Кушхаунова Диана)

Ведущий 2:Трудно представить Беллу Ахмадулину в окружении подруг. Да и были ли у неё подруги? Ахмадулина категорична: «Чтобы я сидела с ними на завалинке и болтала вздор – таких нет».

 Ведущий 1:Однако: «Я преклоняюсь перед многими женщинами, а больше всего обожаю Майю Плисецкую. Но назвать её подругой... Галину Васильевну Старовойтову любила очень. Испытывала к ней огромную нежность. Такая женщина-рыцарь. Она могла быть моим другом»:

«Люблю, когда ступая, как летая,
Проноситесь, смеясь и лепеча.
Суть женственности, вечно золотая.
И для меня – священная свеча».

Ведущий 2:Суть женственности и есть суть Беллы. В юности порывистая, с возрастом изысканная.

Ведущий 1:Из воспоминаний Риммы Казаковой«...Ахмадулина всегда была такая, в вуалетках, с мушкой на щеке, экстравагантная. На вечера она приезжала на автомобиле... Она тогда была женой Юрия Нагибина. И он возил её на своём автомобиле. На ней была куртка из телёнка, на ногах у неё были модные туфли на микропорке. В общем она была красавица, богиня, ангел. Я очень любила её стихи. Признавала её превосходство надо мной и её первенство. И думала, что мне во всём до неё далеко...»

Ведущий 1:Белла ставила во главу угла дружбу. Эта тема красной нитью пронизывает всё её творчество, особенно в раннем периоде, когда дружелюбие проявляется наиболее искренне и бескорыстно.

Ведущий 2:Друзья... Это особый сюжет её жизни: «Свирепей дружбы в мире нет любви...»«Дружество» - основа её существования. Она переняла его от великих предшественников: «Дружество в высоком смысле слова указано, завещано нам Пушкиным. Я по мере жизни не утратила моей кровной соотнесённости с теми, кого могу назвать своими друзьями, со своими товарищами».

Ведущий 1: «Когда моих товарищей корят
Я понимаю слов закономерность,
Но нежности моей закаменелость
Мешает слушать мне, как их корят».

Ведущий 2:Посвящённые Андрею Вознесенскому, эти строки были её жизненной философией. Очередная опала за сборники стихов «Уроки музыки»(1969), «Стихи» (1975), «Свеча»«Метель» (1977) – их будет кромсать советская цензура, и Белла с готовностью примет участие в альманахе «Метрополь», затеянном Виктором Ерофеевым, Василием Аксёновым и Евгением Поповым при поддержке Фазиля Искандера, Андрея Битова и других «непроходных» авторов.

Ведущий 1:На дворе будет глухой «застой, в литературе будет царить состояние «тихого перепуга». Появление «Метрополя» взбаламутит литературную общественность. Оформлять его будет театральный художник Борис Мессерер – третий муж Беллы Ахмадулиной.

Ведущий 2:Её нещадно критиковали, а она, несмотря на это, написала письмо в поддержку академика Сахарова. Объясняла: «Я не надеялась спасти Сахарова – от ссылки, от другого зла. Я как-то себя спасала. Мне так полегчало. Мне так никогда легко не было».

Ведущий 1:Верность дружбе будет испытана ещё не раз: письма в защиту Льва Копелева и Георгия Владимова, дружба с преследуемым Владимиром Войновчем. Это не было бесстрашием и самосожжением. Скорее это акт экологии души. Она всей своей жизнью доказала, что порядочность и преданность – суть её природы».

Ведущий 2:Евгений Евтушенко посвятил ей стихотворение «Со мною вот что происходит»(Звучит песня, на ее фоне Сарахова Алина читает на англ.языке стихотворение )

Ведущий 1:Друзья отвечали ей взаимностью. «Я чувствую её сестрой, -- писал Василий Аксёнов на её 60-летие. – В ней ощущение непрерывной соединённости жизни. Когда я вспоминаю эпизоды, связанные с Беллой, они наполняют меня вдохновением».

Ведущий 2: «Беллу считаю родственницей», - вторит ему Евгений Попов. Подытожил Андрей Вознесенский:«Белла – Божественная женщина».

Ведущий 1:Белла считала, что поэт никогда не уйдёт раньше своего срока. И это знание вызывало у неё скорее горечь.

«Не знаю вечность или миг
Мне предстоит бродить по свету,
За этот миг иль вечность эту
Равно благодарю я мир.
Чтоб ни случилось не кляну,
А лишь благословляю лёгкость,
Моей кончины тишину,
Твоей печали мимолётность».

Ведущий 2:Предопределённость.Белла Ахмадулина ушла вослед своим друзьям 29 ноября 2010 года.

Ведущий 1:Оказавшись на тризне, друзья Беллы Ахатовны, скажут самые искренние слова, которые нельзя не процитировать.

Ведущий 2:Кинорежиссёр Эльдар Рязанов: «Ей были дарованы Богом прекрасная внешность, изумительный голос, неповторимый поэтический талант. Она прожила жизнь безукоризненную, была эталоном чести, достоинства и веры в высокие идеалы»(Хацимов Темиркан от лица Э.Рязанова говорит)

Ведущий 1:Писатель Михаил Жванецкий:«Я потрясён! Слишком любил её... Умер великий поэт. Она говорила стихами и пела стихами»(от лица М.Жванецкого говорит Мешев Тахир)

Ведущий 2:Ахмадулина была и останется самым нежным и мужественным поэтом плеяды шестидесятников, и не только – она останется одним из лучших лириков ХХ века. Запомнится такой, как в знаменитом фильме Марлена Хуциева «Застава Ильича», - юной, необыкновенно красивой, вдохновенной (кадры из фильма. Музыка)

(Звучит песня «Друзей моих прекрасные черты…»,под которую учащиеся заносят портреты 60-ников: Роберта Рождественского,Андрея Вознесенского,Булата Окуджава, Евгения Евтушенко, Риммы Казаковой и Беллы Ахмадулиной –становятся с ними полукругом,после завершения музыки, уходят, унося эти портреты)

Учитель:Эпоха 60-х подарила нам плеяду замечательных поэтов: Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский, Булат Окуджава, Евгений Евтушенко среди которых достойное место занимают Римма Казакова и Белла Ахмадулина. Такие разные и в жизни, и в творчестве, обе они – часть истории нашей страны, нашей литературы.

У нас не было сегодня цели сравнить их, да и зачем? В своих стихах обе, пусть и по-разному, обращались к вечным темам. В поэзии обеих присутствует пристальный интерес к своему времени, его проблемам, связи поколений. Самое главное для любого поэта – это продолжение жизни его стихов в незримом, но таком реальном тонком пространстве человеческой памяти. Помнить и перечитывать стихи – значит чувствовать рядом живого поэта, слышать его голос и знать, что жизнь – продолжается. Мы помним их, помним их стихи, а значит, жизнь Риммы Фёдоровны и Беллы Ахатовны продолжается.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!