Литературно-музыкальная композиция
«Никто не забыт, ничто не забыто…»
Цель мероприятия: знакомство с литературными и музыкальными произведениями о войне, воспитание чувства патриотизма, формирование у обучающихся уважения к старшим и сохранение живой связи поколений на примерах героизма и самоотверженности народа в годы Великой отечественной войны, развитие творческих способностей учащихся.
Оборудование: компьютер, проектор, книга в старой потрепанной обложке, пожелтевшая фотография, деревянные палки, мечи, пистолеты, сумка почтальона, письмо в форме треугольника.
В композиции звучат стихи (по порядку):
С. Одинокая «Фотография вложена в старую книжку…» (отрывок).
С. Маршак «Собрание сочинений» (стихи о почтальонах, отрывок)
И. Гирлянова «Письмо с войны»
Е. Ширман «Возвращение»
В. Степанов «Приходят к дедушке друзья…»
М. Владимов «Ещё тогда нас не было на свете…»
Ход мероприятия:
На заднем плане заключительные кадры из к/фильма «Офицеры». Звучит музыка Рафаила Хозака «От героев былых времен…».
На сцену выходят двое детей. У одного в руках старая книга и пожелтевшая фотография.
1 ученик:
Фотография вложена в старую книжку
И забыта среди пожелтевших страниц.
Невысокий, в шинели, какой-то парнишка,
Улыбаясь, глядит из-под длинных ресниц.
Карандашная надпись: «Зима, сорок третий»,
И, чуть ниже, другая: «Погиб как герой»…
Сколько их – безымянных героев – на свете,
Сколько их никогда не вернулось домой!..
2 ученик:
Им бы жить без забот, и дружить, и влюбляться,
Только вдруг в летний день объявили войну.
И они, взяв винтовки, в свои восемнадцать,
Шли на фронт – погибать, защищая страну…
Сколько судеб не сложено, песен не спето,
Сколько жен, матерей оставалось без сна…
Так зачем же, зачем в это страшное лето
Вдруг на нашей земле появилась война?!
На заднем плане фотография старинного дворика.
Звучит музыка Матвея Блантера «Песенка военных корреспондентов».
Дети выходят с деревянным оружием и изображают совместную деятельность, игру. На передний план выходит ученик с сумкой почтальона через плечо.
Почтальон:
В далеком южном городке с утра пылает зной,
А снег на склонах вдалеке сияет белизной.
Под темной зеленью ветвей в саду среди двора
Шумит ручей, а у детей весь день идет игра.
Какие игры у детей? Они ведут войну,
Они форсируют ручей, и враг у них в плену.
Во двор заходит почтальон, обходит все дома,
И слышит он со всех сторон:
Ученик сзади: - А нет ли нам письма?
Почтальон:
- Вам не успели написать.
Сегодня письма есть
В квартиру номер двадцать пять
И номер двадцать шесть!
Ученица: - Мы из квартиры двадцать шесть. Письмо отдайте нам!
Почтальон: - А вы сумеете прочесть?
Ученик: - Сумеем по складам!
Почтальон:
Бегут с высокого крыльца ребята за письмом.
- Письмо Петровым от отца! - молва идет кругом.
Звучит музыка Вениамина Баснера «На безымянной высоте…»
Почтальон отдаёт письмо. Двое ребят, мальчик и девочка, разворачивают письмо и делают вид, что читают. Звучит мужской голос за кадром.
Прошу тебя, - думай о прошлом.
Прошу тебя, - знай обо мне.
Я – ниточка, малая прошва
на вашем живом полотне.
Не рвись на гранитные плиты
и слезы напрасно не лей.
Мы общей судьбою повиты
на нашей костлявой земле.
Прошу тебя, думай об этом,
когда на пороге стоишь.
Ты – веточка, Ты – эстафета.
Ты многое можешь, малыш.
А я у какой-то дороги
Остался на этой войне.
Прошу тебя, думай о многих.
И что-нибудь знай обо мне.
Звучит музыка Н.Богословского «Темная ночь»
Ученица:
Это будет, я знаю...
Нескоро, быть может,
- Ты войдешь бородатый, сутулый, иной.
Твои добрые губы станут суше и строже,
Опаленные временем и войной.
Но улыбка останется.
Так иль иначе,
Я пойму - это ты.
Не в стихах, не во сне.
Я рванусь, подбегу.
И наверно, заплачу,
Как когда-то, уткнувшись в сырую шинель...
Ты поднимешь мне голову,
Скажешь: "Здравствуй..."
Непривычной рукой по щеке проведешь.
Я ослепну от слез, от ресниц и от счастья.
Это будет нескоро.
Но ты - придешь.
На заднем фоне появляются кадры с фотографиями празднования «Дня Победы». Звучит музыка Давида Тухманова «День Победы».
Ученик:
Приходят к дедушке друзья,
Приходят в День Победы.
Люблю подолгу слушать я
Их песни и беседы.
Я не прошу их повторять
Рассказов сокровенных:
Ведь повторять - опять терять
Товарищей военных,
Которых ищут до сих пор
Награды боевые.
Один сержант, другой майор,
А больше - рядовые.
Я знаю: Трудно каждый год
Рассказывать сначала
О том, как армия вперед
С надеждою шагала.
О том, какая там пальба,
Как в сердце метят пули...
- Судьба, - вздохнут они, -
Судьба! А помнишь, как в июле?
Я молча рядышком сижу,
Но, кажется порою,
Что это я в прицел гляжу,
Что я готовлюсь к бою.
Приходят к дедушке друзья
Отпраздновать Победу.
Все меньше их,
Но верю я: они опять приедут.
Все участники выходят на переднюю часть сцены.
1 ученик:
Ещё тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май!
2 ученик:
Ещё тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой,
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой!
3 ученик:
Ещё тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей земли, от всей земли!
4 ученик:
Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство и весну,
За тишину,
За мирный дом,
За мир, в котором мы живём!