СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературно-музыкальная композиция "Любовь в творчестве поэтов Серебряного века"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие позволит углубить знания о поэзии Серебряного века и сформировать эстетическое восприятие лирики у старшеклассников

Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальная композиция "Любовь в творчестве поэтов Серебряного века"»

Литературно – музыкальная композиция.

Тема: «Любовь в творчестве поэтов Серебряного века».

Цель: углубить знания о поэзии Серебряного века, формировать эстетическое восприятие лирики у старшеклассников на внеклассном мероприятии.

Задачи: 1. Познакомить учащихся с любовной лирикой Б. Пастернака и М. Цветаевой

2. Воспитывать у учащихся любовь к русской поэзии; искусству слова;

3. Развивать речь учащихся, продолжая работу над выразительным чтением стихов.

Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, музыкальные диски, свечи, книги, фотографии, портреты, гитара.

Ход мероприятия:


Ведущий 1: Борис Леонидович говорил: «В ряду чувств любовь занимает место притворно смирившейся космической стихии. Любовь так же проста и безусловна, как сознание и смерть, азот и уран. Это не состояние души, а первооснова мира».


Ведущий 2: по стихам Бориса Пастернака можно отслеживать наиболее значимые события его личной жизни. Примером является стихотворение «Никого не будет в доме…», которое поэт посвятил своей второй супруге Зинаиде Нейгауз. Роман Пастернака и Нейгауз был окутан сплетнями и домыслами. Однако ни для кого не было секретом, что поэт фактически увел свою будущую супругу у лучшего друга. К тому моменту у Пастернака уже была семья, да и сама Зинаида Нейгауз без малого 10 лет состояла в законном браке. Однако это не помешало разорвать отношения со своими «половинками». О самом начале этого необычного романа и повествует стихотворение «Никого не будет в доме…», созданное в 1931 году. 

Звучит мелодия на стихи Б. Пастернака «Никого не будет в доме»


Ведущий 1: Стихотворение Б. Пастернака «Зимняя ночь», представляющее собой сплав философской и любовной лирики, входит в «тетрадь Юрьевых писаний» в романе «Доктор Живаго» и играет роль дополнительного связующего элемента композиционной структуры произведения.

Точная дата создания стихотворения неизвестна. Ряд исследователей относит его написание к зиме 1946 года, связывая стихотворение с последней любовью и музой поэта, Ольгой Ивинской. Другие версии полагают уместным говорить о 1954-1955 гг., времени завершения работы над романом. Стихотворение обрело известность после первой публикации романа в СССР в 1988 году.

Выключается свет, зажигаются свечи, звучит романс на стихи Б. Пастернака «Зимняя ночь» в исполнении Н.Носкова. На слайде фотографии поэта, зимние пейзажи, огонь.

Ведущий 2: Они встретились в послевоенной Москве в 1946 году. Ольге на тот момент было 34, Борису Леонидовичу – уже 56. Она работала редактором в журнале «Новый мир». Однажды поэт пришёл в редакцию, и они неожиданно для самих себя разговорились. Своё первое впечатление об Ольге Пастернак записал так: «Она – олицетворение жизнерадостности и самопожертвования. По ней не заметно, что она столько в жизни перенесла» (намёк на то, что в 34 года женщина была уже дважды вдовой и воспитывала двоих маленьких детей).

С появлением Ольги в жизни Пастернака и началась работа над знаменитым романом «Доктор Живаго», который принес писателю одновременно и славу, и массу неприятностей. Он сам вспоминал, что образ Лары в его романе появился именно благодаря Ольге, её внутренней красоте, удивительной доброте и неуловимой таинственности.

Ученик читает стихотворение «Осень»

Ведущий 1: одну встречу с Пастернаком в самом начале их отношений Ольга запомнила на всю жизнь. Борис Леонидович позвонил ей в редакцию и попросил срочно прийти к памятнику Пушкину. Там он, не глядя ей в глаза, произнёс: «Я выражу вам свою просьбу: я хочу, чтобы вы мне говорили «ты», потому что «вы» – уже ложь». Она отказывалась, он уговаривал, но до конца свидания так и не смог заставить произнести это «ты». Вечером Пастернак позвонил ей и сказал, что любит и что в этом теперь вся его жизнь.

Ведущий 2:    Борис уже не мог без Ольги. Они несколько раз пытались расставаться, но всё было тщетно – проходило несколько дней, и Пастернак, обвиняя себя в слабости, вновь шёл к любимой. Однако уйти от Зинаиды поэт тоже не решался. Одному своему другу он как-то признался: «Я весь, и душа моя, и любовь, и моё творчество, всё принадлежит Олюше, а Зине, жене, остаётся один декорум. Но пусть он ей и остаётся, ведь что-то же должно остаться, я ей так обязан».

Через 3 года, осенью 1949-го, Ольгу арестовали за связь с Пастернаком, «английским шпионом». От неё требовали признания, что в переводах её любовника прослеживалась политическая неблагонадёжность и клевета на советскую действительность. Несколько месяцев Ольга провела в холодной сырой камере. Она ежедневно подвергалась пыткам. То обстоятельство, что женщина была беременна, не смягчало обращения с ней, и в результате одного такого допроса она потеряла ребёнка.

Ученик читает стихотворение «Разлука»

Ведущий 2:   Когда в пятьдесят третьем Ольга вернулась, их любовь вспыхнула с новой силой. Он писал ей письма: «Золотая моя девочка... Я связан с тобой жизнью, солнышком, светящим в окно, чувством сожаления и грусти, сознанием своей вины».


Ученик читает стихотворение «Свидание»

Учитель: Пастернак – большой поэт. Он сейчас больше всех: большинство из сущих были, некоторые есть, один он будет. Ибо, по-настоящему, его еще нет: лепет, щебет, дребезг, - весь в Завтра! – захлебывание младенца, - и этот младенец – Мир. Захлебывание. Задохновение. Пастернак не говорит, ему некогда договаривать, он весь разрывается, - точно грудь не вмещает: а – ах! Наших слов он еще не знает: что-то островитянски – ребячески – перворайски невразумительно – и опрокидывающее…

Таким видела Пастернака Марина Цветаева.

Под музыку Albioni-Adagio(Zamfir) звучит стихотворение М. Цветаевой «Идешь на меня похожий»

На слайде портреты М. Цветаевой (снимки из семейного альбома)…

Ведущий 2:   - Любовь Цветаевой – это любовь такой высоты, до которой не дотягивал ни один из ее избранников. Ведь для Марины она равна Безмерности. Поэт обрушивала на объект своего чувства море эмоций, чувств, мыслей, писем, стихов…

Ведущий 1: Из письма М. Цветаевой: «Вчера вечером я вышла из дома … Надвигался дождь. И я приняла в свои объятья весь ветер, - нет! Весь север. И это был ты. Я не взяла его домой, он остался на пороге. Он не вошел в дом, но едва я уснула, Он умчал меня в море. И все ж это называется только так: я люблю тебя»

Ученик читает стихотворение «В огромном городе моем ночь…»

Ведущий 2:   Однажды, отдыхая в Коктебеле у Максимилиана Волошина, Марина Цветаева сказала:

– Я полюблю того, кто подарит мне самый красивый камень.

На что М.Волошин ответил:

– Нет, Марина, всё будет иначе. Сначала ты полюбишь его, а после он вложит в твою руку обыкновенный булыжник, и ты назовёшь его самым красивым камнем.

Пожалуй, в этой истории вся Марина, ещё юная, но уже такая, какой она останется в своих стихах и в жизни – романтик и максималист. А стихи и жизнь сплетёт в одну самую главную тему своего творчества – тему любви.

Учитель: Она любила всю жизнь, многих, по-разному. И часто была осуждаема за свою любовь. “В жизни нет ничего случайного, и случайных встреч не бывает”, - любила говорить М.Цветаева. В ее жизни было немало неслучайных встреч: с мужем Сергеем Эфроном, единственным и всю жизнь любимым; 20-лет дружбы с Максимилианом Волошиным, ангелом-хранителем Цветаевой, переписки и дружбы до самой смерти с Б. Пастернаком, увлечения М.Рильке, А.Бахрахом, критиком, которого Цветаева в жизни своей никогда не видела; с О.Мандельштамом, первым поэтическим увлечением; А.Тарковским, В.Маяковским, составлявшим круг общения после эмиграции…

Ученик читает стихотворение “Никто ничего не отнял…”(«Я бы хотела жить с вами…)

Ведущий 1: Она много писала, вдохновленная Эфроном. Если сказать, что Марина любила мужа, значит, ничего не сказать: она его боготворила.

Писала я на аспидной доске,
И на листочках вееров поблеклых,
И на речном, и на морском песке,
Коньками по льду и кольцом на стеклах, -
И на стволах, которым сотни зим...
И, наконец, - чтоб было всем известно!
Что ты любим, любим! любим! любим! -
Расписывалась - радугой небесной.

Ведущий 2:   Где-то в начале совместной жизни с Эфроном она сказала: Только при нем я могу жить так, как живу: совершенно свободно". Он был единственным, кто ее понял и, поняв, полюбил. Сергея не устрашила ее сложность, противоречивость, особость, непохожесть на всех других.

А вообще, в жизни ее было много увлечений, но однажды Цветаева сказала: "... всю жизнь напролет пролюбила не тех...'. Ее доверчивость и неспособность вовремя понять человека - вот причины частых и горьких разочарований.

Звучит романс А. Петрова 'Под лаской плюшевого пледа' на стихи М. Цветаевой.

Ведущий 1: В ноябре 1917 года муж Марины Сергей уехал на Дон, где формировались первые части Белой армии. Сергей был человек, безусловно, одаренный: в чем-то слабый, в чем-то - очень сильный духом. Россию он любил фанатично. И, служа в Белой армии, свято верил, что спасает Россию.

Почти три года жила Марина в голодной красной Москве, не получая вестей от Сергея. Терпела не просто нужду, а нищету. В эмиграции же Цветаева не прижилась. Все чаще и чаще ее стихи, поэмы, проза отвергались и газетами, и журналами.

Ученица читает стихотворение «Я тебя отвоюю…»(«Вото опять окно…», «Имя твое…»)

Ведущий 2:    Письма ее знакомым и близким полны сетований на одиночество и беспросветную нужду. Но в письмах были и стихи... Главным адресатом ее стихов в России, в Москве, был Пастернак. Его мнением она дорожила. "Когда пишу, я ни о чем не думаю, кроме вещи, потом когда напишу, - о тебе...".

Пастернаку Цветаева посвятила много стихов. Стихотворение «Расстояния, версты мили» написано в марте 1925 года.

Звучит Стихотворение "Расстояние: версты, мили...".

Ведущий 1: Спустя годы это стихотворение обрело особое звучание, явно выходя за рамки личного поэтического послания. Версты, дали, мили разделяли в послереволюционные годы не только двух прекрасных поэтов. Крутые исторические события 1917 года расслоили и развели по разным концам земли множество замечательных людей России, разлучили надолго, а то и навсегда с Родиной.

Звучит песня «Мне нравится…»



Учитель: нам кажется, что стихотворения Б.Пастернака и М.Цветаевой бессмертны. Ими зачитывались при жизни поэтов, их читают сейчас и, думаю, будут читать наши потомки. Потому что пока человек любит, он нуждается именно в таких поэтических строчках, а потребность любить и быть любимыми люди будут испытывать всегда, так как любовь – чувство вечное.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!