«Кинолента блокадного Ленинграда»
литературно- музыкальная композиция посвящается
80- летию снятия блокады Ленинграда.
Цель: Воспитание патриотизма и чувства гордости за советский народ через изучение истории блокадного Ленинграда, подвига, совершённого его жителями.
Задачи: 1. Привлечь внимание к истории нашей России.
2. Воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастности к великим историческим событиям, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и блокадникам.
3. Расширить кругозор учащихся в рамках исторически значимых событий нашей страны через книги и журналы.
4. Создать условия для более глубокого ознакомления детей и подростков с событиями блокадных лет, примерами боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины;
Оборудование: Компьютер, колонки, мультимедийная установка, листы ватмана, фото материал, распечатанный для видеокадров, видеоролики и фонограммы и сопровождающая презентация.
Вступительное слово (Слайд)
Ведущий:
27 января –День воинской славы России. Сегодня мы собрались, чтобы отметить невероятно важное и значимое событие не только для одного города, но и для всей страны –80 годовщину со дня полного снятия блокады с Ленинграда. 900 дней, почти три года, длилась беспримерная героическая борьба жителей города на Неве с врагом и голодом. Ничто не смогло сломить их воли и мужества. Оборона Ленинграда – одна из самых героических страниц отечественной истории и одновременно самая трагическая. И наша встреча посвящена всем ленинградцам, пережившим эти страшные дни, отстоявшим свой родной и любимый город, и тем, кто не дожил до этого долгожданного светлого дня. Голос Левитана о начале войны
1 учащийся:
Что может быть страшнее, чем война?!
Лишь слезы да страдания несет она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучает и друзей.
2 учащийся:
Ранним утром 22 июня 1941 года на нашу страну напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер. Он хотел захватить нашу страну за 6 недель. Решено было затопить Москву, поставив огромные плотины вокруг города. К середине октября немцы были у стен столицы. Но Москва не сдалась.
Ведущий
Гитлер считал, что Москва – это сердце Советского Союза, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда.
3 учащийся:
Взятие Ленинграда представляло огромное значение для Гитлера. Захватить Ленинград для фашистов – очень важно. Для Гитлера Ленинград был "лакомым куском"- ведь здесь находится Балтийский флот и дорога на Мурманск и Архангельск, откуда во время войны приходила помощь от союзников.
1 учащийся:
8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиной в 900 дней и ночей. 900 дней мук и слез, горестей и смертей, надежд и тревог, труда и борьбы.
Ведущий:
900 героических дней. Ни один город, ни одна крепость за всю историю существования человечества не выносила столь жестокого испытания... Гитлер решил стереть с лица земли Ленинград. Он был уверен, что голодающие, мерзнущие, жаждущие люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, начнут роптать, перестанут работать, в конце концов, сами сдадут город.
Не вышло! Оборона Ленинграда сорвала все планы врага.
Всего рассказать невозможно. Перелистаем всего лишь несколько блокадных страниц…
(СЛАЙД: «Дети блокадного Ленинграда»)
4 учащийся:
В начале вероломного нападения Германии на СССР дети Ленинграда должны были быть эвакуированы по решению от 29 июня 1941 года исполкома Лен горсовета «О вывозе детей из Ленинграда в Ленинградскую и Ярославскую области».
Ведущий:
Это было ошибочное решение. На подступах к Ленинграду уже находились вражеские войска.
Составы c детьми подверглись варварским налётам и атакам немецких лётчиков, бомбивших железнодорожные станции и расстреливавших их с самолётов. Из «эвакуации» дети и подростки были вынуждены возвращаться в осаждённый город, туда же прибывали жители Ленинградской области, Карелии и Прибалтики.
5 учащийся:
В школы дети в Ленинграде пошли в ноябре 1941 года, занятия проходили в школьных зданиях, красных уголках, бомбоубежищах, и квартирах — в местах, максимально приближенных к условиям и месту жительства школьников.
Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе.
Ведущий:
В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники.
Видеоролик (ДЕТИ)
(Слайд «Дневник Тани Савичевой»)
6 учащийся:
В осажденном Ленинграде
Эта девочка жила
В ученической тетради
Свой дневник она вела.
в дни войны погибла Таня,
Таня в памяти жива:
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир её слова:
“Женя умерла 29 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года.
Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года…”
А в ночи пронзает небо
Острый свет прожекторов
Дома нет ни крошки хлеба,
Не найдёшь полена дров.
От коптилки не согреться
Карандаш дрожит в руке,
Но выводит кровью сердце
В сокровенном дневнике:
“Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года,
дядя Ваня умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года”
Отшумела, отгремела
Орудийная гроза,
Только память то и дело
Смотрит пристально в глаза.
К солнцу тянутся берёзки,
Пробивается трава,
А на скорбном Пискарёвском
Остановят вдруг слова:
«Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года.
Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года».
Светлый день встречайте, люди,
Люди, вслушайтесь в дневник:
Он звучит сильней орудий,
Тот безмолвный детский крик:
«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!»
7 учащийся:
Долгие годы после войны считалось, что 12-летняя Таня, последняя из Савичевых, умерла в блокадном Ленинграде. Но оказалось, что Савичевы умерли не все.
У неё осталась старшая сестра, которая во время блокады была эвакуирована вместе с заводом, где она работала. И старшая сестра знает продолжение истории, из которой один за другим вычёркивались все герои. Это она нашла Танин дневник. Из её рук «Дневник Тани Савичевой» попал в ленинградский музей, оттуда — в Нюрнберг, и дальше эта повесть длиной в 41 строку облетела по орбите планету.
8 учащийся:
Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом, страшным и веским,
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм, проклиная.
Танин дневник – это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это все повториться!»
Ведущий:
Нюрнбергский процесс важная и неотъемлемая часть происходившего с нашим народом во время Второй Великой Отечественной Войны. А вообще война стерла границы возраста, пола и национальности. Но давайте посмотрим, что происходило с евреями в Ленинграде.
(Слайд: «Еврейский народ во время блокады»)
9 учащийся:
Среди защищавших и освобождавших блокадный Ленинград, конечно немало было евреев. Вспомним их имена.
Героев Советского Союза , Абрам Григорьевич Свердлов., получивший это звание на Ленинградском фронте. Он был Командиром отряда торпедных катеров. Перечень заслуг звучит солидно: «в результате четырех смелых и дерзких атак» отряд командира Свердлова потопил «7 кораблей общим водоизмещением 7170 тонн», да еще «Юнкерс» в придачу. Свердлов – урожденный петербуржец, сын служащего, кадровый офицер. Вышел в отставку в чине капитана 1 ранга. Умер в 1991 году, не дожив года до восьмидесятилетия.
10 учащийся:
Короткая жизнь выпала и двум летчикам – Михаилу Николаевичу Плоткину и Юрию Эммануиловичу Бунимовичу.
Оба они не вернулись с войны.
Плоткин участвовал в налетах советской авиации на Берлин 8 и 9 августа 1941 года – за это и получил звезду героя. А во время обороны Ленинграда он командовал одной из эскадрилий минно-торпедного авиаполка... Именно про этих летчиков, поддерживавших Балтийский флот с воздуха, снят фильм «Торпедоносцы». Погиб майор Плоткин 7 марта 1942.
Старший лейтенант Бунимович, уроженец Владикавказа, также служивший в минно-торпедном полку, получил золотую звезду именно за уничтожение вражеских судов на Балтийском море: он был одним из самых «результативных» летчиков Балтики. 3 самолета противника сбил в воздушных боях. Правда, награду он получил уже посмертно. 14 января при возвращении с боевого задания самолет Бунимовича разбился.
Ведущий:
ГОРОД ЖИЛ и породолжал жить.
(слайд «Дети на Заводах»)
11 учащийся:
Несмотря на голод, холод, нечеловеческие условия, Ленинград не только жил, он давал фронту танки и самолеты. Люди недосыпали, недоедали, но выполняли поставленные перед ними задачи на трудовом фронте. Работали на военных предприятиях, выпуская военную продукцию, в том числе составляющие детали для «Катюш». Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более двух тысяч танков, полторы тысячи самолетов, сто пятьдесят тяжелых орудий, двенадцать тысяч минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин.
12 учащийся:
Требовались рабочие. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, получавшие 125 грамм хлеба в сутки, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага
4 учащийся:
Я вспоминаю хлеб блокадных лет,
Который в детском доме нам давали.
Не из муки он был - из наших бед,
И что в него тогда только не клали!
Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,
С корой. Колючий так, что режет десна.
Тяжелый, горький - с хвоей, лебедой,
На праздник, очень редко - чистый просто.
Но самый сильный голод был, когда
Хлеб мы по два-три дня не получали.
Мы понимали, что война – это беда,
Но каждый день с надеждой хлеба ждали.
Не дни мы голодали, а года.
Хоть раз наесться досыта мечтали.
Кто видел, не забудет никогда,
Как с голоду детишки умирали.
Слайд (хлеб)
Ведущий:
В таких жестких условиях город жил и работал все 900 дней блокады. Фашисты окружили город по суше, но Ладожское озеро оставалось советским.
Калачев: (Слайд Дорога жизни)
Ставка Верховного главнокомандования предпринимала усилия, чтобы облегчит жизнь людей в блокадном Ленинграде. По воде и льду Ладожского озера ленинградцы проложили дорогу, соединяющую город с Большой землей, не занятой врагом. Эта дорога была названа ДОРОГОЙ ЖИЗНИ.
Видеоролик (Под песню Розенбаум «На дороги жизни» идет видеоряд)
13 учащийся:
О да - иначе не могли
Ни те бойцы, ни те шоферы,
Когда грузовики вели
По озеру в голодный город.
Холодный ровный свет луны,
Снега сияют исступленно, и со стеклянной вышины
Врагу отчетливо видны
Внизу идущие колонны.
И было все на том году
Машина задняя осела
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонта на пять минут - пустяк,
Поломка эта не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Ведущий (Слайд_ «Ладожское озеро»)
Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую землю вывозили детей, раненых, истощенных людей. Сколько людей спасла эта дорога. Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни».
( Слайд «Поэтессы блокадного Ленинграда Ольг Берггольц)»)
14 учащийся:
Несмотря на ужас блокады, Ленинград оставался культурной столицей страны. Ленинградцы писали стихотворения, сочиняли музыку, спасали музейные ценности. Все 872 дня тяжелейшей блокады Ленинграда рядом с измученными горожанами был мягкий, искренний голос поэтессы Ольги Берггольц. Ее выступлений по радио ждали, не отходя от репродукторов, тысячи человек. Голос Берггольц давал им надежду, веру и силу жить дальше.
Но даже тем, кто все хотел бы сгладить
в зеркальной, робкой памяти людей,
не дам забыть, как падал ленинградец
на желтый снег пустынных площадей.
15 учащийся:
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
не поколеблет грохот канонад,
и если завтра будут баррикады-
мы не покинем наших баррикад…
И женщины с бойцами встанут рядом,
и дети нам патроны поднесут,
и надо всеми нами зацветут
старинные знамена Петрограда.
Поэзия Ольги Берггольдц стала голосом блокадного Ленинграда. До си пор строки из ее стихотворений отражаются в наших сердцах.
Видеоролик (Стихи читает Ольга Берггольдц)
(Слайд Эрмитаж)
16 учащийся:
22 июня 1941 года все работники Эрмитажа были вызваны в музей. Научные сотрудники Эрмитажа, работники его охраны, технические служащие — все принимали участие в упаковке, затрачивая на еду и отдых не более часа в сутки. А со второго дня к ним пришли на помощь сотни людей, которые любили Эрмитаж… Были эвакуированы произведения Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Рембрандта.
17 учащийся:
Работа по упаковке вещей велась круглосуточно, с небольшим перерывом на два-три часа ночью. Спали по очереди, в залах, где шла упаковка, на стульях или на свёрнутых коврах. Даже зрительный зал Эрмитажного театра служил местом отдыха и сна. Шесть суток ушло на подготовку к эвакуации экспонатов первого эшелона — 500 тысяч единиц хранения (вся экспозиция) — время неправдоподобно малое.
9 июля железнодорожный состав благополучно прибыл в Свердловск (сейчасЕкатеринбург), и ящики с эрмитажными коллекциями были размещены в Картинной галерее, костеле и в подвалах особняка Ипатьева.
18 учащийся:
Давайте попытаемся представить себе изможденных, голодных людей, которые, шатаясь от слабости, спасали коллекции Эрмитажа, Русского музея, Петропавловки… Тех, кто вел экскурсии для солдат в нетопленых залах, демонстрируя порой пустые рамы — и страстно, ярко рассказывая о картинах, которые когда-то висели в этих залах. Для этого нужна была великая вера — вера в то, что настанет время, и эти картины вернутся, и люди, затаив дыхание, снова будут стоять перед ними…
(Слайд Шостакович)
16 учащийся:
Давайте представим себе тех, кто выходил на сцену в холодных залах, играл великую музыку, тем самым даря людям, которые ее слушали, великую веру в то, что наш народ, наша культура непобедимы. Великий композитор Дмитрий Шостакович - житель блокадного Ленинграда - как все жители защищал город. А ночью сочинял музыку. И в Большом зале филармонии состоялся концерт.
Видеоролик (Включается отрывок из 7 симфонии Шостаковича)
(Слайд с фото Жукова)
Ведущий:
И вот наступил момент прорыва блокады. Операцией по освобождению Ленинграда командовал выдающийся советский военачальник Георгий Константинович Жуков. Одной из главных задач войск Ленинградского фронта зимой 1942-43 года был прорыв фронта противника вдоль побережья Ладожского озера. Наступление началось утром 18 января 1943 года. В результате успешных действий бойцов Ленинградского и Волховского фронтов был освобожден участок побережья озера длиной 8-10 км. Так было разорвано кольцо блокады.
(Слайд: Прорыв блокады)
19 учащийся:
В осеннем тумане, в январском снегу
Стоит Ленинград на морском берегу.
С дворцами и парками, строг и красив,
Как будто вплывает в широкий залив.
В блокадные дни, под обстрелом, в снегу
Не сдался, не сдался наш город врагу.
Здесь гордые, смелые люди живут,
И ценится всюду их доблестный труд.
27 января 1944 года – день великого ликования ленинградцев, которого упорно ждали все его защитники 900 долгих дней и ночей. Радио объявило: «Город Ленинград освобожден от вражеской блокады!» Все выбежали на улицу, кричали: «Ура!», - поздравляли друг друга. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.
Игорь
Ленинградцы выстояли и победили. 900 героических дней обороны Ленинграда навсегда сохранятся в памяти народа. За мужество и героизм, проявленные в войне городу присвоено звание «Город-герой». Полтора миллиона ленинградцев были представлены к награде, из них пятнадцать тысяч двести сорок девять детей.
Ведущий:
Внимание! Объявляется минута молчания в память о погибших в годы блокады. Прошу всех встать!
Под песни военных лет дети создают видеокадры тех времен и вывешивают их на стену. Получился целый видеоряд.