СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературно музыкальная композиция :"Лента блокадного Ленинграда"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: воспитание патриотизма и чувства гордости за советский народ, через изучение истории блокадного Ленинграда,  подвига, совершонного  его жителями.

Просмотр содержимого документа
«Литературно музыкальная композиция :"Лента блокадного Ленинграда"»

«Кинолента блокадного Ленинграда»

литературно- музыкальная композиция посвящается

80- летию снятия блокады Ленинграда.

Цель: Воспитание патриотизма и чувства гордости за советский народ через изучение истории блокадного Ленинграда, подвига, совершённого его жителями.

Задачи: 1. Привлечь внимание к истории нашей России.

2. Воспитывать чувство патриотизма, сознательности, сопричастности к великим историческим событиям, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и блокадникам.

3. Расширить кругозор учащихся в рамках исторически значимых событий нашей страны через книги и журналы.

4. Создать условия для более глубокого ознакомления детей и подростков с событиями блокадных лет, примерами боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины;

Оборудование: Компьютер, колонки, мультимедийная установка, листы ватмана, фото материал, распечатанный для видеокадров, видеоролики и фонограммы и сопровождающая презентация.

Вступительное слово (Слайд)

Ведущий:

27 января –День воинской славы России. Сегодня мы собрались, чтобы отметить невероятно важное и значимое событие не только для одного города, но и для всей страны –80 годовщину со дня полного снятия блокады с Ленинграда. 900 дней, почти три года, длилась беспримерная героическая борьба жителей города на Неве с врагом и голодом. Ничто не смогло сломить их воли и мужества. Оборона Ленинграда – одна из самых героических страниц отечественной истории и одновременно самая трагическая. И наша встреча посвящена всем ленинградцам, пережившим эти страшные дни, отстоявшим свой родной и любимый город, и тем, кто не дожил до этого долгожданного светлого дня. Голос Левитана о начале войны

1 учащийся:

Что может быть страшнее, чем война?!
Лишь слезы да страдания несет она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучает и друзей.

2 учащийся:

Ранним утром 22 июня 1941 года на нашу страну напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер. Он хотел захватить нашу страну за 6 недель. Решено было затопить Москву, поставив огромные плотины вокруг города. К середине октября немцы были у стен столицы. Но Москва не сдалась.

Ведущий
Гитлер считал, что Москва – это сердце Советского Союза, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. 

3 учащийся:

Взятие Ленинграда представляло огромное значение для Гитлера. Захватить Ленинград для фашистов – очень важно.  Для Гитлера Ленинград был "лакомым куском"- ведь здесь находится Балтийский флот и дорога на Мурманск и Архангельск, откуда во время войны приходила помощь от союзников.

1 учащийся:

8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиной в 900 дней и ночей. 900 дней мук и слез, горестей и смертей, надежд и тревог, труда и борьбы.

Ведущий:

900 героических дней. Ни один город, ни одна крепость за всю историю существования человечества не выносила столь жестокого испытания... Гитлер решил стереть с лица земли Ленинград. Он был уверен, что голодающие, мерзнущие, жаждущие люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, начнут роптать, перестанут работать, в конце концов, сами сдадут город.

Не вышло! Оборона Ленинграда сорвала все планы врага.
Всего рассказать невозможно. Перелистаем всего лишь несколько блокадных страниц…

(СЛАЙД: «Дети блокадного Ленинграда»)

4 учащийся:

В начале вероломного нападения Германии на СССР дети Ленинграда должны были быть эвакуированы по решению от 29 июня 1941 года исполкома Лен горсовета «О вывозе детей из Ленинграда в Ленинградскую и Ярославскую области».

Ведущий:

Это было ошибочное решение. На подступах к Ленинграду уже находились вражеские войска.

Составы c детьми подверглись варварским налётам и атакам немецких лётчиков, бомбивших железнодорожные станции и расстреливавших их с самолётов. Из «эвакуации» дети и подростки были вынуждены возвращаться в осаждённый город, туда же прибывали жители Ленинградской области, Карелии и Прибалтики.

5 учащийся:

В школы дети в Ленинграде пошли в ноябре 1941 года, занятия проходили в школьных зданиях, красных уголках, бомбоубежищах, и квартирах — в местах, максимально приближенных к условиям и месту жительства школьников.

Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе.

Ведущий:

В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. 

Видеоролик (ДЕТИ)

(Слайд «Дневник Тани Савичевой»)

6 учащийся:

В осажденном Ленинграде

Эта девочка жила

В ученической тетради

Свой дневник она вела.

в дни войны погибла Таня,

Таня в памяти жива:

Затаив на миг дыханье,

Слышит мир её слова:

“Женя умерла 29 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года.

Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года…”

А в ночи пронзает небо

Острый свет прожекторов

Дома нет ни крошки хлеба,

Не найдёшь полена дров.

От коптилки не согреться

Карандаш дрожит в руке,

Но выводит кровью сердце

В сокровенном дневнике:

“Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года,

дядя Ваня умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года”

Отшумела, отгремела 

Орудийная гроза, 

Только память то и дело 

Смотрит пристально в глаза. 

К солнцу тянутся берёзки, 

Пробивается трава, 

А на скорбном Пискарёвском 

Остановят вдруг слова: 

«Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года.

 Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года». 

Светлый день встречайте, люди, 

Люди, вслушайтесь в дневник: 

Он звучит сильней орудий, 

Тот безмолвный детский крик: 

«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!»

7 учащийся:

Долгие годы после войны считалось, что 12-летняя Таня, последняя из Савичевых, умерла в блокадном Ленинграде. Но оказалось, что Савичевы умерли не все.

У неё осталась старшая сестра, которая во время блокады была эвакуирована вместе с заводом, где она работала. И старшая сестра знает продолжение истории, из которой один за другим вычёркивались все герои. Это она нашла Танин дневник. Из её рук «Дневник Тани Савичевой» попал в ленинградский музей, оттуда — в Нюрнберг, и дальше эта повесть длиной в 41 строку облетела по орбите планету.

8 учащийся:

Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом, страшным и веским,
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм, проклиная.
Танин дневник – это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это все повториться!»

Ведущий:

Нюрнбергский процесс важная и неотъемлемая часть происходившего с нашим народом во время Второй Великой Отечественной Войны. А вообще война стерла границы возраста, пола и национальности. Но давайте посмотрим, что происходило с евреями в Ленинграде.

(Слайд: «Еврейский народ во время блокады»)


9 учащийся:

Среди защищавших и освобождавших блокадный Ленинград, конечно немало было евреев. Вспомним их имена.

Героев Советского Союза , Абрам Григорьевич Свердлов., получивший это звание на Ленинградском фронтеОн был Командиром отряда торпедных катеров. Перечень заслуг звучит солидно: «в результате четырех смелых и дерзких атак» отряд командира Свердлова потопил «7 кораблей общим водоизмещением 7170 тонн», да еще «Юнкерс» в придачу. Свердлов – урожденный петербуржец, сын служащего, кадровый офицер. Вышел в отставку в чине капитана 1 ранга. Умер в 1991 году, не дожив года до восьмидесятилетия.

10 учащийся:

Короткая жизнь выпала и двум летчикам – Михаилу Николаевичу Плоткину и Юрию Эммануиловичу Бунимовичу.

Оба они не вернулись с войны.

Плоткин участвовал в налетах советской авиации на Берлин 8 и 9 августа 1941 года – за это и получил звезду героя. А во время обороны Ленинграда он командовал одной из эскадрилий минно-торпедного авиаполка... Именно про этих летчиков, поддерживавших Балтийский флот с воздуха, снят фильм «Торпедоносцы». Погиб майор Плоткин 7 марта 1942.

Старший лейтенант Бунимович, уроженец Владикавказа, также служивший в минно-торпедном полку, получил золотую звезду именно за уничтожение вражеских судов на Балтийском море: он был одним из самых «результативных» летчиков Балтики. 3 самолета противника сбил в воздушных боях. Правда, награду он получил уже посмертно. 14 января при возвращении с боевого задания самолет Бунимовича разбился.

Ведущий:

ГОРОД ЖИЛ и породолжал жить.

(слайд «Дети на Заводах»)

11 учащийся:

Несмотря на голод, холод, нечеловеческие условия, Ленинград не только жил, он давал фронту танки и самолеты. Люди недосыпали, недоедали, но выполняли поставленные перед ними задачи на трудовом фронте. Работали на военных предприятиях, выпуская военную продукцию, в том числе составляющие детали для «Катюш». Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более двух тысяч танков, полторы тысячи самолетов, сто пятьдесят тяжелых орудий, двенадцать тысяч минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин.

12 учащийся:

Требовались рабочие. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, получавшие 125 грамм хлеба в сутки, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага

4 учащийся:

Я вспоминаю хлеб блокадных лет,

Который в детском доме нам давали.

Не из муки он был - из наших бед,

И что в него тогда только не клали!

Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,

С корой. Колючий так, что режет десна.

Тяжелый, горький - с хвоей, лебедой,

На праздник, очень редко - чистый просто.

Но самый сильный голод был, когда

Хлеб мы по два-три дня не получали.

Мы понимали, что война – это беда,

Но каждый день с надеждой хлеба ждали.

Не дни мы голодали, а года.

Хоть раз наесться досыта мечтали.

Кто видел, не забудет никогда,

Как с голоду детишки умирали.

Слайд (хлеб)

Ведущий:

В таких жестких условиях город жил и работал все 900 дней блокады. Фашисты окружили город по суше, но Ладожское озеро оставалось советским.

Калачев: (Слайд Дорога жизни)

Ставка Верховного главнокомандования предпринимала усилия, чтобы облегчит жизнь людей в блокадном Ленинграде. По воде и льду Ладожского озера ленинградцы проложили дорогу, соединяющую город с Большой землей, не занятой врагом. Эта дорога была названа ДОРОГОЙ ЖИЗНИ.

Видеоролик (Под песню Розенбаум «На дороги жизни» идет видеоряд)

13 учащийся:

О да - иначе не могли

Ни те бойцы, ни те шоферы,

Когда грузовики вели

По озеру в голодный город.

Холодный ровный свет луны,

Снега сияют исступленно, и со стеклянной вышины

Врагу отчетливо видны

Внизу идущие колонны.

И было все на том году

Машина задняя осела

Шофер вскочил, шофер на льду.

Ну, так и есть, мотор заело.

Ремонта на пять минут - пустяк, 

Поломка эта не угроза,

Да рук не разомкнуть никак:

Их на руле свело морозом.


Ведущий (Слайд_ «Ладожское озеро»)

Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую землю вывозили детей, раненых, истощенных людей. Сколько людей спасла эта дорога. Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни».

( Слайд «Поэтессы блокадного Ленинграда Ольг Берггольц)»)

14 учащийся:

Несмотря на ужас блокады, Ленинград оставался культурной столицей страны. Ленинградцы писали стихотворения, сочиняли музыку, спасали музейные ценности. Все 872 дня тяжелейшей блокады Ленинграда рядом с измученными горожанами был мягкий, искренний голос поэтессы Ольги Берггольц. Ее выступлений по радио ждали, не отходя от репродукторов, тысячи человек. Голос Берггольц давал им надежду, веру и силу жить дальше.

Но даже тем, кто все хотел бы сгладить
в зеркальной, робкой памяти людей,
не дам забыть, как падал ленинградец
на желтый снег пустынных площадей.

15 учащийся:

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
не поколеблет грохот канонад,
и если завтра будут баррикады-
мы не покинем наших баррикад…
И женщины с бойцами встанут рядом,
и дети нам патроны поднесут,
и надо всеми нами зацветут
старинные знамена Петрограда.

Поэзия Ольги Берггольдц стала голосом блокадного Ленинграда. До си пор строки из ее стихотворений отражаются в наших сердцах.

Видеоролик (Стихи читает Ольга Берггольдц)

(Слайд Эрмитаж)

16 учащийся:

22 июня 1941 года все работники Эрмитажа были вызваны в музей. Научные сотрудники Эрмитажа, работники его охраны, технические служащие — все принимали участие в упаковке, затрачивая на еду и отдых не более часа в сутки. А со второго дня к ним пришли на помощь сотни людей, которые любили Эрмитаж… Были эвакуированы произведения Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Рембрандта.

17 учащийся:

Работа по упаковке вещей велась круглосуточно, с небольшим перерывом на два-три часа ночью. Спали по очереди, в залах, где шла упаковка, на стульях или на свёрнутых коврах. Даже зрительный зал Эрмитажного театра служил местом отдыха и сна. Шесть суток ушло на подготовку к эвакуации экспонатов первого эшелона — 500 тысяч единиц хранения (вся экспозиция) — время неправдоподобно малое.

9 июля железнодорожный состав благополучно прибыл в Свердловск (сейчасЕкатеринбург), и ящики с эрмитажными коллекциями были размещены в Картинной галерее, костеле и в подвалах особняка Ипатьева.

18 учащийся:

Давайте попытаемся представить себе изможденных, голодных людей, которые, шатаясь от слабости, спасали коллекции Эрмитажа, Русского музея, Петропавловки… Тех, кто вел экскурсии для солдат в нетопленых залах, демонстрируя порой пустые рамы — и страстно, ярко рассказывая о картинах, которые когда-то висели в этих залах. Для этого нужна была великая вера — вера в то, что настанет время, и эти картины вернутся, и люди, затаив дыхание, снова будут стоять перед ними…

(Слайд Шостакович)

16 учащийся:

Давайте представим себе тех, кто выходил на сцену в холодных залах, играл великую музыку, тем самым даря людям, которые ее слушали, великую веру в то, что наш народ, наша культура непобедимы. Великий композитор Дмитрий Шостакович - житель блокадного Ленинграда - как все жители защищал город. А ночью сочинял музыку. И в Большом зале филармонии состоялся концерт.

Видеоролик (Включается отрывок из 7 симфонии Шостаковича)

(Слайд с фото Жукова)

Ведущий:

И вот наступил момент прорыва блокады. Операцией по освобождению Ленинграда командовал выдающийся советский военачальник Георгий Константинович Жуков. Одной из главных задач войск Ленинградского фронта зимой 1942-43 года был прорыв фронта противника вдоль побережья Ладожского озера. Наступление началось утром 18 января 1943 года. В результате успешных действий бойцов Ленинградского и Волховского фронтов был освобожден участок побережья озера длиной 8-10 км. Так было разорвано кольцо блокады.

(Слайд: Прорыв блокады)

19 учащийся:

В осеннем тумане, в январском снегу

Стоит Ленинград на морском берегу.
С дворцами и парками, строг и красив,
Как будто вплывает в широкий залив.
В блокадные дни, под обстрелом, в снегу
Не сдался, не сдался наш город врагу.
Здесь гордые, смелые люди живут,
И ценится всюду их доблестный труд.

27 января 1944 года – день великого ликования ленинградцев, которого упорно ждали все его защитники 900 долгих дней и ночей. Радио объявило: «Город Ленинград освобожден от вражеской блокады!» Все выбежали на улицу, кричали: «Ура!», - поздравляли друг друга. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.


Игорь

Ленинградцы выстояли и победили. 900 героических дней обороны Ленинграда навсегда сохранятся в памяти народа. За мужество и героизм, проявленные в войне городу присвоено звание «Город-герой». Полтора миллиона ленинградцев были представлены к награде, из них пятнадцать тысяч двести сорок девять детей.

Ведущий:

Внимание! Объявляется минута молчания в память о погибших в годы блокады. Прошу всех встать!

Под песни военных лет дети создают видеокадры тех времен и вывешивают их на стену. Получился целый видеоряд.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!