СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературно-музыкальная композиция

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальная композиция»











Литературно – музыкальная композиция, посвящённая поэтам и писателям, участвовавшим в Великой Отечественной войне.





«Строки, опалённые войной».





Учитель русского языка и литературы:

Беланчук Е.В.







Ачинск,2018г.

Тихо звучит песня на слова В. Лебедева – Кумача «Священная война», затем громче… После припева музыка смолкает. Говорит ведущий.

1-й ведущий. Прошли десятилетия с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, но память людская хранит подвиги, совершавшиеся день за днём все долгие годы войны.

2-й ведущий. Люди!

Покуда сердца стучатся,

Помните!

Какою ценой завоёвано счастье,

Пожалуйста, помните!

Детям своим расскажите о них,

Чтоб запомнили!

Детям детей расскажите о них,

Чтобы тоже запомнили!

3-й ведущий. Время войны – спрессованное время. Год его приравнивался к десятилетию мирной жизни. Закономерно, что и поэзия, глубоко выразившая то время, - это поэзия особой насыщенности, особой спрессованности не столько специфически батального, сколько человеческого – и в смысле деяний, и в смысле раздумий, переживаний.

Продолжает звучать песня на слова Лебедева – Кумача «Священная война».

1-й ведущий. Эта песня заставляет вспомнить, что война – это страшное испытание для всего народа, это испытание для нашей литературы.

2-й ведущий. Сколько же писателей было на фронте?

3-й ведущий. Свыше 2000 писателей и поэтов отправились на фронт. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяли страдания, опасности, лишения военных дней со всеми.

1-й ведущий. Они создавали стихи и песни, которые поднимали боевой дух солдат.

2-й ведущий. Более 300 писателей и поэтов пали смертью храбрых. Среди них Юрий Крымов, Иосиф Уткин, Аркадий Гайдар, молодые поэты – Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Майоров.

3-й ведущий. Николай Майоров писал о своём героическом поколении:

Мы были высоки, русоволосы.

Вы в книгах прочитаете, как миф,

О людях, что ушли не долюбив,

Не докурив последней папиросы.

Исполняется песня «Нам нужна одна победа» ( стихи и музыка Б.Окуджавы), постепенно звук затихает, на фоне тихо звучащей песни слышны слова ведущего.

1-й ведущий. Стихи и песни звали русских людей на решительный бой с фашистами, укрепляли мужество защитников.

2- ведущий. Поэзия в годы войны заняла огромное место в духовной жизни миллионов людей. Она укрепляла веру в победу, в силу человека, помогала переносить испытания. Она помогала людям жить!

Звучит стихотворение К. Симонова «Жди меня…». Читает подготовленный чтец.

3-й ведущий. Несмотря на суровое время, люди оставались людьми, они продолжали ждать, надеяться, любить.

Звучит стихотворение Вадима Шефнера «Первая любовь», по ролям читают три подготовленных чтеца.

Первая любовь.

Андрея Петрова убило снарядом.

Нашли его мёртвым у свежей воронки.

Он в небо глядел немигающим взглядом,

Промятая каска лежала в сторонке.

Он весь был в тяжёлых осколочных ранах,

И взрывом одежда издёргана в ленты.

И мы из пропитанных кровью карманов

У мёртвого взяли его документы.

Чтоб всем, кто товарищу письма писали,

Сказать о его неожиданной смерти.

Мы вынули книжку его с адресами

И пять фотографий в потёртом конверте.

Вот здесь он ребёнком, вот братья-мальчишки.

А здесь он с сестрою на станции дачной…

Но выпала карточка чья – то из книжки,

Обёрнутая в целлулоид прозрачный.



Он нам не показывал карточку эту.

Впервые на поле, средь дымки рассветной,

Смутясь, мы взглянули на девушку эту,

Весёлую девушку в кофточке светлой.

В соломенной шляпе с большими полями,

Ему улыбаясь лукаво и строго,

Стояла она на широкой поляне,

Где вдаль убегает лесная дорога.

Мы письма напишем родным и знакомым,

Мы их известим о негаданной смерти,

Мы деньги пошлём им, мы снимки вернём им,

Мы адрес напишем на каждом конверте.

Но как нам пройти по воронкам и комьям

В неведомый край, на поляну лесную?

Он так, видно, адрес той девушки помнил,

Что в книжку свою не вписал записную.

К ней нет нам пути – ни дорог, ни тропинок,

Ёе не найти нам…Но мы угадали.

Кому нам вернуть этот маленький снимок,

Который на сердце хранился годами.

И в час, когда травы тянулись к рассвету

И яма чернела на низком пригорке,

Мы дали три залпа – и карточку эту

Вложили Петрову в карман гимнастёрки.

1-й ведущий. Поэзия не льстила современнику, не изображала его путь усеянным розами даже в дни побед. Она говорила правду. Была победной там, где была победа, и была скорбной, где была скорбь.

Звучит стихотворение военных лет неизвестного автора «Валенки», читает подготовленный чтец.

Мой товарищ, в смертельной агонии

Не зови ты на помощь людей.

Дай-ка лучше согрею ладони я

Над дымящейся кровью твоей.



И не плачь, не скули словно маленький,

Ты не ранен, ты просто убит.

Дай-ка лучше сниму с тебя валенки,

Мне ещё воевать предстоит.

2-й ведущий. Некоторые литературоведы считают его одним из лучших стихотворений о войне, потому что оно показывает, как война способна опустошить и искорёжить человеческую душу.

3-й ведущий. Герои поэзии военных лет – это и русские воины освободители, и простые труженики тыла, это и дети, и все, кто боролся с фашизмом.

1-й ведущий. А главное – это люди разных национальностей и разных возрастов, выдержавшие суровые испытания, выпавшие на их долю.

Исполняется песня «Журавли».

2-й ведущий. Особо хочется сказать о молодом татарском поэте, имя которого Муса Джалиль, о его «Моабитских тетрадях»- цикле стихов, написанных в фашистских застенках Моабитской тюрьмы в Берлине.

3-й ведущий. Муса Джалиль был казнён в 1944г. У нас в стране его считали пропавшим без вести. Только после войны мир облетела весть о его двух маленьких записных книжечках, густо исписанных мелким бисерным почерком. Это 115 стихотворений.

1-й ведущий. Поэзия М. Джалиля – это поэзия глубокой мысли, страстных чувств, неукротимой воли. Одним из самых сильных является стихотворение

«Мои песни».

Звучит стихотворение «Мои песни» в исполнении подготовленного чтеца.

Ведущие делают краткий обзор биографии известных поэтов, чьи стихи не прозвучали.

Кратко сообщают о судьбе Э.Асадова, А.Тарковского, А.Твардовского.

В заключение звучит песня Б. Окуджавы «Бери шинель, пошли домой».






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!