СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературно-этическая гостиная "Петербург - только по любви!"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Литературно-этическая гостиная "Петербург - только по любви!"»

а

МБОУ «Бокситогорская СОШ №2».

Федотова Алла Владимировна,

учитель русского языка и литературы

С Ц Е Н А Р И Й

Литературно-этической гостиной

«Петебург – только по любви»


Оборудование: костюмы, соответствующие эпохам (18, 19, 20, 21 века);

баннеры с изображением решёток Петербурга;

компьютерная презентация


Автор текста

музыка

Костюмы

Характеристика действия, декорации

ПРОЛОГ

ЗАНАВЕС ОТКРЫВАЕТСЯ

ПОЛОНЕЗ


П.И.Чайковский «Евгений Онегин», Полонез

Костюмы XVIII в.

Открываются «ворота» Зимнего дворца (баннеры)

Как этот город многолик,

ему и эпос будет тесен.

Он не войдёт ни в буквы книг,

ни в ноты самых лучших песен.


Ему давали имена,

он перерос свои названья.

Невы волнистая струя

Как лента сумрачных преданий..

Петербург, Петроград, Ленинград

Вечно новый и вечно изыскан…

В твой орнамент чугунных оград

Зашифрованы песни и мысли…



Р. Глиэр «Гимн великому городу»


Танцующие уходят, остаётся 3 участника

ПЕСНЯ «Питер, Питер…»

Питер, Питер...

Ты столько знаешь, ты много видел,

И все, что я хочу сказать тебе -

Это только слова.

А я иду и всем улыбаюсь,

Я выше облака поднимаюсь,

И мне кивают, снимая шляпы,

На Невском дома.


Где-то, где-то

В любимых парках укрылось лето,

И мелкий дождик на водосточной

Играет трубе.

Нырнуло эхо в дворы-колодцы,

По старой крыше гуляет солнце,

И пахнет кофе, и все кофейни

Зовут к себе.


Здравствуй, город!
Пройду по площади вдоль собора.
А у тебя есть крейсер Аврора
И много других кораблей.
А у меня лишь одна гитара,
А что ещё нам для счастья надо?
В руке синица, которой снится
Клин журавлей.



О, эти старые мостовые!

Они все помнят, они живые,

И каждый каменный всадник

По-прежнему

Верит в мечты.

А я стою незаметной тенью

В пальтишке лёгком

Под звездной сенью,

В который раз, замирая, смотрю,

Как разводят мосты.


Е. Зенюк, З. Ященко


Одежда современная

Поют девушки под гитару.

  1. 1. Позднего трамвая скрежет

Покрывает разговор,

И студенты, из приезжих,

Начинают жаркий спор:


  1. – Всё же, здесь красиво очень.


  1. – Под вином и только ночью.


  1. Не уверен даже в этом.

Может, только ранним летом.


  1. – Ну а разведут мосты?

Красота! Парад фрегатов!


4. – Крики пьяной гопоты,

Из кунсткамер экспонатов.


3. - Дождь польёт из вечной тучи.

Вновь простуда, вновь мигрень.


2. – Ну и что? Оделся лучше –

Моросит пускай весь день.


  1. Неужели так погода

Портит севера столицу?

Обойти не хватит года

Мест красивых вереницу:

Эрмитаж, шикарный Невский.



4. – Это там, где вечно гам,

Где в толпе безликой, тесной


3. А чуть в сторону и, здрасте:

На картонках спят бомжи.


4. Всюду бедность и несчастье,

Каждый третий одержим

Алкоголем и тоскою,

Сквозь отчаянье и страх

Здесь Раскольников порою

Оживает в головах.


2. – Всюду видишь ты дурное,

Абсолютный пессимист.

По тому, как ты настроен,

Каждый город наш нечист.


  1. Знаешь, спор наш бесполезен.

Серый "Северный цветок",

Питер может быть любезен,

Но бывает и жесток.


2. Понимаем мы реальность...


3. – Кажется, для всех одну.


  1. – Мы спешим бросаться в крайность,

Дарим краски полотну.


Петербург – занятный город,

Будто создан в двух мирах.

2. В первом он красив и молод.


4. – А в другом лишь серый прах...


Олег Ширин

Sine – Chillbar (ВК)

Современная одежда

Сидят на стульях, как на сиденьях трамвая, время от времени перемещаясь.


В руках у девушек – путеводители.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  1. На берегу пустынных волн

Стоял ОН, дум великих полн,


Пётр I: Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

На зло надменному соседу.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,1

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе.


А.С. Пушкин

Dangerous Affairs




Камзол, шляпа, трость

Одна из девушек предыдущей сцены. В руках «Медный всадник» А.С. Пушкина

  1. Пётр и шут

Скажи, шут, что говорят о моем городе петербуржцы?

А что говорят, Батюшка, царь-государь! говорят, что с одной стороны — море, с другой — горе, с третьей — мох, а с четвертой — ох

Царь бьёт шута палкой:

- Вот тебе море, вот тебе горе, вот тебе мох, а вот ещё и ох!.

  1. Пётр и Меншиков

- Государь, людишки на строительстве мрут, как мухи! Что делать?

- Привозить новых! Но городу быть!





С разных сторон появляются Шут и Меншиков.

Море спорило с Петром:
"Не построишь Петрограда;
Покачу я шведской гром,
Кораблей крылатых стадо.
Хлынет вспять моя Нева,
Ополченная водами:
За отъятые права
Отомщу её волнами.

Что тебе мои поля,
Вечно полные волнений?
Велика твоя земля,
Не озреть твоих владений!"
Глухо Пётр внимал речам:
Море злилось и шумело,
По синеющим устам
Пена белая кипела.

С.П. Шевырёв

Крик чаек


Появляется девушка в голубом платье.


Пётр продолжает стоять в величественной позе.

Екатерина II: Пройдут года, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Пусть вознесётся горделиво;

А.С. Пушкин «Медный всадник»

А. Рыбников «Гроза»

Костюмы XVIII в.

Выходит Императрица Екатерина II иноземные гости. В руках у «гостей» - глобус, книга, зонтик с видом Парижа и т.п.

Гости:

  1. По оживленным берегам
    Громады стройные теснятся
    Дворцов и башен; корабли
    Толпой со всех концов земли
    К богатым пристаням стремятся;

  2. В гранит оделася Нева;
    Мосты повисли над водами;
    Темно-зелеными садами
    Ее покрылись острова,

  3. ДА! перед младшею столицей
    Померкла старая Москва,
    Как перед новою царицей
    Порфироносная вдова.





Екатерина:

Прилетели корабли.
Вышли чуждые народы
И России принесли
Дань наук и плод свободы.
Отряхнув она с очей
Мрак невежественной ночи,
К свету утренних лучей
Отверзает бодры очи.

На отломок диких гор
На коне взлетел строитель;
На добычу острый взор
Устремляет победитель;
Зоркий страж своих работ
Взором сдерживает море
И насмешливо зовёт:
"Кто ж из нас могучей в споре?"


С.П. Шевырёв


























Все уходят.

Редеет мгла ненастной ночи
И бледный день уж настает...3
Ужасный день!
                Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их буйной дури...
И спорить стало ей невмочь...

И силой ветра от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова,

Погода пуще свирепела,
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась.

Осада! приступ! злые волны,
Как воры, лезут в окна. Челны
С разбега стекла бьют кормой.
Лотки под мокрой пеленой,
Обломки хижин, бревны, кровли,
Товар запасливой торговли,
Пожитки бледной нищеты,
Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища
Плывут по улицам!
                         Народ
Зрит божий гнев и казни ждет.

А.С. Пушкин «Медный всадник»

Музыка из балета Р. Глиэра «Медный всадник»

Народный костюм


ТАНЕЦ Параши









  1. По Галерной улице гуляли юнкера,
    Гуляло солнце в Александровском саду.
    С самого утра в снежки играла детвора,
    Мальчишки прыгали с трамваев на ходу.


2. А на Невском шумная веселая толпа,
Меха да шубы и румянец на щеках,
Целый день вокруг Александрийского столпа -
Лихие всадники на белых скакунах.

1. Стоят извозчики,
И кони фыркают на Знаменской на площади,
А на Владимирском
Воскресный медленно фланирует народ,
Двенадцать бьет.


2. И людям чудится,
Что все, о чем они мечтают, скоро сбудется.
1. Зима забудется,
И лед трещит под Николаевским мостом
Весенним днем.

2. Ах, золотые купола, Как они сверкали!

  1. - золотые купола, И глаза сияли,

  2. золотые купола, Той далекой раннею весной.




Э.Ширяев

И.Шварц «Прогулка по городу»

Костюмы начала XIX в.

Прогуливаются две девушки с зонтиками с видами Петербурга.



















ЗАНАВЕС ЗАКРЫВАЕТСЯ

ЛИТЕРАТУРНАЯ ЧАСТЬ (19 век)




  1. Всё точего коснется человек,

Приобретает нечто человечье.

Вот этот дом, нам прослуживший век,

Почти умеет пользоваться речью.

  1. Давно стихами говорит Нева.
    Страницей Гоголя ложится Невский.
    Весь Летний сад — Онегина глава.
    О Блоке вспоминают Острова,
    А по Разъезжей бродит Достоевский.


С.Я. Маршак

Вальсы А.С. Грибоедова

Костюмы XIX

Читают на фоне закрытого занавеса.











ЗАНАВЕС ОТКРЫВАЕТСЯ

  1. Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица — красавица нашей столицы! Я знаю, что ни один из бледных и чиновных ее жителей не променяет на все блага Невского проспекта.



  1. Не только кто имеет двадцать пять лет от роду, прекрасные усы и удивительно сшитый сюртук, но даже тот, у кого на подбородке выскакивают белые волоса и голова гладка, как серебряное блюдо, и тот в восторге от Невского проспекта.



  1. (Обломов):

— Боже ты мой! Вот скука-то должна быть адская!



  1. А дамы! О, дамам еще больше приятен Невский проспект. Да и кому же он не приятен? Едва только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем.

2.Хотя бы имел какое-нибудь нужное, необходимое дело, но, взошедши на него, верно, позабудешь о всяком деле.



  1. — И это жизнь! — Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?



5.Здесь единственное место, где показываются люди не по необходимости, куда не загнала их надобность и меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург. Кажется, человек, встреченный на Невском проспекте, менее эгоист, нежели в Морской, Гороховой, Литейной, Мещанской и других улицах, где люди объяты жадностью, и корыстью, и надобностью.



  1. Да-а! Там Петербург неугомонный
    Уж барабаном пробужден.
    Встает купец, идет разносчик,
    На биржу тянется извозчик,
    С кувшином охтенка спешит,
    Под ней снег утренний хрустит.
    5. Проснулся утра шум приятный.
    Открыты ставни; трубный дым
    Столбом восходит голубым,
    И хлебник, немец аккуратный,
    В бумажном колпаке, не раз
    Уж отворял свой васисдас.



6.Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы
Или блистали, мой читатель;


7. Бывает, я еще в постеле:

Уж мне записочки несут.

Что? Приглашенья? В самом деле,

Три дома на вечер зовут:

Там будет бал, там детский праздник.


4.-Куда ж поскачет наш проказник?


5.- С кого начнет он?


7.- Все равно:

Везде поспеть немудрено.



  1. И вам не лень мыкаться изо дня в день? «В десять мест в один день — несчастный! . Конечно, недурно заглянуть и в театр, и влюбиться в какую-нибудь … В деревне с ней цветы рвать, кататься — хорошо; да в десять мест в один день — несчастный!»


Н.В. Гоголь «Невский проспект»














И.А. Гончаров «ОЛбломов»


Н.В. Гоголь









И.А. Гончаров


Н.В. Гоголь














А.С. Пушкин «Евгений Онегин»



































И.А. Гончаров


Костюмы XIX в.

Дамы сидят за чайным столиком, наливают и пьют чай.

«Обломов» сидит на диване.
















































Входят два молодых человека.

























Убирается вся мебель.

ВАЛЬС 1


Г. Свиридов «Метель»



Город пышныйгород бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено-бледный,

Скука, холод и гранит 


А.С. Пушкин

И. Шварц «Токио»


Танцующие уходят, остаётся 3 человека

А представьте себе, господа: на улице жара стоит страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, — всё это разом потрясает и без того уже расстроенные нервы. Прибавьте к тому нестерпимую вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество. Близость Сенной, обилие известных заведений и, по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках. И здесь же, в двух шагах – Юсуповский сад, Мариинский театр во всём своём великолепии!... Как этот город соединяет в себе величие и нищету? Стоит ли удивляться, что в больном воображении юноши, раздавленного нищетой, родится вдруг ужасная теория? И путь потом – только на каторгу…


Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»




Печально я брожу по Невскому проспекту...
Как полон жизни он! как много в нем эффекту!
Бездельники, дельцы, народ мастеровой.
Проходят и снуют по звонкой мостовой.
 
Гуляющей толпой пестреют тротуары,
Там саблями стучат красивые гусары,
С лорнеткой на носу проходит дипломат,
Обнявшись с бабою, качается солдат.

Чиновники, купцы, швеи, кавалергарды,
Прически à l'anglaise, усы и бакенбарды,
И львы лохматые, и франты без волос -
Все в массу пеструю, жужжащую слилось.

А я - один в толпе, потерянный, забытый,
В заплатанном пальто, нечесаный, небритый,
Брожу, - и с злобою глаза мои глядят
На всех, кто сыт, обут, и весел, и богат.


Громадный Петербург, как ты хорош в то время,
Когда души не жмет забот житейских бремя.
И как противен ты, и как болит душа,
Когда в кармане нет ни медного гроша!



Петр Вейнберг







ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ этюд «Решётки»


Falling (Vocal By Julee Cruise)

ЧЁРНЫЕ КОСТЮМЫ

ЗАНАВЕС ЗАКРЫВАЕТСЯ

ИСТОРИЧЕСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП

Опять творится непонятное:

Туман – бесшумнее совы –

Наплывами, волнами, пятнами

На берег движется с Невы .


И мчится всадник с поручением

Ко мне – сквозь дымные столбы, -

Вручая город на прочтение,

Как книгу тайны и судьбы.


В.С. Шефнер

Requem for a drem

Девушки в блузках и длинных юбках, юноши – в классических костюмах.

Читают на фоне закрытого занавеса.


На сцене выстраивается группа чтецов.




ЗАНАВЕС ОТКРЫВАЕТСЯ

...Быть бы мне поспокойней,

Не казаться, а быть!

...Здесь мосты, словно кони -

По ночам на дыбы!

Здесь всегда по квадрату

На рассвете полки -

От Синода к Сенату,

Как четыре строки!

А.А.Галич



Выходит, открывая «ворота Зимнего дворца»

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.


Н.А.Некрасов




Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века -

Все будет так. Исхода нет.


А.А. Блок



Около баннера с фонарём

Не слышно шуму городского,
Над невской башней тишина,
И больше нет городового —
Гуляй, ребята, без вина!


А.А. Блок




Запирайте етажи,

Нынче будут грабежи!

Отмыкайте погреба –

Гуляет нынче голытьба!


А.А. Блок



Резко распахивает «ворота Зимнего дворца»

Я видел город Петроград
В семнадцатом году,
Бежит матрос, бежит солдат,
Стреляют на ходу.


С. Михалков




Город радостей безумных,
Светлых дум оплот!..

Город пламенной Коммуны,
Колыбель свобод!..


П.Арский




Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.


А.А. Ахматова




Я к розам хочув тот единственный сад,

Где лучшая в мире стоит из оград,

Где статуи помнят меня молодой,

А я их под невскою помню водой.

В душистой тиши между царственных лип

Мне мачт корабельных мерещится скрип.


А.А. Ахматова


Около баннера с решёткой Летнего сада

1.Над грохотом и пылью,
Над шумной суетой
Плывет на тонком шпиле
Кораблик золотой.

2.Летают рядом чайки,
Звезда горит вдали.
Он бы и рад причалить,
Да в небе нет земли.


В. Блейков



Плавно идут мимо других участников.








Выходят все участники.

ПЕСНЯ «Петербург»

Этот гоpод непpикаянных людей,
Пpинимающий бездомных так легко,
Hе способен обогpеть своих детей
Потомy, что pасположен высоко.

Высоко над отоплением земным,
Hад покоpностью дpyгих пеpифеpий,
Он к себе сypов и к жителям своим,
Он не злой, но так yставший от мессий.


И pазбитыми ладонями плотин
Упиpается в бyшyющий залив,
Hо, как лики монyментов и каpтин,
Он по-пpежнемy спокоен и кpасив.

Оглянyвшись, ты yвидишь, как блестит
Петеpбypга шпиль высокий сквозь года,
И, конечно же, он пpимет и пpостит,
И его ты не разлюбишь никогда.


О. Митяев

О.Митяев «Петербург»



ТАНЕЦ «Когда мы были молоды…»


Утёсов «Когда мы были молоды»

У девушек – платья 20 – 30 гг. ХХ в.

Два букета цветов

ЛИРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Скажите мне, что может быть

прекрасней майской белой ночи,

Когда начнёт былое вить

Седых веков седую нить

И возвратить столетья хочет?!


Белая ночь и тиха, и чиста!

Отсвет ангела над акваторией!

Крылья сведённого нами моста –

Только начало истории!

Н. Агнивцев






А. Гейнц и С. Данилов

Фокстрот «Рио-рита»

Одежда к. 30-х гг. ХХ в.

Две скамейки.

Одна «пара» сидит на скамейке с книгой.

Вторая пара – прогуливается.

— Может, прогуляемся еще немного?

— Как хочешь. Я люблю Васильевский остров.

— Знаешь, город - мой старый друг, и он все время чем-то потихоньку-полегоньку помогает мне. Он не вмешивается в мои печали — он молча берёт их на себя. В дни неудач и невзгод я люблю пройтись по линии Грустных Размышлений. Конечно, официально она так не называется, это я дал ей такое название.

- Ты? Почему?

- Ведь у нас на Васильевском почти все линии-улицы безымянны, у них только номера. А я никогда не любил чисел, цифр и номеров. Поэтому придумал свои названия. Есть у меня Пивная линия есть Многособачья улица — там почему-то всегда гуляют собаковладельцы со своими псами; есть Сардельская линия, есть Похоронная линия — по ней проходят похоронные процессии на Смоленское; есть даже Интересная линия.

— А вот и Большой проспект.

— Нет… Это проспект ЗНД — Замечательных Недоступных Девушек. По вечерам здесь очень оживленно, нечто вроде гулянья. По проспекту ЗНД ходят девушки необыкновенные, неприступные.


— А этот переулок еще не переименовал?

— Нет. Может быть, назовем его так: Выяснительный переулок?

— Это что-то не то. Это бюрократизм. Назовем знаешь как? Назовем так: Кошкин переулок. Никогда не забуду я этой смешной кошки.

— Заметано! Гражданочка, по какому это я иду переулку?

— Вы, гражданин, идете по Кошкину переулку.

— А эта линия у тебя как-нибудь называется?

— Я ее даже перепереименовывал, Сперва назвал Счастливой, я раз тут трешку нашел, а потом пришлось переделать в Мордобойную. Здесь нам с Костей плохо пришлось, мы тут в одно дело влипли.

— Давай переперепереименуем ее. Здесь очень приятно идти по этим доскам. Тебе приятно сейчас?

— С тобой очень даже. Заметано, мы идем по Приятной улице! Ты довольна?

— Очень.


Девушка на скамейке:

Проводив Лелю, он не спеша пошел мимо университета к Дворцовому мосту. Немало симпатичных девушек попадалось ему навстречу. Но теперь он уже не думал, как прежде, что вот хорошо бы познакомиться с этой, и с этой, и с той, и вот еще с этой, что в берете. Девушки не стали хуже, а он не стал лучше — но теперь он шагал по городу как бы и один и не один. Где-то рядом невидимо шла Леля. Все теперь стало по-другому.

Юноша на скамейке:

Да и сам город стал немножко другим. Пожалуй, он стал еще красивее. Он теперь видел его не только своими глазами, он теперь видел его сразу за двоих. Еще не так давно он принадлежал всем остальным — и еще отдельно ему. Теперь он принадлежал всем остальным — и еще отдельно двоим: ему и Леле.


  1. Жили на земле пареньки,

Парни, вроде нас, высоки.

Вроде нас, гуляли белой ночью,

Как и мы, заснуть не могли.


  1. Жили и ходили в кино,

Пели и шутили смешно.

Но война подкралась белой ночью,

И всё огнём сожжено.


  1. Небо Балтики давит свинцом,

Город держит за горло блокада,

Медный всадник и ангел с крестом

Батальонам подвозят снаряды.



Девушка:

Было очень тихо, в тот день почти не стреляли по городу. Средний проспект уходил вдаль, в синеватый туман. На Многособачьей линии было пустынно, никто здесь больше никаких собак не прогуливал. Обломки фасадной стены разрушенного бомбой шестиэтажного дома лежали поперек улицы, и их огибала тропинка.


— Вот наш Кошкин переулок …

— Леленька, иди домой, а то совсем замёрзнешь. И обстрел может опять начаться, сегодня они с утра лупят.

— Нет-нет-нет! Сейчас тихо. Я провожу до Тучкова.

— Но это уж честно, да?

— Честно-пречестно. Дальше не пойду.

— Вот Тучков мост. Обними меня, а потом иди и не оглядывайся. Оглядываться — дурная примета.

— Леля, не плачь. Потом все будет хорошо…

— Да-да-да! Все будет хорошо. Теперь иди.

Лёля. Всю ночь над городом ненастье,

Всю ночь колдует темнота,

Остановилось где-то счастье

У разведённого моста.


Мосты встают ночной преградой

В холодных отблесках огня,

Мосты, мосты, зачем вам надо

С любимым разлучать меня.


А разве ночь над миром властна,

Спешит заря, зовёт мечта.

Так хочется дождаться счастья

У разведённого моста.


  1. Опять налёт, опять сирены взвыли.

Опять зенитки начали греметь.

И ангел с петропавловского шпиля

В который раз пытается взлететь.


  1. Львы из камня срываются с мест,

Чтоб с бойцами подняться в атаку –

Непокорных жестокая месть.

Наступленье. Крушение мрака.


  1. Непокоренный, прошедший сквозь ад!

Непокоренный герой Ленинград!

Непокоренный на все времена!

Непокоренный город Петра!


  1. Вы чашу горя выпили до дна,

Но враг не взял вас никаким измором!

И жизнью смерть была побеждена!

И победили человек и город!


Трамвай везет меня долго-долго. Я схожу у стадиона Ленина и иду через мост. Он теперь не деревянный, а бетонный, и настил не дощатый, а асфальтовый, и нет больше тех темно-зеленых перил, которых коснулась варежкой Леля при последней нашей разлуке, сказав:

«Вот Тучков мост».

Опять я на своем Васильевском острове.

Я начинаю бродить по проспектам и линиям, переименованным мною и непереименованным. ----- Вот Кошкин переулок

— это Леля присвоила ему такое наименование; он все такой же узкий, и такие же невзрачно-уютные в нем дома.

- Вот Четвертая линия.

- Здесь Леля бросила на булыжную мостовую флакон «Камелии».

-Теперь улица залита асфальтом,

-но мне чудится, что сквозь асфальт пробивается слабый-слабый цветочно-спиртовой запах.

-А вот Приятная улица.

-Вот роддом имени Видемана, где родилась Леля. Вот Пивная линия, но уже нет той пивнушки, в которую мы — Костя, Гришка, Володька и я — иногда заглядывали. Я выхожу на Большой,

-на проспект Замечательных Недоступных Девушек.

С Большого сворачиваю на Симпатичную линию. Лелин дом — на месте. Вхожу в парадную. Из-под дверей аптеки тянет горьковатым полынным сквозняком. По лестнице подниматься нет смысла: в Лелиной квартире давно живут чужие люди. И опять иду бродить по василеостровским линиям и проспектам.

- От того, что я не видел, как ее убило, и даже не знаю, где она похоронена, я не могу представить ее себе мертвой, я помню ее только живую. Она живет в моей памяти, и когда меня не станет, ее не станет вместе со мной. Мы умрем в один и тот же миг, будто убитые одной молнией.


Вместе: И в этот миг для нас кончится война.

Вадим Шефнер «Сестра печали»





















































Р. Рождественский











Кипелов


























В. Орлов
















Ю.Воронов





Кипелов










В. Суслов













































Ю. Хочинский

«В Ленинграде»





















ВЗРЫВЫ

































































А. Рыбников «Цветы»
















































































Герой в солдатской форме.














































Уходит








Выходит на середину.

С двух сторон выходят два юноши.












Надевают пилотки, уходят.










Герой и Героиня идут под руку.









На слайде – мост, герои стоят по разные стороны моста.










Уходят.




Выходят 4 девушки.





















Выходят герои, встают спиной друг к другу. Юноша – лицом к залу.





























Уходят

  1. Вновь потянутся в октябре
    Птичьи стаи за облаками.
    Серый питерский снег-блокадник
    Упадёт в проходном дворе.

  2. Как туман – дымовая взвесь,
    Цепи якорные – как путы.
    Годы, месяцы, дни, минуты
    Метроном отмеряет здесь.

    3. Будешь в Питере – поклонись
    Ленинградцам на Пискарёвке.
    И на Ладоге, и на Дубровке

  3. Защищали и нашу жизнь!


  1. В местном говоре - сто корней –
    Финский, русский, немецкий, разный.
    Но Поэзии голос властный
    Всем велит покориться ей.

А.Земсков


Современная школьная форма

Выходят 3 участника

ВАЛЬС с зонтиками.


Э. Хиль

«Дни длиннее…»

Школьная форма Советского периода (платье + фартук)

Зонтики с видами Петербурга.






Экскурсовод. Здравствуйте, господа! Меня зовут _______. Я проведу экскурсию по достопримечательностям Санкт-Петербурга.

Стрелка Васильевского острова – это самое красивое место города.

Слева от нас зелёное здание кунсткамеры.

По легенде, на крыше Исаакиевского собора во время золочения купола погибло около сотни человек.

Петропавловская крепость – это сердце Северной столицы. С 1957 года возобновилась традиция отмечать полдень пушечным выстрелом. Сейчас мы услышим выстрел, который когда-то слышал сам Пётр.

Около 3 млн экспонатов в здании Эрмитажа. Это означает, что для того, чтобы постоять хотя бы 1 минуту у каждого экспоната, понадобится 8 лет.



Девушка 1- Да ладно!!!

Экскурсовод.- Один из главных символов Петербурга – Аничков мост. А теперь пройдём в автобус.

Путешественник. - Почему мы не останавливаемся? Я хочу посмотреть на этих коней! Зачем мы приехали сюда за тысячи миль? Я хочу посмотреть на этого голого человека с конём! Что они там делают?

Девушка2. - Четыре одинаковых скульптуры.

Философ. - Они НЕ одинаковы.

Девушка2. - Вы успели разглядеть?

Путешественник.- Так Вы расскажете нам?

Экскурсовод.- Аничков мост окончательный вид приобрёл в середине 19 века. Автор скульптурной группы – знаменитый Пётр Клодт. Это последовательные фазы обуздания коня человеком. Вся композиция так и называется – «Укротители коней». Каждая скульптура – новый этап борьбы человека со стихией природы и победы над ней.

Стройный юноша сдерживает необузданного коня.

Во второй скульптуре конь вырывается, подымается на дыбы. Человек, не в силах удержать разъярённое животное падает на землю, но не выпускает узды.

Человек побеждает коня.

В последней скульптурной группе человек твёрдо и уверенно ведёт покорённого коня рядом с собой.

Философ. - Всё было наоборот.

Экскурсовод.- Как это? Что наоборот?

Философ. - Человек вёл объезженного и обузданного коня. Но стихию нельзя обуздать. Человек услышал вселенский гул, вибрирующий в душе мустанга. Тем не менее безумец решил совладать с ним. Ничего не вышло: конь вырвался, человек упал. Как звали скульптора?

Экскурсовод.- Пётр Клодт. (глядя на часы)

Философ. - Я думаю, он оставил притчу русским царям. Стихия обуздывается лишь на время. Надолго с нею не совладать.

Экскурсовод.- Это не только известный, но ещё и элементарный пластический сюжет. У Вас просто богатое воображение.

Девушка1.- Бессмысленное обозрение медных лбов и чугунных задов!

Экскурсовод.- Видите, здесь лошадь уже подкована и стоит спокойно, а здесь – нет. Видите, лошадь без попон. Если подойдёте, увидите – она даже без подков. А здесь лошадь уже подкована и в попоне. И у неё удила во рту. Значит, начало - там.

Философ. - Разве вы видели, как этот человек подковывал и одевал коня?

Экскурсовод.- Нет, ну и что! Это же очевидно!

Философ. - Посмотрите на статуи внимательно! Лошади разные. Они даже разных пород! А человек один! И потом – это Вы задали направление. И оно неверно.

Экскурсовод.- Что значит – неверно?! О чём Вы вообще здесь говорите?

Философ. – Я говорю о том, что вы дважды перешли мост поперёк туда и обратно. И это не верно. Человек переходит мосты вдоль, а не поперёк. Мосты придумали люди, чтобы спастись от стихии, чтобы не упасть в пучину. Сейчас она спокойная, как тихая тёплая река, а через несколько шагов она разъярённая, бесконечная, как водопад. Поэтому и кони разные, а человек – один.

Экскурсовод.- (берёт путеводитель, нервно). Дайте, пожалуйста! Спасибо! Изначально эти кони вообще должны были стоять в другом месте. Так что мост здесь ни при чём. И замысел тоже менялся в процессе работы.

Философ. – Человек не может изменить замысел.

Путешественник. – Я прошёл по мосту. Это поразительно! Ты хочешь перейти реку и ступаешь на мост. Ты видишь коня, которого сдерживают, ты чувствуешь себя в безопасности и продолжаешь идти, и вдруг впереди конь свалил человека на землю. Тебе становится страшно. Но ты уже на другом берегу и благодаришь Бога за то, что тебе удалось перейти реку. Это гениально!

Экскурсовод.- Хорошо. Я вас поняла. Теперь нам пора в автобус.

Философ. – Я хочу вам сказать ещё кое-что. Раньше история текла через тебя. Ты знаешь, о чём я говорю. Но потом любовь ушла из твоего сердца, и ты видишь только буквы. Но буквы лживы. Услышь этот город. Услышь его снова. Он хочет, чтобы ты снова была живой.

Экскурсовод.- Пусть всё сказано тысячу раз, и стихами, и в прозе,
Пусть воспеты великими шпили, мосты и ограды,
Но молчать невозможно, и чувствую я, что не надо –
Я люблю этот город, хоть строг он, суров и серьёзен!



Эпизод взят из к/ф «Петербург. Только по любви» (Новелла «Аничков мост»)











































































































































Н. Дроздова








































































































































«Белая гвардия» «Питер, Питер»






На слайдах – архитектурные памятники, о которых говорит экскурсовод. Вся группа перемещается по залу, как будто на экскурсии.







































































































































Эти слова обращены к зрителям.

О гранит полноводной реки
Много лет разбиваются волны
От великой Петровской строки
До сегодняшней строчки неполной.


Вернисаж отражений в воде,
В них палитра твоих настроений
От покоя унылых дождей
И до шквала страстей наводнений.


Знаю точно, ты город живой,
Питер духом единым исполнен
От булыжника на мостовой
И до ангела над колокольней.


Это город великих творцов
Под святым покровительством Бога
От поэзии пышных дворцов
И до прозы колодцев убогих.


Эрмитаж или Спас-На-Крови,
Фонари и мосты через реки -
Это просто признанье в любви,
Восходящее к небу навеки...


И ПРЕКРАСЕН ТВОЙ ЦАРСТВЕННЫЙ ЛИК,
ТЫ ВСЕГДА БУДЕШЬ ВАЖЕН И ДОРОГ,
ТЫ И В РУБИЩЕ БУДЕШЬ ВЕЛИК,
ТЫ ВОИСТИНУ ПРАВЕДНЫЙ ГОРОД!


«Белая гвардия» «Питер, Питер»


Участники читают по одному 4-стишию

ПЕСНЯ «Атланты держат небо»

Когда на сердце тяжесть
И холодно в груди.
К ступеням Эрмитажа
Ты в сумерки приди,
Где без питья и хлеба,
Забытые в веках,
Атланты держат небо
На каменных руках.

Держать его махину
Не мед - со стороны.
Напряжены их спины,
Колени сведены.
Их тяжкая работа
Важней иных работ:
Из них ослабни кто-то -
И небо упадет.


Стоят они, ребята,
Точеные тела,
Поставлены когда-то -
А смена не пришла.
Их свет дневной не радует,
Им ночью не до сна,
Их красоту снарядами
Уродует война.

Стоят они, навеки
Уперши лбы в беду,
Не боги - человеки,
Привычные к труду.
И жить еще надежде
До той поры, пока
Атланты небо держат
На каменных руках.



А. Городницкий

А. Городницкий «Атланты»


Выходят все участники.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!