СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная викторина по рассказу Константина Паустовского "Барсучий нос"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Литературная викторина по рассказу Константина Паустовского "Барсучий нос"»

К. Паустовский

«Барсучий нос»

Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули.

Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, где доцветали кувшинки и голубая вода казалась черной, как деготь.

Там мы ловили разноцветных окуней. Они бились и сверкали в траве, как сказочные японские петухи. Мы вытаскивали оловянную плотву и ершей с глазами, похожими на две маленькие луны. Щуки ляскали на нас мелкими, как иглы, зубами.

Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далекие облака и синий густой воздух. По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звезды.

У нас на стоянке горел костер. Мы жгли его весь день и ночь напролет, чтобы отгонять волков, — они тихо выли по дальним берегам озера. Их беспокоили дым костра и веселые человеческие крики.

Мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы даже ушей.

Картошка жарилась на сковороде, от нее шел острый вкусный запах, и зверь, очевидно, прибежал на этот запах.

С нами был маленький мальчик. Ему было всего девять лет, но он хорошо переносил ночевки в лесу и холод осенних рассветов. Гораздо лучше нас, взрослых, он все замечал и рассказывал.

Он был выдумщик, но мы, взрослые, очень любили его выдумки. Мы никак не могли, да и не хотели доказывать ему, что он говорит неправду. Каждый день он придумывал что-нибудь новое: то он слышал, как шептались рыбы, то видел, как муравьи устроили себе паром через ручей из сосновой коры и паутины.

Мы делали вид, что верили ему.

Все, что окружало нас, казалось необыкновенным: и поздняя луна, блиставшая над черными озерами, и высокие облака, похожие на горы розового снега, и даже привычный морской шум высоких сосен.

Мальчик первый услышал фырканье зверя и зашипел на нас, чтобы мы замолчали. Мы притихли. Мы старались даже не дышать, хотя рука невольно тянулась к двустволке, — кто знает, что это мог быть за зверь!

Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с черными пронзительными глазами. Наконец показалась полосатая шкурка.

Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке.

Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжется, но я опоздал — барсук прыгнул к сковородке и сунул в нее нос…

Запахло паленой кожей. Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования и боли.

На озере и в лесу началось смятение. Без времени заорали испуганные лягушки, всполошились птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ударила пудовая щука.

Утром мальчик разбудил меня и рассказал, что он сам только что видел, как барсук лечит свой обожженный нос. Я не поверил.

Я сел у костра и спросонок слушал утренние голоса птиц. Вдали посвистывали белохвостые кулики, крякали утки, курлыкали журавли на сухих болотах — мшарах, плескались рыбы, тихо ворковали горлинки. Мне не хотелось двигаться.

Мальчик тянул меня за руку. Он обиделся. Он хотел доказать мне, что он не соврал. Он звал меня пойти посмотреть, как лечится барсук.

Я нехотя согласился. Мы осторожно пробрались в чащу, и среди зарослей вереска я увидел гнилой сосновый пень. От него тянуло грибами и йодом.

Около пня, спиной к нам, стоял барсук. Он расковырял пень и засунул в середину пня, в мокрую и холодную труху, обожженный нос.

Он стоял неподвижно и холодил свой несчастный нос, а вокруг бегал и фыркал другой маленький барсучок. Он волновался и толкал нашего барсука носом в живот. Наш барсук рычал на него и лягался задними пушистыми лапами.

Потом он сел и заплакал. Он смотрел на нас круглыми и мокрыми глазами, стонал и облизывал своим шершавым языком больной нос. Он как будто просил о помощи, но мы ничем не могли ему помочь.

Через год я встретил на берегах этого же озера барсука со шрамом на носу. Он сидел у воды и старался поймать лапой гремящих, как жесть, стрекоз. Я помахал ему рукой, но он сердито чихнул в мою сторону и спрятался в зарослях брусники.

С тех пор я его больше не видел.



ФИ____________________________________________________

1. Определите жанр произведения.

□ сказка □ басня □ рассказ

2.Какое время года описано в произведении?

□ зима □ осень □ весна

3. Почему нельзя было ловить рыбу с берега озера?

□ слишком мелко

□ на озере тонкий лёд

□ лески не тонули из-за листьев

4. Кого отгоняли с помощью костра?

□ комаров □ волков □ страхи

5. Кто был с автором на рыбалке?

□ жена □ мальчик 9 лет □ собака

6. На запах чего барсук вышел из леса?

□ рыбы □ хлеба □ картошки

7. Что случилось с барсуком, когда он пытался украсть картошку?

□ он обжегся

□ он поранил лапу

□ его укусила собака

8. Что утром делал барсук?

□ плакал □ кушал □ лечился

9. Что увидел автор в зарослях вереска?

□ гнилой сосновый пень □ ручей □ лужу

10. Как лечился барсук?

□ засовывал нос в мокрую холодную труху

□ засовывал нос в мокрый вереск

□ засовывал нос в ручей


11. Почему автор не поверил мальчику, что тот видел, как лечится барсук?

□ мальчик был выдумщик

□ автор никому не верил

□ мальчику все приснилось

12. Кого встретил автор через год на берегах этого озера?

□ мальчика □ медведя □ барсука со шрамом на носу

13. Расставь по порядку события произведения:

__Лесной гость.

__ Как барсук нос лечил.

__ Осенняя природа.

__ Встреча через год.



















ФИ____________________________________________________

1. Определите жанр произведения.

□ сказка □ басня □ рассказ

2.Какое время года описано в произведении?

□ зима □ осень □ весна

3. Почему нельзя было ловить рыбу с берега озера?

□ слишком мелко

□ на озере тонкий лёд

□ лески не тонули из-за листьев

4. Кого отгоняли с помощью костра?

□ комаров □ волков □ страхи

5. Кто был с автором на рыбалке?

□ жена □ мальчик 9 лет □ собака

6. На запах чего барсук вышел из леса?

□ рыбы □ хлеба □ картошки

7. Что случилось с барсуком, когда он пытался украсть картошку?

□ он обжегся

□ он поранил лапу

□ его укусила собака

8. Что утром делал барсук?

□ плакал □ кушал □ лечился

9. Что увидел автор в зарослях вереска?

□ гнилой сосновый пень □ ручей □ лужу

10. Как лечился барсук?

□ засовывал нос в мокрую холодную труху

□ засовывал нос в мокрый вереск

□ засовывал нос в ручей

11. Почему автор не поверил мальчику, что тот видел, как лечится барсук?

□ мальчик был выдумщик

□ автор никому не верил

□ мальчику все приснилось

12. Кого встретил автор через год на берегах этого озера?

□ мальчика □ медведя □ барсука со шрамом на носу

13. Расставь по порядку события произведения:

__Лесной гость.

__ Как барсук нос лечил.

__ Осенняя природа.

__ Встреча через год.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!