СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная викторина для старшеклассников «Чтение для хорошего настроения»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

1. Вызвать интерес учащихся к литературе, развивать познавательный интерес к чтению, прививать стойкий интерес к книгам.

2. Формировать общекультурную литературную компетентность через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, формировать коммуникативную компетенцию учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Литературная викторина для старшеклассников «Чтение для хорошего настроения»»



Литературная викторина для старшеклассников «Чтение для хорошего настроения»

Цель:

1. Вызвать интерес учащихся к литературе, развивать познавательный интерес к чтению, прививать стойкий интерес к книгам.

2. Формировать общекультурную литературную компетентность через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, формировать коммуникативную компетенцию учащихся.

Задачи:

1. Образовательная: расширить представление о книгах, углубить знания учащихся;

2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно;

3. Воспитательная: прививать интерес к книгам, систематическому чтению.

Оборудование: Выставка книги.

Книга - это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она рупор человеческой мысли. Мир без книги - мир дикарей.

Н. Морозов

1. Скажите, в рассказе А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», какое средство изобразительности позволяет передать эмоционально – экспрессивное отношение персонажа к предмету («и такой тебе духовитый этот хлеб…»)? - Эпитет

2. Достаточно часто возникает ситуация идеологического, эстетического или иного столкновения двух антагонистов в произведениях русской лирики. Скажите в чем отличие ситуации, созданной А.С. Пушкиным, на эту тему в творчестве других поэтов?

- В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Журналист, читатель и писатель» (1840) точка зрения критика и писателя противопоставлена позиции творца. Вечный конфликт «поэт – толпа» получает новое развитие: теперь толпа персонифицирована в образе читателя, недовольного современной литературой. Правота писателя – скептика неоспорима. Его монолог венчает спор:

Скажи же мне, о чем писать?..

К чему толпы неблагодарной

Мне злость и ненависть навлечь?

Чтоб бранью назвали коварной?

Мою пророческую речь?

Пропасть, которая была так и неустранима, она так и осталась между прозрениями писателя и эстетическими вкусами читающей публики.

Идеологическое эстетическое противостояние мы наблюдаем в некрасовской декларации «Поэт и гражданин» (1856). приводя в качестве авторитетного мнения фрагмент пушкинского «Разговора книгопродавца с поэтом» поэт защищает позиции «чистого искусства». Гражданин формулирует концепцию общественно значимого творчества:

Будь гражданин! Служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений, подчиняя чувству

Все обнимающей любви…

«Избранник неба», по мысли Н.А. Некрасова, должен быть, прежде всего «отечества достойным сыном»:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

«Больной сын, больного века» когда – то верил в идеал свободного, демократического искусства, но теперь Муза в терновом венце уже не для него. Таким образом, Н.А. Некрасов видит исключительно героическую, подвижническую роль творца в обществе.

3. Как вы думаете, с какой целью М.Ю. Лермонтов в поэме «Мцыри» лишил главного героя личного имени?

- Поэма «Мцыри» (1839) является классическим образом романтического произведения. Характер главного героя, лишенного имени и наделённого лишь определением «послушника, черница». Соответствует романтическим канонам. В нем с наибольшей силой проявляется жажда свободы, стремление к идеалу, сильная воля и самоотверженность на пути к цели:

Я знал одной лишь думы власть,

Одну – но пламенную страсть:

Она, как червь, во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

Романтическим идеалом становится для героя родина - Кавказ. Туда, в «край тревог и битв», стремится душа Мцыри. как и другие герои произведений Лермонтова он бежит из монашеской кельи, («Исповедь», «Боярин Орша»). Три дня он наслаждается волей. Трагедия несостоявшейся жизни послушника, вкусившего свободы и погибшего, перерастает в тему неизбежного рока.

Судьба героя была представлена еще в детстве, когда плененный мальчик оказался в стенах монастыря. Финал поэмы закономерен:

И я, как жил, в земле чужой

Умру рабом и сиротой.

Драма Мцыри – характерна для лермонтовских героев - пройти по жизни, не оставив следа. Они осознают свой жребий – погибнуть, пободно темничному цветку, перенесенному на солнце и сожженному им.

4. Как вы думаете, кому из современников Ф.И. Тютчева природа представлялась таким же «сфинксом» и чем мотивы их произведений близки стихотворению «Природа – сфинкс…»?

- В стихотворении А.С. Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» обнаруживается ряд созвучий и перекличек с книгой Екклесиаста. У пушкинского стихотворения центральная мысль и книги Екклесиаста, и – бренность человеческой жизни, контрастно подчеркнутая образом вечно существующего мира. Образ мироустройства у Екклесиаста пессимистичен: все монотонно движется по замкнутому кругу, в природе царит строгий и нерушимый порядок, доискаться до смысла жизни невозможно («…не может человек постичь дел, совершающихся по солнцем»).

В стихотворении Н.А. Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе» (1947), носящем программный характер, заявлена позиция автора:

Я не ищу гармонии в природе.

Разумной соразмерности начал

Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе

Я до сих пор, увы, не различал.

В стихотворении создается образ матери – природы, лишенной гармонии и разума («Безумная, но любящая мать…»), занятой «бесплодною игрой…».

5. Как вы думаете, почему в заглавии произведения А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» герой назван по имени и отчеству?

- Не случайно А.И. Солженицын дал своему герою имя Иван, ставшее национальным русским именем (Иван – сказочный герой, простак, добряк). О. Лекманов соотнёс судьбу Ивана Денисовича с поговоркой «Иван, не помнящий родства», поскольку герой оторвался от родных корней еще в детстве.

Сохранение имени становится способом выживания в страшном гулаговском мире, возможностью сохранения личности. Многообразны варианты обращений к Шухову. Бригадир называется его официально, по фамилии, заключенные из барака и бригады обращаются по – разному в зависимости от отношения: Денисыч, Ваня, Иван Денисович. Но когда вступают в действие жестокие лагерные законы, герой превращается в обезличенный номер Щ – 854. И все же герой остаётся человеком и в земном аду, сохраняя достоинство, поэтому автор в заглавии рассказа и называет его по имени – отчеству.





6. А.С. Пушкин в поэме «Медный всадник» воспринимает наводнение не только как природное явление, но и как аналог жизненных лишений и бурь. Скажите, как определяется такой знаковый образ, смысл которого выходит за пределы предметного значения? - Символ

7. Рассказ о Ларре, в рассказе А.М. Горького «Старуха Изергиль», начинается с истории его матери. Скажите, каким термином принято обозначать часть произведения, где изображаются обстоятельства, предваряющие основные события сюжета? - Экспозиция.

8. Назовите вид тропа, стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentim», основанный на сопоставлении предметов или явлений:

Молчи, скрывай и таи

И чувства и мечты свои –

Пускай и душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи, -

Любуйся ими – и молчи - Сравнение



9. Художественному созданию русского средневековья свойственно одушевление отвлеченных понятий. Проиллюстрируйте это примером из текста «Слово о полку Игореве» - Горе ум полонило

10. Скажите, каково соотношение традиций и новаторства в концепции образа «избранного поэта» у А.А. Фета?

- В.А. Жуковский в элегии «Невыразимое» (1819) создает образ «избранника небес», который чувствует, что вечные законы бытия не подвластны его перу. Тайны бытия остаются непостижимы, а потом непереводимы на поэтический язык.

В стихотворении А.С. Пушкина «Поэт и полпа» образ «небес избранника» противопоставлены «бессмысленному народу», «рабу нужды, забот». В споре о назначении искусства поэт утверждает его высокий смысл, чуждый простой житейской пользе:

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

В отличие от своих предшественников, герой А.А. Фета чувствует способность «Уловить неуловимое», а значит, воплотить в слове загадочность природного мира.

Одной из истин моей педагогической веры является безграничная вера в воспитательную силу книги. Школа - это, прежде всего, книга. Воспитание – прежде всего слова, книга, живые человеческие отношения. Книга – это могучее оружие. Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека.

В.А.Сухомлинский




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!