Литературная игра для учащихся 7-х классов
«Ее Величество Книга»
(по программе Г.С. Меркина)
Автор-составитель Пак М.Ю.,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
МБОУ СОШ №5 г. Искитима Новосибирской области
Цель: развитие познавательного интереса учащихся.
Задачи:
Способствовать развитию языкового чутья и воображения.
Способствовать развитию устной речи учащихся.
Содействовать в ходе мероприятия этико-эстетическому воспитанию личности.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран навесной, раздаточный материал.
Ход игры
Безмолвствует черный обхват переплета,
Страницы тесней обнялись в корешке,
И книга недвижна. Но книге так надо
Прильнуть к человеческой теплой руке. (М. Светлов)
Вступительное слово учителя
Если бы люди, живущие в 17 или 18 веке, смогли заглянуть в век 21, они были бы поражены, увидев различные технические диковины: самолеты, телефоны, бытовую технику, иллюминации, можно перечислять бесконечно…
Но несмотря на все это, главным чудом, главным изобретением человечества является книга! Ведь все открытия смогли быть воплощены в жизнь именно благодаря книге. Это мнение ученых. И сегодняшняя литературная игра посвящена ее Величеству Книге.
Узнать, какими вы были читателями в этом году – цель нашей игры.
Представление команд
1. Начнем с небольшой Разминки. “Сложи пословицу”
Каждой команде раздается конверт, где лежат разрезанные на части пословицы. Вам нужно их правильно сложить и прочитать.
Задание для 1 команды:
Без книги, как без солнца, и днем темны оконца.
С книгой поведешься – ума наберешься.
Задание для 2 команды:
Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость.
Книга книгой, да и своим умом двигай
Задание для 3 команды:
1. Испокон века книга растит человека.
2. Золото добывают из земли, а знания из книги.
2. «Хорошее начало полдела откачало». Часто на уроках литературы мы говорим о том, как непросто порой рождается название того или иного произведения и какой глубокий смысл вкладывает писатель в это название.
Итак, первый конкурс. Проверим, насколько вы были внимательны, знакомясь с тем или иным автором.
Закончите названия произведений русских писателей 18-19-20 века. (по очереди)
«Ода на день восшествия…» (на всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы)
«Песня про царя Ивана…» (Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова)
«Необычное приключение…» (бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче)
Что ж название вы помните. Но также внимательный читатель должен понимать тему и идею произведения, а помогают в этом ключевые слова, следующий
3. Конкурс «Поиск».
Командам вручаются конверты с набором ключевых слов, по которым нужно угадать произведение и назвать его автора.
Задание для команды 1. Необитаемый остров, Подьяческая улица, регистратура.
Задание для команды 2. Подземелье, роковой год, неожиданный благодетель.
Задание для команды 3. Взаимная вражда, скатерть, пожар.
4. Блиц-опрос
1. Назовите инструмент, под который исполнялись былины.
2. О каком поэте идет речь?
«Не умел я притворяться, на святого походить…
Важным саном надуваться и философа брать вид..»
3.Узнай литературный жанр:
«Ее поэты сочиняют,
Царям, героям посвящают».
4.Кто явился родоначальником жанра оды в нашей стране?
5.Назовите известного русского писателя 19 века, который сочинял сказки для взрослых.
6.Какое событие легло в основу поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины»?
5. Душа произведения живет в строчках, которые хочется перечитывать, запоминать, цитировать… Конкурс капитанов
В этом конкурсе капитаны должны продемонстрировать свою эрудицию, т.е. показать хорошее знание текстов произведений. Ведущий читает цитату из произведения, задача капитанов – узнать произведение и его автора.
Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы.
Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут.
Тогда, на крыше сеней, в ворковании сизых голубков, в унылых звуках маляровой песни приоткрылся мне новый мир – и ласковой и суровой природы русской, в котором душа тоскует и ждет чего-то…
6. Игровое задание. «Перестановка букв»
Переставьте буквы так, чтобы получились литературные термины, имена писателей или имена персонажей.
1.ОПЕР ____________(Старинный инструмент писателя)
2.РИНГ ____________ (Русский писатель)
3.АТЛАНТ _____________ (Выдающиеся способности творческой личности)
4.СИЛА ______________ (Известная героиня басен И. Крылова)
5.ФИРМА _____________ (То, что ищут поэты)
6.ТОВАР _______________ (Создатель литературного произведения)
7.СТОПА ______________ (Имя сына Тараса Бульбы.)
7. Конкурс “Продолжи стихотворение”
Каждой команде по очереди читается начало стихотворения, а вы должны продолжить это стихотворение.
Как ныне сбирается вещий Олег…
Науки юношей питают…
Над Москвой великой, златоглавою…
Я пришел к тебе с приветом…
Светить всегда, светить везде…
Не позволяй душе лениться!..
8. Литературные омонимы
1.Результат умножения и плод труда писателя или поэта.
2.Запутанное и затруднительное положение, а также крышка книги из картона или кожи.
3.Геометрическая кривая и сильное преувеличение для создания художественного образа.
4.Событие, переживание, причиняющее нравственные страдания и вид литературного произведения.
9. Черный ящик. (Кто первый)
Книга учит и книга воспитывает
Только тех, кто читает и впитывает.
А у тех, кто по строчкам несется,
Лишь одна пустота остается.
Но есть люди, которые помогают нам понять произведение. Это литературоведы и литературные критики, послушаем одного из них. (В шкатулке лежит листок с цитатой и портрет писателя.)
В.Г.Белинский определил своеобразие повестей этого писателя так: «Его повести смешны, когда вы их читаете, и печальны, когда вы их прочтете».
Кто автор этих повестей? (Гоголь)
10. Конкурс «Путаница». Ученику получил задание назвать авторов предложенных стихотворений. Учащийся перепутал имена, отчества и фамилии поэтов. Его ответы выглядели так:
Сергей Романович Ломоносов
Николай Афанасьевич Тютчев
Гавриил Александрович Фет
Федор Васильевич Некрасов
Афанасий Алексеевич Есенин
Михаил Иванович Державин
Восстановите справедливость.
11. «Соедините сердца влюбленных»
Любовь – самое сильное чувство на земле. «Только ею, только любовью держится и движется жизнь», - слова замечательного русского писателя 19 века И.С. Тургенева. И следующее задание – соединить сердца влюбленных!
Учащиеся получают карточки в виде сердечек, на которых написаны имена героев. Задача - объединить тех героев, которые по сюжету произведений любят друг друга.
Петр – Февронья
Софья – Милон
Алена Дмитриевна – Степан Парамонович
Ассоль – Грей
Маша Троекурова – Владимир Дубровский
Орфей – Эвридика
12. «Микрофон». Ученики получают задание подготовить о любимом герое (героине) речь и произнести ее в воображаемый микрофон.
13. «Символ произведения»
Как часто после прочтения того или иного произведения в душе остается след… некий образ, который напоминает нам о герое или событиях.
Используя цветные карандаши или фломастеры, выполните следующее задание: нарисуйте предмет, который символизировал бы произведение или был бы символом литературного героя. Например, роза - символ сказки Андерсена «Снежная королева».
Подведем итоги литературной игры
Вот и подошла к концу наша литературная игра. Все вы сумели показать не только хорошее знание авторов произведений, героев, умение выразительно читать, но и свою смекалку и творческий подход!
А пока жюри подводит итоги конкурса, давайте прочтем стихотворение
Лилии Охотницкой «Книги добру научили меня»:
Книги добру научили меня,
Книги дарили надежду и силу
И помогали, как будто родня,
В дни, когда все мне казалось немилым.
Много их было, нелегких минут,
Много их было, тревог и сомнений.
Но поняла я: коль книги живут,
Не прерывается связь поколений.
И не умрет в наших душах мечта,
И сохранится любовь на планете.
Пусть будут книги повсюду, всегда!
Пусть они нам, будто солнышко, светят!
6