СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная гостиная "Всепобеждающая сила любви"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытое внеклассное мероприятие по русской литературе. Любовь - великое чувство, которое движет миром...

К этому мероприятию есть презентация.

Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиная "Всепобеждающая сила любви"»


Литературная гостиная

Тема: «Всепобеждающая сила любви»

Цель: создать позитивное творческое пространство для реализации общего дела; показать на литературных примерах, что любовь – великое чувство, которое движет миром; способствовать развитию творческих способностей учащихся, критического мышления, самодисциплины, способностей сосредоточиться на одном деле; содействовать воспитанию у учащихся трепетного отношения к чувству любви, интереса к чтению и изучению лирических произведений


Оформление: презентация, музыкальное сопровождение; декорации: столы, стулья, кресла, свечи, подсвечник, цветы, костюмы и др.


Действующие лица:

  1. Поэт

  2. Любовь

  3. Литературоведы, 3 человека

  4. Ромео

  5. Джульетта

  1. Татьяна Ларина

  2. Няня Татьяны

  3. Чтец 1

  4. Чтец 2

  5. Чтец 3

  6. Чтец 4


Верь в великую силу любви!.. Свято верь в её крест побеждающий, В её свет, лучезарно спасающий, Мир, погрязший в грязи и крови, Верь в великую силу любви!..

С.Я. Надсон



Учитель читает стихотворение Ирины Аржанниковой «Великая сила – Любовь» (смотрите приложение).

Учитель:

- Здравствуйте, уважаемые гости! Я рада приветствовать вас в литературной гостиной! Сегодня мы говорим о любви. Именно любовь вдохновляет человека на самые прекрасные, благородные и добродетельные поступки. Именно любовь движет миром, делает человека чище, пробуждая в нём лучшие качества. Любовь не зависит от условий жизни, от существующего окружения и состояния общества. Она делает человека счастливым.

Мы обратимся сегодня к разным литературным эпохам: от Шекспира до наших дней – и увидим, что для любви не существует временных границ.

Театрализованное представление

Поэт сидит за столом, пишет стихи. У него ничего не выходит. Он встаёт, нервно ходит по комнате, опять садится. Начинает писать. Ничего не получается, он рвёт листы бумаги и собирается уйти.

Неожиданно появляется Любовь.
Любовь: - Постой, поэт!
Поэт: - Ты кто? Я никого не хочу видеть!
Любовь: - Я Любовь, я хочу тебе помочь!
Поэт: - О, Боже! Муза, ещё, куда бы ни шло, но Любовь?.. Что от тебя толку?
Любовь: - Ты не прав! Я могу помочь тебе. Я знаю, почему ты не можешь творить.
Поэт: - Почему же?
Любовь: - Ты не веришь в любовь и не умеешь любить, а ведь именно любовь движет душами людей и пером поэтов.
Поэт: - Что за бред? Я сегодня просто не в форме и не желаю слушать старые, как мир, речи о том, что любовь неповторима и вечна.
Любовь: - Не веришь? Сядь и смотри, я покажу тебе настоящую любовь! Перенесёмся в эпоху Возрождения. Первую любовь воспевали многие поэты. Но подлинным гимном первой любви остается трагедия «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. Но сначала предоставим слово Литературоведам. Что же им удалось узнать о сюжете этой трагедии?

Литературоведы:
1. Трагедия «Ромео и Джульетта» в своём первоначальном виде возникла примерно в 1591. При этом сюжет не отличался новизной.
2. Он был рассказан в 1476 году неким Масуччио из Салерно.
3. В 1530году этим сюжетом воспользовался Луиджи ла Порта в истории «О двух влюблённых».
1. В 1562г. Некий англичанин, чьё имя утеряно, написал трагедию «Ромео и Юлия».
2. Артур Брун позднее пишет поэму «Трагическая история Ромео и Юлии».
3. Этой поэмой и воспользовался Шекспир. Первое издание носило подзаголовок «Прекрасно придуманная трагедия о Ромео и Джульетте».

Инсценировка. Отрывок из трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» (смотрите приложение).
Любовь: - Ну, что скажешь? Разве они не прекрасны?
Поэт: - Да. Нет повести печальнее на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте.
Не суждено быть вместе любящим сердцам
Из-за вражды семей и глупых предрассудков.
Они погибнут. Если любовь и смерть стоят так близко, то это слишком трагично.
Любовь: - Смотри дальше. Тебе будет интересна история пушкинской Татьяны.
Литературоведы:
1. Трудно говорить о романе, о котором сказано и так немало. Это уникальное, не имеющее аналогов по жанру в русской и мировой литературе, произведение.
2. Пушкин писал, что его произведение – это плод «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».
3. Сюжет охватывает события с 1819 по 1825г.: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов.
1. Это время правления Александра 1, годы подъёма русского общества.
2. Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни», Евгения Онегина – «типом лишнего человека», а Татьяну – «милым идеалом» поэта.
3. Но помимо этого в «Евгении Онегине» есть нечто большее, что делает его читаемым до сих пор, - это трогательная история любви!
Инсценировка отрывка (разговор Татьяны с няней) из романа Пушкина «Евгений Онегин» (смотрите приложение).
Любовь: - Что скажешь?
Поэт: - Каждый учащийся знает, что Татьяна так и осталась несчастной. Выходит, что счастье в любви – довольно относительное понятие.
Любовь: - Ты прав, любовь нередко бывает несчастной. Но человек счастлив уже тем, что наделён способностью любить. Уже многие столетия светлейшие умы человечества пытаются разгадать и объяснить это странное и великое чувство – любовь. Но боюсь, что это невозможно.
Перенесемся в 20 век.
Литературоведы:
1. 20 век… Век разлук и утрат. Всё громче в стихах о любви звучит трагическая нота. Но сердце человеческое неизменно торжествует над тяжкими испытаниями.
2. Культ чувства любви был силён, необычен. Опьянение любовью, чувственной красотой мира, бурными стихиями огня и воды.
3. Тема любви – одна из основных в творчестве Бориса Пастернака. Одухотворяющие, возвышающие и возносящие до небес любовные стихотворения Бориса Пастернака прекрасны и удивительны. Поэт - истинный служитель Ее Величества Любви и мастер слова. Любовь для него глобальна, он пропускает ее через призму жизни и бытия. Пастернак пишет о любви, как о чуде, осознанно и чувственно. Творческое наследие Бориса Пастернака завоевало признание и любовь ценителей поэзии и по праву составляет часть сокровищницы как русской, так и мировой культуры.

Чтец 1. На фоне музыки звучит стихотворение Бориса Пастернака «Зимняя ночь» ( «Мело, мело по всей земле…») (смотрите приложение).

Литературоведы:

  1. Александр Вампилов родился в селе Кутулик Иркутской области в 1937г. После окончания школы учился в Иркутском университете. 5 лет после окончания университета работал в иркутской областной газете «Советская молодёжь». Трагически погиб, переплывая реку, — не выдержало сердце.

  2. Особую известность Вампилову принесли пьесы: «Утиная охота», «Старший сын», «Прошлым летом в Чулимске» и многие другие. Но свой творческий путь он начинал с рассказов. Ещё студентом он написал юмористические рассказы, составившие его первую книгу «Стечение обстоятельств».

  3. В его произведениях нашли отражение истины старые, но вечные, не знающие во времени ни морального, ни физического износа. И одна из этих истин – любовь неповторима и вечна.

Чтец 2. Художественное чтение рассказа Александра Вампилова «Тополя» (смотрите приложение).

Поэт: - Пожалуй, ты права. Любовь действительно существует.

Любовь: - А чтобы у тебя не осталось сомнений, послушай это…

Литературоведы:

  1. Иногда о поэте узнаёшь по одному стихотворению, которое – случайно или неслучайно – ставится во главу всего творчества. Таким стихотворением для Александра Кочеткова стала «Баллада о прокуренном вагоне». Это редкая удача поэта, но, к счастью, не единственная.

  2. История появления «Баллады…» достойна внимания. Лето 1932 г. Кочетков провёл вместе с женой в Ставрополе. Он должен был уехать раньше, купили билет на прямой поезд Сочи – Москва. Но очень хотелось отсрочить отъезд, поэтому билет сдали, провели ещё три дня вместе с женой.

  3. Отсрочка кончилась, опять купили билет. В Москве, у друзей, которых Кочетков извещал о первом дне приезда, его появление было принято как чудо воскрешения, так как его считали погибшим в страшном крушении, которое произошло с сочинским поездом на станции «Москва-Товарная».

  1. Поэт, убережённый судьбой от катастрофы, не мог не задуматься о природе случайностей в жизни человека. О смысле встреч и разлук, о судьбах людей, любящих друг друга. Так появилась «Баллада о прокуренном вагоне».  

Чтецы 3, 4 (юноша и девушка) читают стихотворение Александра Кочеткова «Баллада о прокуренном вагоне» (смотрите приложение).

Поэт: - Пожалуй, я даже несколько ошеломлён… Но ведь в поэзии можно обойтись без любви!

Любовь: - Ты не прав. Поэтами написаны десятки тысяч строк, продиктованных чистым, глубоким и нежным чувством любви. Многие из них положены на музыку. Послушай сам, а я больше тебе ничего не скажу.

Звучит романс Сергея Трофимова «Я скучаю по тебе» (клип)

Поэт: - Спасибо тебе, Любовь! Ты помогла мне, открыла мне глаза, заставила посмотреть вокруг!
Любовь: - А теперь прощай, дорогой Поэт! Я иду к таким, каким ты был раньше, не верившим в любовь! Я буду приходить к тебе, но быть постоянно с тобой не могу, ведь я нужна всем!

Учащаяся читает стихотворение Владимира Высоцкого «Баллада о любви» (смотрите приложение).


Литературоведы:
1. О любви можно говорить бесконечно. Она не имеет границ во времени и пространстве. О любви написано множество стихов.
2.Уважаемые гости! Читайте стихи о любви, сами слагайте. Любите красиво, чисто и восторженно.
3. Говорите о чудных мгновениях любви достойными словами. Учитесь этому у великих мастеров слова.

Все участники литературной гостиной выходят на сцену и читают стихотворение Роберта Рождественского «Всё начинается с любви» (смотрите приложение), затем кланяются и уходят со сцены.


































ПРИЛОЖЕНИЕ

Великая сила – Любовь

Что очистит душу в час рассветный?
Что объединит нас под крылом Творца?
Только свет любви несметный!
Только радостью горящие сердца!

Ты, Любовь, наш проводник в реальность,
Наша несгибаемая твердь.
Только ласковым и нежным взглядом
Оберну себя в Божественную сеть.

Я любовь свою направлю в сердце,
Пропою там гимн Всевышним мудрецам.
И вернусь сюда в сады безбрежья,
Где готов  наш Совершенства сад.

Где мы будем все открыты друг пред другом,
Где сердца не замутит расстройство чувств!
Где любовь - прекрасная подруга -
Вознесёт нас ввысь невиданных причуд.

Ты, Любовь, надёжная опора
Для великих очень важных дел.
Ну а то, что плачем, у порога -
Это человеческий удел..

Яркий свет и вспышка осознания...
Всё любовью рождено для благих дел.
Принимаю роль, мне данную Создателем,
И шаги за сценой - не предел...

Ирина Аржанникова

Отрывок из трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»
ДЖУЛЬЕТТА:
Ромео! Для чего Ромео ты?
О, отрекись от своего отца,
От имени; а если не желаешь.
То поклянись лишь мне в своей любви —
И я тогда не буду Капулетти.
РОМЕО (сам себе):
Ответить мне или еще послушать?
ДЖУЛЬЕТТА:
Как ты сюда пробрался и зачем?
Как перелезть ты мог чрез стену сада,
РОМЕО:
Через эту стену
Перелетел я на крылах любви.
Твои родные – не помеха мне.
ДЖУЛЬЕТТА:
Они тебя убьют, когда увидят.
РОМЕО:
Твои глаза опасней для меня,
Чем двадцать их мечей;
Взгляни лишь с лаской —
И злоба их мне будет нипочем.
ДЖУЛЬЕТТА:
Я ни за что б на свете не желала,
Чтобы они увидели тебя.
РОМЕО:
От взоров их я скрыт покровом ночи.
Но пусть они меня застанут здесь,
Лишь бы меня любила ты!
ДЖУЛЬЕТТА:
Кто показал тебе сюда дорогу?
РОМЕО:
Моя любовь: она меня вела
И подала совет мне; я за это
Снабдил ее глазами...
ДЖУЛЬЕТТА:
Желала б я приличье соблюсти,
Желала бы, желала бы отречься
От слов своих, — но прочь такая ложь!
Ты любишь ли меня?
О, милый мой Ромео,
Когда меня ты любишь, это мне
Ты искренно скажи...я
Сама была бы менее доступна.
Когда б меня ты не застал врасплох
И истинной любви моей признанья
Не услыхал. Итак, прости меня
И не считай сговорчивости этой
За ветреность в любви: мою любовь
Лишь ночи тьма нежданно так открыла.
РОМЕО:
Клянусь луной, что точно серебром
Осыпала верхи деревьев этих...
(За сценой слышен голос кормилицы, которая зовет Джульетту.)
Меня зовут. Прощай,
Мой дорогой. — Сейчас иду я, няня!..
Будь верен мне, Монтекки милый мой.
Постой еще минутку: я вернусь.
(Отходит от окна.)
РОМЕО:
Блаженная и сладостная ночь!
Но это все — не грезы ли ночные.
Столь сладкие и чудные, что им
В действительность нельзя преобразиться?
ДЖУЛЬЕТТА (снова показываясь у окна):
Ромео! ...
РОМЕО (возвращаясь):
To милая моя зовет меня...


Отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
«Не спится, няня: здесь так душно!
Открой окно да сядь ко мне».
— Что, Таня, что с тобой? —
«Мне скучно,
Поговорим о старине».
— «О чем же, Таня? Я, бывало,
Хранила в памяти не мало
Старинных былей, небылиц
Про злых духов и про девиц;
А нынче все мне тёмно, Таня:
Что знала, то забыла. Да,
Пришла худая череда!»
«Расскажи мне, няня,
Про ваши старые года:
Была ты влюблена тогда?»
— И, полно, Таня! В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь. —
«Да как же ты венчалась, няня?»
— Так, видно, бог велел. Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет.
Недели две ходила сваха
К моей родне, и наконец
Благословил меня отец.
Я горько плакала со страха,
Мне с плачем косу расплели
Да с пеньем в церковь повели.
И вот ввели в семью чужую...
Да ты не слушаешь меня... —
«Ах, няня, няня, я тоскую,
Мне тошно, милая моя:
Я плакать, я рыдать готова!..»
— Дитя мое, ты нездорова;
Господь помилуй и спаси!
Чего ты хочешь, попроси...
Дай окроплю святой водою,
Ты вся горишь... — «Я не больна:
Я... знаешь, няня... влюблена».
— Дитя мое, господь с тобою! —
«Я влюблена».
— Сердечный друг, ты нездорова.
«Оставь меня: я влюблена».

И далее «Татьяна пишет письмо к Онегину» (в сопровождении музыки)
Я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.

Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня…


Зимняя ночь

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Борис Пастернак

Тополя
Я видел ее только раз. Может быть, потому я люблю ее всю жизнь. Совсем такой же, как сейчас, был вечер. Такой же пронзительно синий воздух, так же сверкали вмерзшие в лужи огни фонарей, эти же самые тополя – корявые черные гиганты, навсегда увязшие в синеве. Старая садовая решетка и сам сад – темные пятна сосен, серые паутины берез, незаметные акации, немая улочка. И над всем этим – тополя. Тогда я был беззаботный студент, сейчас мне сорок три. А тополя все те же, и, кажется, никогда они не могли быть тонкокожими, бледно-зелеными саженцами. Тот же от них запах – сладкая прилипчивая горечь. Только ветерок – и ноздри раздуваются от этого запаха, и непонятно сильно стучит сердце. Я был беззаботный студент. Голова кружилась от весны, от молодости, от удач. Я не гонялся тогда за счастьем, а наступал ему на пятки нечаянно, как наступаю сейчас на эти лужицы. В тот вечер я шел к своей невесте. Ничто не мешало мне считать себя счастливым. И только в запахе тополей, в их торжественных фигурах было предчувствие чего-то необыкновенного. И необыкновенное случилось…

Она быстро шла навстречу. Она не остановилась, не замедлила шага. Она промелькнула мимо. Но я видел ее улыбку! Видел! И вижу сейчас. Улыбка говорила: «Как странно! Я предчувствовала, что сейчас тебя встречу… Как странно. Но меня ждут. Я спешу…» «Куда!» – закричал я беззвучно. «Куда!» – кричали тополя. Но она не слышала, и синь, вот эта мутнеющая синь затянула ее.

А сейчас под этими тополями я бреду домой, к жене, к десятилетнему сыну. Женился я по любви, моя жена умная, красивая, добрая женщина. Я люблю сына, люблю жену, не могу представить себя без них. Но все летит к черту, когда приходят эти жуткие весенние вечера. Крадучись, как вор, непреодолимо, как лунатик, я прихожу сюда и шатаюсь здесь, под этими тополями. Здесь, именно здесь, когда таким вот безумно-синим сделался воздух и так торжественно застыли тополя – она быстро шла навстречу. Я видел ее! Я видел похожие на этот вечер глаза! Я видел ее улыбку! Такая тоска! Такая тоска! Где-то в груди боль, острая, страшная, вечная боль. Хочется закричать, хочется заплакать. Такая тоска! И потому хочется закричать и заплакать, хочется потому, что я ее никогда не видел. Ее не было. Были и есть только тополя…

Александр Вампилов


Баллада о любви»

Когда вода Всемирного потопа
Вернулась вновь в границы берегов,
Из пены уходящего потока
На сушу тихо выбралась Любовь —
И растворилась в воздухе до срока,
А срока было — сорок сороков…

И чудаки — ещё такие есть! —
Вдыхают полной грудью эту смесь
И ни наград не ждут, ни наказанья,
И, думая, что дышат просто так,
Они внезапно попадают в такт
Такого же неровного дыханья.

Только чувству, словно кораблю,
Долго оставаться на плаву,
Прежде чем узнать, что «я люблю» —
То же, что «дышу» или «живу».

И вдоволь будет странствий и скитаний:
Страна Любви — великая страна!
И с рыцарей своих для испытаний
Всё строже станет спрашивать она:
Потребует разлук и расстояний,
Лишит покоя, отдыха и сна…

Но вспять безумцев не поворотить —
Они уже согласны заплатить:
Любой ценой — и жизнью бы рискнули, —
Чтобы не дать порвать, чтоб сохранить
Волшебную невидимую нить,
Которую меж ними протянули.

Свежий ветер избранных пьянил,
С ног сбивал, из мёртвых воскрешал,
Потому что, если не любил —
Значит и не жил, и не дышал!

Но многих захлебнувшихся любовью
Не докричишься — сколько ни зови,
Им счёт ведут молва и пустословье,
Но этот счёт замешен на крови.
А мы поставим свечи в изголовье
Погибших от невиданной любви…

Их голосам всегда сливаться в такт,
И душам их дано бродить в цветах,
И вечностью дышать в одно дыханье,
И встретиться со вздохом на устах
На хрупких переправах и мостах,
На узких перекрёстках мирозданья.

Я поля влюблённым постелю —
Пусть поют во сне и наяву!..
Я дышу, и значит — я люблю!
Я люблю, и значит — я живу!


Владимир Высоцкий

Всё начинается с любви

Все начинается с любви...
Твердят:
"Вначале
было
слово..."
А я провозглашаю снова:
Все начинается
с любви!..
Все начинается с любви:
и озаренье,
и работа,
глаза цветов,
глаза ребенка -
все начинается с любви.
Все начинается с любви,
С любви!
Я это точно знаю.
Все,

даже ненависть -
родная
и вечная
сестра любви.
Все начинается с любви:
мечта и страх,
вино и порох.
Трагедия,
тоска
и подвиг -
все начинается с любви...
Весна шепнет тебе:
"Живи..."
И ты от шепота качнешься.
И выпрямишься.
И начнешься.
Все начинается с любви!

Роберт Рождественский



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!