Литературная гостиная, посвященная блокаде Ленинграда.
(звучит песня «Журавли»
Учитель: Добрый день, дорогие ребята, педагоги, родители! Много дат и событий, о которых мы вспоминаем, когда отмечаем годовщину того или иного знаменательного события в истории страны: Сталинградской битвы, обороны Севастополя, блокады Ленинграда, взятия Берлина и т.д. Но есть среди них одно, которое мы с вами обязаны помнить всегда: Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков.
(песня «Священная война», слайды о начале Великой Отечественной …)
Кинжигаринова Кристина читает стих «Опять война»
Антуганова Ангелина: Особое место в летописи Великой Отечественной войны занимает героическая оборона Ленинграда, которая началась 8 сентября 1941 года и продолжалась до 27 января 1944 года. Город 862 дня, почти 900 дней и ночей находился в кольце вражеской блокады. Многие писатели и поэты с первых же дней войны оказались на фронте, они воочию видели битвы, сражения, саму блокаду и написали о ней произведения, стихи.
Стих «Блокада Ленинграда» читает Крашенинников Глеб
(слайды о блокадном Ленинграде)
Учитель: Гитлер во что бы то ни стало хотел захватить город великого Ленина, ему было ненавистно имя города на Неве. Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. Вермахту предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей.
Стих «Я говорю» читает Антуганов Максим
Учитель: Сегодня в нашей школе мы проводим «Литературную гостиную» 900 дней мужества и стойкости, посвященную 900 дневной блокаде Ленинграда.
Мурзатаев Данат: На долю его жителей выпали неимоверные трудности и лишения. Они жили под постоянными бомбежками и обстрелами, мерзли, умирали от голода. Не было ни одной ленинградской семьи, которая не потеряла бы своих близких. Жизнь ленинградцев во время блокады – это настоящий подвиг, выжить за время блокады удалось немногим.
Антуганова Ангелина: Зимой 1941 - 1942 годов город сковала лютая и очень морозная стужа. Зима пришла рано, в ноябре стояли необычайно сильные морозы до - 40 градусов. Не было топлива и электроэнергии. Истощенные и изнеможенные голодом, обессилевшие и измученные непрерывными бомбежками и артобстрелами, ленинградцы жили в неотапливаемых комнатах с выбитыми стеклами от взрывной волны. Не работал водопровод, канализация. За водой для питья приходилось ходить на Неву, с большим трудом немощные жители блокадного города спускались на лед, брали воду,, а потом под вражеским обстрелом доставляли ее домой.
Пигасова Арина: Я в гору саночки толкаю.
Еще немного – и конец.
Вода, в дороге замерзая,
Тяжелой стала, как свинец.
Метет колючая пороша,
А ветер каменит слезу.
Изнемогая, словно лошадь,
Не хлеб, а воду я везу.
И смерть сама сидит на козлах,
Упряжкой странною горда…
Как хорошо, что ты замерзла
Святая невская вода!
Когда я поскользнусь под горкой,
На той тропинке ледяной,
Ты не прольешься из ведерка,
Я привезу тебя домой.
Учитель: Нормы хлеба сильно урезались, потому что запасы продовольствия таяли с каждым днем, а связи с большой землей не было, разбомбили Бадаевские склады.
(слайды блокадной зимы 1941-1942 гг.)
Стих «Бадаевские склады» читает Боев Максим
Фашисты не переставали бомбить и обстреливать город, в пригородах Ленинграда грабили музеи, убивали жителей городов и сел: женщин, стариков, детей: их расстреливали, мучили, пытали, казнили.
Стих «Варварство». читает Новиков Егор, Шафиев Давуд и Терешкин Максим
Учитель: В блокадном Ленинграде особенно много погибало детей. Они умирали от холода и голода, попадали под бомбежки и артобстрелы.
Антуганова Ангелина читает стих «Дети блокады».
Учитель: Несмотря ни на что Ленинград продолжал сражаться и жить: и хотя не было тепла, света, дети продолжали учиться в школе. Они писали между газетных строк окоченелыми руками, замерзшими чернилами, но они боролись за жизнь каждую минуту и приближали этот миг победы.
Учитель: Многие школы были переоборудованы в госпитали для раненых бойцов. Школьники дежурили в госпиталях, помогали санитаркам, читали раненым газеты и книги, писали им письма домой, помогали врачам и медсестрам, мыли полы и убирали палаты, они выполняли любую работу, чтобы только раненые бойцы быстрее поправили и снова отправились на фронт бить врага.
Антуганова Ангелина: Несмотря на мужество, стойкость, героизм и отвагу советских воинов и партизан. Врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Днем фашисты обстреливали город из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы, заводы, музеи, театры, гибли женщины, старики, дети.
Мурзатаев Данат: Наравне со взрослыми школьники по 16-18 часов работали на фабриках и заводах у станков, делали снаряды и бомбы, дежуря на чердаках и крышах домов, гасили зажигательные бомбы и пожары. Их называли «часовыми ленинградских крыш». За время осады Ленинграда немцы обрушили на город 150 тысяч тяжелых снарядов, сбросили 5 тысяч фугасных и 10 тысяч зажигательных бомб. Более 3 тысяч зданий города было разрушено и сожжено, повреждено – 7143. Третья часть жилья была полностью уничтожена. Люди оставались без крыши над головой.
Учитель: Мы живем с Вами, ребята, в мирное время, и нам не понять чувства детей, которые оказались в блокадное время в городе на Неве и каждый день смотрели в лицо смерти.
«Дети блокадного Ленинграда» Кедрин. Читает Василенко Полина
Учитель: Что могли узнать дети, совсем еще маленькие, которые прожили всего лишь маленький отрезок жизни, но которые мужественно и стойко переносили все муки и лишения.
Стих читает Антуганова Ангелина. «За свой недолгий путь земной…»
Учитель: 8 сентября 1941 года Ленинград оказался полностью окружен. Постоянно сокращались нормы выдачи продуктов. С 20 ноября по 25 декабря 1941 года они были самыми низкими, ничтожно малыми: рабочие и инженерно-технические работники получали лишь по 250 г. суррогатного хлеба, а служащие, иждивенцы и дети – всего по 125 г. в день. Те знаменитые «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам».
(слайды «Выдача блокадного хлеба)
Мурзатаев Данат: Из мизерного кусочка хлеба, который получали, из этих 125 граммов ленинградцы делали несколько сухариков, которые распределяли на весь день. Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы, жмыха, опилок, столярного клея и совсем чуть-чуть ржаной муки, если ее можно было так назвать.
(слайды «Рецепт блокадного хлеба»)
Учитель: Посмотрите, пожалуйста, ребята, здесь на столе лежит хлеб, который я испекла по одному из рецептов блокадного хлеба: из жмыха, ржаной муки, отрубей, опилок, олифы. Все ингредиенты здесь лежат в пакетиках.( Учитель показывает)Это опилки, жмых, отруби, ржаная мука, столярный клей, олифа)
А вот весы, давайте взвесим этот драгоценный кусочек хлеба ( взвешивает), именно такой был в блокаду и спас жизни многим детям, старикам, женщинам. Вот он этот 125 г. кусочек хлеба, который был на вес золота.
Стих «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам». Читает Аверина Ирина.
Антуганова Ангелина: Это было почти единственное питание ленинградцев. У кого дома был столярный клей, сыромятные ремни, олифа, обойный клей употребляли их в пищу. Из клея варили кисель, воду носили из Невы. Вместо чая был кипяток.
В пригородах под огнем противника ленинградцы добывали из-под снега невыкопанную картошку, ботву, съедобные коренья, желуди и овощи. Чтобы притупить голодные мучения, люди ели касторку, вазелин, глицерин, охотились за собаками, кошками и птицами.
Мурзатаев Данат:Да, мы не скроем – в эти дни
Мы ели клей, потом ремни,
Но съев похлебку из ремней,
Вставал к станку упрямый мастер,
Чтобы точить орудий части,
Необходимые войне,
И он точил, пока рука
Могла производить движенья,
И если падал – у станка,
Как падает солдат в сраженье.
Антуганова Ангелина.
На свете я видела хлеба немного
Его отмеряли так скудно, так строго
Его запивали крутым кипятком,
Его называли не хлебом – пайком.
С соломой, с мякиной, с трухою, со жмыхом
Он все же казался желанней всего,
И матери тайно и тяжко вздыхали,
Когда на частицы делили его.
Учитель: Все тяготы наравне со взрослыми переносили дети и подростки.
Учитель: Остановились трамваи, троллейбусы, автобусы. Основной «транспорт» жителей города – детские саночки. На них везли скарб из разрушенных домов, мебель для отопления, воду из проруби в бидончиках или кастрюльках, тяжело больных и умерших, завернутых в простыни (дерева на гробы не было). Смерть входила во все дома нежданно. Изнуренные люди умирали прямо на улицах и оставались там до тез пор, пока похоронная команда их не забирала. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибли от голода. Но жизнь не остановилась! Ленинград продолжал жить! ( Слайды «Ленинград в блокаду»)
Мурзатаев Данат: я хочу рассказать вам историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принес фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям. (слайды Страничку из дневника Тани Савичевой)
Ангелина и Данат по очереди читают записи: «Женя умерла 28 декабря в 12.00 часов утра 1941 г.», «Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г.», «Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 г.», «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г.», «Мама умерла 13 мая в 7.30 часов утра 1942 г.», «Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня»).
Стук метронома
Ангелина:Таню удалось спасти от голодной смерти. При первой же возможности ее вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение, выжить она не смогла и пережить блокаду, вскоре Таня умерла.
Учитель:Враги надеялись, что тяжелые лишения пробудят в ленинградцах низменные, животные инстинкты, заглушат в них все человеческие чувства. Они думали, что голодающие, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его. 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя». Но фашисты просчитались.
Стих « ГоворитЛенинград!» читает Уталиева Даша
Мурзатаев Данат:«Все для фронта, все для победы!» – боевой девиз рабочих Ленинграда. За 900 героических дней они произвели для фронта более 2 000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12 000 минометов, станковые и ручные пулеметы, 10 миллионов снарядов и мин. В городе постоянно ощущалась нехватка рабочих рук. Весной 1942года в опустевшие цеха пришли дети и подростки. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы. На рабочих местах мальчишек и девчонок было написано: «Не уйду, пока не выполню норму». Голодные, изможденные они по 16-18 часов не выходили из промерзших цехов.
Сатыбекова Сабина : В военных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?
Нам в сорок третьем
Выдали медали
И только в сорок пятом паспорта.
И в этом нет беды,
Но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг страшно от того
Что мы не будем
Ни старше, ни взрослее,
Чем тогда.
Учитель:Самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились, несмотря ни на что, а вместе и рядом с ними навеки сохранится в истории обороны города облик ленинградского учителя. Они стоят одни других – учителя и ученики. И те и другие из мёрзлых квартир сквозь стужу, и снежные заносы шли иногда километров за пять-шесть в такие же мёрзлые, оледеневшие классы, и одни учили, а другие учились. Они впервые познавали цену друг другу, когда и те и другие умирали друг у друга на глазах на заснеженных улицах города, за партой или у классной доски.
Учитель: «За 900 дней осады Ленинграда и во время оккупации его пригородов фашисты сбросили с самолетов 107 тыс. фугасных и зажигательных бомб и выпустили по Ленинграду 150 тыс. тяжелых артиллерийских снарядов. Гитлеровцы убили и замучили 29 721 мирного советского гражданина, ранили 33 782 мирных жителя, угнали в немецкое рабство 48 751 советского гражданина. В результате блокады умерли от голода 641 803 человек».
( запись «Стук метронома»)
Учитель: Ребята, Вы слышите этот стук. Это метроном- символ Ленинграда. 900 дней и ночей звучал он в эфире, как пульс бьющегося сердца города на Неве, которое нельзя было просто остановить. Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль в спальне и в кабинете постоянно держал радиоприемники, настроенные на радиоволну, которая передавала этот мерный стук метронома, часто включал их, чтобы проверить, бьется ли в эфире пульс этого метронома.
Эти звуки обозначали, что Ленинград жив, сердце его бьется, город борется и живет.
Стих «Сердце Ленинграда» читает Терешкин Максим на фоне звука метронома.
Ангелина: Вся наша страна помогала блокадному Ленинграду в его трагической борьбе. Связь с Большой землей стала поддерживаться через Ладожское озеро- «дорогу жизни». В блокадный и осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты питания: муку, зерно, хлеб и топливо. От дороги по Ладожскому озеру зависело спасение жителей Ленинграда.
Стих « Дорога жизни» читает Попов Павел
(слайды «Пискаревское кладбище»
Мурзатаев Данат: В суровые дни блокады умерло от голода 641 тыс. горожан (по другим подсчетам их было 850 тысяч), около 17 тысяч человек погибли от бомбежек и обстрелов. К январю 1944 года в городе из почти 3 миллионов человек осталось 560 тыс.человек. Многие дети блокадного города так и не увидели победного салюта. Они лежат вместе со взрослыми защитниками Ленинграда на Пискаревском кладбище.
Ямбулатов Богдан: Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором.
И жизнью смерть была побеждена,
И победили человек и город!
Год страшный, год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой.
Неугасима память поколений.
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье,
И в скорби постоим и помолчим.
Учитель: Дорогие ребята, педагоги, родители! Преклоним колени и склоним низко головы перед ленинградцами и защитниками Ленинграда, не дожившими до наших дней. Прошу почтить память павших минутой молчания!
(Минута молчания) Слайды
Учитель:За мужество и героизм, проявленные жителями блокадного города, в 1941-1944 годах городу Ленинграду присвоено звание « Город-Герой». Он награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда». (Слайды «Город-герой Ленинград»)
Подвиг Ленинграда будет жить в наших сердцах!
Звучит песня «Ленинград-город-герой!»
Акция
«Блокадный хлеб»
900 дней и ночей –блокада
Ленинграда
1941-1944 гг.-блокада Ленинграда
80 лет
Прорыву блокады Ленинграда
18 января 1943 год
80 лет Сталинградской битве
17 июля 1942 г.
2 февраля1943 г.
200 дней и ночей