СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная гостиная, посвященная 900 дневной блокаде Ленинграда

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ежегодно  мы вспоминаем  годовщину того или иного знаменательного события в истории страны: Сталинградской битвы, обороны Севастополя, блокады Ленинграда. В этом году исполнилось ровно 80 лет со дня прорыва блокады Ленинграда. Именно этому событию посвящено данное мероприятие.

Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиная, посвященная 900 дневной блокаде Ленинграда»

Литературная гостиная, посвященная блокаде Ленинграда.

(звучит песня «Журавли»

Учитель: Добрый день, дорогие ребята, педагоги, родители! Много дат и событий, о которых мы вспоминаем, когда отмечаем годовщину того или иного знаменательного события в истории страны: Сталинградской битвы, обороны Севастополя, блокады Ленинграда, взятия Берлина и т.д. Но есть среди них одно, которое  мы с вами обязаны помнить всегда: Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков.

(песня «Священная война», слайды о начале Великой Отечественной …)

Кинжигаринова Кристина читает стих «Опять война»

Антуганова Ангелина: Особое место в летописи Великой Отечественной войны занимает героическая оборона Ленинграда, которая началась 8 сентября 1941 года и продолжалась до 27 января 1944 года. Город 862 дня, почти 900 дней и ночей находился в кольце вражеской блокады. Многие писатели и поэты с первых же дней войны оказались на фронте, они воочию видели битвы, сражения, саму блокаду и написали о ней произведения, стихи.

Стих «Блокада Ленинграда» читает Крашенинников Глеб

(слайды о блокадном Ленинграде)

Учитель: Гитлер во что бы то ни стало хотел захватить город великого Ленина, ему было ненавистно имя города на Неве. Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. Вермахту предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей.

Стих «Я говорю» читает Антуганов Максим

Учитель: Сегодня в нашей школе мы проводим «Литературную гостиную» 900 дней мужества и стойкости, посвященную 900 дневной блокаде Ленинграда.

Мурзатаев Данат: На долю его жителей выпали неимоверные трудности и лишения. Они жили под постоянными бомбежками и обстрелами, мерзли, умирали от голода. Не было ни одной ленинградской семьи, которая не потеряла бы своих близких. Жизнь ленинградцев во время блокады – это настоящий подвиг, выжить за время блокады удалось немногим.

Антуганова Ангелина: Зимой 1941 - 1942 годов город сковала лютая и очень морозная стужа. Зима пришла рано, в ноябре стояли необычайно сильные морозы до - 40 градусов. Не было топлива и электроэнергии. Истощенные и изнеможенные голодом, обессилевшие и измученные непрерывными бомбежками и артобстрелами, ленинградцы жили в неотапливаемых комнатах с выбитыми стеклами от взрывной волны. Не работал водопровод, канализация. За водой для питья приходилось ходить на Неву, с большим трудом немощные жители блокадного города спускались на лед, брали воду,, а потом под вражеским обстрелом доставляли ее домой.

Пигасова Арина: Я в гору саночки толкаю.

Еще немного – и конец.

Вода, в дороге замерзая,

Тяжелой стала, как свинец.

Метет колючая пороша,

А ветер каменит слезу.

Изнемогая, словно лошадь,

Не хлеб, а воду я везу.

И смерть сама сидит на козлах,

Упряжкой странною горда…

Как хорошо, что ты замерзла

Святая невская вода!

Когда я поскользнусь под горкой,

На той тропинке ледяной,

Ты не прольешься из ведерка,

Я привезу тебя домой.

Учитель: Нормы хлеба сильно урезались, потому что запасы продовольствия таяли с каждым днем, а связи с большой землей не было, разбомбили Бадаевские склады.

(слайды блокадной зимы 1941-1942 гг.)

Стих «Бадаевские склады» читает Боев Максим

Фашисты не переставали бомбить и обстреливать город, в пригородах Ленинграда грабили музеи, убивали жителей городов и сел: женщин, стариков, детей: их расстреливали, мучили, пытали, казнили.

Стих «Варварство». читает Новиков Егор, Шафиев Давуд и Терешкин Максим

Учитель: В блокадном Ленинграде особенно много погибало детей. Они умирали от холода и голода, попадали под бомбежки и артобстрелы.

Антуганова Ангелина читает стих «Дети блокады».

Учитель: Несмотря ни на что Ленинград продолжал сражаться и жить: и хотя не было тепла, света, дети продолжали учиться в школе. Они писали между газетных строк окоченелыми руками, замерзшими чернилами, но они боролись за жизнь каждую минуту и приближали этот миг победы.

Учитель: Многие школы были переоборудованы в госпитали для раненых бойцов. Школьники дежурили в госпиталях, помогали санитаркам, читали раненым газеты и книги, писали им письма домой, помогали врачам и медсестрам, мыли полы и убирали палаты, они выполняли любую работу, чтобы только раненые бойцы быстрее поправили и снова отправились на фронт бить врага.

Антуганова Ангелина: Несмотря на мужество, стойкость, героизм и отвагу советских воинов и партизан. Врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Днем фашисты обстреливали город из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы, заводы, музеи, театры, гибли женщины, старики, дети.

Мурзатаев Данат: Наравне со взрослыми школьники по 16-18 часов работали на фабриках и заводах у станков, делали снаряды и бомбы, дежуря на чердаках и крышах домов, гасили зажигательные бомбы и пожары. Их называли «часовыми ленинградских крыш». За время осады Ленинграда немцы обрушили на город 150 тысяч тяжелых снарядов, сбросили 5 тысяч фугасных и 10 тысяч зажигательных бомб. Более 3 тысяч зданий города было разрушено и сожжено, повреждено – 7143. Третья часть жилья была полностью уничтожена. Люди оставались без крыши над головой.

Учитель: Мы живем с Вами, ребята, в мирное время, и нам не понять чувства детей, которые оказались в блокадное время в городе на Неве и каждый день смотрели в лицо смерти.

«Дети блокадного Ленинграда» Кедрин. Читает Василенко Полина

Учитель: Что могли узнать дети, совсем еще маленькие, которые прожили всего лишь маленький отрезок жизни, но которые мужественно и стойко переносили все муки и лишения.

Стих читает Антуганова Ангелина. «За свой недолгий путь земной…»

Учитель: 8 сентября 1941 года Ленинград оказался   полностью окружен. Постоянно сокращались нормы выдачи продуктов. С 20 ноября по 25 декабря 1941 года они были самыми низкими, ничтожно малыми: рабочие и инженерно-технические работники получали лишь по 250 г. суррогатного хлеба, а служащие, иждивенцы и дети – всего по 125 г. в день. Те знаменитые «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам».

(слайды «Выдача блокадного хлеба)

Мурзатаев Данат: Из мизерного кусочка хлеба, который получали, из этих 125 граммов ленинградцы делали несколько сухариков, которые распределяли на весь день.  Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы, жмыха, опилок, столярного клея и совсем чуть-чуть ржаной муки, если ее можно было так назвать.

(слайды «Рецепт блокадного хлеба»)

Учитель: Посмотрите, пожалуйста, ребята, здесь на столе лежит хлеб, который я испекла по одному из рецептов блокадного хлеба: из жмыха, ржаной муки, отрубей, опилок, олифы. Все ингредиенты здесь лежат в пакетиках.( Учитель показывает)Это опилки, жмых, отруби, ржаная мука, столярный клей, олифа)

А вот весы, давайте взвесим этот драгоценный кусочек хлеба ( взвешивает), именно такой был в блокаду и спас жизни многим детям, старикам, женщинам. Вот он этот 125 г. кусочек хлеба, который был на вес золота.


Стих «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам». Читает Аверина Ирина.

Антуганова Ангелина: Это было почти единственное питание ленинградцев. У кого дома был столярный клей, сыромятные ремни, олифа, обойный клей употребляли их в пищу. Из клея варили кисель, воду носили из Невы. Вместо чая был кипяток.


 В пригородах под огнем противника ленинградцы добывали из-под снега невыкопанную картошку, ботву, съедобные коренья, желуди и овощи. Чтобы притупить голодные мучения, люди ели касторку, вазелин, глицерин, охотились за собаками, кошками и птицами.

Мурзатаев Данат:Да, мы не скроем – в эти дни
Мы ели клей, потом ремни, 
Но съев похлебку из ремней,
Вставал к станку упрямый мастер,
Чтобы точить орудий части,
Необходимые войне,
И он точил, пока рука
Могла производить движенья,
И если падал – у станка,
Как падает солдат в сраженье.            

Антуганова Ангелина.

На свете я видела хлеба немного
Его отмеряли так скудно, так строго
Его запивали крутым кипятком,
Его называли не хлебом – пайком.
С соломой, с мякиной, с трухою, со жмыхом
Он все же казался желанней всего,
И матери тайно и тяжко вздыхали,
Когда на частицы делили его.

Учитель: Все тяготы наравне со взрослыми переносили дети и подростки.

Учитель: Остановились трамваи, троллейбусы, автобусы. Основной «транспорт» жителей города – детские саночки. На них везли скарб из разрушенных домов, мебель для отопления, воду из проруби в бидончиках или кастрюльках, тяжело больных и умерших, завернутых в простыни (дерева на гробы не было). Смерть входила во все дома нежданно. Изнуренные люди умирали прямо на улицах и оставались там до тез пор, пока похоронная команда их не забирала. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибли от голода. Но жизнь не остановилась! Ленинград продолжал жить! ( Слайды «Ленинград в блокаду»)

Мурзатаев Данат: я хочу рассказать вам историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принес фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям. (слайды Страничку из дневника Тани Савичевой)

Ангелина и Данат по очереди читают записи: «Женя умерла 28 декабря в 12.00 часов утра 1941 г.», «Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г.», «Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 г.», «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г.», «Мама умерла 13 мая в 7.30 часов утра 1942 г.», «Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня»).

Стук метронома

Ангелина:Таню удалось спасти от голодной смерти. При первой же возможности ее вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение, выжить она не смогла и пережить блокаду, вскоре Таня умерла.

Учитель:Враги надеялись, что тяжелые лишения пробудят в ленинградцах низменные, животные инстинкты, заглушат в них все человеческие чувства. Они думали, что голодающие, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его. 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя». Но фашисты просчитались.

Стих « ГоворитЛенинград!» читает Уталиева Даша

Мурзатаев Данат:«Все для фронта, все для победы!» – боевой девиз рабочих Ленинграда. За 900 героических дней они произвели для фронта более 2 000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12 000 минометов, станковые и ручные пулеметы, 10 миллионов снарядов и мин. В городе постоянно ощущалась нехватка рабочих рук. Весной 1942года в опустевшие цеха пришли дети и подростки. В 12-15 лет они становились станочниками и сборщиками, выпускали автоматы и пулеметы. На рабочих местах мальчишек и девчонок было написано: «Не уйду, пока не выполню норму». Голодные, изможденные они по 16-18 часов не выходили из промерзших цехов.

 

Сатыбекова Сабина : В военных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?
Нам в сорок третьем
Выдали медали
И только в сорок пятом паспорта.
И в этом нет беды,
Но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг страшно от того
Что мы не будем
Ни старше, ни взрослее,
Чем тогда.

Учитель:Самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились, несмотря ни на что, а вместе и рядом с ними навеки сохранится в истории обороны города облик ленинградского учителя. Они стоят одни других – учителя и ученики. И те и другие из мёрзлых квартир сквозь стужу, и снежные заносы шли иногда километров за пять-шесть в такие же мёрзлые, оледеневшие классы, и одни учили, а другие учились. Они впервые познавали цену друг другу, когда и те и другие умирали друг у друга на глазах на заснеженных улицах города, за партой или у классной доски.

Учитель: «За 900 дней  осады Ленинграда и во время оккупации его пригородов фашисты  сбросили с самолетов 107 тыс. фугасных и зажигательных бомб и выпустили по Ленинграду 150 тыс. тяжелых артиллерийских снарядов. Гитлеровцы убили и замучили 29 721 мирного советского гражданина, ранили 33 782 мирных жителя, угнали в немецкое рабство 48 751 советского гражданина. В результате блокады умерли от голода 641 803 человек».

( запись «Стук метронома»)



Учитель: Ребята, Вы слышите этот стук.  Это метроном- символ Ленинграда. 900 дней и ночей звучал он в эфире, как пульс бьющегося сердца города на Неве, которое нельзя было просто остановить. Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль в спальне и в кабинете постоянно держал радиоприемники, настроенные на радиоволну, которая передавала этот мерный стук метронома, часто включал их, чтобы проверить, бьется ли в эфире пульс этого метронома.

Эти звуки обозначали, что Ленинград жив, сердце его бьется, город борется и живет.

Стих «Сердце Ленинграда» читает Терешкин Максим на фоне звука метронома.


Ангелина: Вся наша страна помогала блокадному Ленинграду в его трагической борьбе. Связь с Большой землей стала поддерживаться через Ладожское озеро- «дорогу жизни». В блокадный и осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты питания: муку, зерно, хлеб и топливо. От дороги по Ладожскому озеру зависело спасение жителей Ленинграда.

Стих « Дорога жизни» читает Попов Павел

(слайды «Пискаревское кладбище»

Мурзатаев Данат: В суровые дни блокады умерло от голода 641 тыс. горожан (по другим подсчетам их было 850 тысяч), около 17 тысяч человек погибли от бомбежек и обстрелов. К январю 1944 года в городе из почти 3 миллионов человек осталось 560 тыс.человек. Многие дети блокадного города так и не увидели победного салюта. Они лежат вместе со взрослыми защитниками Ленинграда на Пискаревском кладбище.

Ямбулатов Богдан: Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором.
И жизнью смерть была побеждена,
И победили человек и город!

Год страшный, год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой.
Неугасима память поколений.
И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье,
И в скорби постоим и помолчим.

Учитель: Дорогие ребята, педагоги, родители! Преклоним колени и склоним низко головы перед ленинградцами и защитниками Ленинграда, не дожившими до наших дней. Прошу почтить память павших минутой молчания!

(Минута молчания) Слайды

     

Учитель:За мужество и героизм, проявленные жителями блокадного города, в 1941-1944 годах городу Ленинграду присвоено звание   « Город-Герой». Он награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда». (Слайды «Город-герой Ленинград»)

Подвиг Ленинграда будет жить в наших сердцах!

Звучит песня «Ленинград-город-герой!»











Акция

«Блокадный хлеб»

900 дней и ночей –блокада

Ленинграда

1941-1944 гг.-блокада Ленинграда

80 лет

Прорыву блокады Ленинграда

18 января 1943 год







80 лет Сталинградской битве

17 июля 1942 г.

2 февраля1943 г.

200 дней и ночей


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!