СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная гостиная по творчеству С.Есенина

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий литературной гостиной по творчеству С.Есенина

Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиная по творчеству С.Есенина»

Литературная гостиная

Лиричность и исповедальность поэзии С.А.Есенина


Цели: познакомить с творчеством С.А.Есенина, способствовать повышению интереса

к стихам поэта, приобщать к высокому искусству, обратить внимание на музыкальность его стихов – обращение композиторов к стихам С.А.Есенина.

Развивать умение работать в коллективе, выявлять творческие способности детей, в

частности, музыкальные, совершенствовать навыки выразительного чтения.

Воспитывать художественный вкус, бережное отношение к художественному слову,

уважение к культурному наследию своего народа.


Звучит песня Е.Попова на ст.С.Есенина «Над окошком месяц» в исполнении хора русской песни


Вступительное слово учителя:

Сергей Александрович Есенин – один из проникновеннейших лириков ХХ века.

Талантливый певец России, Есенин, как никто другой, сумел передать в стихах и поэмах всю нежность души человека, любовь к родной земле, к березке в «холщовом сарафане», тихую прелесть малиновых зорь. Нашу гостиную открыла песня на стихи С.Есенина «Над окошком месяц», и вы уже прониклись и красотой мелодии, и ее задушевностью.

Покоряющая, захватывающая сила поэзии Есенина в ее глубочайшем лиризме, в обнаженной правде человеческого сердца, с которой поэт раскрывает перед читателем свой внутренний мир.

Сергей Есенин прошел сложный трагический путь от чудесных стихов о «стране березового ситца», о «журавлиной тоске сентября» до тревожных раздумий поэта о судьбе России, и каждый есенинский образ, каждая строка согреты чувством безграничной любви к Родине.


Ведущий:

С какого стихотворения начался Есенин?

Идет 1914 год. Есенин живет в Москве, работает в одной из типографий. Печатается в детских журналах. Он слушатель народного университета им. Шанявского. Принят в члены Суриковского литературно-музыкального кружка, объединяющего писателей из народа.

Однажды Есенин читает своему другу новое стихотворение, и становится ясно: в стихах молодого поэта проявляется подлинная талантливость. Через некоторое время стихотворение появляется в журнале «Млечный путь».

Ученик читает ст. «Выткался на озере алый свет зари»


Этим стихотворением юноша из рязанского села заявил о себе как о самобытном художнике. В этих 12 строчках впервые сверкнуло золото той поэзии, которую теперь мы с любовью называем есенинской.

Ведущий:

Наверное, почти каждый истинный поэт «в час ученичества» выбирает своего Мастера - Есенин выбрал Блока. 20-летний поэт приносит на суд Блоку свои стихи.

Почему Есенин выбрал Блока? Сам Есенин отвечал: « Я уже знал, что он хороший и добрый, когда прочитал « Стихи о Прекрасной Даме»,- и он же: « Блок научил меня лиричности».

Родство душ поэтов, глубинные точки соприкосновения - в самом творчестве. Единая тема их породнила – тема Родины, России; два голоса сливаются в любовь, сложную и беспредельную. « Главная моя тема – это Россия,- говорил Блок.- Ей я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь».

« Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве». «Я люблю родину. Я очень люблю родину!» - так говорит Есенин.


Ученик читает ст. «Запели тесаные дроги»

Ведущий:

В течение 1914г. создаются ст. «Русь», «Край ты мой заброшенный», «Черная, потом пропахшая выть», «Топи да болота», «Гой ты, Русь моя родная». Эти произведения позволяют говорить о таком понятии, как Русь Есенина.


Ученик читает ст. «Край ты мой заброшенный»

Ведущий:

Художник И.Бродский до встречи с Есениным не знал места его рождения. Прослушав

Стихотворение в авторском чтении, живописец сказал, что поэт, вероятно, родился в Рязанской губернии. Пейзажи, воспетые в стихах, пояснил художник, воскресили в его памяти природу Рязанской губернии.

Свидетельство, лишний раз говорящее о тонком мастерстве Есенина – певца русской природы.

Уже ранние стихи показали, что в литературу пришел поэт со своим видением природы, поэт, умеющий находить красоту там, где ее не каждому дано заметить.

Природа в стихах Есенина не просто живая – она сама человеческая душа, а лирический герой ощущает себя кленом («потому что тот старый клен головой на меня похож»), и клен становится сквозным и самым любимым образом есенинской лирики, при этом

персонифицированным , очеловеченным настолько, что даже оговаривать приходится:

«на одной ноге», как если бы речь шла о человеке:

Стережет голубую Русь

Старый клен на одной ноге…


Звучит «Клен ты мой опавший»

( в исполнении самих ребят или в исп. Г.Великановой, или – кадры из фильма «Учитель пения»)

Ведущий:

Cам С.Есенин говорил: «В стихах моих читатель должен главным образом обращать

внимание на лирическое чувствование и образность. Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем

в своих стихах. Он живет во мне органически так же, как мои страсти и чувства».

Нельзя пройти мимо знаменитой есенинской березки, с образом которой мы встречаемся во многих его произведениях. Для него береза – это символ самого дорогого и близкого, что связывает кровными нитями с родиной. Лучшие краски на своей художественной палитре он отдает милой стройной березке, которая всегда ассоциируется с образом юной целомудренной девушки.


Ученик читает ст. «Зеленая прическа»

Ведущий:

Эта березка пришла к Есенину прежде всего из песен, из устного народного творчества. Связь с фольклором, с традициями песенного творчества – одна из сильных сторон его поэзии. Песенная основа, песенные интонации, глубочайший лиризм, задушевная напевность – отличительные свойства стиха Есенина. В его стихах часто встречаются слова «песня, петь». Им даже был создан свой, особый глагол от слова «песня»: «ты сердце выпеснил избе». Слово «песня» и в названиях: «Подражание песне», «Песнь о хлебе», «Песнь о великом походе», «Песнь о собаке», «Песни, песни, о чем вы кричите?»

Ведущий:

Свою первую книгу поэт назовет «Радуница». Религиозные мотивы и образы «Радуницы» своеобразны. Их истоки – в древней мифологии, в народных духовных стихах. Поэт в духе народных представлений, народной фантазии сделал земными и Бога, и святых угодников. Они запросто ходят по селам и лесным тропинкам, беседуют с мужиками, умываются «белой пеной из озер». В лирике о природе мы встречаемся со сравнениями, метафорами, близкими к религиозному обиходу. Ветер уподобляется схимнику, мнущему осторожным шагом придорожную листву, куст рябины – красным язвам незримого Христа, березы кажутся большими свечками, ивы – кроткими монашками. Не следует забывать, что все эти образы являлись бытом, повседневностью

поэта, нежели его какой-то мистической настроенностью души. Когда он пишет «На дворе обедню стройную запевают петухи», или «У лесного аналоя воробей псалтырь читает», то это не столько отражает религиозные настроения поэта, сколько его бытовое, привычное окружение, с которым легко было ассоциировать свое представление о природе и ее явлениях.

Ведущий:

Немалое влияние на поэзию Есенина оказала древнерусская живопись. Литературовед К.А.Кедров отмечает три главных цвета в древнерусской живописи и в поэзии Есенина: алый, синий, золотой. Это краски неба, колосящегося поля: «несказанное, синее, нежное», «эти волосы взял я у ржи». Синева и золото в поэзии Есенина напоминают древнюю фресковую живопись.

Цвет у Есенина очень точен. Об этом говорит К.Ваншенкин: «И вот мне попались его стихи, и я прочитал:

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне…

Розовый конь? Это показалось нелепым, неестественным. Я с удивлением перечитал эти строчки и вдруг вздрогнул от неожиданно раскрывшейся передо мной картины… ведь это была рань – конь, вероятно, был белый, но в лучах восходящего солнца стал розовый… И все вокруг было розоватое, в дымке. А в ушах долго не стихал стук копыт.

Я никогда не встречал подобного у других поэтов».


Звучит «Не жалею, не зову, не плачу»

( в исполнении Н.Кадышевой и группы «Золотое кольцо»)


Это одна из вершин есенинской поэзии. «Проскакал на розовом коне» - трагический знак уже отшумевшей жизни. И хотя стихотворение заканчивается на слове «умереть»,

смысловое ударение приходится на емкое слово «процвесть». Это благодарственная песнь, благословение всего сущего.

Ведущий:

Гармоническое единство человеческой души с миром – вот что определяет лучшие творения Есенина. Но в поэзии Есенина есть строки, выражающие трагическую дисгармонию мира. Любовь к миру переходит в жалость ко всему живому, когда обостренное чувство жалости, боль о незащищенности «братьев наших меньших» оборачивается способностью словом передавать состояние их души, говорить от их имени. «Песнь о собаке», одно из самых трагических стихотворений, «Корова», «Лисица» не просто стихи о животных, это стихи о вине человека перед «братьями меньшими». Человеческая жестокость здесь нарушает гармонию мира. Поэтому в конце стихотворения действие происходит одновременно в двух измерениях – конкретно-бытовом и «космическом». Так подчеркнута глобальность частного факта: разрушить счастье одного живого существа – значит нарушить гармонию Мира:

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег

Собака обращается со своей болью ко всему Миру, ко Вселенной – « в синюю высь».

Поразительно точна метафора « звонко глядела»: сила переживания такова, что взгляд звучит! Вдумаемся в название: «Песнь» - предмет песни стоит в одном ряду с самым дорогим и близким.

В русской литературе не было после толстовского «Холстомера» и чеховской «Каштанки» таких проникновенных рассказов о животных. С.Есенин имел полное право сказать о себе:

Для зверей приятель я хороший,

Каждый стих мой душу зверя лечит.

Или еще более взволнованно и искренне:

Я хожу в цилиндре не для женщин –

В глупой страсти сердце жить не в силе –

В нем удобней, грусть свою уменьшив,

Золото овса давать кобыле.

Ведущий:

Поэтическое мастерство Есенина проявилось с особой силой в его стихах, посвященных матери. Все доброе, что способствовало пробуждению в юном Есенине

фантазии, интереса к народным песням, любви к природе, перенималось от матери. Душевность и теплота – от матери. Поэт выразил самые нежные, искренние, согретые глубокой теплотой чувства в «Письме к матери», которое, как и многие другие стихи Есенина, стало песней.

Звучит «Письмо к матери»

(фрагмент из фильма «Калина красная» -это исполнение, на мой взгляд, очень искреннее).

Ведущий:

Поэзия Есенина последних, самых трагических лет (1922-1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Приятие жизни находит порой у Есенина почти декларативное выражение: «Приемлю все. Как есть все принимаю…»

Но чаще всего это глубоко лирическое осмысление себя и Мира, выраженное в стихах

«Отговорила роща золотая», «Мы теперь уходим понемногу».

В ст. «Отговорила роща золотая» есть один, удивительно емкий, своего рода «камертон» - « и журавли, печально пролетая…». Общая тема увядания, ощущение последних дней, всепрощающее приятие этой участи, определяют многосмысленность

запечатленной картины – улетающих, прощающихся с родной стихией птиц.

Журавли с печальным курлыканьем – как бы лейтмотив осени жизни, «музыкальная тема» стихотворения – прощальной песни со всем юным, веселым, с сиреневой цветью

природы и, главное, души человека.

Звучит «Отговорила роща золотая»

( в исполнении Н.Кадышевой и группы «Золотое кольцо»)

Ведущий:

Мы слушали сегодня стихи Сергея Есенина, в том числе и стихи, положенные на музыку. Почему композиторы обращаются к поэзии Есенина? Потому что поэт все лучшее черпал из народных родников, искал «песенное слово». Он проникся душой песни, стремясь в ней услышать все человеческие переживания, музыку природы. Он стремился пропеть всю неподражаемую песню о России.

Бесспорно, прав был современник и друг С.Есенина, скульптор С.Т.Коненков; «Он был великим патриотом и звонкозвучным певцом народа».

( прослушивание записи: воспоминания С.Т.Коненкова, затем – голос С.Есенина – он

читает отрывок из «Сорокоуста»).

Поэтому ныне мы говорим о Сергее Есенине как гениальном поэте ХХ века.

И хочется закончить словами самого С.Есенина из ст. «Письмо к женщине». Мы вполне можем их воспринять как завещание поэта, обращенное через годы к нам:

Живите так,

Как вас ведет звезда

Под кущей обновленной сени.

С приветствием,

Вас помнящий всегда

Знакомый ваш Сергей Есенин.

( лучше послушать концовку песни в исполнении И.Кобзона)









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!