СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная гостиная «Люблю тебя, мой край родной!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся 3-5 классов с творчеством поэта посёлка  Гатка Советско-Гаванского района Удовидченко Валентиной Прокопьевной.

Задачи: способствовать формированию чувства любви к малой родине, воспитывать у подрастающего поколения чувство патриотизма.

Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиная «Люблю тебя, мой край родной!»»














Литературная гостиная

«Люблю тебя, мой край родной!»

(урок-встреча с поэтом Удовидченко В.П.)












Советско-Гаванский район

2019 год

Литературная гостиная

«Люблю тебя, мой край родной!»

(урок-встреча с поэтом Удовидченко В.П.)


Цель: познакомить учащихся 3-5 классов с творчеством поэта посёлка Гатка Советско-Гаванского района Удовидченко Валентиной Прокопьевной.

Задачи:

1. Способствовать формированию чувства любви к малой родине.

2. Воспитывать у подрастающего поколения чувство патриотизма.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, рисунки учащихся.

Место проведения урока: здание МБОУ ОШ № 12 Гаткинского сп Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края.

Целевая аудитория: урок-встреча рассчитан на учащихся 3-5 классов.

Ход проведения:

Вступительное слово ведущего: Здравствуйте, ребята, приглашаем вас в нашу литературную гостиную. Сегодня вы познакомитесь с поэтом нашего села Удовидченко Валентиной Прокопьевной.

Наша Россия велика и многолика. И у каждого из нас есть своя малая родина – тот уголок земли, где он появился на свет, где прошло его детство. Для нас это – небольшой поселок Гатка, который расположен в Советско-Гаванском районе Хабаровского края, крае необычно красивой природы, живописных мест и душевного народа – доброго, трудолюбивого, искусного.

Чем известна в России наша малая родина? Своими природными запасами, обилием ягод и грибов, разнообразием животного мира. Однако, как следует из русской пословицы, главным богатством земли всегда считались люди. Наша совгаванская земля богата творческими людьми.

В нашем посёлке есть замечательный человек, который в своих стихах прославляет наш родной посёлок Гатка - Удовидченко Валентина Прокопьевна. Сегодня мы пригласили её в нашу литературную гостиную.

Валентина Прокопьевна, расскажите, пожалуйста, о себе.

Рассказ В.П. Удовидченко о себе. Я родилась в 1948 году. Была седьмым ребёнком в семье. Наша семья жила в посёлке Казимировка. Поселок был небольшим, находился в семи километрах от Гатки, распологался на берегу реки. В 1951 году, после сильного наводнения, наша семья переехала в Гатку. Этот посёлок стал для меня настоящей Родиной.

«Есть в Совгавани посёлок»

Есть в Совгавани посёлок, наш посёлок небольшой,

Но таёжной красотою зачаровывает он.

Быстрых речек перекаты и холодная вода,

Отдыхать здесь любят люди и резвится детвора.

Здесь гряда высоких сопок с хвойной свежестью тайги,

Будто сотканы из солнца красоты дивной цветы.

Звонких ручейков прохлада и зелёные луга,

Красота зимней природы и весенняя пора.

Здесь живут простые люди, ходит в школу детвора,

В поселковом нашем клубе чтут хорошие дела.

Где зелёною стеною возвышалась здесь тайга,

В разноцветном одеяние уж красуются дома.

Разрастайся наш посёлок, место юности отцов,

Где берёзовые рощи, пух летящий с тополей.

Где весенние разливы и таёжных рек простор,

Живописные картины и весёлый крик скворцов.

Я очень приросла к этим сказочно прекрасным местам, и с детства общаясь с природой, я научилась понимать её. Мне очень нравились звуки леса: нарушив тишину леса, стучал дятел, слышалось журчание прозрачного, как слеза, ручейка. А красота наших деревьев? Как можно ими не любоваться. Я всегда любила природу. Много стихов я посвятила ей.

«Цветущий посёлок»

Посёлок цветущий, посёлок лесной,

Стоит между речек с холодной водой

И ели любуясь рекой с высоты

Раскинули ветви свои до земли.

Пушистая верба, берёзкам по стать

Стояла любуясь в прозрачную гладь

По сопкам клубился молочный туман,

Но это не дым, а всего лишь обман.

Прозрачные струйки бегут по стволу

Берёз белоствольных растущих в саду.

Весенней порою черёмухи цвет,

По небу струится таинственный свет.

Нигде не найдешь ты такую красу,

Посёлок цветущий, как будто в саду.

- Когда вы начали писать стихи?

- Своё первое стихотворение я написала в 24 года. Я вышла замуж и наша семья переехала в посёлок Высокогорный. И тоска по родным местам подтолкнула меня к написанию стихов. Свои первые стихотворения я посвятила маме, о которой сильно тосковала.

Моя мама, Пелагея Ивановна, самый близкий, дорогой для меня человек. Она всегда поддерживала меня в трудную минуту, с ней я всегда делилась самым сокровенным.

«Маме посвящаю»

Как святыню, свою почитали мы мать.

Слово грубое её мы не смели сказать.

Другом верным была, нас умела понимать

И всегда и во всём нас могла поддержать.

Как теплом согревала улыбка её

И от глаз голубых становилось светло.

Никогда не забыть её ласковых рук

Что всегда успевали всё делать вокруг.

Эти нежные руки и вены на них

От трудов непосильных, коснувшихся их,

Пронесла сквозь года, эту тяжесть и боль

Не сломилась она и осталась такой.

Наша милая мать героиней была

Десять крепких детишек она родила.

- Часто ли вспоминаете о школе?

- Школьные годы - это самая прекрасная пора и я конечно часто вспоминаю с теплотой любимых наших учителей, открывших перед нами мир познаний, вложив в нас всё хорошее: честность, доброту, уважение к людям. Директором школы был Порин Семён Игнатьевич. Это талантливый учитель, строгий и справедливый, требовательный к людям и, в первую очередь, к себе. В то же время он всегда готов был помочь любому делом или советом, воодушевлял всех личным примером, озарял всех своей широкой улыбкой.

«Директору школы Порину С.И. посвящаю»

Был у нас директор школы

Он на фронте был герой,

Покалеченный войной.

С доброй, светлою душой.

Был хороший он художник

И историк неплохой.

Содержал в порядке школу.

Занимался мастерской.

Уважали его в школе

Дисциплина хоть куда,

С ним играли мы в «Зарницу»,

Пели песни у костра.

Построенье на линейку,

Вынос знамени, звонкий горн,

И удары барабана

Приводили нас в восторг.

И прекрасное то время

Не забыть мне никогда

И живут воспоминанья

В моём сердце навсегда.

- В этом году мой внук Даниил заканчивает 9 класс, и это стихотворение я хочу посвятить будущим выпускникам.

«Помните о школе своей (выпускникам)»

Запомните, ребята, свою школу

Запомните своих учителей,

Ведь провели здесь лучшие вы годы

И здесь познали мир, своих друзей.

И здесь открыли книгу вы познанья,

Исколесили карту всей земли,

Решили свои сложные задачи,

Запомнили историю страны.

А помните, мальчишки и девчонки,

Когда сюда пришли вы в первый раз.

Как радостно светились глазёнки,

Когда учитель ввёл вас в первый класс,

Как радостно забилось сердечко,

Когда вы в руки взяли буквари.

И первое своё вы слово

По слогам в букваре тогда прочли.

И вот теперь мы расстаёмся с вами.

Куда теперь судьба вас заведёт,

Но помните, хорошее всё с вами,

А школа о вас помнит и вас ждёт.

- Что в детстве для вас было радостью?

- Общение с природой. Мой отец, Прокопий Степанович, работал в лесхозе лесообъездчиком и часто брал меня с собою в лес. Ему я посвятила стихотворение «Зимняя прогулка».

«Зимняя прогулка»

Лошадка зимнею дорогой трусцой бежала не спеша.

Отец лошадку понукая, сидел в санях подле меня.

А вдоль дороги будто стража стоял зелёный, хвойный лес,

Загадочный, в своём молчанье, хранил он множество чудес.

Хоть было здесь красиво, но пробирал меня мороз,

Мне всё казалось будто в чаще мелькнул волчицы серый хвост.

Вот меж ветвей зелёной ёлки рысь наблюдает с высока.

И мне ужасно захотелось скорей покинуть те места.

Но вот мы на лесной полянке и страхи все забыла я,

Как в царстве из волшебной сказки мы очутились вдруг друзья.

От солнца ярко снег искрился, слепила снега белизна,

Хрустальным блеском свет струился в ветвях зелёных кедрача.

А вот молоденькие ёлки как будто за руки взялись,

И в гости к Дедушке Морозу накинув шубки собрались.

Пушистый снег сбивая с веток, резвились стайкой воробьи.

И гроздья красные рябины на снег роняли снегири.

Вот дрогнули вершины ёлок, по веткам ветер пробежал.

На солнце надвигалась туча, снежок пушистый пролетал.

«Ну вот и всё», сказал мне папа, «Пора нам доченька домой,

А это сказочное место мы навестим ещё с тобой!»

- О чём больше всего любите писать? Какая тема Вам ближе всего?

- Пишу о том, что больше всего меня волнует и восхищает. Люблю писать о природе.

- Каким вы видите мир, когда пишите стихи? Что бы Вам хотелось выразить больше всего в своих стихах?

- Я вижу мир таким, какой он есть, пишу то, что чувствую, что вижу вокруг себя, то, что меня тревожит. Больше всего хочется достучаться до сердец людей: «Берегите нашу планету, наш мир, в котором мы живём, нашу природу!».

- Сейчас учащиеся нашей школы прочитают ваши стихотворения.

«Зимний лес»

Зимний лес, здесь речка Тутто,

Тихо дремлет подо льдом.

И на солнце снег искрится

Белоснежным полотном.

Лес загадочный и тихий

Будто смотрит нам во след.

На снегу, будто на карте

Всюду виден зверя след.

Три берёзоньки, сестрёнки,

Как при встрече обнялись,

И стволами меж собою

Навсегда переплелись.

Вот мы вышли на полянку,

Никого здесь не видать,

Лес зелёный, солнце, сопка.

Ну какая благодать!

Где-то звонко хрустнет ветка,

Ветерок пролетит,

Одинокий птичий щебет

В чаще леса прозвенит.

Зимний воздух, как бальзамом,

Наши души излечил,

Хвойной свежестью лесною,

Словно соком напоил.

Лес зелёный тихо дремлет,

Речка Тутто подо льдом,

Солнце спряталось за тучку,

Потянуло холодком.

«Мой край»

Любимый наш край, край зелёных лесов,

Таинственных сопок, чудесных цветов.

Край речек таёжных с водой ключевой,

С обилием ягод и дичи лесной,

Его городов и посёлков краса,

И щедрость народа, его простота,

Заливы и бухты, причалы, мосты,

На рейде стоящие в ряд корабли.

Гудок паровоза, колёс перестук

И пение птиц, наш ласкающий слух.

Цветущие парки, аллеи, фонтаны,

Пылающий в небе закат и туманы.

Всё это – наш край, здесь давно мы живём,

И всё это – Родиной нашей зовём!

«Мой город»

Мой город – Советская Гавань

Я рядом с тобою живу,

И память о прошлом, далёком

Я в сердце своём берегу.

Я помню, как в дымке тумана,

Стоят, как будто на посту,

Большие два башенных крана,

Аллея, в весеннем цвету.

Катера подходили к причалу,

И был голубым небосвод.

Кричали над бухтою чайки,

А к пирсу тянулся народ.

В ДК громко песни звучали,

Пылал ярко-красный закат,

А в вальсе кружились пары

И был город осени рад.

Город мой, наша тихая гавань:

Перелески, посёлки, мосты,

Шумные реки, спокойная заводь,

Туманы молочные, всё это ты!

Люблю тебя, мой милый город,

Город доблести наших отцов.

Ты зелёною тайгой мне дорог,

Красотой белоствольных берёз.

- Можно научиться писать стихи? Или надо родиться поэтом?

- Для меня это озарение, мои стихи приходят ко мне во сне. Я вкладываю в них радость, боль, любовь к окружающему нас миру.

- Ваш совет начинающим писать.

- Учиться. Важным элементом стихосложения является рифма, нет рифмы – нет стихотворения. И напоследок хочу, вам ребята, пожелать:

Вам, молодое поколенье, доверим города судьбу,

Творить добро, решать проблемы и людям подарить мечту.

Чтоб утром, будоража душу, в тумане утренней зари,

Заводов пел гудок могучий, в рейс уходили корабли.

Всего вам хорошего!

-Ребята, сегодня мы встретились с замечательным человеком, поэтом, мамой, бабушкой Удовидченко Валентиной Прокопьевной. Спасибо вам, Валентина Прокопьевна, что вы посетили нашу литературную гостиную. Мы желаем вам творческих успехов!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!