СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литературная гостиная "Душа в заветной лире..."

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие посвщено творчеству А.С.Пушкина. Цель мероприятия: воспитание интереса к жизни и творчеству А.С.Пушкина.

Просмотр содержимого документа
«Литературная гостиная "Душа в заветной лире..."»

Литературная гостиная «Душа в заветной лире…»

Пояснительная записка

Гостиная, салон – это самая распространённая форма общественной жизни в 19 веке. В салонах, наряду с государственными, обсуждались и личные проблемы, а развлечения сочетались с серьезными беседами. В 19 веке славились салоны княжны Тенищевой, княгини Зинаиды Волконской, у которой нередко бывал Александр Сергеевич Пушкин. Наша же гостиная даёт возможность перелистать страницы жизни и творчества А.С.Пушкина, прикоснуться к великому поэтическому слову.

Данное мероприятие готовилось в рамках недели русского языка и литературы. Учащиеся были разбиты на группы. Одни собирали и обрабатывали информацию, другие создавали презентацию, третьи готовили музыкальные произведения, четвертые выбирали роль ведущих, небольшая группа детей была занята инсценировками. Для инсценировки взяты фрагменты из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказки о попе и работнике его Балде», разговор няни и Татьяны из «Евгения Онегина», учителя-языковеды исполнили песню «Узник» на стихи А.С.Пушкина. Хозяйка гостиной приглашает к разговору, беседе о Пушкине. Учитель же выступал в качестве режиссера, создавая условия для творческой самореализации личности.

Цель мероприятия: воспитание интереса к жизни и творчеству А.С.Пушкина.

Задачи:

-общее развитие литературных способностей учащихся;

-формирование речевой деятельности; слушание, говорение;

-развитие духовного мира учащихся;

-воспитание любви и уважения к литературе и поэтическому слову, к книге;

-воспитание интереса к человеку и его внутреннему миру;

-воспитание интереса и уважения к отечественной истории и культуре.

Данный сценарий рассчитан для учащихся 8-11 классов. Время реализации – 1 час.








На сценической площадке два кресла, диван, столик, свеча, томик стихотворений Пушкина. Звучит грибоедовский вальс. Входят исполнители. На слайде портрет Пушкина.

Первый исполнитель (читает на фоне вальса стихотворение П. Антакольского).

Это имя – знакомое с детства –
Вместе с грамотой впаяно в речь.
Надо заново в имя вглядеться,
Чтобы заново знать и беречь.

Это имя – на то и дано нам.
И оно никогда не лгало,
Не застыло казённым каноном
И не в школьную пропись легло.

Это имя – подростка смешного,
Что свечу до полуночи жёг,
И строчил и вычёркивал снова,
И выискивал нужное слово –
Свой весёлый сигнальный рожок.

Это имя – весёлое рвенье,
Лихорадка ночного труда.
Не стареющее вдохновенье,
Не сгорающее никогда.

Это имя – как лозунг и знамя!
И опять, веселясь и грустя,
Рядом с нами, за нас и за нами –
Он, наш сверстник и наше дитя.

Второй исполнитель. Пушкин! Это солнечное имя сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые слышим его в раннем детстве и, ещё не умея читать, уже повторяем наизусть стихи со слов матери. Пушкин сделал много, бесконечно много для духовной жизни людей. И когда мы читаем Пушкина, мы неизменно чувствуем, какой художественный мир – целый мир! – сказал Пушкин. Как прекрасен и многообразен этот мир, как всё в нём полно жизни, чувства и глубокой правды – будь это «Евгений Онегин» или «Сказка о попе и работнике его Балде», «Капитанская дочка» или «Буря мглою небо кроет».

Третий исполнитель. И каждый из нас находит в этом мире что-то своё, что-то особенно близкое себе. «У каждого возраста свой Пушкин», – сказал С.Я.Маршак. Ведь жизнь, действительность, которая нас окружает, мы понимаем и постигаем не сразу, а постепенно, с возрастом. А Пушкин – это самая настоящая живая жизнь, только запечатленная в слове.

Звучит песня «Узник».

Четвёртый исполнитель. Сказки Пушкина – драгоценный вклад в историю русской литературы. Поэт довёл русскую сказку до совершенства. Написав 5 сказок, Пушкин создал специальную детскую литературу. Её продолжили Л.Толстой, Ершов, А.Толстой, К. Чуковский, Е.Носов и другие.

Инсценировка фрагмента из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях».

Пятый исполнитель. Первым плодом пушкинского труда была «Сказка о царе Салтане», о героях которой поэт услышал от няни. А вы помните, как Балда перехитрил бесёнка и попа?

Инсценировка «Сказки о попе и работнике его Балде».

Первый исполнитель.Чарующая красота произведений Пушкина заключается в нарисованных им пейзажах.

1-й чтец. Исполняет стихотворение «Цветок».
2-й чтец. «Осень».
3-й чтец. «Зимний вечер».
4-й чтец. «Зимнее утро».

Ведущий.«Пушкин – тема интимная», – скажет один, «Пушкин – тема гражданственная», –воскликнет другой, «Мой Пушкин», – задумчиво произнесёт третий.

Ведущий приглашает к разговору о Пушкине присутствующих в литературной гостиной.

– Каков ваш Пушкин? Что хранит ваша память о Пушкине?

– Ваше любимое произведение Пушкина?

А.С.Пушкин: «Поэзия, как ангел-утешитель спасла меня, и я воскрес душой». Что спасительного для вас в этой жизни?

А.С.Пушкин: «Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно, не уважать оных есть постыдное малодушие?». А чем гордитесь лично вы?

– Кого из персонажей Пушкина вы хотели бы сыграть и почему?

Н.В.Гоголь: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа; это – русский человек в его развитии…»

– Как может помочь творчество Пушкина в повышении национального самосознания граждан России?

М.Цветаева:

«Я вспоминаю курчавого мага
Этих лирических мест»

– Какие «пушкинские места» вам удалось посетить?

А.С.Пушкин: «Отечество мне – Царское село!». Расскажите о своё «Царском селе», чем оно вам дорого?

А.С.Пушкин:

«Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец».

– Любовь и поэзия – каково ваше отношение к этому сочетанию в нашей сегодняшней жизни?

Второй исполнитель. Когда мы говорим о любви, вспоминаем Пушкина. С его именем связаны и истоки поистине высокой любовной лирики. До Пушкина о любви говорили вычурно, холодно и торжественно языком од и элегий. Александр Сергеевич был первым в русской поэзии, кто просто и гениально сказал: «Я вас люблю…» Сказал по-земному о высоком и вечном…

1-й чтец. «Я вас любил…»

Третий исполнитель. В июльские дни 1825 года, находясь в ссылке в Михайловском, Пушкин посетил соседнее имение Тригорское, где вторично встретил прекрасную Анну Петровну Керн. После шестилетней разлуки эта неожиданная встреча «во мраке заточенья» потрясла поэта. Глубокой ночью – «В душе настало пробужденье…» – поэт сидит за своим столиком. Перед ним – чистый лист бумаги, горячая свеча, камушек, о который споткнулась Керн во время прогулки, и сорванный ею цветок. Рождаются незабываемые строки великого гимна вдохновенной любви.

Четвёртый исполнитель. Много лет спустя другой русский гений – композитор М.И.Глинка – переложит это стихотворение на музыку. Свой романс он посвятит уже своей возлюбленной, которая – так судьбе было угодно! – окажется дочерью А.П.Керн.

Звучит романс «Я помню чудное мгновенье».

Пятый исполнитель. Идеал женщины видел А.С. Пушкин и в своей героине – Татьяне Лариной.

Разыгрывается отрывок из «Евгения Онегина». Глава третья, строфы XVII–XXXIII.

Первый исполнитель. «Поэзия Пушкина удивительно верна русской действительности, изображает ли она русскую природу или русские характеры: на этом основании общий голос нарёк его русским национальным народным поэтом». В.Г. Белинский.

Второй исполнитель. Пушкин был поэт в душе: для него вся жизнь была поэзиею, а поэзия жизнью, – и он поэтизировал всё», к чему ни прикасался.

2-й чтец(читает на фоне грибоедовского вальса):

Былое нельзя воротить, и печалиться не о чем,
У каждой эпохи свои подрастают леса.
А все-таки жаль, что нельзя с Александром Сергеевичем
Поужинать в «Яр» заскочить хоть на четверть часа.
В наш век нам не надо по улицам мыкаться ощупью:
Машины нас мчат, и ракеты уносят нас вдаль...
А все-таки жаль, что в Москве больше нету извозчиков,
Хотя б одного, и не будет отныне, а жаль...
Я кланяюсь низко познания морю безбрежному,
Разумный свой век, многоопытный век свой любя.
А все-таки жаль, что кумиры нам снятся по-прежнему,
И мы иногда все холопами числим себя.
Былое нельзя воротить, выхожу я на улицу
И вдруг замечаю: у самых Арбатских ворот
Извозчик стоит, Александр Сергеевич прогуливается...
Ах, завтра, наверное, что-нибудь произойдёт.

Использованная литература

1.А.Пушкин. Избранное. – М.: Просвещение, 1983 г.

2.П.Антакольский. Стихотворения и поэмы. – М.: Художественная литература, 1969 г.

3. Литературная газета, 1998 г.

4.Ф.Кулешова. Когда кончаются уроки. – Минск, 1968





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!