Литературная гостиная «Душа в заветной лире…»
Пояснительная записка
Гостиная, салон – это самая распространённая форма общественной жизни в 19 веке. В салонах, наряду с государственными, обсуждались и личные проблемы, а развлечения сочетались с серьезными беседами. В 19 веке славились салоны княжны Тенищевой, княгини Зинаиды Волконской, у которой нередко бывал Александр Сергеевич Пушкин. Наша же гостиная даёт возможность перелистать страницы жизни и творчества А.С.Пушкина, прикоснуться к великому поэтическому слову.
Данное мероприятие готовилось в рамках недели русского языка и литературы. Учащиеся были разбиты на группы. Одни собирали и обрабатывали информацию, другие создавали презентацию, третьи готовили музыкальные произведения, четвертые выбирали роль ведущих, небольшая группа детей была занята инсценировками. Для инсценировки взяты фрагменты из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказки о попе и работнике его Балде», разговор няни и Татьяны из «Евгения Онегина», учителя-языковеды исполнили песню «Узник» на стихи А.С.Пушкина. Хозяйка гостиной приглашает к разговору, беседе о Пушкине. Учитель же выступал в качестве режиссера, создавая условия для творческой самореализации личности.
Цель мероприятия: воспитание интереса к жизни и творчеству А.С.Пушкина.
Задачи:
-общее развитие литературных способностей учащихся;
-формирование речевой деятельности; слушание, говорение;
-развитие духовного мира учащихся;
-воспитание любви и уважения к литературе и поэтическому слову, к книге;
-воспитание интереса к человеку и его внутреннему миру;
-воспитание интереса и уважения к отечественной истории и культуре.
Данный сценарий рассчитан для учащихся 8-11 классов. Время реализации – 1 час.
На сценической площадке два кресла, диван, столик, свеча, томик стихотворений Пушкина. Звучит грибоедовский вальс. Входят исполнители. На слайде портрет Пушкина.
Первый исполнитель (читает на фоне вальса стихотворение П. Антакольского).
Это имя – знакомое с детства –
Вместе с грамотой впаяно в речь.
Надо заново в имя вглядеться,
Чтобы заново знать и беречь.
Это имя – на то и дано нам.
И оно никогда не лгало,
Не застыло казённым каноном
И не в школьную пропись легло.
Это имя – подростка смешного,
Что свечу до полуночи жёг,
И строчил и вычёркивал снова,
И выискивал нужное слово –
Свой весёлый сигнальный рожок.
Это имя – весёлое рвенье,
Лихорадка ночного труда.
Не стареющее вдохновенье,
Не сгорающее никогда.
Это имя – как лозунг и знамя!
И опять, веселясь и грустя,
Рядом с нами, за нас и за нами –
Он, наш сверстник и наше дитя.
Второй исполнитель. Пушкин! Это солнечное имя сопровождает нас всю жизнь. Мы впервые слышим его в раннем детстве и, ещё не умея читать, уже повторяем наизусть стихи со слов матери. Пушкин сделал много, бесконечно много для духовной жизни людей. И когда мы читаем Пушкина, мы неизменно чувствуем, какой художественный мир – целый мир! – сказал Пушкин. Как прекрасен и многообразен этот мир, как всё в нём полно жизни, чувства и глубокой правды – будь это «Евгений Онегин» или «Сказка о попе и работнике его Балде», «Капитанская дочка» или «Буря мглою небо кроет».
Третий исполнитель. И каждый из нас находит в этом мире что-то своё, что-то особенно близкое себе. «У каждого возраста свой Пушкин», – сказал С.Я.Маршак. Ведь жизнь, действительность, которая нас окружает, мы понимаем и постигаем не сразу, а постепенно, с возрастом. А Пушкин – это самая настоящая живая жизнь, только запечатленная в слове.
Звучит песня «Узник».
Четвёртый исполнитель. Сказки Пушкина – драгоценный вклад в историю русской литературы. Поэт довёл русскую сказку до совершенства. Написав 5 сказок, Пушкин создал специальную детскую литературу. Её продолжили Л.Толстой, Ершов, А.Толстой, К. Чуковский, Е.Носов и другие.
Инсценировка фрагмента из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях».
Пятый исполнитель. Первым плодом пушкинского труда была «Сказка о царе Салтане», о героях которой поэт услышал от няни. А вы помните, как Балда перехитрил бесёнка и попа?
Инсценировка «Сказки о попе и работнике его Балде».
Первый исполнитель.Чарующая красота произведений Пушкина заключается в нарисованных им пейзажах.
1-й чтец. Исполняет стихотворение «Цветок».
2-й чтец. «Осень».
3-й чтец. «Зимний вечер».
4-й чтец. «Зимнее утро».
Ведущий.«Пушкин – тема интимная», – скажет один, «Пушкин – тема гражданственная», –воскликнет другой, «Мой Пушкин», – задумчиво произнесёт третий.
Ведущий приглашает к разговору о Пушкине присутствующих в литературной гостиной.
– Каков ваш Пушкин? Что хранит ваша память о Пушкине?
– Ваше любимое произведение Пушкина?
А.С.Пушкин: «Поэзия, как ангел-утешитель спасла меня, и я воскрес душой». Что спасительного для вас в этой жизни?
А.С.Пушкин: «Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно, не уважать оных есть постыдное малодушие?». А чем гордитесь лично вы?
– Кого из персонажей Пушкина вы хотели бы сыграть и почему?
Н.В.Гоголь: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа; это – русский человек в его развитии…»
– Как может помочь творчество Пушкина в повышении национального самосознания граждан России?
М.Цветаева:
«Я вспоминаю курчавого мага
Этих лирических мест»
– Какие «пушкинские места» вам удалось посетить?
А.С.Пушкин: «Отечество мне – Царское село!». Расскажите о своё «Царском селе», чем оно вам дорого?
А.С.Пушкин:
«Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец».
– Любовь и поэзия – каково ваше отношение к этому сочетанию в нашей сегодняшней жизни?
Второй исполнитель. Когда мы говорим о любви, вспоминаем Пушкина. С его именем связаны и истоки поистине высокой любовной лирики. До Пушкина о любви говорили вычурно, холодно и торжественно языком од и элегий. Александр Сергеевич был первым в русской поэзии, кто просто и гениально сказал: «Я вас люблю…» Сказал по-земному о высоком и вечном…
1-й чтец. «Я вас любил…»
Третий исполнитель. В июльские дни 1825 года, находясь в ссылке в Михайловском, Пушкин посетил соседнее имение Тригорское, где вторично встретил прекрасную Анну Петровну Керн. После шестилетней разлуки эта неожиданная встреча «во мраке заточенья» потрясла поэта. Глубокой ночью – «В душе настало пробужденье…» – поэт сидит за своим столиком. Перед ним – чистый лист бумаги, горячая свеча, камушек, о который споткнулась Керн во время прогулки, и сорванный ею цветок. Рождаются незабываемые строки великого гимна вдохновенной любви.
Четвёртый исполнитель. Много лет спустя другой русский гений – композитор М.И.Глинка – переложит это стихотворение на музыку. Свой романс он посвятит уже своей возлюбленной, которая – так судьбе было угодно! – окажется дочерью А.П.Керн.
Звучит романс «Я помню чудное мгновенье».
Пятый исполнитель. Идеал женщины видел А.С. Пушкин и в своей героине – Татьяне Лариной.
Разыгрывается отрывок из «Евгения Онегина». Глава третья, строфы XVII–XXXIII.
Первый исполнитель. «Поэзия Пушкина удивительно верна русской действительности, изображает ли она русскую природу или русские характеры: на этом основании общий голос нарёк его русским национальным народным поэтом». В.Г. Белинский.
Второй исполнитель. Пушкин был поэт в душе: для него вся жизнь была поэзиею, а поэзия жизнью, – и он поэтизировал всё», к чему ни прикасался.
2-й чтец(читает на фоне грибоедовского вальса):
Былое нельзя воротить, и печалиться не о чем,
У каждой эпохи свои подрастают леса.
А все-таки жаль, что нельзя с Александром Сергеевичем
Поужинать в «Яр» заскочить хоть на четверть часа.
В наш век нам не надо по улицам мыкаться ощупью:
Машины нас мчат, и ракеты уносят нас вдаль...
А все-таки жаль, что в Москве больше нету извозчиков,
Хотя б одного, и не будет отныне, а жаль...
Я кланяюсь низко познания морю безбрежному,
Разумный свой век, многоопытный век свой любя.
А все-таки жаль, что кумиры нам снятся по-прежнему,
И мы иногда все холопами числим себя.
Былое нельзя воротить, выхожу я на улицу
И вдруг замечаю: у самых Арбатских ворот
Извозчик стоит, Александр Сергеевич прогуливается...
Ах, завтра, наверное, что-нибудь произойдёт.
Использованная литература
1.А.Пушкин. Избранное. – М.: Просвещение, 1983 г.
2.П.Антакольский. Стихотворения и поэмы. – М.: Художественная литература, 1969 г.
3. Литературная газета, 1998 г.
4.Ф.Кулешова. Когда кончаются уроки. – Минск, 1968