Урок 1
Литература как искусство слова. Теория литературы.
Здравствуйте!
Знаете ли вы, чем отличается тема произведения и его проблема?
Помните ли вы отличие сюжета от композиции?
Знаете ли вы роды и жанры литературы?
Сегодня на уроке мы ответим на эти вопросы.
Посмотрите на слайд и сформулируйте тему урока:
Литература как искусство слова. Теория литературы.
Сформулируйте задачи урока:
1.Познакомиться с теорией литературы.
2.Вспомнить роды и жанры литературы.
3.Узнать, все ли сочинения можно отнести к литературе.
Как определить тему произведения и его идею?
Обратимся к статье.
Прочитайте статью и ответьте на вопросы:
1.С чем можно сравнить создание литературного произведения? Со строительством дома.
2.Что такое тема произведения? Это то, о чём говорится в произведении. (о чём это произведение?)
3.Что такое проблема литературного произведения? Это главный вопрос, который возникает в произведении. (какой вопрос возникает у нас в процессе чтения литературного произведения?)
4.Что такое идея произведения? Это основная мысль, которую писатель стремится донести. (что хотел сказать нам автор?)
5. Что такое сюжет? Это совокупность событий произведения, действий и поступков героев, изображённых в нём.
6.Что такое композиция? Это расположение элементов сюжета относительно друг друга.
Чтобы вам было легче запомнить эту теорию, запишем определения на специальных шаблонах и приклеим их в тетрадь.
В процессе работы очень важно, чтобы ученики не только написали определение терминов, но и поняли какие вопросы стоит задать, чтобы определить тему, проблему или идею.
Определения сюжета и композиции можно просто записать ниже в тетрадь.
В 6 классе мы говорили с вами о родах и жанрах литературы.
Какие роды литературы вы знаете? Какие жанры вам известны?
Прочитайте статью и самостоятельно заполните в тетради таблицу (можно эту работу организовать в паре).
Ученики читают статью про себя и в тетрадях делают соответствующие записи. Потом проверяем.
Все ли сочинения и тексты можно отнести к литературе?
Посмотрите видео и ответьте на вопросы.
Вопросы к видео:
1.Что такое беллетристика? Это массовая литература
2.Можно ли комиксы отнести к литературе? Почему? Нет, потому что информация даётся сжато. Персонажи и сюжет представлены сжато.
3.Как называются сочинения по мотивам произведений литературы, кино и сериалов? Фанфикшн (фанфики).
4.Являются ли фанфики литературой? Нет, так как фанфики бывают бессюжетны, в них часто искажают характер персонажа. Фанфики не всегда пишут грамотные люди.
5.Можно ли книги по фильмам отнести к литературе? Нет, они практически не отличаются от фильма, пишут их ради денег. Это не всегда качественный продукт.
Сегодня на уроке мы вспомнили теорию литературы, а также узнали, что можно отнести к литературе, а что-нет.
Возвращаемся к задачам урока. Всё ли мы успели? Да
Рефлексия:
1.Что нового вы узнали на уроке?
2.Какое задание вам понравилось больше всего?
3.Что запомнилось?
Домашнее задание: прочитайте статью на стр.3-5 и ответьте письменно на вопросы:
1.Для чего Горький призывает читать книгу?
2.Почему у человека должны быть любимые книги?