СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литература для аргументации.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Литература для аргументации.»

Литература для аргументов по направлениям итогового сочинения 2020 года.


Направления

Литература

Забвению не подлежит (исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности).

Темы сочинений этого направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.

ВОВ:

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

Л. Н. Толстой «Война и мир»

Б. Васильев «А зори здесь тихие»

В. Быков «Сотников»

В. Кондратьев «Сашка»

В.В. Быков «Обелиск»

А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЯВЛЕНИЯ

А. Платонов «Песчаная учительница»

В. Распутин «Прощание с Матёрой»

М. Булгаков «Мастер и Маргарита»

А. Ахматова «Реквием»

М.А. Шолохов «Тихий Дон»

А. Платонов «Песчаная учительница»

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА

А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери».

Н.В. Гоголь «Портрет»

Э. Успенский «Выпрямила»

В. Солоухин «Чёрные доски»

М. Цветаева «Мой Пушкин»

С. Моем «Луна и грош»

И. Стоун «Муки и радости»

Я и другие (человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой»).

При раскрытии тем, связанных с этим направлением, целесообразно обратиться к разным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основе сочинения могут быть рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.

А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Моцарт и Сальери»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Н.В. Гоголь «Шинель»

А.Н. Островский «Гроза»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

А.И. Солженицын «Матренин двор»

В.В. Быков «Обелиск», «Сотников»

В. Распутин «Живи и помни»

Е. Габова «Не пускайте рыжую на озеро»

В. Крупин «А ты улыбайся»

Железников «Чучело»

Платонов «Юшка»

Д. Киз «Цветы для Элджернона»

Э. Хемингуэй «Старик и море»

Е. Замятин «Мы»

А.П. Чехов «Вишнёвый сад»

М. Горький «На дне», «Старуха Изергиль»

В. Пелевин «Затворник и шестипалый»

А. Грин «Алые паруса»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Х. О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»

Ли «Убить пересмешника»

Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»

Б. Васильев «Летят мои кони».

Е. Водолазкин «Авиатор».

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения (культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом).

Темы сочинений этого направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики

М. Булгаков «Белая гвардия».

Б. Пастернак «Доктор Живаго»

М. Петросян «Дом, в котором»

Р. Бредбери «451 градус по Фаренгейту»

У. Голдинг «Повелитель мух».

И. Полянская «Утюжок и мороженое»

Л. Юзефович «Поздний звонок»

М. Шишкин «Пальто с хлястиком»

Т. Толстая «Кысь»

Е. Водолазкин «Авиатор».


Время перемен (тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством).

Можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристку, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в "большом времени" с его проблемами и противоречиями.

А.Н. Островский «Гроза»

А.П. Чехов «Вишневый сад»

А. Блок «Двенадцать»

М.А. Булгаков «Дни Турбиных», «Собачье сердце», «Белая Гвардия»

А. Леонов «Время первых. Судьба моя – я сам».

Е. Долгопят «Часы»

А. Игнатова «Джинн Сева»

И. Лёвшин «Полёт»

Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»


Разговор с собой (внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести).

Направление побуждает к размышлению о том, что значит "быть самим собой". Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.

В. Дегтев «Одуванчик»

А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

М.В. Гоголь «Шинель»

Л.Н. Толстой «Война и мир»

А.П. Чехов «Вишневый сад»

B. Распутин «Прощание с Матёрой»

Л. Толстой «Война и мир»

Э. Хемингуэй «Старик и море»

А. Экзюпери «Маленький принц»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!