Направления | Литература |
Забвению не подлежит (исторические события, общественные явления, произведения искусства, память о которых не имеет срока давности). Темы сочинений этого направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы. | ВОВ: М.Ю. Лермонтов «Бородино» Л. Н. Толстой «Война и мир» Б. Васильев «А зори здесь тихие» В. Быков «Сотников» В. Кондратьев «Сашка» В.В. Быков «Обелиск» А. Приставкин «Ночевала тучка золотая» ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЯВЛЕНИЯ А. Платонов «Песчаная учительница» В. Распутин «Прощание с Матёрой» М. Булгаков «Мастер и Маргарита» А. Ахматова «Реквием» М.А. Шолохов «Тихий Дон» А. Платонов «Песчаная учительница» ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери». Н.В. Гоголь «Портрет» Э. Успенский «Выпрямила» В. Солоухин «Чёрные доски» М. Цветаева «Мой Пушкин» С. Моем «Луна и грош» И. Стоун «Муки и радости» |
Я и другие (человек среди людей; проблема конфликта, понимания, что значит «быть собой»). При раскрытии тем, связанных с этим направлением, целесообразно обратиться к разным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основе сочинения могут быть рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему. | А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Моцарт и Сальери» М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Н.В. Гоголь «Шинель» А.Н. Островский «Гроза» Л.Н. Толстой «Война и мир» А.И. Солженицын «Матренин двор» В.В. Быков «Обелиск», «Сотников» В. Распутин «Живи и помни» Е. Габова «Не пускайте рыжую на озеро» В. Крупин «А ты улыбайся» Железников «Чучело» Платонов «Юшка» Д. Киз «Цветы для Элджернона» Э. Хемингуэй «Старик и море» Е. Замятин «Мы» А.П. Чехов «Вишнёвый сад» М. Горький «На дне», «Старуха Изергиль» В. Пелевин «Затворник и шестипалый» А. Грин «Алые паруса» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Х. О. Уайльд «Портрет Дориана Грея» Ли «Убить пересмешника» Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи» Б. Васильев «Летят мои кони». Е. Водолазкин «Авиатор». |
Между прошлым и будущим: портрет моего поколения (культурные запросы, литературные пристрастия, жизненные оценки, отношения с семьей и обществом). Темы сочинений этого направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики | М. Булгаков «Белая гвардия». Б. Пастернак «Доктор Живаго» М. Петросян «Дом, в котором» Р. Бредбери «451 градус по Фаренгейту» У. Голдинг «Повелитель мух». И. Полянская «Утюжок и мороженое» Л. Юзефович «Поздний звонок» М. Шишкин «Пальто с хлястиком» Т. Толстая «Кысь» Е. Водолазкин «Авиатор». |
Время перемен (тема изменений, открытий, вызовов, стоящих перед человеком и человечеством). Можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристку, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в "большом времени" с его проблемами и противоречиями. | А.Н. Островский «Гроза» А.П. Чехов «Вишневый сад» А. Блок «Двенадцать» М.А. Булгаков «Дни Турбиных», «Собачье сердце», «Белая Гвардия» А. Леонов «Время первых. Судьба моя – я сам». Е. Долгопят «Часы» А. Игнатова «Джинн Сева» И. Лёвшин «Полёт» Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи» |
Разговор с собой (внутреннее пространство человека и словесные способы его исследования – вопросы, которые человек задает себе; внутренние переживания; тема совести). Направление побуждает к размышлению о том, что значит "быть самим собой". Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике. | В. Дегтев «Одуванчик» А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича» М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» М.В. Гоголь «Шинель» Л.Н. Толстой «Война и мир» А.П. Чехов «Вишневый сад» B. Распутин «Прощание с Матёрой» Л. Толстой «Война и мир» Э. Хемингуэй «Старик и море» А. Экзюпери «Маленький принц» |