СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литература. 6 класс. Вводный урок

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вводный первый урок в 6 классе.

Просмотр содержимого документа
«Литература. 6 класс. Вводный урок»

Вводный урок по литературе в 6 классе по теме « О книге и чтении».


Цели: - формирование знаний об устройстве книги, истории её создания;

- вспомнить материал, изученный в 5 классе и рекомендованный для летнего чтения;

- развитие интеллектуальных, коммуникативных способностей;

- воспитание любви к книге, чтению.


Тип урока: вводный

Вид урока: урок - беседа с игровыми элементами.

Оборудование: слайды (репродукции картин) Врубель «Царевна-лебедь», Крамской «Русалки», В.Маковский «Свидание», В.Васнецов «Три богатыря», Пукирев «Неравный брак», В.М.Максимов «Всё в прошлом».

Слайды с книгой «Апостол», с портретом Ивана Фёдорова

Раздаточный материал (карточки со стихами); смайлики

Ход урока.

1. Орг. момент.

2. Вступительное слово. 2-3 мин.

Постановка проблемы. Формулирование темы урока.

На свете есть чудесная страна,

Где книги добрые живут.

Известна всем читателям она,

И там всегда нас в гости ждут.

В любой стране ты сможешь побывать,

Не выходя из комнаты своей,

Лишь стоит книгу в руки взять,

Наедине оставшись с ней.

- Ребята, а какое значение имеет книга для вас? (из книг можно узнать много интересного и полезного, с ней интересно коротать время, поездки становятся увлекательней с книгой, по-настоящему грамотным можно стать только благодаря книге)

Сегодня на уроке мы будем говорить о книгах, о важной роли чтения в жизни человека, вспомним произведения, с которыми знакомились в прошлом году.


3. Работа по теме урока.

А) Викторина «Знаете ли вы…» 5 мин.

- Что вы знаете из истории создания книг? Предлагаю ответить на вопросы викторины. (За правильные ответы даю смайлики).


- Из чего были сделаны первые книги? (камень, глина, шёлк, пергамент)

- Как называлась первая печатная книга на Руси? («Апостол»)

- Кто является создателем первой печатной книги на Руси? (Иван Фёдоров)

- Кто основатель первой древнерусской библиотеки? (Ярослав Мудрый)

- Самая древняя книга на Земле? (папирус Присса был создан в 3350г. до н.э. Автор самой древней книги жалуется на то, что молодёжь невоспитанна и ленива)

- Знаете ли вы самые читаемые в мире книги? пальма первенства, бесспорно, принадлежит Библии. Ее общий тираж – шесть миллиардов экземпляров. На втором месте – цитатник Мао Цзэдуна, а третье место досталось «Властелину колец».

-Знаете ли вы самую дорогую в мире книгу? Самая дорогая в мире книга – «Лестерский кодекс». Это научный трактат Леонардо да Винчи, посвященный «воде, земле и небесным телам». В настоящее время его владельцем является Билл Гейтс. Он приобрел эту книгу за двадцать четыре миллиона долларов. Чтобы прочесть «Лестерский кодекс», обязательно нужно вооружиться зеркалом: книга напечатана зеркальным шрифтом.

- Какие пословицы или поговорки о книге вы знаете?

( Книги не говорят, а правду сказывают. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. Книга мала, а ума придала. Книги читать - не в ладушки играть. Книга-друг человека). За названные пословицы даются смайлики.

Б) Работа со статьёй учебника. 10 мин.

Как же устроена современная книга? Из каких частей она состоит?

( ребята читают статью учебника, на стр.5-6 перечисляют части книги, объясняют, что это такое на примере своего учебника литературы).

В) Работа с картинами художников. 3-4 мин. (Приготовить слайды).

Знаменитые русские художники не раз обращались к произведениям литературы. Определите, к каким художественные произведениям можно отнести следующие картины?

Врубель «Царевна-лебедь» Пушкин « Сказка о царе Салтане…»

Крамской «Русалки» Гоголь «Майская ночь»

В.Маковский «Свидание» Андреев «Петька на даче»

В.Васнецов «Три богатыря» Былины

Пукирев «Неравный брак» Пушкин «Дубровский»

В.М.Максимов «Всё в прошлом» Тургенев «Муму»


Г) Игра « Наборщик типографии». 10 мин.

- Ребята, а где же создаются книги, журналы, газеты? В типографии.

Предлагаю вам сыграть в игру «Наборщик типографии». 1 вариант называет фамилию писателя или поэта, героя художественного произведения, книгу на каждую букву слова « Фронтиспис» , а 2 вариант - на каждую букву слова «Содержание» .Слово записано на доске.

1 ряд

2 ряд

Фронтиспис

Содержание

Ф-Фет

Р- Руслан, Родари, Робинзон

О- Олеша, Онегин

Н-Некрасов

Т- Тютчев, Толстой,Твен

И-Иван-царевич, Ирвинг

С- Суриков, Скребицкий, Симонов

П- Пушкин

И-

С- «Снежная королева»

С- Сказки, Снежная королева

О- «Остров сокровищ»

Д- Добролюбов, «Дюймовочка»

Е- Есенин

Р-

Ж- Жуковский, Жилин,«Живая шляпа»

А- Андреев, Астафьев, Андерсен, «Аленький цветочек»

Н- Носов

И-

Е-



Д) Игра «Рассыпанное стихотворение»

Работа наборщика в типографии непростая. В этом вам предстоит убедиться ещё раз. Вам даётся только первая строчка стихотворения, а остальные рассыпаны. Соберите их в правильном порядке.




















1 ряд


2 ряд

3 ряд

И только небо засветилось,


Как хорошо ты, о море ночное,-

Есть в осени первоначальной

Всё шумно вдруг зашевелилось,


Здесь лучезарно, там сизо-темно…

Короткая, но дивная пора -

Сверкнул за строем строй.


В лунном сиянии, словно живое,

Весь день стоит как бы хрустальный

Полковник наш рождён был хватом:

Ходит, и дышит, и блещет оно…

И лучезарны вечера…

Слуга царю, отец солдатам


На бесконечном на вольном просторе

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Да, жаль его: сражён булатом,


Блеск и движение, грохот и гром

Теперь уж пусто всё- простор везде,-

Он спит в земле сырой.


Тусклым сиянием облитое море,

Лишь паутины тонкий волос


Как хорошо ты в безлюдье ночном!


Блестит на праздной борозде.



















Е) Литературное ассорти. 10 мин.

Вы вспомнили писателей, произведения, с которыми знакомились ранее на уроках литературы.

- Для кого же и о ком пишутся книги? Для человека и о человеке.

Но ведь героями книг бывают и животные (басни), и природа (стихи), и обычные вещи (сказки Андерсена). Неужели здесь нет человека?

- Как называется такой художественный приём, в котором животное наделяется человеческими качествами? (аллегория) природа очеловечивается? (олицетворение)


Попробуйте определить, о каких героях идёт речь? Узнайте его по описанию.

  1. Тринадцатилетний мальчишка, в честь которого было названо озеро. Заблудившись, он мужественно преодолевал все трудности пути и даже сделал географическое открытие. ( Васютка, «Васюткино озеро», Астафьев)

  2. Девочка 16-ти лет помогала пленным: кормила лепёшками и молоком. (Дина, «Кавказский пленник» Л.Н. Толстой)

  3. Двенадцатилетний мальчик, которого ожидала тяжёлая жизнь у забулдыги-сапожника. А он стал бродячим артистом, знающим, что такое истинная дружба. ( Серёжа. «Белый пудель», А.И.Куприн)

  4. Девочка, лет 12, из-за своей нескладной фигуры, с длинными руками и ногами, некрасивого лица получила обидное прозвище. Однако для своего дедушки она была самой красивой. (Лена Бессольцева)

Ж) Центон. Я зачитаю басню, в которой все герои перемешаны. Догадайтесь, из каких басен Крылова взяты эти герои?


Однажды Лебедь, рак да Щука,

Проказница Мартышка,

Осёл, Козёл

Да косолапый Мишка

Везти с поклажей воз взялись.

И вместе все в него впряглись.

Достали нот баса, альта. Две скрипки-

И сели на лужок под липки,-

Пленять своим искусством свет.

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт.

(«Лебедь, Рак и Щука», «Квартет»)


Зубастой щуке в ум пришло

За кошачье приняться ремесло

Да призадумалась. А сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близёхонько бежала.

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!»

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный рыскал Волк

Почуя серого так близко забияку,

Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;

Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!»-

И вмиг ворота на запор.

(«Щука и кот», «Ворона и Лисица», «Волк и ягнёнок», «Волк на псарне»)


4. Знакомство с программным материалом 6 класса. 4 мин.

Вы вспомнили книги и их героев, с которыми мы знакомились в 5 классе. Давайте обратимся к содержанию нашего учебника и назовём, с какими произведениями нам предстоит познакомиться в этом году.



5. Выводы по уроку. 2 мин. Сегодня мы говорили о книге. Узнали несколько интересных фактов истории её создания. Прочитали, из каких частей состоит книга. Вспомнили книги, изученные в прошлом году, и ознакомились со списком книг, с которыми встретимся в этом году. Напоследок я хочу дать вам небольшое напутствие:

Я желаю всей душой,

Вам девчонки и мальчишки,

С книжкой ладить и дружить.

Пусть любовь к хорошей книжке

С вами вместе будет жить.


6. Д/з. написать на каждую букву слова «оглавление» фамилию писателя или название произведения.












Фронтиспис

Содержание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!