Календарно-тематическое планирование |
№ урока | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Количество часов | Дата проведения | Виды контроля, самостоятельной деятельности | Домашнее задание |
По плану | Факт. |
По плану | Факт. |
ВВЕДЕНИЕ (1час). |
1 | Литература — искусство слова | Урок- беседа | Происхождение и развитие литературы Искусство как одна из форм освоения мира. Происхождение литературы. Роль литературы в образовании и воспитании человека. Искусство слова как наиболее совершенная форма человеческой речи. Особенности художественного слова. Тропы и фигуры художественной речи: эпитет, метафора, сравнение, риторическое обращение, риторический вопрос и др. Литература - искусство cлова. Т е о р и я. Литература как искусство слова и другие виды искусств. Общее понятие о тропах и фигурах в художественном слове. | 1 | | | Рассказы о прочитанных за лето книгах, вопросы и задания первого уровня (с. 6—7) | Вопросы и задания второго уровня (с. 7) |
МИФЫ (3часа) |
2 | Мифы народов мира | Урок изучения нового материала | Понятие о мифах и мифологии. Миф как форма познания и эстетического освоения окружающего мира. Мифы разных времен и народов. Общие темы мифов разных народов. Устная форма существования мифов. Виды мифов (о животных, о создании Земли, о конце света, героические, календарные). Выборочное чтение мифов | 1 | | | Вопросы и задания второго уровня (с. 7), чтение мифов, попытка их классификации | Составление плана рассказа «Что такое миф», рассказ о празднике Масленицы |
3 | Календарные мифы | Урок изучения нового материала, урок- беседа | Понятие о календарных мифах. Славянские календарные мифы. Календарная поэзия и календарные праздники. Масленица. Народные обычаи, обряды, связанные с этим праздником. Описание репродукции картины Б.М. Кустодиева «Масленица» | 1 | | | Рассказы о празднике Масленицы, вопросы и задания первого уровня (с. 13) | Вопросы и задания второго уровня (с. 13-14) |
4 | Древнегреческие мифы о Геракле | Урок изучения нового материала, урок- беседа | Героический характер греческой мифологии. Миф «Золотые яблоки Гесперид». Характеристика Геракла. Сопоставление образов Геракла и Атланта. Жизнь древнегреческих мифов в мировом искусстве. Мифы как источник крылатых слов и выражений, географических и астрономических названий | 1 | | | Вопросы и задания второго уровня (с. 15), 1—3 первого уровня,1—3 второго уровня (с. 18), выразительное чтение | Чтение мифов о Геракле, пересказ одного из них, выполнение иллюстраций к нему |
ФОЛЬКЛОР (9часов) |
5 | Фольклор- устное народное творчество | Урок изучения нового материала, урок- беседа | Понятие о фольклоре и фольклористике. Особенности фольклорных произведений (традиционность, анонимность, устная форма бытования, вариативность, коллективность). Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Жанровое разнообразие фольклорных произведений. Детский фольклор. Отражение в фольклоре взглядов, пристрастий, вкусов и поверий народа. Эстетическое совершенство произведений русского фольклора. Фольклор и литература. Связь фольклора с народными промыслами | 1 | | | Вопросы и задания первого уровня, 2 второго уровня (с. 21) | Вопросы и задания 1, 3 второго уровня (с. 21) |
6 | Русские народные сказки | Урок изучения нового материала | Сказка как популярный жанр народного творчества. Виды сказок. Рассказчики и слушатели сказок. Нравственная взыскательность и эстетическое совершенство народных сказок. Структурные элементы сказки (зачин, присказки, концовка). Прием троекратного повтора. Особенности сказывания (ритмичность, напевность) | 1 | | | Вопросы и задания первого уровня (с. 33) | Вопросы и задания второго уровня (с. 33), выразительное чтение сказки «Царевна- лягушка» |
7 | Волшебная сказка «Царевна- лягушка» | Уроки изучения нового материала, уроки беседы | «Царевна - лягушка». Волшебные превращения героини. Василиса Премудрая и Иван-царевич. Роковая ошибка героя и стремление добиться перелома в судьбе. Способность героев волшебной сказки преодолевать препятствия и добиваться победы. Волшебные помощники. Характер отражения реальной жизни в волшебной сказке. Народные идеалы в сюжете и образах сказки. Художественное совершенство сказок. Любимое число сказок (троекратное повторение | 1 | | | Вопросы и задания второго уровня (с. 33), выразительное чтение, вопросы и задания 1—10 первого уровня (с. 41) | Пересказ сказки, вопросы и задания 11—13 первого уровня (с. 41) |
8 | Сказки народов мира | Урок внеклассного чтения | Утверждение нравственных идеалов в лучших сказках разных народов. Смелость, трудолюбие, честность, доброта, находчивость, изобретательность как главные достоинства героев сказок всех народов мира. Своеобразный национальный колорит сказок «Тысячи и одной ночи». «Путешествия Синдбада- морехода». Синдбад и его приключения в стремлении познать тайны окружающего мира. Характеристика героя сказки. Использование сюжетов арабских сказок в литературных сказках | 1 | | | Выразительное чтение, выборочный пересказ, вопросы и задания (с. 54-55) | Сочинение о любимом сказочном герое или сочинение сказки, выполнение иллюстраций к рассказам о путешествиях Синдбада (по желанию) |
9 | Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки | Уроки изучения нового материала, уроки беседы | Разнообразие малых жанров фольклора. Детский фольклор. Пословица, поговорка, загадка, анекдот, песня, частушка как наиболее популярные малые жанры фольклора. Активная роль малых жанров фольклора в современной устной и письменной речи. Пословицы. Поговорки. Богатство и разнообразие тематики, форм и способов включения пословиц и поговорок в живую речь и в текст художественного произведения. Отличие пословиц от поговорок по роли в речи и по завершенности. Процесс постоянного обогащения речи пословицами и поговорками | 1 | | | Вопросы и задания первого уровня,1-2 второго уровня (с. 59) | Вопросы и задания 3-4 второго уровня (с. 59) |
10 | Загадки | Урок изучения нового мате- | Загадка как один из видов фольклора и древнейшая форма тестов на сообразительность. Особенности создания загадок. Роль метафор и сравнений в загадках. Загадка и отгадка. Богатство связей различных | 1 | | | Загадывание и отгадывание загадок, вопросы и задания 1—5 первого | Вопросы и задания 2—3 второго уровня (с. 64), 1 второго |
| | риала, урок- беседа | жанров фольклора. Чтение и обсуждение сказки-загадки (с. 64-66) | | | | уровня, 1 второго уровня (с. 63-64), 1-2 первого уровня (с. 66) | уровня (с. 66) |
11 | Анекдоты | Уроки изучения нового материала, уроки беседы | Анекдот как один из малых жанров фольклора. Популярность анекдота. Рождение анекдотов. Герои и сюжеты анекдотов. Связь различных жанров фольклора, сказка- анекдот как тип такой связи. Чтение и обсуждение сказки-анекдота (с. 68—69) | 1 | | | Чтение сказок-загадок, вопросы и задания 1-4 первого уровня,1 —2 второго уровня (с. 67-68), 1-3 первого уровня, 1 второго уровня (с. 69-70) | Задания 3 второго уровня (с. 68), 2 второго уровня (с. 70) |
| | | | | | | | |
12 | Песни. Частушки | Урок изучения нового материала, урок беседа | Песня как форма словесно-музыкального искусства. Виды народных песен, их тематика. Одна из самых поздних форм песенного фольклора – частушка. Стих и мелодия в песне и в частушке. Причины популярности этих жанров. Т е о р и я. Песня. Частушка. Музыка в произведениях фольклора. | 1 | | | Вопросы и задания 3 второго уровня (с. 68), 2 второго уровня (с. 70), 1-3 первого уровня (с. 75) | Вопросы и задания второго уровня (с. 75) |
13 | Народная драма | Уроки изучения нового материала, уроки беседы | Русский народный театр Народный театр в истории русской культуры. Кукольный театр русских ярмарок и гуляний. Самый популярный герой кукольных пьес – озорник Петрушка. Синкретический характер представлений народного театра. Тесная связь народного театра с другими формами фольклора; насыщенность народных пьес малыми формами фольклора. Теория. Театр. Сцена. Пьеса. Особенности построения и оформления драматического произведения: акт, действие, явление, мизансцена, декорация. «Озорник Петрушка». Пьесы о Петрушке и их сюжеты. Петрушка и другие герои пьесы. Острота столкновения Петрушки и его врагов. Стремительность развития действия и яркость диалогов. Насыщенность пьесы малыми жанрами фольклора. Особенности кукольного театра. Т е о р и я. Диалог, реплика, ремарка. | 1 | | | Вопросы и задания второго уровня (с. 75), 1—3 первого уровня,1—4 второго уровня (с. 81) | Задание 5 второго уровня (с. 81), итоговые вопросы и задания к теме «Фольклор» (с. 81-82), выполнение иллюстраций к произведениям фольклора (по желанию) |
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (16часа) | |
14 | Русская классическая литература XIX века Жанр басни. Великий баснописец И.А. Крылов | Урок изучения нового материала | Понятие о классике, классических произведениях. Славные имена русских писателей XIX века. Популярность русской классики. Золотой век русской поэзии. Значение изучения классических произведений. Повторение ранее изученного о литературных произведениях XIX века Расцвет русской басни в начале века. Слово о великом баснописце И.А. Крылове. Понятие о жанре басни. Понятие об аллегории. Эзопов язык. Олицетворение. Мораль в басне. Поучительный характер басен. Осмеяние в баснях людских пороков. Своеобразие басен И.А. Крылова. | 1 | | | Вопросы и задания (с. 85) | Чтение статьи об И.А. Крылове (с. 85-87), выразительное чтение одной из басен И.А. Крылова наизусть |
| | | | | | | | |
15 | Басни И.А. Крылова «Свинья под Дубом», «Осел и Мужик» | Комбинированный урок | Обличение воинствующего невежества, неблагодарности в басне «Свинья под Дубом». Невежа и невежда. Обличение глупости, недальновидности, бестолковости в басне «Осел и Мужик». Афористичность басен. Злободневность басен. Изобразительновыразительные средства, их роль в баснях. Иллюстрации к басням (цветная вклейка учебника). Словарная работа | 1 | | | Выразительное чтение, вопросы и задания 5 второго уровня (с. 88), 1-4 первого уровня, 1-2 второго уровня (с. 90), 1-3 первого уровня, 1-2 второго уровня (с. 91), описание иллюстраций | Инсценированное чтение наизусть одной из басен, выполнение иллюстраций к басням, подготовка к уроку- конкурсу по басням И.А. Крылова |
16 | Мир басен И.А. Крылова | Урок внеклассного чтения, урок- конкурс | Инсценирование басен И.А. Крылова. Описание рисунков и иллюстраций к басням. Прослушивание басен в актерском исполнении, обсуждение. Викторина по басням И.А. Крылова | 1 | | | Выразительное чтение наизусть, описание иллюстраций, викторина | Сочинение басни, чтение статей об А.С. Пушкине (с. 91-95) |
17 | А.С. Пушкин. Детство, юность, начало творческого пути | Урок изучения нового материала | Слово об А.С. Пушкине. Значение Лицея в жизни поэта. Влияние народного творчества на будущего поэта. Поэма «Руслан и Людмила». Пролог к поэме как собирательная картина сюжетов, образов, событий народных сказок. Элементы лингвистического анализа текста. Словесное рисование. Портрет А.С. Пушкина работы О.А. Кипренского (цветная вклейка учебника). Словарная работа | 1 | | | Пересказ статей об А.С. Пушкине, вопросы и задания (с. 97) | Чтение поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», выразительное чтение песни первой, вопросы и задания первого уровня (с. 107) |
18 | А. С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». Песнь первая | Уроки изучения нового материала, уроки беседы | Сюжет и герои поэмы «Руслан и Людмила». Песнь первая. Сказочные герои и исторические личности (Владимир Красное Солнышко). Фантастические события в поэме. Волшебник Черномор и его злодеяния. Значение встречи Руслана с Финном. Приемы, свойственные народным сказкам. Словарная работа | 1 | | | Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 107-108) | Выразительное чтение песни второй, вопросы и задания второго уровня (с. 123) |
19 | А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». Песнь вторая | Урок-беседа, урок- практикум | Руслан, его друзья, помощники, соперники и враги. Сравнительная характеристика рыцарей. Людмила - героиня поэмы. Пересказ эпизодов поэмы. Элементы анализа текста. Обучение выразительному чтению. Характер авторской иронии в поэме. Словарная работа | 1 | | | Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 122-123) | Выразительное чтение песни третьей, вопросы и задания второго уровня (с. 137) |
20 | А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». Песнь третья | Урок-беседа, урок- практикум | Волшебник Черномор и его злодеяния. Поражение злых сил. Яркость сказочных описаний. Особенности стиха поэмы. Поэма в других видах искусства. Иллюстрации к поэме. Опера М.И.Глинки. | 1 | | | Выразительное чтение, пересказ, составление плана текста, вопросы и задания (с. 136-137) | Вопросы и задания к поэме «Руслан и Людмила» (с. 137-138), выполнение рисунков к поэме (по желанию) |
21 | Повествование, описание, рассуждение | Уроки изучения нового материала, уроки беседы | Понятие о типах речи (повествование, описание, рассуждение). Понятие о портрете, интерьере, пейзаже. Практическая работа | 1 | | | Вопросы и задания (с. 139, 140, 141) | Выразительное чтение стихотворений А.С. Пушкина «Няне», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Зимнее утро» |
| | | | | | | | |
22, | А.С. Пушкин. Стихотворения «Няне», «Зимний вечер», | Уроки изучения нового материала, | Родная природа и мир народной фантазии в лирике А.С. Пушкина. Поэтический образ Арины Родионовны в стихотворениях «Няне», «Зимний вечер». Роль пейзажа в стихотворении «Зимняя дорога». Мотивы единства красоты человека и природы, красоты жизни в стихотворении «Зимнее утро». | | | | Вопросы и задания всех уровней (с. 142, 143-144), 1 первого уровня, 1 второго уровня (с. 145), | Задания 2 первого уровня, 2 второго уровня (с. 145), 1-2 второго уровня (с. 147) |
| «Зимняя дорога», «Зимнее утро» | уроки- практикумы | Прием контраста в стихотворениях. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры), их роль в стихотворениях. Мастерство поэта в создании картин пейзажа. Словарная работа. Репродукция картины Н.Н. Ге «Пушкин в Михайловском». Иллюстрации Н.Е. Сверчкова «В метель», «Зимний вечер» (цветная вклейка учебника) | | | | 1—4 первого уровня (с. 146-147) | |
23 | Стихи и проза | Урок изучения нового материала, | Стихотворная и прозаическая речь. Понятие о ритме. Роль ритма в стихотворной речи. Понятие о стопе. Рифма. Понятие о строфе. Наблюдения над рифмой и ритмом в поэтических текстах А.С. Пушкина. Понятие о буриме | 1 | | | Вопросы и задания 2 первого уровня, 2 второго уровня (с. 145), 1-2 второго уровня (с. 147), 1-5 первого уровня (с. 149) | Задание второго уровня (с. 149) |
| | | | | | | | |
24 | М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Парус», «Листок», «Из Гёте» | Урок изучения нового материала | Слово о М.Ю. Лермонтове. Контраст как основной прием композиции в стихотворениях поэта. Тема одиночества в произведениях, мотивы странничества. Способы создания динамичного образа в стихотворении «Парус». Жанр и композиция стихотворения «Листок». Стремление к гармонии с природой в стихотворении «Из Гёте». Обучение анализу поэтического текста. Словесное рисование. Лермонтов-художник. Описание репродукций картин поэта (цветная вклейка учебника) | 1 | | | Вопросы и задания первого и второго уровней (с. 151, 152), первого уровня (с. 153) | Выразительное чтение наизусть стихотворений М.Ю. Лермонтова «Парус», «Из Гёте», вопросы и задания второго уровня (с. 153-154), чтение повести Н.В. Гоголя «Пропавшая грамота» |
| | | | | | | | |
25 | Н.В. Гоголь. Повесть «Пропавшая грамота» | Уроки изучения нового материала, уроки беседы | Н. В. Гоголь. «Детство и юность Гоголя. Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Сорочинская ярмарка», «Ночь перед Рождеством». Забавные истории, близкие народным сказкам, поверьям, быличкам, как основа сюжетов повестей Гоголя. Словари, которые Гоголь создавал для своих читателей. Сюжет и герои повести. Язык повести. Т е о р и я. Поверье. Быличка. | 1 | | | Краткий пересказ, вопросы и задания (с. 155-157) | Вопросы и задания первого уровня, 1 второго уровня (с. 171) |
26 | И.С. Тургенев. Рассказ «Муму». Знакомство с героями | Урок изучения нового материала | Слово об И.С. Тургеневе (сообщения учащихся). Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново. Портрет И.С. Тургенева работы К.Е. Маковского (цветная вклейка учебника). Чтение статьи о писателе (с. 171—174). История создания рассказа «Муму». Быт, обычаи и нравы дореформенной России. Портрет главного героя, его богатырский облик. Словарная работа. Прослушивание отрывка из рассказа в актерском исполнении, обсуждение | 1 | | | Сообщения, вопросы и задания 1—2 первого уровня (с. 197) | Характеристика Татьяны, Гаврилы, Капитона (по группам) |
27 | Герасим и его окружение | Урок- беседа | Герасим и дворня. Богатырский облик и нравственная чистота Герасима. Изобразительно-выразительные средства, их роль в характеристике героя. Словарная работа. | 1 | | | Выразительное чтение, сравнительная характеристика героев | Составление плана рассказа, пересказ текста по плану |
28 | Герасим и Муму | Урок- беседа | Значение образа Муму. Счастье Герасима и причина недолговечности этого счастья. Образ барыни и его значение. Авторская позиция: осуждение крепостничества в рассказе. Работа с иллюстрациями П.М. Боклевского и И.И. Пчелко (цветная вклейка учебника) Причины самовольного возвращения героя в родную деревню. Роль пейзажа в сюжете рассказа. Ритм прозы Тургенева (описание пути Герасима в родную деревню). Т е о р и я. Портрет. Связь между внешним обликом и поступками героя. | 1 | | | Пересказ эпизодов по плану, вопросы и задания 4—5 первого уровня (с. 198) | Вопросы и задания 3 первого уровня, 1—3 второго уровня (с. 197-198) |
29 | Подготовка к сочинению по рассказу И.С. Тургенева «Муму» | Урок развития речи | Обучение написанию сочинения. Обсуждение тем сочинения: 1 Как изменила Герасима история с Муму? Как автор относится к своему герою? Значение образов природы в рассказе И.С. Тургенева «Муму». Составление плана, подбор материалов. Устное сочинение. Консультации учителя | 1 | | | Составление плана сочинения, подбор материалов, написание сочинения на черновике | Сочинение, выразительное чтение одного из стихотворений раздела «Поэтический образ Родины» |
30-31, | Поэтический образ Родины | Уроки изучения нового материала, уроки- практикумы | Поэтический образ Родины Поэтический образ Родины в лирике русских поэтов XIX века. И.С.Никитин «Русь»; М.Ю.Лермонтов «Москва, Москва! Люблю тебя, как сын…» (из поэмы «Сашка»); А.В.Кольцов «Песня пахаря»; А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. ; Н.А.Некрасов «Соловьи»; Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Летний вечер», «Есть в осени первоначальной.», «Листья»; «Еще в полях белеет снег…», А.А.Фет «Весенний дождь», «Летний вечер тих и ясен...», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Я пришел к тебе с приветом…». Автор и его отношение к природе в строках лирических стихов. | 2 | | | Выразительное чтение наизусть, элементы анализа поэтического текста, описание репродукций картин, вопросы и задания (с. 200-201, 202, 203, 205, 207, 208, 210, 211,212,213), кроме тех, которые будут заданы на дом | Вопросы и задания 2 первого уровня (с. 200), 4 первого уровня, 3 второго уровня (с. 202), 3 первого уровня, 1 второго уровня (с. 208), 3 первого уровня (с. 210), 1-2 второго уровня (с. 211), 3 первого уровня (с. 213) |
32 | Стихотворные размеры | Урок изучения нового материала | Двусложные и трехсложные стихотворные размеры. Ямб и хорей в русском стихосложении | 1 | | | Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 215) | Чтение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино», сообщения о битве под Бородином |
33 | Героическое прошлое России. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» | Уроки изучения нового материала, уроки беседы | М. Ю. Лермонтов. «Б о р о д и н о». Патриотическая тема в стихотворениях о войне 1812г. «Б о р о д и н о»: композиция и герои произведения. Образ старого солдата. Рассказ –монолог старого солдата о знаменитой битве. Молодой солдат как слушатель. Автор и его оценка героев и событий. Т е о р и я. Строфа. Монолог и диалог в стихотворном произведении. | 1 | | | Сообщения, выразительное чтение, вопросы и задания первого уровня (с. 221) | Составление плана стихотворения, вопросы и задания второго уровня (с. 221) |
34 | Л.Н. Толстой «Петя Ростов» (отрывки из романа «Война и мир») | Уроки изучения нового материала, уроки беседы | Детство Л.Н. Толстого. Роман-эпопея «Война и мир». Историческая справка о партизанском движении 1812 года. Партизанская война на страницах романа-эпопеи и ее герои. Петя Ростов в партизанском отряде. Комментированное чтение эпизодов «Приезд Пети в отряд», «Ужин с партизанами» (с. 222-228). Словарная работа | 1 | | | Вопросы и задания первого уровня (с. 240-241) | Составление плана эпизода, вопросы и задания второго уровня (с. 241) |
35 | Анализ эпизода из фрагмента романа «Война и мир» («Петя Ростов») | Урок- беседа, урок- практикум | Эпизод «Петя в ночь перед боем» (с. 231-236). Обучение анализу эпизода. Роль пейзажа в эпизоде. Речевая характеристика героя. Главные черты Пети: доброта, открытость, наивность, душевность, честность, смелость, решительность. Значение волшебного сна Пети. Противопоставление эпизодов «Петя в ночь перед боем» и «Бой и гибель Пети» | 1 | | | Пересказ, вопросы и задания второго уровня (с. 241) | Вопросы и задания первого уровня, 1 второго уровня (с. 244) |
36 | М.А. Булгаков «Петя Ростов» (отрывок из инсценировки романа Л.Н. Толстого «Война и мир») | Уроки изучения нового материала, уроки беседы | Слово о М.А. Булгакове. Повторение сведений о драматическом произведении. Сопоставление инсценировки и фрагмента романа. Петя Ростов в партизанском отряде. Эпизоды партизанской войны. Диалог в инсценировке. Эпизоды, вошедшие в инсценировку. Роль диалогов и ремарок в пьесе. Черты Пети, выделенные М.А. Булгаковым: доброта, честность, порывистость, открытость, стремление к подвигу | 1 | | | Выразительное чтение, вопросы и задания первого уровня, 1 второго уровня (с. 244) | Итоговые вопросы и задания к теме «Литература XIX века» (с. 244-245) |
37, | Связь веков | Урок изучения нового материала | Богатство литературы XX века. Авторы, произведения и герои XX века. Краткий обзор тем для изучения по литературе XX века. Неразрывная связь русской литературы XIX и XX веков. Сохранение традиций в | 1 | | | Выразительное чтение наизусть, элементы анализа поэтического | Чтение сказки Х.К. Андерсена «Снежная королева» |
| | уроки-беседы | литературе XX века. А.С. Пушкин в литературе XX века. Стихотворения И.А. Бунина «26-е мая», А.А. Ахматовой «В Царском Селе», В.А. Рождественского «Памятник юноше Пушкину». Краткие сведения о поэтах. Репродукции картин Н.В. Кузьмина «В садах Лицея», А.Е. Мартынова «Царское Село. Вид Садовой улицы и Лицея» (цветная вклейка учебника). Литературная композиция «Поэты XX века об А.С. Пушкине» | | | | текста, вопросы и задания (с. 5, 6, 7), итоговые вопросы и задания к теме «Связь веков» (с. 7-8) | |
38 | К.Г. Паустовский. Очерк «Рождение сказки» | Урок изучения нового материала, уроки беседы | Слово о К.Г. Паустовском. Выразительное чтение очерка «Рождение сказки». Очерк как объяснение психологических причин постоянного рождения сказок (не только фольклорных) в наши дни. Изобразительновыразительные средства, их роль в очерке | 1 | | | Выборочный пересказ, вопросы и задания (с. 42) | Чтение сказки А.П. Платонова «Волшебное кольцо» |
39 | Литературные сказки XIX XX веков. Х.К. Андерсен «Снежная королева». Силы добра и зла в сказке | Уроки изучения нового материала, уроки беседы | Х. К. Андерсен. «Снежная королева». Слово о писателе. Сюжет сказки из семи рассказов. Роль снежной Королевы в развитии событий сказки. Герои сказки- Герда и Кай. Дружба, верность, коварство, жестокость и предательство в сюжете сказки. | 1 | | | Пересказ, вопросы и задания (с. 10, 12) | Чтение историй второй и третьей, вопросы и задания первого уровня, 4 второго уровня (с. 19) |
40 | Победа добра и любви в сказке Х.К. Андерсена «Снежная королева» | Урок- беседа | Снежная королева и Герда — противопоставление красоты внутренней и внешней. Победы Герды в неравной борьбе. Мастерство писателя в построении сюжета и создании характеров. Реальное и фантастическое в сказке. Символический смысл фантастических образов и художественных деталей. Смысл старого псалма и его роль в произведении. Выборочный аналитический пересказ сказки. Иллюстрации в разных изданиях сказки «Снежная королева» «Снежная королева» в театре, кино. Т е о р и я. Композиция и сюжет большого произведения. | 1 | | | Выборочный пересказ, характеристика героев, вопросы и задания (с. 40), вопросы и задания к сказке «Снежная королева» (с. 41) | Сочинение по вопросам и заданиям 2 или 3 второго уровня (с. 41), выполнение иллюстраций к сказкам Х.К. Андерсена |
41, | Сочинение по сказке | | | 1 | | | Викторина | Чтение очерка К.Г. Паустовского «Рождение сказки», вопросы и задания первого уровня (с. 42) |
42 | А.П. Платонов. Сказка «Волшебное кольцо» | Уроки изучения нового материала, уроки беседы | Слово об А.П. Платонове. Герои сказки «Волшебное кольцо» - Семен и его друзья: кошка, собака и змея. Победа дружбы и справедливости над жадностью и корыстью. Сохранение примет народной сказки и яркость собственной писательской стилистики автора. Традиционное и новое в сказке. Словесное рисование | 1 | | | Выборочный пересказ, вопросы и задания (с. 58) | Чтение «Сказок по телефону» Дж. Родари |
43, | Дж. Родари «Сказки по телефону» | Уроки изучения нового | Дж. Родари. «Сказки по телефону». Джанни Родари –любимец многих поколений юных читателей. «Сказки по телефону» -отклик на стремление людей 20века к лаконизму и опративности. Сказки, которые решают важные нравственные проблемы: «Страна без углов», «Человек, который купил Стокгольм», «Вопросы наизнанку», «Старые пословицы», «Про мышь, которая ела кошек», «Война колоколов» и др. Стремительные сюжеты и активные герои. Современный подход к традиционным сюжетам. Лаконизм и афористичность. Повествования как характерная черта «Сказок по телефону». Т е о р и я. Лаконизм как один из способов организации художественного текста. Его особенности и достоинства. | 1 | | | Пересказ, вопросы и задания первого и второго уровней (с. 60, 62, | Вопросы и задания второго уровня (с. 66), чтение сказки |
44 | В.В. Набоков. Сказка «Аня в Стране чудес» | Уроки изучения нового материала, уроки беседы | Сказки зарубежных писателей и их переводы-переработки русскими писателями. Сказка ученого Л. Кэрролла и ее перевод-переработка В.В. Набоковым. Слово о Л. Кэрролле и В.В. Набокове. Алиса и Аня - героини сказок. Любознательность героини сказки В.В. Набокова и ее способность к необычным решениям и поступкам. Чудесные превращения Ани. Комментированное чтение главы первой. Словарная работа | 1 | | | Выразительное чтение, выборочный пересказ, вопросы и задания (с. 75) | Вопросы и Задания (с. 81) |
45 | Игра слов в сказке В.В. Набокова «Аня в Стране чудес» | Урок- беседа | Понятие о парадоксе. Чудо и парадокс на страницах сказки. Словесная игра в сказке. Роль художественных приемов в сказке. Сказка Л. Кэрролла для детей и взрослых. Представление фигурных записей фрагмента сказки. Словарная работа. Иллюстрации к «Алисе в Стране чудес» Дж. Тенниела (цветная вклейка учебника) | 1 | | | Выборочный пересказ, вопросы и задания 1—4 первого уровня, 1—2 второго уровня (с. 81), 1-3 первого уровня, 1-2, 4-5 второго уровня (с. 82-83) | Задание 3 второго уровня (с. 82), чтение глав повести Дж.Р.Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно», краткий пересказ первой - пятой глав |
46 | Дж.Р.Р. Толкиен. Сюжет и герои повести «Хоббит, или Туда и обратно» | Уроки изучения нового материала, уроки беседы | Дж.Р.Р. Толкиен — один из самых читаемых в мире авторов второй половины XX века. Сказочная страна Хоббитания и ее обитатели. Бильбо, Гэндальф и другие герои. Характер и взгляды главного героя как причина событий в повести. Нравственные принципы, утверждаемые автором. Комментированное чтение главы шестой. Словесное рисование | 1 | | | Пересказ, составление плана главы шестой, вопросы и задания первого уровня (с. 103-104) | Вопросы и задания второго уровня (с. 104), нарисовать карту Хоббитании (по желанию) |
47 | Особенности жанра повести Дж.Р.Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно» | Урок- беседа | Фэнтези как новый жанр в мировой литературе. Многочисленные исследования о выдуманной стране Хоббитании. Связь повести Дж.Р.Р. Толкиена с фольклором. Малые формы фольклора (загадки) на страницах произведения. Реальное и фантастическое в повести. Смысл двойного названия повести. Работа со словарем литературоведческих терминов | 1 | | | Пересказ (или инсценирование фрагментов) повести, вопросы и задания второго уровня (с. 104), 1—3 первого уровня к повести «Хоббит, или Туда и обратно» (с. 104) | Вопросы и задания по теме «Литературные сказки XX века» (с. 105) |
48 | Проза русских писателей XX столетия. И.С. Шмелев. Рассказ «Как я встречался с Чеховым. За карасями» | Уроки изучения нового материала, уроки беседы | Слово об И.С. Шмелеве. Рассказ «Как я встречался с Чеховым. За карасями». Встреча юных рыболовов с «бледнолицым братом» Антоном Чеховым на пруду в Замоскворечье. Облик и поведение писателя в восприятии «коллеги» по рыбной ловле. Двойное название рассказа и его причины. Значение образов природы в рассказе. Изобразительно-выразительные средства, их роль в рассказе. Словарная работа | 1 | | | Выразительное чтение, вопросы 1-2 первого уровня, 1—2 второго уровня (с. 112-113) | Задание 3 первого уровня (с. 113), выразительное чтение рассказа Е.И. Замятина «Огненное “А”» |
49 | Е.И. Замятин. Рассказ «Огненное “А”» | Урок изучения нового материала | Корабел, инженер, писатель Евгений Замятин. «Огненное “А”» — рассказ о мечте подростков начала XX века (связь с Марсом). Приметы времени в рассказе. Герой Вовочка как читатель. Сюжет, рожденный прочитанной книгой. Комическая развязка. | 1 | | | Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 115) | Выразительное чтение очерка А.И. Куприна «Мой полет» |
| | | Особенности образа рассказчика. Понятие о несобственно-прямой речи. Художественные приемы в рассказе. Словарная работа. Комментированное чтение | | | | | |
50 | А.И. Куприн. Рассказ «Мой полет» | Уроки изучения нового материала, уроки беседы | А.И. Куприн — один из самых популярных писателей начала XX века. Автобиографический очерк «Мой полет» и его герои — один из первых русских летчиков Заикин и писатель Куприн. Понятие о жанре очерка. Сюжет и композиция очерка. Поступок героев. Качества летчика Заикина: смелость, хладнокровие, чувство ответственности. Описание чувств и ощущений героев. Комментированное чтение | 1 | | | Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 120), вопросы и задания к теме «Проза русских писателей XX века» (с. 120) | Чтение произведений раздела «Поэтический образ Родины» (с. 121-133) |
51, | Поэтический образ Родины | Уроки изучения нового материала, уроки- практикумы | Природа в лирике поэтов XX века. Приближение весны, ее звуковой образ в стихотворениях А. А. Блока «На лугу», «Ворона». Ностальгический сон в стихотворении И.А. Бунина «Сказка». Роль олицетворения в стихотворениях К.Д. Бальмонта «Снежинка», «Осень». Фольклорные образы в стихотворении «У чудищ». Сказочные образы зимней природы в стихотворении С.А. Есенина «Пороша». Одухотворение природы в стихотворении «Черемуха». Лирическая проза М.М. Пришвина («Времена года»). Живописность стихотворения Н.А. Заболоцкого «Оттепель». Три времени года в стихотворении Д. Б. Кедрина «Скинуло кафтан зеленый лето...». Поэтизация вещного мира в стихотворении Н.М. Рубцова «В горнице». Элементы анализа поэтического текста | 1 | | | Выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста, вопросы и задания к стихотворениям (с. 121, 122, 123, 124, | Выразительное чтение одного из стихотворений наизусть, задания 2 первого уровня (с. 130), 1 второго уровня (с. 132), вопросы и задания к теме «Поэтический образ Родины» (с. 133), выполнение иллюстраций к стихотворениям |
52 | Мир братьев наших меньших | Уроки изучения нового материала, уроки беседы | Мир наших братьев меньших Любовь и сострадание ко всему живому. Осуждение человеческой жестокости к братьям меньшим. С. А. Есенин «Песнь о собаке», В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Произведения писателей и поэтов обо всем живом объединяют мир вокруг нас в единое пространство. Гуманное отношение человека к природе и животным. Теория. Лирическая проза. | 1 | | | Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 134, 136-137) | Чтение стихотворений раздела «Героическое прошлое России» (с. 137-141), задание 1 второго уровня (с. 141) |
53, | Героическое прошлое России | Уроки изучения нового материала, уроки беседы | События Великой Отечественной войны и их отражение в искусстве. Песни, созданные на стихи русских поэтов, их популярность в годы Великой Отечественной войны и после нее. Противопоставление войны и мирной жизни в стихотворении А.И. Фатьянова «Соловьи». Завещание живым в балладе А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом...». Великая ценность русского слова в стихотворении А. А. Ахматовой «Мужество». Память о погибших воинах в стихотворении Р.Г. Гамзатова «Журавли». Прослушивание песен на стихи поэтов о Великой Отечественной войне, обсуждение. Репродукции картин А.А. Дейнеки «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года», А.И. Лактионова «Письмо с фронта», Ю.М. Непринцева «Вот солдаты идут...», П.А. Кривоногова «Победа» (цветная вклейка учебника) | 1 | | | Выразительное чтение, вопросы 1—4 первого уровня, 2—3 второго уровня (с. 141) | Чтение рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» |
54 | Современная литература. В.П. Астафьев. | Урок изучения нового материала | Слово о В.П. Астафьеве. Чтение статьи о писателе (с. 142-143). Автобиографические произведения писателя о детских годах. Рассказы о формировании характера подростка в сибирской деревне. Рассказ «Васюткино | 1 | | | Вопросы и задания 1—3 первого уровня, 1 второго уровня (с. 174) | Составление плана эпизодов рассказа, вопросы и задания 4—8 |
| Рассказ «Васюткино озеро» | урок-беседа | озеро». Васютка и его путешествие по осенней тайге. Путь от детского сочинения к рассказу писателя. Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя: мужество, бесстрашие, терпение, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Словарная работа. Словесное рисование. Комментированное чтение | | | | | первого уровня, 2—4 второго уровня (с. 174-175) |
55. | Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро» | Урок-беседа | Любовь героя к природе и ее понимание. Следование «таежным законам». Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Роль деталей в рассказе. Способы создания образа героя (пейзаж, метафоры, сравнения). Образ Енисея. Иллюстрации к рассказу | 1 | | | Вопросы и задания 4-8 первого уровня,2—4 второго уровня (с. 174-175) | Подготовка к сочинению по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро» |
56 | Подготовка к сочинению по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро» | Урок развития речи | Обсуждение тем сочинения: 1 Что помогло Васютке выжить в тайге? 2 Законы тайги (по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»), 3 Значение образов природы в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Составление плана, подбор материалов. Устное сочинение. Консультацйи учителя | 1 | | | Составление плана сочинения, подбор материалов, написание сочинения на черновике | Сочинение, чтение и пересказ сказки Т. Янссон «Последний в мире дракон» |
57 | Т. Янссон. Сказка «Последний в мире дракон» | Уроки изучения нового материала, уроки беседы | Писательница и художник Т. Янссон. Утверждение права современной литературы на сказку. Мир новых сказочных героев, нарисованных и описанных в книгах Т. Янссон (муми-тролли, хемули, снусмумрики). Словесное рисование | 1 | | | Пересказ, выразительное чтение по ролям, вопросы и задания (с. 183-184) | Вопросы и задания к теме «Современная литература» (с. 184) |
, | | | | | | | | |
ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ (11часов) | |
58-59 | Покорение пространства и времени. Д. Дефо. Роман «Робинзон Крузо» | Уроки изучения нового материала, уроки беседы | Путешествия и приключения на страницах книг Д. Дефо. «Робинзон Крузо» и его автор. Жизнь талантливого писателя и энергичного Даниэля Дефо. Герой его книги – Робинзон. Характерные черты Дефо: способность не поддаваться обстоятельствам, мужество, стойкость, трудолюбие, оптимизм. Робинзон как нарицательное имя. Рождение термина «робинзонада». Т е о р и я. «Робинзонада». | 2 | | | Выборочное чтение, пересказ, анализ эпизодов, характеристика героя, вопросы и задания первого уровня (с. 199) | Сочинение- рассуждение на тему «Что бы взяли вы с разбитого корабля, окажись вы на месте Робинзона?», пересказ эпизодов произведения Р Э. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена» |
60 | Р.Э. Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена | Уроки изучения нового материала, уроки беседы | Р. Э. Распэ. «Приключения барона Мюнхгаузена». Барон Мюнхгаузен и придуманные им истории и. «Конь на крыше», «Волк, запряженный в сани», «Искры из глаз», «Удивительная охота» и др. Использование в «подлинных историях» иронии и гротеска, гиперболы и литоты. Т е о р и я. Гротеск. Литота. | 1 | | | Выборочное чтение, пересказ, анализ эпизодов, характеристика героя, вопросы и задания (с. 202-203) | Сочинение- миниатюра в стиле рассказов барона Мюнхгаузена, пересказ эпизодов повести М. Твена «Приключения Тома Сойера» |
61-62 | М. Твен. Повесть «Приключения Тома Сойера» | Уроки изучения нового материала, уроки беседы | Слово о М. Твене. Беседа о книгах писателя, прочитанных ранее. М. Твен - мастер занимательного и веселого повествования. Автобиографическая повесть «Приключения Тома Сойера» и ее герои. Провинциальный американский городок Санкт-Петербург на Миссисипи и его обитатели. Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, приключения подростков. Комментированное чтение главы первой | 2 | | | Выразительное чтение, выборочный пересказ, вопросы и задания первого уровня (с. 213-214) | Инсценирование фрагментов повести, вопросы и задания второго уровня (с. 214), вопросы и задания к книге «Приключения Тома Сойера» (с. 214) |
63-64 | Герой повести М. Твена «Приключения Тома Сойера» | Урок-беседа | Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Находчивость, предприимчивость, смелость, авантюризм и неуемная фантазия Тома и Гека. Том и Бэкки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций. Изобретательность в играх — умение сделать окружающий мир интересным. Юмор и ирония в повести | 2 | | | Выразительное чтение, инсценирование эпизодов повести, характеристика героев, вопросы и задания второго уровня (с. 214), вопросы и задания к книге «Приключения Тома Сойера» (с. 214) | Подготовка к игре по повести М. Твена «Приключения Тома Сойера», выполнение иллюстраций к повести |
65-66 | А. Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста» | Уроки изучения нового материала, уроки беседы | Слово об А. Линдгрен. Девиз А. Линдгрен «Не хочу писать для взрослых!». Знакомые герои произведений писательницы: Карлсон, который живет на крыше, Пеппи Длинный чулок, Эмиль из Ланнебергии др. Три детективные повести о Калле Блюмквисте: «Калле Блюмквист играет», «Калле Блюм-квист рискует» и «Калле Блюмквист и Расмус». События и приключения повести | 2 | | | Выразительное чтение, выборочный пересказ, вопросы и задания (с. 224), вопросы и задания первого уровня, 1-5 | Задание 6 второго уровня к книге «Приключения Калле Блюмквиста» (с. 224) |
Итоговый тест по программе 5 класса |
Вариант 1 | 1) метафора 3) эпитет |
А1. Как называется предание, передающее представления древних людей происхождении | 2)сравнение 4) гипербола |
мира? | А2. Из какой басни И.А. Крылова эти строки? |
1) народная сказка 3) басня | Невежда так же в ослепленье |
2) былина 4) миф | Бранит науки, и ученье, |
А2. Какое стихотворение принадлежит перу А.С. Пушкина? | И все ученые труды, |
| Не чувствуя, что он вкушает их плоды. |
1) «Из Гёте» 3) «Утес» | 1) «Ворона и Лисица» |
2) «Няне» 4) «Листок» | 2) «Свинья под Дубом» |
АЗ. Что произошло после того, как Герасим утопил Муму? | 3) «Осел и Мужик» |
| 4) «Лебедь, Рак и Щука» |
1) барыня прогнала Герасима из своего дома обратно в деревню | АЗ. Что должен был сделать дед из повести Н.В. Гоголя «Пропавшая грамота», |
| чтобы вернуть шапку? |
2) Герасим самовольно ушел из дома барыни в деревню | |
| 1) рассказать страшную историю |
3) Герасим пытался уйти из дома барыни, но его вернули обратно | 2) сыграть с ведьмами в карты |
| 3) не спать одну ночь |
4) Герасим продолжал служить у барыни | 4) отдать ведьмам коня |
А4. Что делал Кай в чертогах Снежной королевы? | А4. Каким образом в сказке А.П. Платонова Аспиду удалось уговорить царевну выкрасть для |
1) складывал фигуры из льдин | него |
2) играл со снежинками | волшебное кольцо у Семена? |
3) читал Снежной королеве стихи | 1) он выстроил для нее хрустальный мост |
4) придумывал план побега | 2) он обещал ей погубить Семена, если она |
В1. Какой художественный прием использован в строках былины? Запишите. | не выкрадет кольцо |
| 3) он превратился в прекрасного юношу |
Он ведь реки-то, озера меж ног пропускал | 4) ему не удалось уговорить царевну |
Он синие моря-то кругом обскакивал. | В1. Герои какого рассказа мечтали о встрече |
В2. Из какого стихотворения эти строки? Кто его автор? Запишите. | с марсианами? Кто автор этого произведения? Запишите. |
| |
Да, были люди в наше время, | В2. Кем мечтал стать герой романа А. Линдгрен |
Не то, что нынешнее племя: | «Приключения Калле Блюмквиста»? Запишите. |
Богатыри — не вы... | С1. Представьте, что вы оказались в такой же |
С1. Охарактеризуйте главного героя повести М. | ситуации, как герой рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» |
Твена «Приключения Тома Сойера». | . Как бы вы повели себя? Ключ к тесту |
Вариант 2 | Вариант 7: А1 — 4; А2 — 2; АЗ — 2; А4 — 1; В1 — |
А1. Как называется художественное определение | гипербола; В2 — «Бородино», М.Ю. Лермонтов. |
предмета или явления, подчеркивающее важные его | Вариант 2: А1 — 3; А2 — 2; АЗ — 2; А4 — 3; В1 — |
качества, свойства? | «Огненное “А”», Е.И. Замятин; В2 — детективом. |
Учебно-методическое обеспечение |
Для учащихся | Для учителя |
1. Курдюмова Т.Ф. Литература. 5 класс. В 2 ч.: | 1. Курдюмова Т.Ф. Литература. 5 класс. В 2 ч.: |
Учебник-хрестоматия для общеобразовательных | Учебник-хрестоматия для общеобразовательных |
учреждений. М.: Дрофа, 2010. | учреждений. М.: Дрофа, 2010. |
2. Курдюмова Т.Ф. Литература. 5 класс. В 2 ч.: | 2. Курдюмова Т.Ф. Литература. 5 класс. В 2 ч.: |
Рабочая тетрадь к учебнику-хрестоматии Т.Ф. Курдюмовой. М.: Дрофа, 2010. | Рабочая тетрадь к учебнику-хрестоматии Т.Ф. Курдюмовой. М.: Дрофа, 2010 |
| |
3. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 5 класс / Сост. Л.В | 3. Курдюмова Т.Ф. Литература. 5 класс: Методические рекомендации. М.: Дрофа, 2010. |
. Антонова. М.: ВАКО, 2011. | |
| 4. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. М.: ВАКО, 2011. |