Учебный план ФГОС ООО в 5 классе предусматривает изучение литературы в объеме 102 часа (3 часа в неделю) на базовом уровне.
Рабочая программа по литературе для 5 класса разработана на основе:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 года) и основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ №25;
С учетом авторской программы по литературе к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы авторов В.Я. Коровиной, М. Просвещение 2019.
УМК Литература: Учебник - хрестоматия для 5 кл. общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.И.Коровин (М.: Просвещение, 2019).
Рабочая программа включает: планируемые результаты освоения курса литературы в 5 классе, содержание учебного предмета, календарно-тематическое планирование, формы организации учебных занятий, а также учебно-методическое обеспечение, которое служит достижению поставленной цели и задач в ООП ООО школы.
Планируемые результаты изучения предмета
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, языкам, ценностям народов России и народов мира;
формирование коммуникативной компетентности со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе:
умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Планируемые результаты освоения предмета
Учащиеся узнают и научатся:
авторов и содержание изученных произведений;
основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповом языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок;метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
Учащиеся получат возможность научиться:
воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной
к конкретному произведению;
определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;
воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);
пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;
ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);
выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;
словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);
аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
сочинять небольшие произведения фольклорного жанра - сказки, загадки, басни;
создавать сочинения-миниатюры по картине.
Содержание рабочей программы
№ п/п | Тема | Количество часов по программе |
1 | Введение. Книга в жизни человека. | 2 |
2 | Устное народное творчество. | 10 |
3 | Из древнерусской литературы. | 2 |
4 | Из русской литературы XVIII века. | 2 |
5 | Из русской литературы XIX века. | 43 ч. (в т. ч. 3 Р.Р., 7 В.Ч., 1 К.Р.) |
6 | Из русской литературы XX века. | 27 ч. (в т. ч. 2 Р.Р., 4 В. Ч., 1 К.Р.) |
7 | Из зарубежной литературы. | 15 ч. (в т. ч. 2 В.Ч.) |
8 | Итоговый тест | 1 |
Краткое содержание предмета.
Тема | Характеристика видов учебной деятельности |
Введение. Книга в жизни человека. | Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним. Чтение вводной статьи учебника; пересказ научного текста статьи учебника, ответы на вопросы; составление плана статьи «К читателям»; работа со словами. |
Устное народное творчество. | Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки). Русские народные сказки. Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Чтение статьи учебника; «Литературное лото» - ответы на вопросы репродуктивного характера; создание собственного высказывания с использованием поговорки или пословицы, наблюдение над поэтикой малых жанров. Чтение и составление плана статьи учебника; ответы на вопросы, сказывание любимых сказок, работа с кратким словарем литературоведческих терминов; сопоставление текстов с иллюстрациями. Формирование способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок. |
Из древнерусской литературы. | Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле. Формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. |
Из русской литературы XVIII века. | Михаил Васильевич Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…» Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. Научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. Теория литературы. Формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение, самостоятельная работа с портфолио (таблица композиционных и языковых признаков стиля речи. Формирование способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок. |
Из русской литературы XIX века. | Русские басни Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование). Отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Герои литературной сказки, особенности сюжета.Поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание. Героическое и обыденное в сказке. Теория литературы. Формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение, самостоятельная работа с портфолио (таблица композиционных и языковых признаков стиля речи. Формирование способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок. |
Из русской литературы XX века. | Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне. Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе. Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Формирование деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение, самостоятельная работа с портфолио (таблица композиционных и языковых признаков стиля речи. Формирование способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок. |
Из зарубежной литературы. | Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. «Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды. Сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.Формированиедеятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение, самостоятельная работа с портфолио (таблица композиционных и языковых признаков стиля речи.Формирование способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок. |
Итоговый тест | Формирование способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирования собственных затруднений в деятельности): индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок. |
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе.
№ уроков | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения темы | Скорректированные сроки прохождения темы |
| Введение 2 ч. | | |
1 | Книга и её роль в духовной жизни человека. | | |
2 | Книга как духовное завещание одного поколения другому. | | |
| УНТ 10ч. | | |
3 | Малые жанры фольклора. Русский фольклор. | | |
4 | Малые жанры фольклора. Детский фольклор. | | |
5 | Русские народные сказки. Сказка как вид народной прозы. | | |
6 | Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Народная мораль в характерах и поступках героев. | | |
7 | Народная мораль в характерах и поступках героев. | | |
8 | Волшебная сказка героического содержания. «Иван-Царевич и чудо-юдо». | | |
9 | Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя. | | |
10 | Сказки о животных. «Журавль и цапля». | | |
11 | Бытовые сказки. «Солдатская шинель». | | |
12 | Проект. «Художники – иллюстраторы сказок». | | |
| Из древнерусской литературы. 2ч | | |
13 | Общее представление о древнерусской литературе. | | |
14 | Русское летописание. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». | | |
| Из русской литературы 18 в. 2 ч | | |
15 | Ломоносов М.В. – учёный, поэт, художник, гражданин. | | |
16 | «Случились вместе два астронома в пиру». Научные истины в поэтической форме. | | |
| Из русской литературы 19 в. 43 ч | | |
17 | Русские басни. Жанр басни. Истоки басенного жанра. | | |
18 | Осмеяние человеческих пороков в басне «Волк и Ягнёнок». | | |
19 | «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». | | |
20 | Аллегорическое отражение исторических событий в басне «Волк на псарне». | | |
21 | Р.Р. Жанр басни. Повествование и мораль в басне. | | |
22 | В. Жуковский. Слово о поэте.«Спящая царевна» | | |
23 | Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Баллада «Кубок». | | |
24 | К.Р. Контрольный тест за Iчетверть. | | |
25 | Р.Р.А.С. Пушкин. Детство, годы учения. Стихотворение «Няне». | | |
26 | «У лукоморья дуб зеленый». | | |
27 | «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»- её истоки. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. | | |
28 | «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»- её истоки. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. | | |
29 | Рифма и ритм. Стихотворная и прозаическая речь. Обучение домашнему сочинению. | | |
30 | Урок внеклассного чтения по творчеству А.Пушкина. | | |
31 | «Чёрная курица или Подземные жители». Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. | | |
32 | Мир детства в изображении писателя. | | |
33 | ВН. ЧТ.«Конёк-Горбунок». | | |
34 | Героическое и обыденное в сказке В.М.Гаршина«AttalieaPrinceps». | | |
35 | «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). | | |
36 | Мастерство М.Ю. Лермонтова в создании батальных сцен. | | |
37 | ВН. ЧТ. «Ашиб-Кериб». | | |
38 | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». | | |
39 | «Заколдованное место».Реальное и фантастическое в сюжете повести. | | |
40 | Реалистическое и фантастическое в повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». Связь с фольклором. | | |
41 | ВН. ЧТ. Картины народной жизни и родной природы в повести «Ночь перед Рождеством». | | |
42 | Н.А Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» - поэтический образ русской женщины. | | |
43 | Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». | | |
44 | ВН.ЧТ.«На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. | | |
45 | И.С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Муму». Реальная основа повести. | | |
46 | Духовные и нравственные качества Герасима. | | |
47 | Немота главного героя – символ немого протеста крепостного человека. | | |
48 | Роль пейзажа в повести. | | |
49 | К.Р., Р.Р. Сочинение «Чему посвящена повесть «Муму»?» | | |
50 | А.А. Фет. Краткий рассказ о поэте.Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. | | |
51 | Л.Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. | | |
52 | Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. | | |
53 | Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов в рассказе | | |
54 | Р.Р. Сочинение. Обучение сравнительной характеристике героев. | | |
55 | А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. | | |
56 | А.П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. | | |
57 | ВН.ЧТ.Рассказы А. Чехонте. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. | | |
58 | Лирические произведения о Родине, о природе. | | |
59 | К.Р., Р.Р. Сочинение «Роль описания природы в создании настроения автора (героя)» (1ч) | | |
| Из русской литературы 20 в. 27 ч | | |
60 | И. Бунин. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. | | |
61 | ВН.ЧТ. «Подснежник» Тема исторического прошлого России. | | |
62 | В.Г. Короленко. Краткий рассказ о писателе. Повесть «В дурном обществе». | | |
63 | Мир детей и мир взрослых в повести. Контрасты судеб героев. Особенности портрета и пейзажа. | | |
64 | Р.Р. Обучение навыкам характеристики героев. | | |
65 | Р.Р. Обучение домашнему сочинению по повести. | | |
66 | С. Есенин. Краткий рассказ о поэте. Поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России | | |
67 | П.П. Бажов. Краткий рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. | | |
68 | Трудолюбие и талант главного героя сказа. | | |
69 | К.Г. Паустовский. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Тёплый хлеб». Тема и проблема произведения. | | |
70 | Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказке. | | |
71 | ВН.ЧТ. Рассказ «Заячьи лапы». Тема и проблема произведения | | |
72 | С.Я. Маршак. Краткий рассказ о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Особенность драмы как рода литературы. | | |
73 | Положительные и отрицательные герои пьесы-сказки. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. | | |
74 | Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки. | | |
75 | ВН.ЧТ. Сказки С. Маршака для детей. | | |
76 | А.П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Никита». Единство героя с природой. | | |
77 | Быль и фантастика. Особенность восприятия главного героя рассказа «Никита». | | |
78 | В. П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе. Автобиографичность рассказа «Васюткино озеро». | | |
79 | Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя рассказа. | | |
80 | Классное сочинение «Поэтизация русской природы в литературе XXвека». | | |
81 | Поэты о Великой отечественной войне. К.М. Симонов. А.Т Твардовский. | | |
82 | Произведения о Родине, родной природе и о себе. И.А. Бунин, А.А. Прокофьев, Д.Б. Кедрин. | | |
83 | Произведения о Родине, родной природе и о себе. Н.М. Рубцов, Дон – Аминадо. | | |
84 | Писатели улыбаются. Саша Черный.Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Юмор. | | |
85 | Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит». Юмор в стихотворной форме. | | |
86 | К.Р. Итоговый урок по теме «Русская литература XIX-XXв.в.» Тестирование. | | |
| Из зарубежной литературы. 15 ч | | |
87 | Р.Стивенсон «Вересковый мёд». Подвиг во имя сохранения традиций предков. | | |
88 | Д. Дефо. Краткий рассказ о писателе. Роман «Робинзон Крузо». Гимн неисчерпаемым возможностям человека. | | |
89 | Приключения Робинзона Крузо, характер героя. | | |
90 | Проектная деятельность «Робинзонада в литературе и киноискусстве». | | |
91 | Х.К. Андерсен. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Снежная королева». Композиция сказки. | | |
92 | Характеристика героев. Противопоставление красоты внешней и внутренней. | | |
93 | Идея сказки. Победа добра, любви и дружбы над злом. | | |
94 | ВН.ЧТ. Любимые сказки Андерсена. | | |
95 | М. Твен. Краткий рассказ о писателе. Роман «Приключения Тома Сойера». Черты характера Тома. | | |
96 | Том и Гек. Дружба мальчиков. | | |
97 | Внутренний мир героев М. Твена. | | |
98 | ВН.ЧТ.Дж.Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» - повествование овзрослении подростка. Характер мальчика. | | |
99 | Герои произведений Джека Лондона в экстремальных условиях. | | |
100 | ВН.ЧТ. Герои произведений Джека Лондона в экстремальных условиях. | | |
101 | Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии5 класса». | | |
102 | Итоговый тест. | | |
Учебно-методическое обеспечение
Информационный материал для учителя:
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2019.
2. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 5 классе: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2019
3. Егорова И. В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. М.: ВАКО, 2020.
4. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы по литературе: 5 класс. М.: Просвещение, 2019.
Тимофеев Л.И., Тураев СВ. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 2018.
Авторская программа по литературе к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы авторов В.Я. Коровиной, 11-е издание, М. Просвещение 2019.
Учебная литература для ученика:
1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2019.
2.Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс»: Электронное учебное пособие на СD-RОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. М.: Просвещение, 2018.
Цифровые образовательные ресурсы.
www.feb-web.ru/ – Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ).
http://lib.prosv.ru – «Школьная библиотека» – проект издательства «Просвещение» – вся школьная программа по литературе на одном сайте
http://lit.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Литература».