«Лишний человек» как тип литературного героя
Типизация и литературные типы
- Типизация в литературе – это очень распространенный прием построения текста.
- Литературные типы – это явление, свойственное реализму 19 века.
- Литературный тип – это образ, сложившийся под влиянием среды и обстоятельств.
- Не у каждого литературного героя есть тип. Чтобы отнести героя к какому-то типу, необходимо учитывать среду/происхождение героя, обстоятельства/сюжетные ситуации, мировоззрение/ жизненную позицию.
Совокупность этих факторов образует тип
«Лишний человек»
- Время появления: вторая половина 19 века
- Термин «лишний человек» получил популярность после публикации И.С. Тургеневым повести «Дневник лишнего человека»
- Лишние люди: Онегин, Печорин
- Имеют черты этого типа: Чацкий, Обломов, Болконский, Безухов
«Лишний человек»
- Герой дворянского происхождения
- Воспитание и образование, традиционное для светского общества
- Узнал светскую жизнь и пресытился ею
- Скептичен, меланхоличен
- Находится в конфликте с обществом и добровольно от него отказывается
- Рефлексирует о собственном существовании, пытается найти себя и свое место в мире
- Часто судьба лишнего человека трагична из-за внутреннего кризиса персонажа
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Евгений Онегин
Среда: воспитывался в праздном и поверхностном мире. Его знания ограничиваются лишь тем, что принято в обществе (он мог танцевать и хорошо говорить по-французски), его интересы определены кругом общения героя (он ходит в театры, ездит на балы и скучает…)
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Евгений Онегин
Характер: герой пассивен и меланхоличен; он разочарован в обществе (Онегину наскучила светская жизнь, а другой действительности он не знает), поэтому персонаж покидает Петербург, ы скучать уже в деревне
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Евгений Онегин
Судьба: обречен на одиночество, судьба складывается трагично (упускает возможность счастья и в финале остается один)
Он застрелиться, слава богу,
Попробовать не захотел
Но к жизни вовсе охладел
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Григорий Печорин
Среда: со слов героя мы знаем, что светская жизнь наскучила герою. Он видит в светском обществе лишь притворство и поверхностность. Среда делает Печорина циничным и равнодушным
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Григорий Печорин
Характер: меланхоличный, часто размышляет о своем существовании, судьбе и тщетности бытия, при этом он активен; автор помещает Печорина в различные ситуации, чтобы показать, как проявит себя персонаж; активность героя связана с его внутренними поисками себя и своего места в мире
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Григорий Печорин :
Судьба: трагична; умирает по пути из Персии. Смерть в дороге не случайна – путь здесь связан с образом «лишнего» человека. Этот литературный тип находится в поисках, они составляют смысл его существования, в то же время поиски не делают героев счастливее.
«Зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала. И, верно, было мне назначение высокое… Но я не угадал этого назначения»»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Александр Чацкий
Среда: нам мало что известно о формировании героя (это объясняется в том числе жанром) . Но можно с уверенностью говорить о том, что герой воспитывался в светской дворянской среде. Чацкий знает общество в достаточной степени, чтобы его презирать
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Александр Чацкий
Характер: в отличие от традиционных «лишних людей», Чацкий не меланхоличен. В начале текста ему чужды отрешенность от мира и разочарование в окружающих людях. Герой пытается указать обществу на его недостатки, чтобы изменить его, но другие люди не принимают позицию Чацкого.
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Александр Чацкий
Судьба: трагична; герой не находит себе места в обществе и несчастен в любви.
Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету
Где оскорбленному есть чувству уголок!
И.А. Гончаров «Обломов»
Илья Обломов
Среда: в юности герой оказался в петербургском обществе, он учился, работал , влюблялся. Однако со временем понимает бессмысленность праздной светской жизни, не желает жизненных потрясений и становится затворником в квартире на Гороховой улице.
И.А. Гончаров «Обломов»
Илья Обломов
Характер: меланхоличный и пассивный; сознательно отказывается от деятельности, потому что не видит смысла в активном существовании, оно кажется ему пустым и суетным, при этом Илья обладает активной душой: он склонен к рефлексии и самоанализу
И.А. Гончаров «Обломов»
Илья Обломов
Судьба: Обломов находит в Агафье Пшеницыной свой идеал, однако важно, что семейная идиллия героя вступает в конфликт с эпохой: в современном мире железных дорог и деятельного общества таким, как Обломов, нет места
«Изменив службе и обществу, он начал иначе решать задачу существования, вдумывался в свое назначение и наконец открыл, что горизонт его деятельности и житья-бытья кроется в нем самом»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Андрей Болконский
Среда: герой находится в светском обществе, которое отталкивает его своей неискренностью и лицемерием. Праздные и поверхностные люди раздражают князя Андрея.
«Эта жизнь не по мне»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Андрей Болконский
Характер : меланхоличный и сдержанный. Герой хочет найти себе применение, однако не знает, как это сделать. Андрей отправляется на поиски себя. В дальнейшем вся жизнь Болконского будет представлять собой череду подъемов и разочарований
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Андрей Болконский
Судьба: трагичная и счастливая (герой умирает от смертельного ранения, но все же обретает любовь и гармонию)
«Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно. Из всех же прискучивших ему лиц лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело»