Шапорева Любовь Дмитриевна
Учитель истории и обществознания МБОУ «Шаховская СОШ №1»
«ЛИШЬ ДОБРО ОДНО БЕССМЕРТНО, ЗЛО ПОДОЛГУ НЕ ЖИВЕТ!»
В наше жестокое время необходимо как можно чаще говорить о добре, гуманном отношении ко всему живому на Земле. Нужно помнить слова А.Макаренко о том, что «хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать. Он обязан подходить к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться».
Цель – доказать, что добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.
Задачи: 1.Сформировать у учащихся представление о добре как об общечеловеческой ценности.
2. Развивать представление о добре, как о главной добродетели человека.
3. Воспитывать доброту, великодушие, человечность
Эпиграф:
И чтоб после себя не корить
В том, что сделал кому-то больно,-
Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно!
(Э.Асадов)
Ход урока:
Вступительное слово учителя.
Что такое добро (предложить ответить учащимся)? Добро – это все положительное, хорошее, полезное. Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим (по Ожегову). А что такое зло? Зло – нечто дурное, вредное.
Всю свою жизнь, с самого детства человек познает, что такое хорошо и что такое плохо. Мало того, познавая, он проявляет на деле свою способность понять это качество. Одни люди уже в 16 лет понимают, что за все, что для тебя делается хорошего надо платить добром, а другие и в 30 лет только требуют от человечества блага для себя, не догадываясь, что за эти блага надо платить или трудом, или самой дорогой ценой - душевным теплом.
Добро важно не в его самом общем проявлении, в абстрактной форме, а в конкретных условиях, с конкретных позиций общества, группы людей.
Цель нашего занятия – доказать, что добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.
Класс разделить на четыре группы.
Задание первой группе. Нарисовать зонтик. Подсчитать количество спиц и написать такое же количество ассоциаций, которые возникают со словом доброта.
Задание второй группе. Аналогичное. Ассоциации, возникающие со словом зло.
Задание третьей группе. Прочитать стихи Д. Кедрина и С. Куняева, проанализировать и высказать свое мнение. Выслушать мнение членов других групп. (Стихи прилагаются)
Задание четвертой группе. Прочесть предложенные афоризмы великих людей и определить свое отношение к категориям добра и зла. (Афоризмы прилагаются)
Заключение. В человеческой душе заложен самой природой огромный диапазон добрых, человеческих чувств. Этот диапазон можно сравнить с чудесным инструментом на тысячу струн – от тончайшей нежности и ласки до готовности бороться не на жизнь, а на смерть за достоинства человека. Одной из самых тонких струн в этом чудесном инструменте является человечность. Настроить самую тонкую струну в человеческой душе – человечность – это значит прежде всего научиться творить радость для другого человека и испытывать в связи с этим высшую человеческую радость.
Приложение.
Задание третьей группе.
Дивчину пытает казак у плетня:
Я саблей добуду для крали своей
И светлых цехинов, и звонких рублей! –
Дивчина в ответ, заплетая косу:
Пророчит она: мне полюбится тот,
Кто матери сердце мне в дар принесет.
Не надо цехинов, не надо рублей,
Дай сердце мне матери старой твоей.
Я пепел его настою на хмелю,
Настоя напьюсь – и тебя полюблю! -
Казак с того дня замолчал, захмурел,
Борща не хлебал, саламаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь
И с ношей заветной отправился в путь.
Он сердце ее на цветном рушнике
Коханой приносит в косматой руке.
В пути у него помутилось в глазах,
Всходя на крылечко, споткнулся казак.
И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: «Не ушибся, сынок?» (Д. Кедрин)
Добро должно быть с кулаками,
Добро суровым быть должно,
Чтобы летела шерсть клоками
Со всех, кто лезет на добро.
Добро – не жалость и не слабость,
Добром дробят замки оков.
Добро – не слякоть и не святость,
Не отпущение грехов.
И смысл истории – в конечном,
В добротном действии одном:
Спокойно вышибать коленом
Не уступающих добром! (С. Куняев)
Задание четвертой группе.
«Если ты сделал добро – молчи, если тебе сделали добро – расскажи».
«Сделай добро своему недругу, пусть он увидит и смутиться».
(народная мудрость)
«Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает» (Г. Торо)
«Доброта и скромность – вот два качества, которые никогда не должны бы утомлять человека» (Стивенсон)
«Тот, кто делает добро другому, делает больше всего добра самому себе – не в том смысле, что ему будет за это награда, а тем, что сознание сделанного добра дает уже большую радость» (Сенека)
«Одно из преимуществ хороших поступков состоит в том, что они возвышают душу и предрасполагают к еще лучшим делам». (Ж.-Ж. Руссо)