СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«лишь добро одно бессмертно, зло подолгу не живет!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот матермал можно использовать как практикум для закрепления темы "Человек славен добрыми делами"

Просмотр содержимого документа
««лишь добро одно бессмертно, зло подолгу не живет!»»

Шапорева Любовь Дмитриевна

Учитель истории и обществознания МБОУ «Шаховская СОШ №1»




«ЛИШЬ ДОБРО ОДНО БЕССМЕРТНО, ЗЛО ПОДОЛГУ НЕ ЖИВЕТ!»


В наше жестокое время необходимо как можно чаще говорить о добре, гуманном отношении ко всему живому на Земле. Нужно помнить слова А.Макаренко о том, что «хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать. Он обязан подходить к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться».


Цель – доказать, что добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.


Задачи: 1.Сформировать у учащихся представление о добре как об общечеловеческой ценности.

2. Развивать представление о добре, как о главной добродетели человека.

3. Воспитывать доброту, великодушие, человечность


Эпиграф:

И чтоб после себя не корить

В том, что сделал кому-то больно,-

Лучше добрым на свете быть,

Злого в мире и так довольно!

(Э.Асадов)


Ход урока:


Вступительное слово учителя.

Что такое добро (предложить ответить учащимся)? Добро – это все положительное, хорошее, полезное. Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим (по Ожегову). А что такое зло? Зло – нечто дурное, вредное.


Всю свою жизнь, с самого детства человек познает, что такое хорошо и что такое плохо. Мало того, познавая, он проявляет на деле свою способность понять это качество. Одни люди уже в 16 лет понимают, что за все, что для тебя делается хорошего надо платить добром, а другие и в 30 лет только требуют от человечества блага для себя, не догадываясь, что за эти блага надо платить или трудом, или самой дорогой ценой - душевным теплом.

Добро важно не в его самом общем проявлении, в абстрактной форме, а в конкретных условиях, с конкретных позиций общества, группы людей.


Цель нашего занятия – доказать, что добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.


Класс разделить на четыре группы.


Задание первой группе. Нарисовать зонтик. Подсчитать количество спиц и написать такое же количество ассоциаций, которые возникают со словом доброта.


Задание второй группе. Аналогичное. Ассоциации, возникающие со словом зло.

Задание третьей группе. Прочитать стихи Д. Кедрина и С. Куняева, проанализировать и высказать свое мнение. Выслушать мнение членов других групп. (Стихи прилагаются)

Задание четвертой группе. Прочесть предложенные афоризмы великих людей и определить свое отношение к категориям добра и зла. (Афоризмы прилагаются)


Заключение. В человеческой душе заложен самой природой огромный диапазон добрых, человеческих чувств. Этот диапазон можно сравнить с чудесным инструментом на тысячу струн – от тончайшей нежности и ласки до готовности бороться не на жизнь, а на смерть за достоинства человека. Одной из самых тонких струн в этом чудесном инструменте является человечность. Настроить самую тонкую струну в человеческой душе – человечность – это значит прежде всего научиться творить радость для другого человека и испытывать в связи с этим высшую человеческую радость.




















Приложение.


Задание третьей группе.


Дивчину пытает казак у плетня:

  • Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?

Я саблей добуду для крали своей

И светлых цехинов, и звонких рублей! –

Дивчина в ответ, заплетая косу:

  • Про то мне ворожка гадала в лесу.

Пророчит она: мне полюбится тот,

Кто матери сердце мне в дар принесет.

Не надо цехинов, не надо рублей,

Дай сердце мне матери старой твоей.

Я пепел его настою на хмелю,

Настоя напьюсь – и тебя полюблю! -

Казак с того дня замолчал, захмурел,

Борща не хлебал, саламаты не ел.

Клинком разрубил он у матери грудь

И с ношей заветной отправился в путь.

Он сердце ее на цветном рушнике

Коханой приносит в косматой руке.

В пути у него помутилось в глазах,

Всходя на крылечко, споткнулся казак.

И матери сердце, упав на порог,

Спросило его: «Не ушибся, сынок?» (Д. Кедрин)





Добро должно быть с кулаками,

Добро суровым быть должно,

Чтобы летела шерсть клоками

Со всех, кто лезет на добро.

Добро – не жалость и не слабость,

Добром дробят замки оков.

Добро – не слякоть и не святость,

Не отпущение грехов.

И смысл истории – в конечном,

В добротном действии одном:

Спокойно вышибать коленом

Не уступающих добром! (С. Куняев)








Задание четвертой группе.



«Если ты сделал добро – молчи, если тебе сделали добро – расскажи».

«Сделай добро своему недругу, пусть он увидит и смутиться».

(народная мудрость)




«Доброта – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает» (Г. Торо)


«Доброта и скромность – вот два качества, которые никогда не должны бы утомлять человека» (Стивенсон)



«Тот, кто делает добро другому, делает больше всего добра самому себе – не в том смысле, что ему будет за это награда, а тем, что сознание сделанного добра дает уже большую радость» (Сенека)




«Одно из преимуществ хороших поступков состоит в том, что они возвышают душу и предрасполагают к еще лучшим делам». (Ж.-Ж. Руссо)










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!