Стихотворения А.С. Пушкина «К***», «19 октября». Темы любви и дружбы
Любовь-блеск солнечный,
Дождю идущий вслед.
Любовь всегда свежа,
Как яркий вешний цвет.
Уильям Шекспир
Воспоминания Пушкина и Керн
Помню, как в моей жизни появилась очаровательная Анна Петровна Керн. Анна Петровна отличалась редким женским обаянием, живостью ума, образованностью, широтою интересов. Эта женщина оставила заметный след не только в моей поэзии, но и в моей жизни.
Я воспитывалась в Тверской губернии. Вместе со своими родственниками я часто бывала в доме Олениных. На одном из вечеров у них я встретила Пушкина, но поначалу не заметила его. Но вскоре он дал себя заметить. Мне выпала роль Клеопатры, я держала корзину с цветами. Пушкин подошёл, посмотрел на корзину с цветами и сказал: «Можно ли быть такой хорошенькой!» Вскоре вечер кончился, и все стали разъезжаться. Брат сел со мной в экипаж, а Пушкин стоял на крыльце и провожал меня глазами. Очень может быть, что именно об этой нашей встрече он вспоминал потом в стихотворении «Я помню чудное мгновенье».
Анализ стихотворения «К***»
Написано в Михайловском в 1825 году. Оно посвящено и обращено к А.П. Керн. Опубликовано Антоном Дельвигом , другом Пушкина по лицею, в альманахе “Северные цветы” в 1827 г.
Тема, жанр, композиция
Главная тема стихотворения - описание чувства неразделенной любви.
Жанр – любовное послание.
Композиция
- Ностальгическая (в начале лирический герой испытывает любовное томление, в своей воображении снова и снова воскрешая образ возлюбленной)
- Одиночество и страдание (постепенно чувства, которые не нашли отклика в душе возлюбленной, угасли, и лирический герой вновь погружается в скучный и серый мир: в этой обыденности его душа, словно бы, умирает)
- Возвращение к жизни (спустя время, герой вновь встречает ее, свою любимую. И забытое чувство любви воскресает, наполняя полнотой жизненных ощущений душу и сердце поэта)
Средства художественной выразительности
1 группа
(метафоры)
2 группа
(эпитеты)
3 группа
(сравнения, олицетворения)
Средства художественной выразительности
1 группа
(метафоры)
2 группа
«звучал голос», «порыв рассеял мечты», «бурь порыв», «во мраке заточенья», «тянулись дни», «душе настало пробужденье», «бьется в упоенье», «воскресли божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь».
(эпитеты)
3 группа
«чудное мгновенье», «мимолетное виденье», «чистая красота», «грусть безнадежная», «в томленье грусти», «шумная суета», «грусть безнадежная», «голос нежный», «милые черты», «небесные черты», « в тревогах суеты».
(сравнения, олицетворения)
как мимолетное виденье; как гений чистой красоты
звучал голос, снились черты, шли годы, порыв рассеял, тянулись дни, настало пробужденье, сердце бьётся, воскресли и божество, и жизнь, и слёзы, и любовь.
Тест
№
Вопрос
1
Варианты ответа
В каком году А. С. Пушкин написал стихотворение «Я помню чудное мгновенье»?
2
- 1821
Кому Пушкин посвятил эти стихи?
3
- 1825
Какой лицейский друг Пушкина впервые опубликовал это стихотворение?
4
- Екатерине Казамзиной
- Вильгельм Кюхельбеккер
Как назывался альманах, в котором стихотворение впервые было опубликовано?
- Калипсо Полихрони
- 1826
- “Сын Отечества”
- Наталье Гончаровой
- Иван Пущин
- 1829
- Антон Дельвиг
- Анне Керн
- ”Северные цветы”
- Иван Малиновский
- “Полярная звезда”
- “Библиотека для чтения”
«19 октября»
1825 г.
Прочитайте 1 строфу стихотворения и устно заполните таблицу
Примеры
Слова и словосочетания, выдающие эмоциональное состояние лирического героя
Средства художественной выразительности
Значение
Анализ стихотворения «19 октября»
- Возникает ли с 3 строфы ощущение, что Пушкин не один? Почему?
- Кто из лицеистов тоже не смог побывать на встрече?
- В какой строфе мы видим, что настроение резко меняется?
- Кто из друзей посетил Пушкина в Михайловском?
- Как сложилась судьба бывших лицеистов?
- О чём говорит поэт в 15 строфе? («Промчится год, и с вами снова я...»)
- Как после этого меняется настроение героя?
- За кого звучат тосты?
- Почему Пушкин упоминает царя?
- К кому обращается поэт в последней строфе стихотворения?
- Как поменялось настроение в конце стихотворения?
- Так что же для А.С.Пушкина значила дружба?
- Можно ли стихотворение «19 октября» назвать гимном дружбы?
Домашнее задание
1. Подготовить выразительное чтение стихотворения «19 октября».
2. Заполнить таблицу художественных средств (по вариантам)
3. Выучить наизусть стихотворение «К***».
Средство художественной выразительности
Определение
Эпитет
Пример
Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным
"Последняя туча», «рассеянной бури», «ясной лазури»,
«унылую тень», «ликующий день», «таинственный гром», «алчную землю», «с успокоенных небес»