СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лирика Александра Сергеевича Пушкина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Темы любви и дружбы в стихотворениях  А.С. Пушкина «К***», «19 октября».  

Просмотр содержимого документа
«Лирика Александра Сергеевича Пушкина»

Стихотворения А.С. Пушкина «К***», «19 октября».   Темы любви и дружбы

Стихотворения А.С. Пушкина «К***», «19 октября». Темы любви и дружбы

Любовь-блеск солнечный, Дождю идущий вслед. Любовь всегда свежа, Как яркий вешний цвет. Уильям Шекспир

Любовь-блеск солнечный,

Дождю идущий вслед.

Любовь всегда свежа,

Как яркий вешний цвет.

Уильям Шекспир

Воспоминания Пушкина и Керн Помню, как в моей жизни появилась очаровательная Анна Петровна Керн. Анна Петровна отличалась редким женским обаянием, живостью ума, образованностью, широтою интересов. Эта женщина оставила заметный след не только в моей поэзии, но и в моей жизни. Я воспитывалась в Тверской губернии. Вместе со своими родственниками я часто бывала в доме Олениных. На одном из вечеров у них я встретила Пушкина, но поначалу не заметила его. Но вскоре он дал себя заметить. Мне выпала роль Клеопатры, я держала корзину с цветами. Пушкин подошёл, посмотрел на корзину с цветами и сказал: «Можно ли быть такой хорошенькой!» Вскоре вечер кончился, и все стали разъезжаться. Брат сел со мной в экипаж, а Пушкин стоял на крыльце и провожал меня глазами. Очень может быть, что именно об этой нашей встрече он вспоминал потом в стихотворении «Я помню чудное мгновенье».

Воспоминания Пушкина и Керн

Помню, как в моей жизни появилась очаровательная Анна Петровна Керн. Анна Петровна отличалась редким женским обаянием, живостью ума, образованностью, широтою интересов. Эта женщина оставила заметный след не только в моей поэзии, но и в моей жизни.

Я воспитывалась в Тверской губернии. Вместе со своими родственниками я часто бывала в доме Олениных. На одном из вечеров у них я встретила Пушкина, но поначалу не заметила его. Но вскоре он дал себя заметить. Мне выпала роль Клеопатры, я держала корзину с цветами. Пушкин подошёл, посмотрел на корзину с цветами и сказал: «Можно ли быть такой хорошенькой!» Вскоре вечер кончился, и все стали разъезжаться. Брат сел со мной в экипаж, а Пушкин стоял на крыльце и провожал меня глазами. Очень может быть, что именно об этой нашей встрече он вспоминал потом в стихотворении «Я помню чудное мгновенье».

Анализ стихотворения «К***» Написано в Михайловском в 1825 году. Оно посвящено и обращено к А.П. Керн. Опубликовано Антоном Дельвигом , другом Пушкина по лицею, в альманахе “Северные цветы”  в 1827 г.

Анализ стихотворения «К***»

Написано в Михайловском в 1825 году. Оно посвящено и обращено к А.П. Керн. Опубликовано Антоном Дельвигом , другом Пушкина по лицею, в альманахе “Северные цветы” в 1827 г.

Тема, жанр, композиция Главная тема стихотворения - описание чувства неразделенной любви. Жанр – любовное послание. Композиция Ностальгическая (в начале лирический герой испытывает любовное томление, в своей воображении снова и снова воскрешая образ возлюбленной) Одиночество и страдание (постепенно чувства, которые не нашли отклика в душе возлюбленной, угасли, и лирический герой вновь погружается в скучный и серый мир: в этой обыденности его душа, словно бы, умирает) Возвращение к жизни (спустя время, герой вновь встречает ее, свою любимую. И забытое чувство любви воскресает, наполняя полнотой жизненных ощущений душу и сердце поэта)

Тема, жанр, композиция

Главная тема стихотворения - описание чувства неразделенной любви.

Жанр – любовное послание.

Композиция

  • Ностальгическая (в начале лирический герой испытывает любовное томление, в своей воображении снова и снова воскрешая образ возлюбленной)
  • Одиночество и страдание (постепенно чувства, которые не нашли отклика в душе возлюбленной, угасли, и лирический герой вновь погружается в скучный и серый мир: в этой обыденности его душа, словно бы, умирает)
  • Возвращение к жизни (спустя время, герой вновь встречает ее, свою любимую. И забытое чувство любви воскресает, наполняя полнотой жизненных ощущений душу и сердце поэта)
Средства художественной выразительности   1 группа (метафоры) 2 группа (эпитеты) 3 группа (сравнения, олицетворения)

Средства художественной выразительности

 

1 группа

(метафоры)

2 группа

(эпитеты)

3 группа

(сравнения, олицетворения)

Средства художественной выразительности 1 группа (метафоры) 2 группа «звучал голос», «порыв рассеял мечты», «бурь порыв», «во мраке заточенья», «тянулись дни», «душе настало пробужденье», «бьется в упоенье», «воскресли божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь». (эпитеты) 3 группа «чудное мгновенье», «мимолетное виденье», «чистая красота», «грусть безнадежная», «в томленье грусти», «шумная суета», «грусть безнадежная», «голос нежный», «милые черты», «небесные черты», « в тревогах суеты». (сравнения, олицетворения) как мимолетное виденье; как гений чистой красоты звучал голос, снились черты, шли годы, порыв рассеял, тянулись дни, настало пробужденье, сердце бьётся, воскресли и божество, и жизнь, и слёзы, и любовь.  

Средства художественной выразительности

1 группа

(метафоры)

2 группа

«звучал голос», «порыв рассеял мечты», «бурь порыв», «во мраке заточенья», «тянулись дни», «душе настало пробужденье», «бьется в упоенье», «воскресли божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь».

(эпитеты)

3 группа

«чудное мгновенье», «мимолетное виденье», «чистая красота», «грусть безнадежная», «в томленье грусти», «шумная суета», «грусть безнадежная», «голос нежный», «милые черты», «небесные черты», « в тревогах суеты».

(сравнения, олицетворения)

как мимолетное виденье; как гений чистой красоты

звучал голос, снились черты, шли годы, порыв рассеял, тянулись дни, настало пробужденье, сердце бьётся, воскресли и божество, и жизнь, и слёзы, и любовь.

 

Тест № Вопрос 1 Варианты ответа В каком году А. С. Пушкин написал стихотворение «Я помню чудное мгновенье»? 2 - 1821 Кому Пушкин посвятил эти стихи? 3 - 1825 Какой лицейский друг Пушкина впервые опубликовал это стихотворение? 4 - Екатерине Казамзиной   - Вильгельм Кюхельбеккер Как назывался альманах, в котором стихотворение впервые было опубликовано?   - Калипсо Полихрони - 1826   - “Сын Отечества”   - Наталье Гончаровой   - Иван Пущин - 1829   - Антон Дельвиг   - Анне Керн   - ”Северные цветы”   - Иван Малиновский   - “Полярная звезда”   - “Библиотека для чтения”

Тест

Вопрос

1

Варианты ответа

В каком году А. С. Пушкин написал стихотворение «Я помню чудное мгновенье»?

2

- 1821

Кому Пушкин посвятил эти стихи?

3

- 1825

Какой лицейский друг Пушкина впервые опубликовал это стихотворение?

4

- Екатерине Казамзиной

  - Вильгельм Кюхельбеккер

Как назывался альманах, в котором стихотворение впервые было опубликовано?

  - Калипсо Полихрони

- 1826

  - “Сын Отечества”

  - Наталье Гончаровой

  - Иван Пущин

- 1829

  - Антон Дельвиг

  - Анне Керн

  - ”Северные цветы”

  - Иван Малиновский

  - “Полярная звезда”

  - “Библиотека для чтения”

«19 октября» 1825 г.

«19 октября»

1825 г.

Прочитайте 1 строфу стихотворения и устно заполните таблицу   Примеры Слова и словосочетания, выдающие эмоциональное состояние лирического героя Средства художественной выразительности Значение

Прочитайте 1 строфу стихотворения и устно заполните таблицу

 

Примеры

Слова и словосочетания, выдающие эмоциональное состояние лирического героя

Средства художественной выразительности

Значение

Анализ стихотворения «19 октября» Возникает ли с 3 строфы ощущение, что Пушкин не один? Почему?  Кто из лицеистов тоже не смог побывать на встрече? В какой строфе мы видим, что настроение резко меняется? Кто из друзей посетил Пушкина в Михайловском? Как сложилась судьба бывших лицеистов? О чём говорит поэт в 15 строфе? («Промчится год, и с вами снова я...») Как после этого меняется настроение героя? За кого звучат тосты?  Почему Пушкин упоминает царя? К кому обращается поэт в последней строфе стихотворения? Как поменялось настроение в конце стихотворения? Так что же для А.С.Пушкина значила дружба? Можно ли стихотворение «19 октября» назвать гимном дружбы?

Анализ стихотворения «19 октября»

  • Возникает ли с 3 строфы ощущение, что Пушкин не один? Почему?
  • Кто из лицеистов тоже не смог побывать на встрече?
  • В какой строфе мы видим, что настроение резко меняется?
  • Кто из друзей посетил Пушкина в Михайловском?
  • Как сложилась судьба бывших лицеистов?
  • О чём говорит поэт в 15 строфе? («Промчится год, и с вами снова я...»)
  • Как после этого меняется настроение героя?
  • За кого звучат тосты?
  • Почему Пушкин упоминает царя?
  • К кому обращается поэт в последней строфе стихотворения?
  • Как поменялось настроение в конце стихотворения?
  • Так что же для А.С.Пушкина значила дружба?
  • Можно ли стихотворение «19 октября» назвать гимном дружбы?
Домашнее задание 1. Подготовить выразительное чтение стихотворения «19 октября». 2. Заполнить таблицу художественных средств (по вариантам) 3. Выучить наизусть стихотворение «К***».

Домашнее задание

1. Подготовить выразительное чтение стихотворения «19 октября».

2. Заполнить таблицу художественных средств (по вариантам)

3. Выучить наизусть стихотворение «К***».

Средство художественной выразительности Определение Эпитет Пример Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным

Средство художественной выразительности

Определение

Эпитет

Пример

Образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным

"Последняя туча», «рассеянной бури», «ясной лазури»,

«унылую тень», «ликующий день», «таинственный гром», «алчную землю», «с успокоенных небес»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!