СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«лирический герой поэзии лермонтова. темы лермонтовской лирики»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: охарактеризовать лирического героя поэзии Лермонтова; рассмотреть основные темы его лирики.

 

Ход урока

 

I. Работа над темой урока.

— Вы познакомились дома с различными стихотворениями Лермонтова. Какую же характеристику можно дать его лирическому герою?

 

1. Составление таблицы «Лирический герой поэзии Лермонтова».

Просмотр содержимого документа
««лирический герой поэзии лермонтова. темы лермонтовской лирики»»

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ ПОЭЗИИ ЛЕРМОНТОВА.

ТЕМЫ ЛЕРМОНТОВСКОЙ ЛИРИКИ


Цели: охарактеризовать лирического героя поэзии Лермонтова; рассмотреть основные темы его лирики.


Ход урока


I. Работа над темой урока.

— Вы познакомились дома с различными стихотворениями Лермонтова. Какую же характеристику можно дать его лирическому герою?


1. Составление таблицы «Лирический герой поэзии Лермонтова».


Тезис

Комментарии

Это романтический герой, отличающийся внутренней цельностью

Переходит из произведения в произведение, проходит через все творчество («Парус», «Воздушный корабль», «Пленный рыцарь», «Гусар»)

Он одинок

От одиночества невозможно избавиться, герой противостоит миру, толпе, Богу

Свобода для него — абсолютная ценность

Идеал свободы недостижим, но он готов заплатить за нее даже жизнью («Мцыри»)

Погружен в безысходное разочарование, необыкновенно близок к природе

«И скучно и грустно...» — мировая скорбь, вызванная неудовлетворительным устройством мира, где нет места могучей личности.

В стихах — темы океана, гор, леса, плавания, одинокого странствия, туч, одинокого листа («Тучи», «Утес», «Парус», «Выхожу один я на дорогу...» и др.)

Романтический герой всегда ярко представляет романтическое двоемирие

Чем хуже земная жизнь, тем сильнее устремление к небу, к потустороннему идеалу, к Богу

В реалистической лирике («Бородино», «Смерть Поэта» и др.) переживает враждебное отношение к власти

Власти дается точная социальная характеристика; лирический герой любуется русской природой; характеры перестают быть односторонне героическими


2. Лекция учителя с элементами беседы «Темы лермонтовской лирики».

1) Трагическая судьба Поэта в лирике Лермонтова.

В лирике Лермонтова мы находим основные темы русской поэзии ХIХ в.: поэта и поэзии, природы, любви. Но за ними скрывается другая тема — заветная, та, которую внушала Лермонтову его «идея-страсть»: тема смерти и тема «другого мира».

— Что в поэзии Лермонтова близко вам? В чем неповторимость поэтического голоса Лермонтова? Каковы тайны его поэзии? Почему так «мрачна» душа поэта?

Чтение и анализ стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен...».


— Ответил ли поэт на наши недоумения? Какая часть стихотворения вам ближе (оно ведь так контрастно!)? Оправдан ли «железный стих, облитый горечью и злостью» в завершении стихотворения?

Вот оно, назначение поэзии! Вот она, главная тема Лермонтова. Это тема вечная — назначение поэзии, признание поэта. Вслушайтесь в лермонтовского «Поэта». Удивлены? Наверное, после «железного стиха» эта страница у Лермонтова неизбежна.

Стихотворение «Поэт» завершается строками, в которых звучит вопрос: «Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?». И Лермонтов ответил на него — стихотворением «Пророк».

Трагична и неожиданна «развязка» «Пророка». И все-таки последнее слово осталось за Поэтом, как бы ни «гнала» толпа «его свободный, смелый дар»: «Погиб Поэт! Невольник чести...».

Чтение и разбор стихотворения «Смерть Поэта» (с определением микротем стихотворения: «Смерть Поэта», «Поэт и светское общество», «Убийца», «Суд»).

Учитель. Да, это своеобразный реквием Пушкину! Но обратите внимание на заглавие: вместо имени — слово «Поэт», причем с прописной буквы!

Каким стихотворением Лермонтова можно было бы подытожить наши размышления о поэте, прочтя эти строки как «автопортрет»?

Да, лермонтовским «Парусом». Как вы прочли завершающие строки, «бурю», которой жаждет парус?

Мы слышим ораторский пафос «судьи и гражданина» и — элегию реквиема в его стихах.

Поэт, считает Лермонтов, должен служить народу, но сделать свой божественный дар «игрушкой золотой» или выставить его на продажу — постыдно для избранника высших сил:


Пускай толпа растопчет мой венец:

Венец певца, венец терновый!..

Пускай! Я им не дорожил...


Что остается поэту? Уход из «этого» мира и присоединение к хору светил: «И звезды слушают меня, лучами радостно играю». Или безнадежная, но славная война с поколением, обществом, миром людей; обличение и месть — посредством «железного стиха, облитого горечью и злостью», поэтического «клинка, покрытого ржавчиной презренья».

— Попробуем определить идеалы Лермонтова. Что ж, «он, мятежный, просит бури...». Казалось бы, как просто и однозначно!

Вслушаемся теперь в трагическое пророчество Лермонтова, в его отроческое стихотворение «Предсказание». (Лермонтову всего-то 16 лет, и в этом «мятежном» возрасте крайности и неизбежны, и извинительны.)

Чтение стихотворения (с. 194).

И вновь — Пушкин и Лермонтов, мучительная тема «пугачевщины» — «русского бунта, бессмысленного и беспощадного».

2) Тема природы.

6. А теперь вслушайтесь в иные, может быть, и знакомые строки:

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Выхожу один я на дорогу...». Чтение стихотворений (с. 189—190; 191—192). Так мы с вами подошли ко второй ведущей теме лермонтовской лирики — теме природы.

— Почему эти стихотворения так завораживают?

— Как создает поэт проникновенную элегию слияния с мирозданьем?

— Почему исчез «железный стих», сменившийся противоположным — трепетно лиричным, музыкальным?

3) Тема любви в поэзии Лермонтова.

Русский философ В. Соловьев указал на «миражность» как на важнейший признак любовной лирики Лермонтова.

Не любви ищет поэт, а «иное в любви». Отрицание — вот реакция поэта на чувство, живущее в нем «сейчас»: «Оно [любовь], как чумное пятно...», «Все, что любит меня, все погибнуть должно», «Мне грустно, потому что я тебя люблю...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...».

Условие истинной любви — отсутствие возлюбленной; родней не близость, а даль: «дальний отзвук дальних гор», «бедный призрак лучших лет». Любить стоит только невозможное — тот идеал, что в прошлом («огонь угаснувших очей»), или тот, что в будущем («бесплотное виденье»).

Идеал поэту является в снах. И не о земной страсти грезит он, а о любви абсолютной — той, которая может исполниться лишь в посмертном сне:


Я б желал навеки так заснуть...

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,

О любви мне сладкий голос пел...


Чтение стихотворений «Поцелуями прежде считал...», «Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Расстались мы, но твой портрет...» и др. по выбору учащихся.


II. Итог урока.


Домашнее задание: по сборникам избранной лирики подобрать стихотворения, где ведущей является тема родины; выбрать цитаты для работы по этой теме.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!