Познакомить учащихся с философской лирикой Цветаевой; формировать умение анализировать поэтические тексты.
Развивать умение формулировать проблемный (ключевой) вопрос урока, сравнивать содержания стихотворений, определять душевное состояние лирической героини, делать выводы, оформлять их в кластер, высказывать своё мнение о поэзии Цветаевой, работать в паре, сотрудничать.
Способствовать развитию интереса к творчеству поэта.
Этапы урока | Деятельность | Формирование УУД |
Учителя | Учащихся |
Организационный момент | Приветствует детей, предлагает сесть и записать в тетрадях дату | Приветствуют учителя вставанием, садятся, записывают дату в тетрадь | |
Этап мотивация | Нравятся ли вам стихи? Какие именно? Кто из поэтов привлекает и почему? | Слушают вопросы учителя, рассуждают высказывают свою позицию | П: рассуждать, высказывать свою позицию, обосновывать ее |
Этап актуализации и пробного учебного действия | Прочитайте тему урока. Что такое «ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ»? Что изучает ФИЛОСОФИЯ? – одна из форм общественного сознания – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления – из словаря Ожегова. | Дают определение понятиям | П: давать определение понятиям |
Этап выявления места и причины затруднения | Сформулируйте главный вопрос урока – какой является лирическая героиня философской лирики Цветаевой? | Формулируют главный вопрос урока | Р: формулировать главный вопрос урока |
Этап построения проекта выхода из затруднения | Прочитайте высказывания Марины Цветаевой о себе: «В жизни свое место знаю, и оно не последнее, ибо никогда не становлюсь в ряд». «Ни у кого ничего не заимствовать, не подвергаться влияниям, быть самой собой». «Не принадлежу ни к какому классу, ни к какой партии, ни к какой литературной группировке». «По заказу идеологов писать не могу. Заказ времени – приказ совести». «Трудолюбие, отрешенность, простота, отсутствие карьеризма – от отца». «Мятежность, страстность, романтика, героика, Германия, одиночество – от матери». Составить кластер о характерных чертах М.И. Цветаевой Как вы думаете, какой вопрос нужно добавить к основному вопросу урока? – что общего и чем различаются лирическая героиня и настоящая Цветаева? | Читают высказывания, составляют кластер, уточняют главный вопрос урока | П: адекватно воспринимать прочитанное, выбирать главное, систематизировать материал в кластер |
Этап реализации построенного проекта | Предостережение-призыв. Прочитайте слова Цветаевой. О чем они? «Что есть чтение, как не разгадыванье, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределами слов…Чтение – прежде всего сотворчество… Устал от моей вещи, значит – хорошо читал и – хорошее читал. Усталость читателя – усталость не опустошительная, а творческая. Сотворческая. Делает честь читателю и мне». | Читают, высказывают свою позицию, рассуждают, делают выводы | П: рассуждать, высказывать свою позицию, делать вывод |
Этап включения в систему знаний и повторения | Чтение и анализ стихотворений. Работа в парах. Заполнение кластера на доске и в тетрадях. Сравнение стихотворений «Жизни» и «О, черная гора…» Критерии для сравнения: Время создания. Историческое время (события истории) Биографические данные. Настроение, тональность. Что общего имеют и чем различаются стихотворения? Просмотр клипа «Уж сколько их упало в эту бездну…» Распределение строф между парами. Какой предстает лирическая героиня перед нами? «Идешь, на меня похожий…» или «Если душа родилась крылатой…» - ЕСЛИ УСПЕВАЕМ. Что общего имеют лирическая героиня и настоящая Цветаева? | Читают, анализируют поэтические тексты, характеризуют лирическую героиню, сравнивают настоящую М. Цветаеву и лирическую героиню ее стихов, смотрят клип, оценивают его | П: воспринимать адекватно прочитанное, анализировать, сравнивать, делать выводы, выразительно читать стихи |
Домашнее задание: | Подобрать стихотворения из любовной лирики, прочитать и дать анализ. | | |
Рефлексия | Ваше отношение к поэзии Цветаевой? Кто ее принял и почему? Кому она показалась сложной, непонятной? Появится ли у вас желание выучить какие-то стихотворения наизусть без указания учителя, если не сейчас, то спустя время? | | |