СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лирическая героиня философской лирики М.И. Цветаевой

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-сравнение настоящей М.И. Цветаевой и лирической героини ее стихотворений с просмотром клипа на стихотворение "Уж сколько их упало в эту бездну".

Просмотр содержимого документа
«Лирическая героиня философской лирики М.И. Цветаевой»

Лирическая героиня философской лирики М.И. Цветаевой

Цели:

  • Познакомить учащихся с философской лирикой Цветаевой; формировать умение анализировать поэтические тексты.

  • Развивать умение формулировать проблемный (ключевой) вопрос урока, сравнивать содержания стихотворений, определять душевное состояние лирической героини, делать выводы, оформлять их в кластер, высказывать своё мнение о поэзии Цветаевой, работать в паре, сотрудничать.

  • Способствовать развитию интереса к творчеству поэта.

Урок «открытия» нового знания

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность

Формирование УУД

Учителя

Учащихся

Организационный момент

Приветствует детей, предлагает сесть и записать в тетрадях дату

Приветствуют учителя вставанием, садятся, записывают дату в тетрадь


Этап мотивация

  1. Нравятся ли вам стихи? Какие именно? Кто из поэтов привлекает и почему?

Слушают вопросы учителя, рассуждают высказывают свою позицию

П: рассуждать, высказывать свою позицию, обосновывать ее

Этап актуализации и пробного учебного действия

  1. Прочитайте тему урока.

  • Что такое «ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ»?

  • Что изучает ФИЛОСОФИЯ? – одна из форм общественного сознания – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления – из словаря Ожегова.

Дают определение понятиям

П: давать определение понятиям

Этап выявления места и причины затруднения

  1. Сформулируйте главный вопрос урока – какой является лирическая героиня философской лирики Цветаевой?

Формулируют главный вопрос урока

Р: формулировать главный вопрос урока

Этап построения проекта выхода из затруднения

  1. Прочитайте высказывания Марины Цветаевой о себе:

  • «В жизни свое место знаю, и оно не последнее, ибо никогда не становлюсь в ряд».

  • «Ни у кого ничего не заимствовать, не подвергаться влияниям, быть самой собой».

  • «Не принадлежу ни к какому классу, ни к какой партии, ни к какой литературной группировке».

  • «По заказу идеологов писать не могу. Заказ времени – приказ совести».

  • «Трудолюбие, отрешенность, простота, отсутствие карьеризма – от отца».

  • «Мятежность, страстность, романтика, героика, Германия, одиночество – от матери».

  1. Составить кластер о характерных чертах М.И. Цветаевой

  2. Как вы думаете, какой вопрос нужно добавить к основному вопросу урока? – что общего и чем различаются лирическая героиня и настоящая Цветаева?

Читают высказывания, составляют кластер, уточняют главный вопрос урока

П: адекватно воспринимать прочитанное, выбирать главное, систематизировать материал в кластер

Этап реализации построенного проекта

  1. Предостережение-призыв. Прочитайте слова Цветаевой. О чем они?

  • «Что есть чтение, как не разгадыванье, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределами слов…Чтение – прежде всего сотворчество… Устал от моей вещи, значит – хорошо читал и – хорошее читал. Усталость читателя – усталость не опустошительная, а творческая. Сотворческая. Делает честь читателю и мне».

Читают, высказывают свою позицию, рассуждают, делают выводы

П: рассуждать, высказывать свою позицию, делать вывод

Этап включения в систему знаний и повторения

  1. Чтение и анализ стихотворений. Работа в парах. Заполнение кластера на доске и в тетрадях.

  1. Сравнение стихотворений «Жизни» и «О, черная гора…»

  2. Критерии для сравнения:

  • Время создания.

  • Историческое время (события истории)

  • Биографические данные.

  • Настроение, тональность.

  • Что общего имеют и чем различаются стихотворения?

  1. Просмотр клипа «Уж сколько их упало в эту бездну…»

  • Распределение строф между парами.

  • Какой предстает лирическая героиня перед нами?

  1. «Идешь, на меня похожий…» или «Если душа родилась крылатой…» - ЕСЛИ УСПЕВАЕМ.

  1. Что общего имеют лирическая героиня и настоящая Цветаева?

Читают, анализируют поэтические тексты, характеризуют лирическую героиню, сравнивают настоящую М. Цветаеву и лирическую героиню ее стихов, смотрят клип, оценивают его

П: воспринимать адекватно прочитанное, анализировать, сравнивать, делать выводы, выразительно читать стихи

Домашнее задание:

  • Подобрать стихотворения из любовной лирики, прочитать и дать анализ.



Рефлексия

  • Ваше отношение к поэзии Цветаевой?

  • Кто ее принял и почему?

  • Кому она показалась сложной, непонятной?

  • Появится ли у вас желание выучить какие-то стихотворения наизусть без указания учителя, если не сейчас, то спустя время?





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!