СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лингвистический КВН (по теме «Сложноподчиненное предложение»)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игра может быть проведена во время урока повторения или пройти как мероприятие в рамках предметной недели. 

Просмотр содержимого документа
«Лингвистический КВН (по теме «Сложноподчиненное предложение»)»

Лингвистический КВН

по теме «Сложноподчиненное предложение»

Цели: применение знаний по русскому языку; развитие творческих способностей; воспитание чувства коллективизма.


1 конкурс

Команды подбирают название, связанное с русским языком


2 конкурс

Запищите цифрой общее количество сложноподчиненных предложений в тексте.

Определите их вид.

Прогулки по морю стали излюбленным занятием друзей в третьем классе. Зимой, когда море замерзло и нельзя было больше ездить, верные друзья ходили по берегу, смотрели на расстилавшуюся перед ними ледяную равнину, на темную полосу воды за ней, там, где море сливалось с низкими свинцовыми тучами, щелкали зубами, синели от холода, ежились в своих форменных пальтишках, прятали в короткие рукава красные руки и говорили всё о том же море. 

(3СПП)


3 конкурс

Звучит фрагмент песни «Если с другом вышел в путь, веселей дорога…» В.Шаинского и М.Танича.

А что еще веселей, интересней, легче делать, если…

Придумайте предложения, запишите. Обоснуйте.


4 конкурс

Узнайте песню. Кто ее автор? Как вы думаете, почему приведен именно этот отрывок?

Расставьте знаки препинания

Пусть он вспомнит девушку простую

Пусть услышит как она поет

Пусть он землю бережет родную

А любовь Катюша сбережет.

(М.Искаковский «Катюша»

Пусть он вспомнит девушку простую,

Пусть услышит, как она поет,

Пусть он землю бережет родную,

А любовь Катюша сбережет.

В приведенном отрывке есть СПП с придаточным изъяснительным)


5 конкурс

Допишите вторую, главную часть поговорок и пословиц, добавив в нее соотносительное слово; определите, из каких предложений они состоят.

  1. Как хочу… .

  2. Как ты пошутишь... .

  3. Как в мае дождь… .

  4. Как на печи не храбрись... .

  5. Как наскоро делать….

  6. Как с плеча да сгоряча… .

  7. Как испечешь.. .

Предложения-подсказки:

Будет рожь. Надолго переделывать. Не добудешь калача. И съешь. И над тобой посмеются. Ворочу. В бою не трусь.

(1.Как хочу, так и ворочу. 2. Как ты пошутишь, так и над тобой посмеются. 3.Как в мае дождь, так будет рожь. 4.Как на печи не храбрись, так и в бою не трусь. 5.Как наскоро делать, так надолго переделывать. 6.Как сплеча да сгоряча, так не добудешь калача.7.Как испечешь, так и съешь)


6 конкурс

Запишите текст простыми предложениями, исключив из сложноподчиненных предложений придаточные. Что у вас получилось?

Когда наступают сумерки, маленький-маленький Тявка лает в саду из-под лавки, что стоит в самом конце аллеи. Лает уже целый час, несмотря на то что ему бросили косточку, чтобы замолчал, так как свим тявканьем раздражает всю округу. Хотя он старается изо всех сил и хотя пытается изобразить большую грозную собаку, дом сторожить ему рано, поскольку он еще ростом меньше той лавки, под которой обитает и под которую прячется в случае кажущейся опасности. Сад сторожить ему рано, что и видно по его поведению Лавка подходит как раз, почему и находится он обычно там, пока самому не надоест или ребятишки не позовут играть.

(Маленький-маленький Тявка

Лает в саду из-под лавки.

Лает уже целый час.

Дом сторожить ему рано.

Сад сторожить ему рано.

Лавка подходит как раз.

(По И.Жукову)


7 конкурс

Расставьте знаки препинания в стихотворении, обоснуйте.

Скучает в загоне зебра бедняжка.

Все места себе не находит никак.

Никто ей не верит что зебра в тельняшке

Что зебра не лошадь что зебра моряк!

(По И.Шевчуку)

(1.Скучает в загоне зебра-бедняжка.

Все места себе не находит никак.

Никто ей не верит, что зебра в тельняшке,

Что зебра не лошадь, что зебра - моряк!

2.В тексте последовательное соподчинение)


8 конкурс

Определите в тексте И.Шевчука вид СПП.

Найдите приложение.

Придумайте свое название пылесосу подлиннее данного.

ПЫЛЕСОС

Пыле-Нитко-Абрикосо-Гайко-Пуговицесос!

Ты везде суешь без спроса

Свой длиннющий хобот-нос!

Ты наводишь беспорядок

Под столом у простофиль.

Где живет гора тетрадок,

Ручек, циркулей, закладок…

А совсем не просто ПЫЛЬ!


9 конкурс

«И если б парта говорила, она б сказала..» (По А.Гиваргизову).

Придумайте, что могла бы сказать парта и передайте косвенной речью.

Предложение должно быть одно, сложноподчиненное, но с тремя придаточными.

(Например: Я хочу сказать, что дружить мне с моим хозяином приятно, потому что он аккуратный ученик, для которого места не жалко)


10 конкурс

Какие паронимы обыгрываются в тексте?

Найдите местоимение, к которому относится придаточное в первом предложении.

Определите вид второго предложения

Кто Пушкина А. почитает, тот сядет, его почитает.

Ведь как его можно почтить, чтобы не сесть, не прочтить? (По С.Востокову)

(Почитать (уважать) – почитать (сов.в. от глагола «читать». Местоимение тот. Придаточное условия)


Задания составлены на основе пособия Михайловой С.Ю. Пунктуация в заданиях и ответах: Сложноподчиненное предложение. Тире между членами предложений. Утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова. Цитаты. – М.: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2013.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!