СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Лингвистический бой" ( внеклассное занятие по русскому языку)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал представлен в форме игры "Морской бой"

Просмотр содержимого документа
«"Лингвистический бой" ( внеклассное занятие по русскому языку)»

Лигвистический  бой Внеклассное мероприятие  Смирнова О.А.

Лигвистический бой

Внеклассное мероприятие Смирнова О.А.

УСЛОВИЯ ИГРЫ  Игра идет по типу «Морского боя». Играют 2 команды. На поле 36 клеток, за ними спрятаны 15 одноклеточных кораблей, оцененных от 1 до 5 баллов. После каждого «выстрела» дается возможность ответить на один вопрос. Если ответ верный, то очки удваиваются. Если неверный, то засчитывается только то, что выбито. Если ход выпал на пустую клетку, то за правильный ответ засчитывается 1 балл, за неправильный – ничего. Победитель определяется по наибольшему количеству набранных очков.  Свои ходы команда отмечает крестиком в таблице  (приложение), чтобы не было повторных «выстрелов» по одному и тому же квадрату, там же записывается количество полученных очков.  Кнопка «Домик» (слева) на игровом поле позволяет закончить игру.

УСЛОВИЯ ИГРЫ

Игра идет по типу «Морского боя». Играют 2 команды. На поле 36 клеток, за ними спрятаны 15 одноклеточных кораблей, оцененных от 1 до 5 баллов. После каждого «выстрела» дается возможность ответить на один вопрос. Если ответ верный, то очки удваиваются. Если неверный, то засчитывается только то, что выбито. Если ход выпал на пустую клетку, то за правильный ответ засчитывается 1 балл, за неправильный – ничего. Победитель определяется по наибольшему количеству набранных очков.

Свои ходы команда отмечает крестиком в таблице

(приложение), чтобы не было повторных «выстрелов» по одному и тому же квадрату, там же записывается количество полученных очков.

Кнопка «Домик» (слева) на игровом поле позволяет закончить игру.

Девиз нашего мероприятия:    «Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет  и  скучает»

Девиз нашего мероприятия:

«Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет

и

скучает»

1 а б 2 3 в г 4 5 д е 6 А В Г Д Е Б 1 2 3 4 5 6

1

а

б

2

3

в

г

4

5

д

е

6

А

В

Г

Д

Е

Б

1

2

3

4

5

6

Назови все члены предложения.   Подлежащее Сказуемое Дополнение Определение Обстоятельство
  • Назови все члены предложения.
  • Подлежащее
  • Сказуемое
  • Дополнение
  • Определение
  • Обстоятельство
Найдите в предложении речевую ошибку и исправьте её .   Задача была решена неверно благодаря математической ошибк  и. Я одел калоши и пошёл гулять. Псарь сказал Дубровскому обидчивое слово. Пища у Троекурова всегда была сытая. Задача была решена неверно ИЗ-ЗА математической ошибки. Я НАдел калоши и пошёл гулять. Псарь сказал Дубровскому обидНое слово. Пища у Троекурова всегда была сытНая . 1

Найдите в предложении речевую ошибку и исправьте её .

  • Задача была решена неверно благодаря математической ошибк и.
  • Я одел калоши и пошёл гулять.
  • Псарь сказал Дубровскому обидчивое слово.
  • Пища у Троекурова всегда была сытая.
  • Задача была решена неверно ИЗ-ЗА математической ошибки.
  • Я НАдел калоши и пошёл гулять.
  • Псарь сказал Дубровскому обидНое слово.
  • Пища у Троекурова всегда была сытНая .

1

ЗАГАДК И  ГВОЗДЬ ТЕСТО КОМАР ЯЙЦО •  Бьют Ермилку что есть по затылку, а он плачет, только ножку прячет. •  Пыхтит, кряхтит, вверх ползёт, недосмотришь – упадёт, но не больно ему, почему? •   Голосок тонок, нос долог, кто его убьёт,свою кровь прольёт. Нашёл я шар, разбил его, увидел серебро и золото 5

ЗАГАДК И

ГВОЗДЬ

ТЕСТО

КОМАР

ЯЙЦО

• Бьют Ермилку что есть по затылку, а он плачет, только ножку прячет.

• Пыхтит, кряхтит, вверх ползёт, недосмотришь – упадёт, но не больно ему, почему?

• Голосок тонок, нос долог, кто его убьёт,свою кровь прольёт.

  • Нашёл я шар, разбил его, увидел серебро и золото

5

Восстановите слова,  в которых буква переставлены местами ДРАНФАКС ОМЕТАК СНИПУТК НЕЛАПТА КАЛИКАТГА  скафандр комета спутник планета галактика 5

Восстановите слова, в которых буква переставлены местами

  • ДРАНФАКС
  • ОМЕТАК
  • СНИПУТК
  • НЕЛАПТА
  • КАЛИКАТГА

скафандр

комета

спутник

планета

галактика

5

Лингвистическая угадайка   Угадайте слово по его описанию. «Глаз» автомобиля  «Свежезамороженный» дождь Шляпка на ножке  Лесной барабанщик Собачья радость  Орёл, но не птица  ФАРА  ГРАД  ГРИБ  ДЯТЕЛ  КОСТЬ  ГОРОД 5

Лингвистическая угадайка

  • Угадайте слово по его описанию.
  • «Глаз» автомобиля
  • «Свежезамороженный» дождь
  • Шляпка на ножке
  • Лесной барабанщик
  • Собачья радость
  • Орёл, но не птица
  • ФАРА
  • ГРАД
  • ГРИБ
  • ДЯТЕЛ
  • КОСТЬ
  • ГОРОД

5

В каком слове есть звук [ж]?       1)сторожка 3) дворняжка 2)остужать  4) кураж    2) ОСТУЖАТЬ

В каком слове есть звук [ж]?

  •   1)сторожка 3) дворняжка
  • 2)остужать  4) кураж
  • 2) ОСТУЖАТЬ
« Смекалка»   Как написать «сухая трава» четырьмя буквами. В каком слове три О? На каких полях трава не растёт? Чего нет ни в дыне, ни в тыкве, но есть в арбузах, помидорах и огурцах? Какие два местоимения, поставленные рядом, мешают движению на дорогах?    •  СЕНО •  ТРИО •  ТЕТРАДИ •  Р •  Я МЫ  2

« Смекалка»

  • Как написать «сухая трава» четырьмя буквами.
  • В каком слове три О?
  • На каких полях трава не растёт?
  • Чего нет ни в дыне, ни в тыкве, но есть в арбузах, помидорах и огурцах?
  • Какие два местоимения, поставленные рядом, мешают движению на дорогах?

СЕНО

ТРИО

ТЕТРАДИ

Р

Я МЫ

2

«Смекалка» Чем кончается лето и начинается осень? В каком слове 40 гласных? В каком слове 7 букв «Я»? Какие местоимения самые чистые?  За чем вода в стакане? Кто молча учит? Что между горами и долами?    О СОРОКА СЕМЬЯ  ВЫ МЫ ТЫ ЗА СТЕКЛОМ  КНИГА буква И   3

«Смекалка»

  • Чем кончается лето и начинается осень?
  • В каком слове 40 гласных?
  • В каком слове 7 букв «Я»?
  • Какие местоимения самые чистые?
  • За чем вода в стакане?
  • Кто молча учит?
  • Что между горами и долами?

О

СОРОКА

СЕМЬЯ

ВЫ МЫ ТЫ

ЗА СТЕКЛОМ

КНИГА

буква И

 

3

В каком слове все согласные звуки являются звонкими?    1)посадка 3) царица 2)мороз  4) вьюжная 4) вьюжная

В каком слове все согласные звуки являются звонкими?

1)посадка 3) царица

2)мороз  4) вьюжная

4) вьюжная

Подберите синоним и антоним к слову «ЖАРА»    Жара- зной – стужа
  • Подберите синоним и антоним к слову «ЖАРА»
  • Жара- зной – стужа
Назовите имена существительные, образованные от прилагательных, обозначающих название…   Кушаний  Животных  Профессий жаркое, заливное, мороженое, холодное; косой, вороной, пернатые; рабочий, дежурный, портной, военный, пожарный; 2

Назовите имена существительные, образованные от прилагательных, обозначающих название…

  • Кушаний
  • Животных
  • Профессий

жаркое, заливное, мороженое, холодное;

косой, вороной, пернатые;

рабочий, дежурный, портной, военный, пожарный;

2

Найдите основу предложения: Несколько деревьев в городском парке, посаженных этой осенью, не прижились.    Несколько деревьев  не прижили сь
  • Найдите основу предложения: Несколько деревьев в городском парке, посаженных этой осенью, не прижились.
  • Несколько деревьев не прижили сь
Составьте со словом улыбка  2 предложения, где слово будет подлежащим и дополнением.    Улыбка мамы меня обрадовала.  Я обрадовался улыбке мамы.
  • Составьте со словом улыбка 2 предложения, где слово будет подлежащим и дополнением.
  • Улыбка мамы меня обрадовала.
  • Я обрадовался улыбке мамы.
Назовите 3 глагола, которые не употребляются без -ся.   Смеяться, бояться, гордиться, стараться и т.п. 2
  • Назовите 3 глагола, которые не употребляются без -ся.
  • Смеяться, бояться, гордиться, стараться и т.п.

2

Исправь ошибки, если они есть : Нам сказали, что в ихних садах очень вкусные яблоки. Нет слова «ихних»!!! . 1

Исправь ошибки, если они есть :

Нам сказали, что в ихних садах очень вкусные яблоки.

  • Нет слова «ихних»!!! .

1

Догадайтесь, толкование, каких слов приводится в «Словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля Палка, прут, спица; заострённая с конца или концов, железная, костяная, деревянная протыкалка с ушком или без ушка.  Вязкое, липкое вещество для сплочения в одно частей чего-либо  Куча, толпа насекомых.  Отверстие, проём в стене или ограде для прохода и проезда; широкие двери для езды   ИГЛА  КЛЕЙ  РОЙ  ВОРОТА

Догадайтесь, толкование, каких слов приводится в «Словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля

  • Палка, прут, спица; заострённая с конца или концов, железная, костяная, деревянная протыкалка с ушком или без ушка.
  • Вязкое, липкое вещество для сплочения в одно частей чего-либо
  • Куча, толпа насекомых.
  • Отверстие, проём в стене или ограде для прохода и проезда; широкие двери для езды

ИГЛА

КЛЕЙ

РОЙ

ВОРОТА

Как правильно сказать: «Чехов был знаком с Толстым» или «с Толстовым»?    С Толстым
  • Как правильно сказать: «Чехов был знаком с Толстым» или «с Толстовым»?
  • С Толстым
  Что такое звательный падеж?    Звательный падеж в древности использовался для обращений: князь - княже, отец - отче и т.п. Мы до сих пор используем форму звательного падежа, причём даже в разговорной речи, например: Боже мой! Господи! СЕЙЧАС ЭТО ОБРАЩЕНИЕ.
  •   Что такое звательный падеж?
  • Звательный падеж в древности использовался для обращений: князь - княже, отец - отче и т.п. Мы до сих пор используем форму звательного падежа, причём даже в разговорной речи, например: Боже мой! Господи!
  • СЕЙЧАС ЭТО ОБРАЩЕНИЕ.
Исправьте грамматические и речевые ошибки:   А) Старик обратно вернулся домой. Б) Мальчик сидел за столом и раскрашивает картинки.  В) На окне висела красивая тюль.  А) Старик вернулся домой.  Старик вернулся обратно. Б) Мальчик сидел за столом и раскрашива л картинки.  Мальчик сидит за столом и раскрашивает картинки.  В) На окне висел красивый тюль.  1

Исправьте грамматические и речевые ошибки:

  • А) Старик обратно вернулся домой.
  • Б) Мальчик сидел за столом и раскрашивает картинки.
  • В) На окне висела красивая тюль.
  • А) Старик вернулся домой. Старик вернулся обратно.
  • Б) Мальчик сидел за столом и раскрашива л картинки. Мальчик сидит за столом и раскрашивает картинки.
  • В) На окне висел красивый тюль. 

1

Угадай профессию .  По фразеологическим оборотам нужно определить, среди представителей каких профессий они появились.     Стричь под одну гребёнку На живую нитку Брать на прицел Закидывать удочку В час по чайной ложке Играть первую скрипку Сгущать краски Ход конём Попасть в ловушку   ПАРИКМАХЕР ШВЕЯ ОХОТНИК РЫБАК ВРАЧ МУЗЫКАНТ ХУДОЖНИК ШАХМАТИСТ ОХОТНИК

Угадай профессию . По фразеологическим оборотам нужно определить, среди представителей каких профессий они появились.

  • Стричь под одну гребёнку
  • На живую нитку
  • Брать на прицел
  • Закидывать удочку
  • В час по чайной ложке
  • Играть первую скрипку
  • Сгущать краски
  • Ход конём
  • Попасть в ловушку

ПАРИКМАХЕР

ШВЕЯ

ОХОТНИК

РЫБАК

ВРАЧ

МУЗЫКАНТ

ХУДОЖНИК

ШАХМАТИСТ

ОХОТНИК

«Смекалка» В каком существительном 7 букв о? В каком слове 3 буквы е подряд?   В каком слове 100 отрицаний.   Обороноспособность Длинношеее Стонет

«Смекалка»

  • В каком существительном 7 букв о?
  • В каком слове 3 буквы е подряд?
  •   В каком слове 100 отрицаний.
  • Обороноспособность
  • Длинношеее
  • Стонет
«Ни богу свечка ни черту кочерга» - это пословица, фразеологизм или загадка? Обясниет смысл.    Фразеологизм Выражение означает:  ни  на что не пригодный, бесполезный человек 4
  • «Ни богу свечка ни черту кочерга» - это пословица, фразеологизм или загадка? Обясниет смысл.
  • Фразеологизм
  • Выражение означает:  ни  на что не пригодный, бесполезный человек

4

Кто был создателем первого славянского алфавита?    Кирилл и Мефодий
  • Кто был создателем первого славянского алфавита?
  • Кирилл и Мефодий
Объясните, что обозначают фразеологизмы : язык без костей-…,   язык хорошо подвешен   - …,  проглотить язык – .... язык без костей- болтливый человек   язык хорошо подвешен   - человек свободно владеющий речью , бегло говорящий   проглотить язык – молчащий человек

Объясните, что обозначают фразеологизмы :

  • язык без костей-…,
  •   язык хорошо подвешен   - …,
  • проглотить язык – ....
  • язык без костей- болтливый человек
  • язык хорошо подвешен   - человек свободно владеющий речью , бегло говорящий
  • проглотить язык – молчащий человек
Соберите слова, которые спрятались в других словах: 1) приставка – в слове ЗАХОД, корень – в слове ГОРОДА, суффикс – в слове СТОРОНКА, окончание – в слове ЗИМА.  1) Корень – в слове МОЛОДОЙ, суффикс – в слове ПАЛЬЦЫ, окончание – в слове ТРАВЫ. 1) ЗАГОРОДКА 2) МОЛОДЫ 2

Соберите слова, которые спрятались в других словах:

  • 1) приставка – в слове ЗАХОД, корень – в слове ГОРОДА, суффикс – в слове СТОРОНКА, окончание – в слове ЗИМА.
  • 1) Корень – в слове МОЛОДОЙ, суффикс – в слове ПАЛЬЦЫ, окончание – в слове ТРАВЫ.
  • 1) ЗАГОРОДКА 2) МОЛОДЫ

2

Замените синонимами устаревшие слова :  очи-…, чело-…, ланиты-…,  уста-…,  перст-… ГЛАЗА ЛОБ ЩЕКИ ГУБЫ ПАЛЕЦ
  • Замените синонимами устаревшие слова :
  • очи-…,
  • чело-…,
  • ланиты-…,
  • уста-…,
  • перст-…

ГЛАЗА

ЛОБ

ЩЕКИ

ГУБЫ

ПАЛЕЦ

Определи роль слова день в предложениях:  1 .Этот день был особенный.  2. В первый день каникул я много отдыхал.  3.Воскресенье-любимый день недели.   1.подлежащее, 2. обстоятельство,  3 сказуемое.
  • Определи роль слова день в предложениях: 1 .Этот день был особенный. 2. В первый день каникул я много отдыхал. 3.Воскресенье-любимый день недели.

1.подлежащее, 2. обстоятельство, 3 сказуемое.

1).Как называется искусство красивого письма? 2).Как называется искусство быстрого, сокращенного письма? 1) КАЛИГРАФИЯ 2) СТЕНОГРАФИЯ
  • 1).Как называется искусство красивого письма?
  • 2).Как называется искусство быстрого, сокращенного письма?
  • 1) КАЛИГРАФИЯ
  • 2) СТЕНОГРАФИЯ
Загадки – шутки 1. Чем кончаются день и ночь? 2. Что стоит посередине земли? 3. Чем кончается лето и начинается осень?  1. Мягким знаком. 2. Буква М. 3. Буквой О.  

Загадки – шутки

  • 1. Чем кончаются день и ночь?
  • 2. Что стоит посередине земли?
  • 3. Чем кончается лето и начинается осень?

1. Мягким знаком.

2. Буква М.

3. Буквой О.

 

Назовите литературные произведения,  в названиях которых встречаются числительные. 1 С. Маршак «Двенадцать месяцев» , А. Дюма «Три мушкетёра» , М. Ю. Лермонтов «Три пальмы»,  А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»,  В. Каверин «Два капитана»,  Д. Лондон «Сердца трёх » и т. д.)

Назовите литературные произведения, в названиях которых встречаются числительные.

1

  • С. Маршак «Двенадцать месяцев» ,
  • А. Дюма «Три мушкетёра» ,
  • М. Ю. Лермонтов «Три пальмы»,
  • А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»,
  • В. Каверин «Два капитана»,
  • Д. Лондон «Сердца трёх » и т. д.)
Фразеология изучает устойчивые выражения, крылатые фразы. ЗДЕСЬ фразеологические определения какого-либо понятия, вы должны угадать, какое слово зашифровано .   Не орех, а может раскалываться. Не игрушка, а можно ломать. Она бывает горячей, дырявой, садовой. Лучше, если их две. Если вас что-то беспокоит, она болит. А если человек кого-то подвел, ее могут намылить или даже снять.  ГОЛОВА
  • Фразеология изучает устойчивые выражения, крылатые фразы. ЗДЕСЬ фразеологические определения какого-либо понятия, вы должны угадать, какое слово зашифровано .
  • Не орех, а может раскалываться. Не игрушка, а можно ломать. Она бывает горячей, дырявой, садовой. Лучше, если их две. Если вас что-то беспокоит, она болит. А если человек кого-то подвел, ее могут намылить или даже снять.

ГОЛОВА

Фразеология изучает устойчивые выражения, крылатые фразы. ЗДЕСЬ фразеологические определения какого-либо понятия , вы должны угадать, какое слово зашифрован: . Его можно придержать и развязать, а можно прикусить и даже проглотить. В народе его считают путеводителем до Киева. Если нужно хранить тайну, его держат за зубами, а если хочется кого-то подразнить, его достаточно показать. Его разновидности: змеиный, длинный, острый, без костей.   1 ЯЗЫК

Фразеология изучает устойчивые выражения, крылатые фразы. ЗДЕСЬ фразеологические определения какого-либо понятия , вы должны угадать, какое слово зашифрован: .

Его можно придержать и развязать, а можно прикусить и даже проглотить. В народе его считают путеводителем до Киева. Если нужно хранить тайну, его держат за зубами, а если хочется кого-то подразнить, его достаточно показать. Его разновидности: змеиный, длинный, острый, без костей.

1

ЯЗЫК

Фразеология изучает устойчивые выражения, крылатые фразы. ЗДЕСЬ фразеологические определения какого-либо понятия,  вы должны угадать, какое слово зашифрован:  Не парашют, а опускаются; не дрова, а разгораются; не оружие, а стреляют. Они - главный атрибут детской игры «Мигалки». В них можно пустить пыль, перемещать с мокрого места на лоб. Их можно строить, если тебе кто-то понравился. Можно использовать вместо компаса. глаза

Фразеология изучает устойчивые выражения, крылатые фразы. ЗДЕСЬ фразеологические определения какого-либо понятия, вы должны угадать, какое слово зашифрован:

Не парашют, а опускаются; не дрова, а разгораются; не оружие, а стреляют. Они - главный атрибут детской игры «Мигалки». В них можно пустить пыль, перемещать с мокрого места на лоб. Их можно строить, если тебе кто-то понравился. Можно использовать вместо компаса.

глаза

Из двух слов – одно .   К словам, данным в левом столбике, подберите слова из правого столбика так, чтобы у вас получились новые слова: вол рак приз овод сено рис кипа вал сад окно волокно  призрак  сеновал  кипарис  садовод

Из двух слов – одно К словам, данным в левом столбике, подберите слова из правого столбика так, чтобы у вас получились новые слова:

  • вол рак
  • приз овод
  • сено рис
  • кипа вал
  • сад окно

волокно

призрак

сеновал

кипарис

садовод

ПУТАНИЦА Восстановите пословицы : Бери ношу по себе, а рукам воли не давай. Воробей торопился, встретился с другом.  Браниться бранись, чтоб не кряхтеть при ходьбе. Прочел новую книгу – да маленьким уродился.   Бери ношу по себе, чтоб не кряхтеть при ходьбе.  Воробей торопился, да маленький уродился.  Браниться бранись, а рукам воли не давай.  Прочел новую книгу – встретился с другом.

ПУТАНИЦА

Восстановите пословицы :

  • Бери ношу по себе, а рукам воли не давай.
  • Воробей торопился, встретился с другом.
  • Браниться бранись, чтоб не кряхтеть при ходьбе.
  • Прочел новую книгу – да маленьким уродился.
  • Бери ношу по себе, чтоб не кряхтеть при ходьбе.
  • Воробей торопился, да маленький уродился.
  • Браниться бранись, а рукам воли не давай.
  • Прочел новую книгу – встретился с другом.
Лингвистическая головоломка БУРУНДУКПОСТОЯННОЗАНЯТДОБЫВАНИЕМПИЩИНООНОЧЕНЬПРИВЕРЕДЛИВНЕОБЫКНОВЕННОРАЗБОРЧИВИУДИВИТЕЛЬНОЗАСТЕНЧИВВОТНОШЕНИИСВОЕГОСТОЛА Бурундук постоянно занят добыванием пищи, но он очень привередлив, необыкновенно разборчив и удивительно застенчив в отношении своего стола.

Лингвистическая головоломка

БУРУНДУКПОСТОЯННОЗАНЯТДОБЫВАНИЕМПИЩИНООНОЧЕНЬПРИВЕРЕДЛИВНЕОБЫКНОВЕННОРАЗБОРЧИВИУДИВИТЕЛЬНОЗАСТЕНЧИВВОТНОШЕНИИСВОЕГОСТОЛА

Бурундук постоянно занят добыванием пищи, но он очень привередлив, необыкновенно разборчив и удивительно застенчив в отношении своего стола.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!