СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лингвистический анализ басни Л.Н. Толстого "Старый дед и внучек"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комплексный лингвистический анализ басни "Старый дед и внучек" Л.Н. Толстого рассматривает все используемые в ней языковые средства нацелены на раскрытие замысла автора произведения.

Просмотр содержимого документа
«Лингвистический анализ басни Л.Н. Толстого "Старый дед и внучек"»

Крупская Анна Сергеевна

«Старый дед и внучек» Л.Н. Толстой

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.

Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им в доме всё портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил:

– Что ты это делаешь, Миша?

А Миша и говорит:

– Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Комплексный лингвистический анализ

Стиль текста – художественный. Тип речи – повествование.

Текст содержит описание бытовой сцены из жизни обычной семьи: отношения между стариком-отцом, его сыном и невесткой, а также их маленьким сыном. Сюжет основан на взаимоотношениях между людьми, их чувствах и переживаниях. В данном случае – это забота о старом и немощном человеке, сыновья любовь и сострадание.

Семантическое пространство текста

Ключевыми словами являются следующие: старик, сын, невестка, портит, сынишка, лоханка, обижали, ухаживать.

Концептосфера текста включает следующие базовые концепты: «старость», «уход за пожилыми людьми», «семья», «забота о близких», «уважение к старшим». Концепты связаны между собой и образуют единую смысловую структуру текста. В центре концептосферы находится концепт «старость»: автор описывает физические изменения, которые происходят с человеком в пожилом возрасте: «Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было». Концепты «уход за пожилыми людьми» и «забота о близких» тесно связаны со «старением» и отражают необходимость внимательного и заботливого отношения к пожилым родственникам и другим членам семьи. «Семья» и «уважение к старшим» являются важными ценностными концептами, на которых строится основная идея текста: семья должна заботиться о своих пожилых членах, уважать их и быть готовым к тому, чтобы самим столкнуться с проблемой ухода за пожилыми родителями или другими родственниками.

Денотативное пространство текста

Событийная макроструктура текста

Авторская точка зрения прямо не выражена, подана имплицитно. Но Л.Н. Толстой через образ маленького внука отразил не только свою собственную позицию, но и главную мораль всей басни. Эту мораль можно выразить пословицей: «Что посеешь, то и пожнешь».

Микропозиции:

  • дед стал старым, немощным;

  • сын и невестка перестали сажать деда за стол;

  • деду подали обед в чашке, но он ее уронил и разбил;

  • невестка начала ругать деда за то, что он портит вещи в доме;

  • дед вздохнул, но ничего не сказал в ответ;

  • муж и жена увидели, что их сын делает лохань;

  • сын объяснил, что лохань нужна для того, чтобы кормить их в старости.

Лексико-семантическая репрезентация текстового события

Всю басню можно условно разделить на две части, которые существенно отличаются друг от друга, – события, произошедшие до диалога, и сам диалог. В первой части басни преобладает глагольная лексика, которая отражает состояние и переживания старика: стал, не ходили, не видели, не слышали, ел, текло, перестали сажать, давали обедать, снесли, хотел, уронил, разбил, стала бранить, портит, вздохнул. Во второй части произведения, помимо глагольной лексики, добавляются слова разговорной речи: «сынишка», «слаживает», «поглядели», «лоханка», «дощечки».

Художественное время и способы его текстового воплощения

Основной способ воплощения – прошедшее время глаголов совершенного вида: стал, перестали, снесли, уронил, разбил, сказал(-а), вздохнул, спросил, поглядели, заплакали. Но создается ощущение обычного времени, не заключенного в какой-то точке прошедшего, так как, во-первых, используются глаголы несовершенного вида: ходили, видели, слышали, ел, текло, давали, хотел, обижали; во-вторых, в диалогах героев встречаются формы настоящего времени: портит, сидят, смотрят, играет, слаживает, делаешь, говорит, делаю. Временные ориентиры в тексте не даны, но мы можем предположить, что ситуация из прошлого, когда старик уронил и разбил чашку, произошла в дневное время суток, между 12:00 и 14:00.

Пространство обозначается границами дома, закрытое и точечное. Но происходит авторская попытка расширить ограниченное пространство засчет маленького внука: «сынишка их на полу дощечками играет».

Эмотивное пространство текста

Автор строит свой рассказ таким образом, что эмоции на протяжении всего повествования постоянно меняются. Толстой отображает недовольство и негативное отношение невестки к деду. Она бранит старика за то, что он «все портит и чашки бьет». Это не только демонстрирует отсутствие симпатии и заботы к нему, но также передает негативное настроение, которое персонаж испытывает к герою. Однако после того, как услышали слова своего сына о том, чтобы кормить их из «лоханки» в старости, у них возникло чувство стыда и они начали ухаживать за ним, герои раскаиваются: «Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали». Таким образом, происходит переход от небрежного отношения к глубокой заботе.

Если говорить о старике и внуке, то их эмоции не претерпевают особых изменений. Вначале повествования дед принимает плохое отношение невестки к нему, лишь «только вздохнул».

Авторская позиция хоть и имплицитна, но мы можем сделать вывод, что она заключается в демонстрации отношений между поколениями, семейных ценностей и уважения к старшим. Вместе с тем, автор обращает внимание на то, как дети могут быть чувствительными и заботливыми даже в самом раннем возрасте, и как важно с самого начала воспитывать в них уважение и любовь к своим родителям.

В тексте также присутствуют образы пренебрежения и жестокости со стороны сына и невестки: «перестали его за стол сажать», «давали ему обедать за печкой», «стала бранить», «он им в доме все портит». Однако, в конце рассказа появляется и положительный образ: мальчик Миша, который, несмотря на свою детскую наивность, проявляет заботу о своих родителях в будущем. Это дает надежду на то, что негативные эмоции, присутствующие в рассказе, могут быть компенсированы положительными. Толстой использует прием контраста, чтобы противопоставить личности двух взрослых людей и совсем юного мальчики. Это способствует еще большему воздействию на читателя, созданию особого пафоса произведения.

Структурная организация текста

Басня – короткий рассказ, поэтому деления на части, главы в нем нет. Текст делится на несколько абзацев, между которыми органично вплетается диалогическая речь. Насчитываются 6 простых предложений и 10 сложных. Присутствует прямо сформулированный моральный вывод, придающий рассказу аллегорический смысл.

Текст состоит из трех ССЦ:

  • небрежное отношение к старику;

  • внук повторяет такое же «заботливое» отношение по отношению к его родителям;

  • муж и жена осознают собственные плохие помыслы к старшему поколению.

В басне преобладает повествование с элементами описания чувств героев: «только вздохнул», «заплакали», «стало стыдно». Рассказ ведется от третьего лица.

Диалог, представленный в тексте, является примером бытового общения между членами семьи: мужем, женой и их сыном. В нем используется общеупотребительная лексика, отражающая повседневную жизнь семьи. Встречаются просторечные выражения: батюшка, матушка, что подчеркивает близость и доверительность отношений между героями. В диалоге присутствуют простые предложения, характерные для разговорной речи. Заметна тенденция к использованию уменьшительно-ласкательных суффиксов: сынишка, лоханка. Диалог написан простым, доступным языком, без использования сложных оборотов и метафор. Это подчеркивает реалистичность ситуации и характеров героев.

Связность текста

Текст связан с помощью следующих средств:

  • временная последовательность событий: события развиваются в хронологическом порядке от прошлого к настоящему;

  • лексические и синтаксические связи: используются лексические повторы, например, «дед», «старик», а также параллельные конструкции для усиления связности текста;

  • обрамление сюжета: текст начинается с описания немощи старика и заканчивается изменением отношения к нему со стороны членов семьи;

  • развитие характеров персонажей: через их действия и диалоги раскрываются характеры героев, их чувства и мотивы.

В данном тексте представлены различные логико-семантические связи, которые обеспечивают связность и последовательность повествования:

  • причинные связи: «Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали… и когда он ел…» – эти предложения связаны причинно-следственной связью, так как возраст и состояние здоровья деда приводят к тому, что ему становится трудно есть за столом;

  • временные связи: «Стал дед очень стар… перестали его за стол сажать… уронил и разбил…» – события следуют одно за другим, показывая, как изменяется жизнь деда с возрастом;

  • целевые связи: «Когда вы с матушкой старые будете…» – это предложение представляет собой пример целевой связи, так как сын делает лоханку для кормления своих родителей не только из заботы о них, но и с целью облегчить их старость;

  • связка «и когда»: «и когда он ел… уронил и разбил» – этот союз связывает два события во времени, показывая их последовательность;

  • союз «а»: «а давали ему обедать…» – эта связка используется для противопоставления действий и событий;

  • местоимение «что»: «Что ты это делаешь, Миша?» – используется для выражения вопроса или запроса информации.

Текстообразующие грамматические связи в этом тексте – это в основном различные формы глагола: ходил, видел, слышал, давал, бить, слаживать; и формы местоимений: он, его, свою, вам, вас, свою. Также используются предлоги: у, не, за, в, по; союзы: и, чтобы, а, что. Союз «да» автор использует неслучайно: Толстой таким образом воссоздает речь того времени.

Прагматические связи – образные, в тексте воплощаются в художественных средствах выразительности. Например, гипербола «все портит» – выражение преувеличено, но оно используется для передачи негативного отношения невестки к старику.

Коммуникативная организация текста

В рассказе встречаются следующие регистры:

  • информативный регистр: «Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было.»

  • волюнтивный регистр: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.»

  • репродуктивный регистр: «Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.»

Тема-рематическая структура – каноническая ступенчатая. Из рематических доминант чаще всего встречается динамическая. Средства актуализации содержания – в тексте предложения в основном сложные (и сложносочиненные, и сложноподчиненные).

В данном тексте используются преимущественно слова и выражения, характерные для русской разговорной речи того времени. Лексические единицы отображают быт и социальные отношения крестьянской семьи. Встречаются устаревшие слова, такие как «батюшка», «матушка», «бранить»; предмет быта той эпохи «печка», который придает тексту особый колорит. Интересным является выбор лексической единицы «лоханка». Это слово вызывает ассоциации с простотой деревенской жизни и отражает отношение героев к деду как к обузе.

В рассказе синтаксические структуры не повторяются с высокой частотностью. Встречаются простые предложения, сложносочиненные предложения и сложноподчиненные предложения. Заметна тенденция к использованию простых предложений, что придает тексту особую простоту и лаконичность.

Так как текст написан в художественном стиле, то можно заметить свободный порядок слов: «ноги у него не ходили», «у него текло назад изо рта», «снесли ему раз обедать в чашке», «когда вы с матушкой старые будете».

Таким образом, комплексный лингвистический анализ басни «Старый дед и внучек» Л.Н. Толстого показал, что все используемые в нем языковые средства нацелены на раскрытие замысла автора произведения – обозначить важность заботы о близких, особенно о старших членах семьи, которые нуждаются в поддержке и внимании. Толстой призывает читателей к уважению и любви к своим родным и к пониманию того, что старость приходит ко всем, и каждый должен быть готовым проявить заботу по отношению к своим родственникам.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!